Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Общая физиология возбудимых тканей.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ. 1. Понятия возбудимость и раздражимость, возбудимые и невозбудимые ткани. Раздражители: определение, их виды, характеристика. Открытие животного электричества. Мембранный потенциал покоя: его схема, параметры, механизм формирования.
2. Потенциал действия: понятие, схема потенциала действия (фазы), его параметры, механизм возникновения. Восстановительный период. Явление аккомодации возбудимой ткани.
3. Параметры возбудимости ткани: порог, полезное время и хронаксия, критический наклон, лабильность- понятие, способы определения. Сравнение возбудимости различных тканей – нерва, мышцы, секреторной клетки.
4. Сравнительная характеристика локального потенциала и потенциала действия. Закон “все или ничего“. Фазовые изменения возбудимости ткани во время ее возбуждения - потенциала действия (график), их механизм.
5. Действие постоянного тока на ткань: полярный закон и опыты его доказывающие, механизм действия постоянного тока, электротон, катодическая депрессия.
6. Нервное волокно: функциональное значение отдельных структурных элементов, классификация нервных волокон, механизм проведения возбуждения по мякотным и безмякотным волокнам, закономерности проведения возбуждения по нервному волокну и опыты их доказывающие.
7. Нервно-мышечный синапс: доказательства его наличия, назначение отдельных структурных элементов, механизм проведения возбуждения, особенности проведения в синапсе по сравнению с нервным волокном и опыты, их доказывающие.
8. Скелетная мышца: значение отдельных структурных элементов мышечного волокна, понятие о структурной и функциональной единице изолированной мышцы и двигательного аппарата организма, классификация двигательных единиц, физиологические свойства скелетной мышцы и ее функции.
9. Механизм сокращения и расслабления скелетной мышцы: значение потенциала действия ионов кальция, тропонина и тропомиозина, миозиновых мостиков, АТФ.
10. Типы мышечных сокращений. Одиночное сокращение изолированной мышцы: его фазы, факторы, влияющие на силу сокращения. Энергетическое обеспечение сокращения и расслабления мышц. Коэффициент полезного действия мышцы.
11. Тетаническое сокращение изолированной мышцы: понятие о тетанусе, механизм, факторы, влияющие на величину тетануса, оптимум и пессимум частоты раздражения. Механизм тетануса в естественных условиях. Работа скелетной мышцы, ее утомление.
12. Гладкая мышца: значение для организма, функциональная единица, отличия потенциала покоя и потенциала действия от таковых скелетной мышцы, свойства.
II. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
1. Понятие о гомеостазе и механизмах его подержания. Принципы и механизмы регуляции функций. Единство и особенности нервной и гуморальной регуляции функций. Виды влияния нервной системы на органы и ткани. 2. Рефлекторный принцип нервной регуляции. Развитие концепции о рефлексе и рефлекторной дуге (Декарт, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин). Саморегуляция и ее проявления. Общая схема функциональной системы регуляции констант организма (по П.К.Анохину).
3. Нейроны ЦНС: классификация, их функциональные структуры, величина потенциала покоя и потенциала действия. Свойства нервных клеток. Виды связей между нейронами в ЦНС.
4. Классификация синапсов ЦНС, физиологическая оценка синапсов разных классов, медиаторы синапсов ЦНС и их функциональное значение. Механизм возбуждения нейронов ЦНС,, ВПСП и его свойства, роль кальция, место возникновения ВПСП и потенциала действия, роль дендритов.
5. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров, определяющиеся свойствами нейронов, контактов между ними и особенностями структурной организации центра..
6. Методы исследования функций ЦНС. Анатомо-клинический, экспериментальные методы (раздражения, экстирпации и перерезок), методы регистрации потенциалов, стереотаксические методики, микроэлектродная техника, современные методы исследования мозга – различные способы сканирования.
7. Процессы торможения в ЦНС: экспериментальные данные (И.М.Сеченов, Мегун), механизм постсинаптического и пресинаптического торможений, посттетаническое и пессимальное торможение. Значение торможения.
8. Координационная деятельность ЦНС: понятие о координации, принципы координационной деятельности ЦНС. Понятие о сегментарном и надсегментарном принципе деятельности нервных центров.
9. Роль спинного мозга в регуляции функций организма: вегетативные и соматические центры и их значение. Состояние тонуса мышц спинального животного. Спинальный шок. Значение афферентной и эфферентной импульсации.
10. Продолговатый мозг и мост: центры и соответствующие им рефлексы, их отличия от рефлексов спинного мозга, состояние мышечного тонуса бульбарного животного, схема, объясняющая механизм его происхождения.
11. Средний мозг: основные структуры и их функции, статические и статокинетические рефлексы. Состояние мышечного тонуса мезенцефального животного.
12. Ретикулярная формация: расположение в ЦНС, связи ее ядер, особенности свойств нейронов, восходящие влияние ретикулярной формации и опыты, их доказывающие, типы вызванных ответов. Нисходящие влияния ретикулярной формации и опыты, их доказывающие. Схема, отражающая участие ретикулярной формации в регуляции мышечного тонуса.
13. Мозжечок: афферентные и эфферентные связи, роль мозжечка в регуляции тонуса мышц в обеспечении двигательной активности. Симптомы поражения мозжечка. 14. Промежуточный мозг: структуры и их функции. Роль таламуса и гипоталамуса в регуляции гомеостаза организма и осуществлении сенсорной функции.
15. Центральные механизмы организации движений. Пирамидная и экстрапирамидная системы: главные структуры функции. Стриопалидарная система, и ее функции.
16. Лимбическая система: структуры и их связи, ее роль в регуляции вегетативных функций, в формировании мотиваций и осуществлении эмоциональных и поведенческих приспособительных реакций, в процессах памяти.
17. Функции новой коры, функциональное значение первой и второй соматосенсорных зон, моторные зоны коры больших полушарий (их локализация и функциональное значение). Полифункциональность корковых областей, функциональная пластичность коры.
18. Вегетативная нервная система: функциональные отличия от соматической нервной системы, особенности симпатического и парасимпатического отделов, их влияния, механизм передачи возбуждений в вегетативных ганглиях и на рабочий орган (виды рецепторов, медиаторы).
III. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ 1. Эндокринная система и гормоны. Функциональное значение гормонов. Гормоны как носители информации. Гормоны как элементы регуляторных систем. Функциональная классификация гормонов. Механизм их действия. 2. Общие принципы регуляции функций эндокринных желез. Гипоталамо-гипофизарная система. Функции аденогипофиза. Функции нейрогипофиза 3. Функции коры надпочечников. Регуляция секреции и физиологические эффекты минералокортикоидов. Регуляция секреции и физиологические эффекты глюкокортикоидов. Функции мозгового вещества надпочечников 4. Щитовидная железа: регуляция образования и транспорт иодированных гормонов, роль иодированных гормонов и кальцитонина. Функции паращитовидных желез.
5. Деятельность эндокринных тканей в органах, обладающих неэндокринными функциями. Эндокринные функции поджелудочной железы. Эндокринные функции половых желез. Эндокринная функция плаценты. Эндокринные функции почек IV. СИСТЕМА КРОВИ
1. Кровь как составная часть внутренней среды организма. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостазис. Понятие о системе крови (Г.Ф. Ланг). Функции крови. Количество крови в организме и методы его определения.
2. Состав крови. Гематокрит. Состав плазмы. Основные физико-химические константы крови, их показатели, факторы, на них влияющие, значение поддержания их постоянства. Буферные системы крови. Понятие о щелочном резерве.
3. Эритроциты: количество, методы подсчета, функции. Понятие об эритроне. Нервная и гуморальная регуляция эритропоза.
4. Гемоглобин: свойства, соединения гемоглобина, количество Нв, методы его определения. Цветовой показатель: понятие, формула расчета, значение для клиники. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, на нее влияющие. Понятие о кислородной емкости крови. Метаблизм гемоглобина.
5. Лейкоциты: количество, методы подсчета, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Физиологический лейкоцитоз: понятие, виды. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза.
6. Понятие о группах крови и системах групповых антигенов. Группы крови систем АВО: открытие, сочетания агглютининов и агглютиногенов этой системы в крови людей, их стандартные обозначения. Правила переливания крови. Основные требования к кровозаменяющим растворам.
7. Группы крови систем Rh-Hч: открытие, антигенный состав, значение для клиники. Краткая характеристика других систем антигенов (M, N, S, P и др.). Понятия о лейко- и тромбоцитарных антигенах
8. Свертывание крови: понятие, ферментативная теория (Шмидт, Моравиц), три группы факторов, свертывания. Предфаза (первичный или сосудисто-тромбоцитарный гемостаз): последовательность процессов, роль тромбоцитов, оценка состояния системы первичного гемостаза.
9. Вторичный (коагуляционный) гемостаз: последовательность процессов (3 фазы, факторы, участвующие в каждой фазе, схема, отражающая процесс взаимодействия этих факторов), оценка состояния системы вторичного гемостаза. Рефракция сгустка.
10. Послефаза процесса свертывания крови - фибринолиз. Три фазы фибринолиза. Противосвертывающая система: понятие, первичные и вторичные антикоагулянты. Регуляция процессов свертывания крови.
12. Регуляция постоянства клеточного состава крови. Роль нервной системы и гуморальных факторов. Гемопоэтины.
VI. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. Дыхание: определение, значение, 5 этапов дыхательного процесса. Понятие о внешнем дыхании. Функциональное значение легкого, воздухоносных путей и грудной клетки в процессе дыхания. Негазообменные функции легких. 2. Механизм вдоха и выдоха: причины расширения грудной клетки и легкого и поступления воздуха в альвеолы при вдохе; причины уменьшения объема грудной клетки и легкого и выход воздуха из легкого в атмосферу при выдохе. Отрицательное давление в плевральной щели: понятие об отрицательном давление, его величина, происхождение, значение. 3. Вентиляция легких: легочные объемы и емкости (понятия, показатели), минутный объем воздуха - МОВ, максимальная вентиляция легких - МВЛ. Состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. 4. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью: движущая сила газообмена, показатели парциального давления O2 и СО2 в альвеолярном воздухе и напряжения этих газов в артериальной венозной крови и в тканях. Факторы, способствующие газообмену в легком. 5. Транспорт О2 и СО2 кровью: соединения, содержащиеся в артериальной и венозной крови, анализ кривой, образования и диссоциации оксигемоглобина и карбогемоглобина и факторы, на них влияющие (анализ кривой). Газообмен между кровью и тканями: движущая сила, вспомогательные факторы. 6. Структурно-функциональная характеристика дыхательного центра: локализация (по экспериментальным данным), нейронная организация дыхательного центра, автоматия и ее происхождение. Роль гуморальных факторов в регуляция интенсивности дыхания. 7. Рефлекторная саморегуляция вдоха и выдоха: роль блуждающих нервов (рефлексы Геринга-Брейра) и проприорецепторов дыхательных мышц (экспериментальные доказательства), схема саморегуляции вдоха и выдоха. 8. Особенности дыхания и его регуляция при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Гипербарическая оксигенация. Искусственное дыхание. 9. Характеристика функциональной системы, поддерживающей постоянство газового состава крови и ее схема.
VI. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 1. Общая характеристика пищеварительной системы: значение пищеварения для организма, сущность пищеварения, пищеварительные и не пищеварительные функции ЖКТ, общие закономерности деятельности пищеварительной системы, типы пищеварения.
2. Пищеварение в полости рта: состав и количество слюны, пищеварительные и не пищеварительные ее функции, механизм образования, приспособительный характер работы слюнных желез, регуляция слюноотделения. Механизм глотания.
3. Пищеварение в желудке: состав и количество желудочного сока, функции различных составных частей желудочного сока (ферментов, слизи, соляной кислоты), особенности сока фундального и пилорического отделов желудка. Приспособительный характер желудочной секреции, фазы желудочной секреции и нейрогуморальные механизмы их регуляции. Моторика желудка и ее регуляция, переход химуса из желудка в 12-ти перстную кишку.
4. Пищеварение в 12-ти перстной кишке: общая характеристика, рефлекторная и гормональная функция 12-перстной кишки. Роль поджелудочной железы в пищеварении (состав, количество, ферменты сока поджелудочной железы,), регуляция панкреатической секреции
5. Печень: ее роль в пищеварении (состав желчи, ее значение, регуляция желчеобразования и желчевыделения), не пищеварительные функции печени.
6. Пищеварение в тонкой кишке: количество, состав и значение различных фракций пищеварительного сока тонкой кишки, регуляция ее секреции, полостное и мембранное пищеварение. Виды сокращений тонкой кишки и их регуляция.
7. Пищеварение в толстой кишке: отделы толстой кишки и их иннервация, переход химуса из тонкой кишки в толстую кишку, количество, состав и значение сока толстой кишки, значение микрофлоры, моторика и ее регуляция.
8. Всасывание в желудочно-кишечном тракте: интенсивность всасывания в различных отделах, механизмы всасывания и опыты, их доказывающие; регуляция всасывания.
9. Физиологические основы голода и насыщения. Периодическая деятельность желудочно-кишечного тракта. Механизмы активного выбора пищи и биологическое значение этого факта.
X. ВЫДЕЛЕНИЕ 1. Значение выделения для организма, роль различных органов в выполнении выделительной функции. Структурно-функциональная характеристика почки: функциональная единица почки, особенности ее кровоснабжения, функции почек.
2. Мочеобразование. Механизм клубочковой фильтрации, факторы, определяющие процесс фильтрации, состав первичной мочи, ее объем. Клиренс (коэффициента очищения). Механизмы реабсорбции и секреции в проксимальных извитых канальцах: (объем реабсорбции, пороговые и беспороговые вещества); секреция (секретируемые вещества, механизм секреции).
3. Поворотно-противоточная система почки. Значение дистальных извитых канальцев и собирательных трубок нефрона в формировании конечной мочи, секреция и реабсорбция электролитов, воды и мочевины, гормональный механизм регуляции этих процессов. Состав и количество конечной мочи.
4. Роль почек в поддержании физиологических констант: механизм регуляции осмотического давления, рН, объема жидкости в организме, содержания электролитов, артериального давления.
5. Механизм мочевыведения. Функции мочевого пузыря. Нервная и гормональная регуляция выделительной функции почек.
ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС
1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС плода, двигательная активность плода.
2. Процесс созревания ЦНС, особенности гематоэнцефалитического барьера и кровоснабжения мозга, электрофизиологические показатели нейронов ЦНС детей различного возраста.
3. Спонтанные движения новорожденного, состояние мышечного тонуса детей различного возраста. Характеристика рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста.
4. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного.
5. Двигательные рефлексы новорожденного, характеристика ориентировочного рефлекса.
6. Роль взаимодействия структуры и функции в развитии двигательной активности ребенка. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте от 2-х до 4-х месяцев.
7. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте 5-9 месяцев.
8. Развитие двигательной активности ребенка в возрасте 9-12 месяцев.
9. Развитие двигательной активности ребенка от 1 до 12 лет (характерные этапы: 2 года, 3 года, 7-12 лет).
10. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста.
11. Оценка влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у детей. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ 1. Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности кроветворения у детей разного возраста.
2. Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе.
3. Физико-химические свойства крови новорожденных детей.
4. Динамика показателей физико-химических свойств крови в онтогенезе.
5. Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.
6. Особенности гемоглобина плода и динамика его прохода в гемоглобин взрослого.
7. Изменения тромбоцитов, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы в онтогенезе.
8. Становление системы свертывания крови в онтогенезе.
9. Формирование групповых признаков и становление иммунитета в онтогенезе.
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ 1.Особенности кровообращения плода.
2.Особенности кровоснабжения различных органов плода (по содержанию O2) и их причины.
3.Изменения кровообращения при рождении ребенка и их причины. Структурно-функциональные особенности сердца, аорты и легочной артерии новорожденного ребенка.
4.Частоты сердцебиений, минутный объем и давление в полостях сердца у новорожденного ребенка и последующие возрастные периоды.
5.Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Скорость распространения пульсовой волны.
6.Варианты форм подросткового сердца. Особенности функций сердечно-сосудистой системы, характерные для каждого из этих вариантов.
7.Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка, направление электрической и анатомической осей сердца и причины их изменения с возрастом.
8.Типы ЭКГ в возрасте 1-7 лет и 12 - 18 лет.
9.Особенности тонов сердца плода, сроки появления тонов, особенности ФКГ плода новорожденного.
10.Функциональные шумы, сроки их появления, отличие от тонов сердца.
11.Механизм регуляции деятельности сердца плода и их особенности. Сроки формирования регуляторных механизмов сердца в онтогенезе.
12.Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом.
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
1. Дыхательная система плода: состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значения.
2. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью плода, напряжение и содержание газов в крови, факторы, способствующие обеспечению тканей плода О2.
3. Характеристика органов дыхания новорожденного, механизм первого вдоха.
4. Дыхание новорожденного: показатели вентиляции легких, регуляция дыхания.
5. Особенности газообмена в легком и транспорта газов кровью у новорожденного.
6. Развитие легких в онтогенезе, типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма.
7. Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы воздуха, жизненная емкость легких.
8. Особенности газообмена в легких и транспорта газов кровью у детей грудного и более старшего возраста.
9. Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста, в период полового созревания, при мышечной работе.
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ 1. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте.
2. Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, сроки созревания слюнных желез, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания.
3. Особенности пищеварения в желудка у детей 1-го года жизни: особенности строения желудка, желудочный сок, регуляция его функций.
4. Особенности пищеварения в тонкой кишке новорожденных и грудных детей: структурные особенности, соотношение типов пищеварения и всасывания женского и коровьего молока.
5. Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей, роль желчи в пищеварении.
6. Структурно-функциональные особенности толстой кишки детей 1-го года жизни: длина кишки, ферменты, микрофлора, дефекация.
7. Особенности двигательной активности желудочно-кишечного тракта и всасывания у детей 1-го года жизни.
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ
1. Структурно-функциональная характеристика почки плода и новорожденного, условия, в которых почка новорожденного способна поддерживать гомеостазис.
2. Причины легкого возникновения глюкозурии у грудных детей, отеков и лихорадочного состояния даже при умеренных солевых нагрузках.
3. Особенности объема диуреза, состава мочи и экстраренальной потери воды у детей, их причины.
4. Особенности мочеобразования у грудных детей и их причины. Влияние искусственного вскармливания детей на функцию почек и питьевой режим. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ 1. Структурно-функциональные особенности анализаторов в различные периоды онтогенеза.
2. Физиология зрительного анализатора детей: особенности движения глаз, функционирование слезных желез, зрачковый рефлекс.
3. Особенности оптической системы глаз детей различного возраста: свойства хрусталика и роговицы, дальнозоркость и близорукость, и их причины, профилактика близорукости.
4. Острота зрения, поле зрения, предметное зрение (восприятие формы предмета) у детей различного возраста и их совершенствование. Цветовое зрение.
5. Особенности светочувствительности зрительного анализатора в онтогенезе, способы ее определения; особенности адаптации.
6. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора в онтогенезе.
7. Структурно-функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе.
8. Становление различных видов чувствительности кожного анализатора в онтогенезе.
9. Структурно-функциональные особенности вкусового и обонятельного анализаторов в онтогенезе. ФИЗИОЛОГИЯ ВНД 1. Особенности ВНД новорожденного: последовательность появления различных условных рефлексов и их характеристика, эмоции новорожденного.
2. Особенности ВНД грудных детей: характеристика условных рефлексов, эмоциональные реакции, развитие речи.
3. Импринтинг как особая форма реагирования новорожденных и детей грудного возраста. Формы импринтинга, его отличия от условных и безусловных рефлексов.
4. Особенности ВНД детей ясельного периода (от 1 года до 3-х лет): характеристика условных рефлексов, особенности поведения, развитие речи.
5. Особенности ВНД детей дошкольного периода (3-7 лет), младшего школьного возраста (у девочек 7-11 лет, у мальчиков 7-13 лет) и подросткового возраста (пубертатный период): у девочек 11-15 лет, у мальчиков 13-17 лет.
6. Типологические особенности ВНД детей, роль воспитания в формировании типа ВНД.
7. Сон детей различного возраста: продолжительность, многоразовость, соотношение быстрого и медленного сна.
8. Особенности электроэнцифалограммы в различные периоды онтогенеза. ЗАДАЧА 1 10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек). результаты исследований:
Вопросы: 1) Нарушение каких процессов мочеобразования при заболевании почек приводит к появлению белка в моче? 2) Опишите возможные механизмы возникновения отёков? 3) Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в развитии отеков? 4) Соответствует ли норме АД? Какие основные факторы в норме определяют величину АД? Каковы возможные причины его повышения? 5) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае? ЗАДАЧА 2 Больному была проведена операция, во время которой ему было перелито 2 л консервированной крови и на I час его подключали к аппарату искусственного кровообращения. После операции наблюдается кровотечение из раны. Пульс - 96 уд/мин. АД -100/70 мм рт. ст. Анализ крови:
Вопросы: 1) Оцените результаты анализа крови. Каковы причины отклонения показателей от нормы? Назовите соответствующие состояния принятыми терминами. Какие действия следует предпринять для улучшения показателей крови? 2) Оцените показатели деятельности сердечно-сосудистой системы, 3) Назовите причины кровотечения данного больного. 4) Какие гормоны и БАВ регулируют уровень Са++ в крови? 5) В процессе обмена какого вещества в организме образуется билирубин и в каком виде он выводится из организма?
ЗАДАЧА 3 Известно, что в детском возрасте отсутствует разница в количестве эритроцитов в крови мальчиков и девочек. У взрослых мужчин количество эритроцитов в единице объема крови больше, чем у женщин. В старческом возрасте эта разница вновь почти исчезает. Вопросы: 1) Каков физиологический механизм этих различий у людей в возрасте 16-60 лет? 2) Какие факторы определяют количество эритроцитов в крови? 3) Что представляет себе система крови? 4) Назовите основные вещества, необходимые для эритропоэза и источники поступления этих веществ в костный мозг. 5) Где образуются эритроциты, их срок жизни и где они разрушаются? 6) Какие нервные влияния ми гуморальные факторы принимают участие в регуляции эритропоэза? ЗАДАЧА 4 После операции на желудочно-кишечном факте больной 10 дней находился на парентеральном питании. Ему ежедневно вводилось до 4-х литров жидкости - растворы 0,9 % NаС1, Рингера-Локка, 5 % глюкозы, и другие. Больной в послеоперационном периоде потерял 10 кг массы тела.
Вопросы: 1) Оцените анализ крови, назовите норму для каждого показателя, обозначьте соответствующими терминами. О чем свидетельствуют показатели состояния красной крови? 2) Оцените состояние микроциркуляции. 3) Проанализируйте функцию почек 4) Изменился ли у данного больного гормональный контроль деятельности почек'? 5) Почему у больного значительная потеря массы тела? Как можно рассчитать идеальный вес для конкретного человека? ЗАДАЧА 5 При анализе условий труда в кузнечном цехе установлено: температура воздуха в зоне работы +З00С, движение воздуха отсутствует. Работа заключается в перемещении нагретых деталей весом 2-3 кг в течение всего рабочего дня. К концу рабочей смены снижение массы тела у рабочих составляет 2-3 кг. Калорийность суточного рациона в среднем около 3500 ккал. Вопросы: 1) Чем объясняется снижение массы тела у рабочих к концу смены0 2) Какие способы теплоотдачи вы знаете, какие из них эффективны в данных условиях? 3) Какие изменения водно-соляного обмена возможны в организме человека в данных условиях? 4) Изменится ли состав и физиологические свойства крови у рабочих к концу смены? 5) Изменится ли диурез в этих условиях? Как и почему? Каковы механизмы этих изменений? 6) Какие изменения можно обнаружить в деятельности сердечно-сосудистой системы работающих в этих условиях? ЗАДАЧА 6 10- летний мальчик направлен на лечение в больницу в связи с сильным кровотечением после удаления зуба. Исследования крови дали следующие результаты:
Вопросы: 1) Каковы возможные причины кровотечения у данного пациента? 2) Какие физиологические механизмы обеспечивают остановку кровотечения (гемостаз)? Что представляет собой коагуляционный гемостаз, и какие основные факторы принимают участие в нем? 3) Каким образом регулируется эритропоэз? Какие факторы необходимы для эритропо-эза? 4) Назовите и поясните пути поступления Са2+ в организм и выведения Са2+ из организма? 5) Опишите механизмы регуляции уровня Са2+в крови? ЗАДАЧА 7 При анализе крови установлено, что у больного содержание белков плазмы крови составляет 50 г/л. Вопросы: 1) Сравните с нормой, обозначьте состояние соответствующим термином. Перечислите функции белков плазмы крови. 2) Какие причины могут привести к подобной гипопротеинемии? Какие дополнительные исследования надо провести, чтобы выявить конкретную причину? 3) Как изменится объем интерстициальной жидкости у больного, поясните причины возникших изменений? 4} Изменилось ли эффективное фильтрационное давление в капсуле нефронов у данного пациента? Как рассчитывается ЭФД? 5) Какие физиологические характеристики крови могут при этом измениться? ЗАДАЧА 8 Больному по медицинским показаниям произведена резекция пилорической части желудка. Вопросы: 1) Какие функции выполняет желудок? Каковы особенности функции каждою из его отделов? 2) Какие функции желудка будут нарушены после такой операции? Возможна ли их компенсация? 3) Изменится ли у больного переваривание пищевых веществ'? 4) Как следует изменить режим питания у этого больного? 5) Возможно ли нарушение эритропоэза данного больного и почему?
ЗАДАЧА 9 Спортсмен во время марафонского бега потерял 4 л воды за счет усиленного потоотделения. Вопросы: 1) Каков механизм и значение усиленного потоотделения в этом случае? Каковы механизмы компенсации уменьшающегося объема циркулирующей крови (ОЦК)? 2) Дайте классификационную характеристику потоотделительного рефлекса. 3) Как изменится деятельность почек в это время? 4) Как и почему будет изменяться концентрация глюкозы в крови и гормонов, регулирующих концентрацию глюкозы? 5) Изменится ли состав и физиологические свойства крови во время пробега? ЗАДАЧА 10 В результате травмы у больного полностью разрушены передние корешки всех поясничных и трех верхних крестцовых сегментов спинного мозга слева0 Вопросы: 1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут - фазные тонические, произвольные, непроизвольные? 2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как и почему? 3) Какие спинальные рефлексы при раздражении кожи голени и стопы слева будут регистрироваться, а какие нет? 4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи? 5) Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен? 6) Изменится ли кровообращение в мышцах левой нижней конечности? Задача 11 В результате травмы у больного полностью разрушены задние корешки всех поясничных и трех верхних крестцовых сегментов спинного мозга слева. Вопросы: 1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут - фазные тонические, произвольные, непроизвольные? 2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как и почему? 3) Какие спинальные рефлексы на левой нижней конечности можно зарегистрировать при раздражении кожи голени и стопы а) левой нижней конечности, б) правой нижней конечности? 4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи? 5) Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен? 6) Изменится ли кровообращение в мышцах левой нижней конечности?
ЗАДАЧА 12. Человек привычно жует жевательную резинку. Вопросы: 1) Как изменится слюноотделение? Каков механизм регуляции слюноотделения? 2)Что произойдет с дыханием при проглатывании слюны? Каков механизм этого явления? 3) Какая фаза желудочной секреции активируется в данной ситуации? Ее механизм. 4) Какие гормоны участвуют в желудочной фазе секреции желудочного сока? Образуются ли они в данном случае? 5) Почему не рекомендуют жевать жевательную резинку на «голодный желудок»? 6) Будет ли у этого человека выделяться слюна при виде жевательной резинки?
ЗАДАЧА 13 В эксперименте на собаке с фистулой слюнной железы установили следующее: 1) На мясной порошок слюны выделяется больше, чем на мясо, на сухари - больше, чем на хлеб. 2) На вспрыскивание с помощью резиновой груши аскорбиновой кислоты выделяется много жидкой слюны и при виде этой груши собака активно пытается избежать вспрыскивания кислоты, ЧСС и частота дыхания увеличиваются. Вопросы: 1) Объясните различия в секреции слюны на различные пищевые продукты. Как называется эта способность пищеварительных желез? Каковы механизмы этого явления? 2) Какие функции выполняет слюна? Как объяснить секрецию слюны на действие кислоты? 3) Как называется реакция собаки, возникающая при виде груши для вспрыскивания кислоты? Каково ее происхождение и биологическое значение? 4) Как объ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.012 с.) |