I. Общая физиология возбудимых тканей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Общая физиология возбудимых тканей.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

Для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

 

I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ.

1. Понятия возбудимость и раздражимость, возбудимые и невозбудимые ткани. Раздражители: определение, их виды, характеристика. Открытие животного электричества. Мембранный потенциал покоя: его схема, параметры, механизм формирования.

 

2. Потенциал действия: понятие, схема потенциала действия (фазы), его параметры, механизм возникновения. Восстановительный период. Явление аккомодации возбудимой ткани.

 

3. Параметры возбудимости ткани: порог, полезное время и хронаксия, критический наклон, лабильность- понятие, способы определения. Сравнение возбудимости различных тканей – нерва, мышцы, секреторной клетки.

 

4. Сравнительная характеристика локального потенциала и потенциала действия. Закон “все или ничего“. Фазовые изменения возбудимости ткани во время ее возбуждения - потенциала действия (график), их механизм.

 

5. Действие постоянного тока на ткань: полярный закон и опыты его доказывающие, механизм действия постоянного тока, электротон, катодическая депрессия.

 

6. Нервное волокно: функциональное значение отдельных структурных элементов, классификация нервных волокон, механизм проведения возбуждения по мякотным и безмякотным волокнам, закономерности проведения возбуждения по нервному волокну и опыты их доказывающие.

 

7. Нервно-мышечный синапс: доказательства его наличия, назначение отдельных структурных элементов, механизм проведения возбуждения, особенности проведения в синапсе по сравнению с нервным волокном и опыты, их доказывающие.

 

8. Скелетная мышца: значение отдельных структурных элементов мышечного волокна, понятие о структурной и функциональной единице изолированной мышцы и двигательного аппарата организма, классификация двигательных единиц, физиологические свойства скелетной мышцы и ее функции.

 

9. Механизм сокращения и расслабления скелетной мышцы: значение потенциала действия ионов кальция, тропонина и тропомиозина, миозиновых мостиков, АТФ.

 

10. Типы мышечных сокращений. Одиночное сокращение изолированной мышцы: его фазы, факторы, влияющие на силу сокращения. Энергетическое обеспечение сокращения и расслабления мышц. Коэффициент полезного действия мышцы.

 

11. Тетаническое сокращение изолированной мышцы: понятие о тетанусе, механизм, факторы, влияющие на величину тетануса, оптимум и пессимум частоты раздражения. Механизм тетануса в естественных условиях. Работа скелетной мышцы, ее утомление.

 

12. Гладкая мышца: значение для организма, функциональная единица, отличия потенциала покоя и потенциала действия от таковых скелетной мышцы, свойства.

 

II. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

1. Понятие о гомеостазе и механизмах его подержания. Принципы и механизмы регуляции функций. Единство и особенности нервной и гуморальной регуляции функций. Виды влияния нервной системы на органы и ткани.

2. Рефлекторный принцип нервной регуляции. Развитие концепции о рефлексе и рефлекторной дуге (Декарт, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин). Саморегуляция и ее проявления. Общая схема функциональной системы регуляции констант организма (по П.К.Анохину).

 

3. Нейроны ЦНС: классификация, их функциональные структуры, величина потенциала покоя и потенциала действия. Свойства нервных клеток. Виды связей между нейронами в ЦНС.

 

4. Классификация синапсов ЦНС, физиологическая оценка синапсов разных классов, медиаторы синапсов ЦНС и их функциональное значение. Механизм возбуждения нейронов ЦНС,, ВПСП и его свойства, роль кальция, место возникновения ВПСП и потенциала действия, роль дендритов.

 

5. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров, определяющиеся свойствами нейронов, контактов между ними и особенностями структурной организации центра..

 

6. Методы исследования функций ЦНС. Анатомо-клинический, экспериментальные методы (раздражения, экстирпации и перерезок), методы регистрации потенциалов, стереотаксические методики, микроэлектродная техника, современные методы исследования мозга – различные способы сканирования.

 

7. Процессы торможения в ЦНС: экспериментальные данные (И.М.Сеченов, Мегун), механизм постсинаптического и пресинаптического торможений, посттетаническое и пессимальное торможение. Значение торможения.

 

8. Координационная деятельность ЦНС: понятие о координации, принципы координационной деятельности ЦНС. Понятие о сегментарном и надсегментарном принципе деятельности нервных центров.

 

9. Роль спинного мозга в регуляции функций организма: вегетативные и соматические центры и их значение. Состояние тонуса мышц спинального животного. Спинальный шок. Значение афферентной и эфферентной импульсации.

 

10. Продолговатый мозг и мост: центры и соответствующие им рефлексы, их отличия от рефлексов спинного мозга, состояние мышечного тонуса бульбарного животного, схема, объясняющая механизм его происхождения.

 

11. Средний мозг: основные структуры и их функции, статические и статокинетические рефлексы. Состояние мышечного тонуса мезенцефального животного.

 

12. Ретикулярная формация: расположение в ЦНС, связи ее ядер, особенности свойств нейронов, восходящие влияние ретикулярной формации и опыты, их доказывающие, типы вызванных ответов. Нисходящие влияния ретикулярной формации и опыты, их доказывающие. Схема, отражающая участие ретикулярной формации в регуляции мышечного тонуса.

 

13. Мозжечок: афферентные и эфферентные связи, роль мозжечка в регуляции тонуса мышц в обеспечении двигательной активности. Симптомы поражения мозжечка.

14. Промежуточный мозг: структуры и их функции. Роль таламуса и гипоталамуса в регуляции гомеостаза организма и осуществлении сенсорной функции.

 

15. Центральные механизмы организации движений. Пирамидная и экстрапирамидная системы: главные структуры функции. Стриопалидарная система, и ее функции.

 

16. Лимбическая система: структуры и их связи, ее роль в регуляции вегетативных функций, в формировании мотиваций и осуществлении эмоциональных и поведенческих приспособительных реакций, в процессах памяти.

 

17. Функции новой коры, функциональное значение первой и второй соматосенсорных зон, моторные зоны коры больших полушарий (их локализация и функциональное значение). Полифункциональность корковых областей, функциональная пластичность коры.

 

18. Вегетативная нервная система: функциональные отличия от соматической нервной системы, особенности симпатического и парасимпатического отделов, их влияния, механизм передачи возбуждений в вегетативных ганглиях и на рабочий орган (виды рецепторов, медиаторы).

 

III. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

1. Эндокринная система и гормоны. Функциональное значение гормонов. Гормоны как носители информации. Гормоны как элементы регуляторных систем. Функциональная классификация гормонов. Механизм их действия.

2. Общие принципы регуляции функций эндокринных желез. Гипоталамо-гипофизарная система. Функции аденогипофиза. Функции нейрогипофиза

3. Функции коры надпочечников. Регуляция секреции и физиологические эффекты минералокортикоидов. Регуляция секреции и физиологические эффекты глюкокортикоидов. Функции мозгового вещества надпочечников

4. Щитовидная железа: регуляция образования и транспорт иодированных гормонов, роль иодированных гормонов и кальцитонина. Функции паращитовидных желез.

 

5. Деятельность эндокринных тканей в органах, обладающих неэндокринными функциями. Эндокринные функции поджелудочной железы. Эндокринные функции половых желез. Эндокринная функция плаценты. Эндокринные функции почек

IV. СИСТЕМА КРОВИ

 

1. Кровь как составная часть внутренней среды организма. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостазис. Понятие о системе крови (Г.Ф. Ланг). Функции крови. Количество крови в организме и методы его определения.

 

2. Состав крови. Гематокрит. Состав плазмы. Основные физико-химические константы крови, их показатели, факторы, на них влияющие, значение поддержания их постоянства. Буферные системы крови. Понятие о щелочном резерве.

 

3. Эритроциты: количество, методы подсчета, функции. Понятие об эритроне. Нервная и гуморальная регуляция эритропоза.

 

4. Гемоглобин: свойства, соединения гемоглобина, количество Нв, методы его определения. Цветовой показатель: понятие, формула расчета, значение для клиники. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, на нее влияющие. Понятие о кислородной емкости крови. Метаблизм гемоглобина.

 

5. Лейкоциты: количество, методы подсчета, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Физиологический лейкоцитоз: понятие, виды. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза.

 

6. Понятие о группах крови и системах групповых антигенов. Группы крови систем АВО: открытие, сочетания агглютининов и агглютиногенов этой системы в крови людей, их стандартные обозначения. Правила переливания крови. Основные требования к кровозаменяющим растворам.

 

7. Группы крови систем Rh-Hч: открытие, антигенный состав, значение для клиники. Краткая характеристика других систем антигенов (M, N, S, P и др.). Понятия о лейко- и тромбоцитарных антигенах

 

8. Свертывание крови: понятие, ферментативная теория (Шмидт, Моравиц), три группы факторов, свертывания. Предфаза (первичный или сосудисто-тромбоцитарный гемостаз): последовательность процессов, роль тромбоцитов, оценка состояния системы первичного гемостаза.

 

9. Вторичный (коагуляционный) гемостаз: последовательность процессов (3 фазы, факторы, участвующие в каждой фазе, схема, отражающая процесс взаимодействия этих факторов), оценка состояния системы вторичного гемостаза. Рефракция сгустка.

 

10. Послефаза процесса свертывания крови - фибринолиз. Три фазы фибринолиза. Противосвертывающая система: понятие, первичные и вторичные антикоагулянты. Регуляция процессов свертывания крови.

 

12. Регуляция постоянства клеточного состава крови. Роль нервной системы и гуморальных факторов. Гемопоэтины.

 

 

VI. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

1. Дыхание: определение, значение, 5 этапов дыхательного процесса. Понятие о внешнем дыхании. Функциональное значение легкого, воздухоносных путей и грудной клетки в процессе дыхания. Негазообменные функции легких.

2. Механизм вдоха и выдоха: причины расширения грудной клетки и легкого и поступления воздуха в альвеолы при вдохе; причины уменьшения объема грудной клетки и легкого и выход воздуха из легкого в атмосферу при выдохе. Отрицательное давление в плевральной щели: понятие об отрицательном давление, его величина, происхождение, значение.

3. Вентиляция легких: легочные объемы и емкости (понятия, показатели), минутный объем воздуха - МОВ, максимальная вентиляция легких - МВЛ. Состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

4. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью: движущая сила газообмена, показатели парциального давления O2 и СО2 в альвеолярном воздухе и напряжения этих газов в артериальной венозной крови и в тканях. Факторы, способствующие газообмену в легком.

5. Транспорт О2 и СО2 кровью: соединения, содержащиеся в артериальной и венозной крови, анализ кривой, образования и диссоциации оксигемоглобина и карбогемоглобина и факторы, на них влияющие (анализ кривой). Газообмен между кровью и тканями: движущая сила, вспомогательные факторы.

6. Структурно-функциональная характеристика дыхательного центра: локализация (по экспериментальным данным), нейронная организация дыхательного центра, автоматия и ее происхождение. Роль гуморальных факторов в регуляция интенсивности дыхания.

7. Рефлекторная саморегуляция вдоха и выдоха: роль блуждающих нервов (рефлексы Геринга-Брейра) и проприорецепторов дыхательных мышц (экспериментальные доказательства), схема саморегуляции вдоха и выдоха.

8. Особенности дыхания и его регуляция при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Гипербарическая оксигенация. Искусственное дыхание.

9. Характеристика функциональной системы, поддерживающей постоянство газового состава крови и ее схема.

 

VI. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. Общая характеристика пищеварительной системы: значение пищеварения для организма, сущность пищеварения, пищеварительные и не пищеварительные функции ЖКТ, общие закономерности деятельности пищеварительной системы, типы пищеварения.

 

2. Пищеварение в полости рта: состав и количество слюны, пищеварительные и не пищеварительные ее функции, механизм образования, приспособительный характер работы слюнных желез, регуляция слюноотделения. Механизм глотания.

 

3. Пищеварение в желудке: состав и количество желудочного сока, функции различных составных частей желудочного сока (ферментов, слизи, соляной кислоты), особенности сока фундального и пилорического отделов желудка. Приспособительный характер желудочной секреции, фазы желудочной секреции и нейрогуморальные механизмы их регуляции. Моторика желудка и ее регуляция, переход химуса из желудка в 12-ти перстную кишку.

 

4. Пищеварение в 12-ти перстной кишке: общая характеристика, рефлекторная и гормональная функция 12-перстной кишки. Роль поджелудочной железы в пищеварении (состав, количество, ферменты сока поджелудочной железы,), регуляция панкреатической секреции

 

5. Печень: ее роль в пищеварении (состав желчи, ее значение, регуляция желчеобразования и желчевыделения), не пищеварительные функции печени.

 

6. Пищеварение в тонкой кишке: количество, состав и значение различных фракций пищеварительного сока тонкой кишки, регуляция ее секреции, полостное и мембранное пищеварение. Виды сокращений тонкой кишки и их регуляция.

 

7. Пищеварение в толстой кишке: отделы толстой кишки и их иннервация, переход химуса из тонкой кишки в толстую кишку, количество, состав и значение сока толстой кишки, значение микрофлоры, моторика и ее регуляция.

 

8. Всасывание в желудочно-кишечном тракте: интенсивность всасывания в различных отделах, механизмы всасывания и опыты, их доказывающие; регуляция всасывания.

 

9. Физиологические основы голода и насыщения. Периодическая деятельность желудочно-кишечного тракта. Механизмы активного выбора пищи и биологическое значение этого факта.

 

X. ВЫДЕЛЕНИЕ

1. Значение выделения для организма, роль различных органов в выполнении выделительной функции. Структурно-функциональная характеристика почки: функциональная единица почки, особенности ее кровоснабжения, функции почек.

 

2. Мочеобразование. Механизм клубочковой фильтрации, факторы, определяющие процесс фильтрации, состав первичной мочи, ее объем. Клиренс (коэффициента очищения). Механизмы реабсорбции и секреции в проксимальных извитых канальцах: (объем реабсорбции, пороговые и беспороговые вещества); секреция (секретируемые вещества, механизм секреции).

 

3. Поворотно-противоточная система почки. Значение дистальных извитых канальцев и собирательных трубок нефрона в формировании конечной мочи, секреция и реабсорбция электролитов, воды и мочевины, гормональный механизм регуляции этих процессов. Состав и количество конечной мочи.

 

4. Роль почек в поддержании физиологических констант: механизм регуляции осмотического давления, рН, объема жидкости в организме, содержания электролитов, артериального давления.

 

5. Механизм мочевыведения. Функции мочевого пузыря. Нервная и гормональная регуляция выделительной функции почек.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС

 

1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС плода, двигательная активность плода.

 

2. Процесс созревания ЦНС, особенности гематоэнцефалитического барьера и кровоснабжения мозга, электрофизиологические показатели нейронов ЦНС детей различного возраста.

 

3. Спонтанные движения новорожденного, состояние мышечного тонуса детей различного возраста. Характеристика рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста.

 

4. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного.

 

5. Двигательные рефлексы новорожденного, характеристика ориентировочного рефлекса.

 

6. Роль взаимодействия структуры и функции в развитии двигательной активности ребенка. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте от 2-х до 4-х месяцев.

 

7. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте 5-9 месяцев.

 

8. Развитие двигательной активности ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

 

9. Развитие двигательной активности ребенка от 1 до 12 лет (характерные этапы: 2 года, 3 года, 7-12 лет).

 

10. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста.

 

11. Оценка влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у детей.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

1. Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности кроветворения у детей разного возраста.

 

2. Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе.

 

3. Физико-химические свойства крови новорожденных детей.

 

4. Динамика показателей физико-химических свойств крови в онтогенезе.

 

5. Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.

 

6. Особенности гемоглобина плода и динамика его прохода в гемоглобин взрослого.

 

7. Изменения тромбоцитов, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы в онтогенезе.

 

8. Становление системы свертывания крови в онтогенезе.

 

9. Формирование групповых признаков и становление иммунитета в онтогенезе.

 

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1.Особенности кровообращения плода.

 

2.Особенности кровоснабжения различных органов плода (по содержанию O2) и их причины.

 

3.Изменения кровообращения при рождении ребенка и их причины. Структурно-функциональные особенности сердца, аорты и легочной артерии новорожденного ребенка.

 

4.Частоты сердцебиений, минутный объем и давление в полостях сердца у новорожденного ребенка и последующие возрастные периоды.

 

5.Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Скорость распространения пульсовой волны.

 

6.Варианты форм подросткового сердца. Особенности функций сердечно-сосудистой системы, характерные для каждого из этих вариантов.

 

7.Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка, направление электрической и анатомической осей сердца и причины их изменения с возрастом.

 

8.Типы ЭКГ в возрасте 1-7 лет и 12 - 18 лет.

 

9.Особенности тонов сердца плода, сроки появления тонов, особенности ФКГ плода новорожденного.

 

10.Функциональные шумы, сроки их появления, отличие от тонов сердца.

 

11.Механизм регуляции деятельности сердца плода и их особенности. Сроки формирования регуляторных механизмов сердца в онтогенезе.

 

12.Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

 

1. Дыхательная система плода: состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значения.

 

2. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью плода, напряжение и содержание газов в крови, факторы, способствующие обеспечению тканей плода О2.

 

3. Характеристика органов дыхания новорожденного, механизм первого вдоха.

 

4. Дыхание новорожденного: показатели вентиляции легких, регуляция дыхания.

 

5. Особенности газообмена в легком и транспорта газов кровью у новорожденного.

 

6. Развитие легких в онтогенезе, типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма.

 

7. Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы воздуха, жизненная емкость легких.

 

8. Особенности газообмена в легких и транспорта газов кровью у детей грудного и более старшего возраста.

 

9. Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста, в период полового созревания, при мышечной работе.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

1. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте.

 

2. Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, сроки созревания слюнных желез, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания.

 

3. Особенности пищеварения в желудка у детей 1-го года жизни: особенности строения желудка, желудочный сок, регуляция его функций.

 

4. Особенности пищеварения в тонкой кишке новорожденных и грудных детей: структурные особенности, соотношение типов пищеварения и всасывания женского и коровьего молока.

 

5. Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей, роль желчи в пищеварении.

 

6. Структурно-функциональные особенности толстой кишки детей 1-го года жизни: длина кишки, ферменты, микрофлора, дефекация.

 

7. Особенности двигательной активности желудочно-кишечного тракта и всасывания у детей 1-го года жизни.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ

 

1. Структурно-функциональная характеристика почки плода и новорожденного, условия, в которых почка новорожденного способна поддерживать гомеостазис.

 

2. Причины легкого возникновения глюкозурии у грудных детей, отеков и лихорадочного состояния даже при умеренных солевых нагрузках.

 

3. Особенности объема диуреза, состава мочи и экстраренальной потери воды у детей, их причины.

 

4. Особенности мочеобразования у грудных детей и их причины. Влияние искусственного вскармливания детей на функцию почек и питьевой режим.

ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ

1. Структурно-функциональные особенности анализаторов в различные периоды онтогенеза.

 

2. Физиология зрительного анализатора детей: особенности движения глаз, функционирование слезных желез, зрачковый рефлекс.

 

3. Особенности оптической системы глаз детей различного возраста: свойства хрусталика и роговицы, дальнозоркость и близорукость, и их причины, профилактика близорукости.

 

4. Острота зрения, поле зрения, предметное зрение (восприятие формы предмета) у детей различного возраста и их совершенствование. Цветовое зрение.

 

5. Особенности светочувствительности зрительного анализатора в онтогенезе, способы ее определения; особенности адаптации.

 

6. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора в онтогенезе.

 

7. Структурно-функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе.

 

8. Становление различных видов чувствительности кожного анализатора в онтогенезе.

 

9. Структурно-функциональные особенности вкусового и обонятельного анализаторов в онтогенезе.

ФИЗИОЛОГИЯ ВНД

1. Особенности ВНД новорожденного: последовательность появления различных условных рефлексов и их характеристика, эмоции новорожденного.

 

2. Особенности ВНД грудных детей: характеристика условных рефлексов, эмоциональные реакции, развитие речи.

 

3. Импринтинг как особая форма реагирования новорожденных и детей грудного возраста. Формы импринтинга, его отличия от условных и безусловных рефлексов.

 

4. Особенности ВНД детей ясельного периода (от 1 года до 3-х лет): характеристика условных рефлексов, особенности поведения, развитие речи.

 

5. Особенности ВНД детей дошкольного периода (3-7 лет), младшего школьного возраста (у девочек 7-11 лет, у мальчиков 7-13 лет) и подросткового возраста (пубертатный период): у девочек 11-15 лет, у мальчиков 13-17 лет.

 

6. Типологические особенности ВНД детей, роль воспитания в формировании типа ВНД.

 

7. Сон детей различного возраста: продолжительность, многоразовость, соотношение быстрого и медленного сна.

 

8. Особенности электроэнцифалограммы в различные периоды онтогенеза.

ЗАДАЧА 1

10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек).

результаты исследований:

Анализ Пациент Норма
Объем мочи (мл/24ч)    
Цвет красноватая, мутная Желтая
Белок ++  
Эритроциты ++  
АД в мм рт. ст. 160/95 106/60
Содержание белков в плазме в г/л    

Вопросы:

1) Нарушение каких процессов мочеобразования при заболевании почек приводит к появлению белка в моче?

2) Опишите возможные механизмы возникновения отёков?

3) Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в раз­витии отеков?

4) Соответствует ли норме АД? Какие основные факторы в норме определяют вели­чину АД? Каковы возможные причины его повышения?

5) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае?

ЗАДАЧА 2

Больному была проведена операция, во время которой ему было перелито 2 л консервированной крови и на I час его подключали к аппарату искусственного кро­вообращения. После операции наблюдается кровотечение из раны. Пульс - 96 уд/мин. АД -100/70 мм рт. ст. Анализ крови:

Эритроциты 3,5х1012л
Тромбоциты 100x109 л
Са++ 1,5 мМоль/л(норма =2,2-2,5 мМоль/л)
Билирубин больше нормы  

Вопросы:

1) Оцените результаты анализа крови. Каковы причины отклонения показателей от нормы? Назовите соответствующие состояния принятыми терминами. Какие дейст­вия следует предпринять для улучшения показателей крови?

2) Оцените показатели деятельности сердечно-сосудистой системы,

3) Назовите причины кровотечения данного больного.

4) Какие гормоны и БАВ регулируют уровень Са++ в крови?

5) В процессе обмена какого вещества в организме образуется билирубин и в каком виде он выводится из организма?

 

ЗАДАЧА 3

Известно, что в детском возрасте отсутствует разница в количестве эритроцитов в крови мальчиков и девочек. У взрослых мужчин количество эритроцитов в единице объема крови больше, чем у женщин. В старческом возрасте эта разница вновь почти исчезает.

Вопросы:

1) Каков физиологический механизм этих различий у людей в возрасте 16-60 лет?

2) Какие факторы определяют количество эритроцитов в крови?

3) Что представляет себе система крови?

4) Назовите основные вещества, необходимые для эритропоэза и источники поступления этих веществ в костный мозг.

5) Где образуются эритроциты, их срок жизни и где они разрушаются?

6) Какие нервные влияния ми гуморальные факторы принимают участие в регуляции эритропоэза?

ЗАДАЧА 4

После операции на желудочно-кишечном факте больной 10 дней находился на парентеральном питании. Ему ежедневно вводилось до 4-х литров жидкости - растворы 0,9 % NаС1, Рингера-Локка, 5 % глюкозы, и другие. Больной в послеоперационном периоде потерял 10 кг массы тела.

Анализ Больной Норма
Белки плазмы 47 г/л  
Альбумины 20 г/л 32-55 г/л
Гемоглобин 100 г/л  
Эритроциты 2х10-12  
Цветной показатель 0,7  
Белок в моче 0.27 г/сутки 0.2 г/сутки
Удельный вес мочи    
Суточный диурез  
Онкотическое давление крови 20 мм рт. ст.  

Вопросы:

1) Оцените анализ крови, назовите норму для каждого показателя, обозначьте соответствующими терминами. О чем свидетельствуют показатели состояния красной

крови?

2) Оцените состояние микроциркуляции.

3) Проанализируйте функцию почек

4) Изменился ли у данного больного гормональный контроль деятельности почек'?

5) Почему у больного значительная потеря массы тела? Как можно рассчитать идеальный вес для конкретного человека?

ЗАДАЧА 5

При анализе условий труда в кузнечном цехе установлено: температура воздуха в зоне работы +З00С, движение воздуха отсутствует. Работа заключается в перемещении нагретых деталей весом 2-3 кг в течение всего рабочего дня. К концу рабочей смены снижение массы тела у рабочих составляет 2-3 кг. Калорийность суточного рациона в среднем около 3500 ккал.

Вопросы:

1) Чем объясняется снижение массы тела у рабочих к концу смены0

2) Какие способы теплоотдачи вы знаете, какие из них эффективны в данных условиях?

3) Какие изменения водно-соляного обмена возможны в организме человека в данных

условиях?

4) Изменится ли состав и физиологические свойства крови у рабочих к концу смены?

5) Изменится ли диурез в этих условиях? Как и почему? Каковы механизмы этих измене­ний?

6) Какие изменения можно обнаружить в деятельности сердечно-сосудистой системы работающих в этих условиях?

ЗАДАЧА 6

10- летний мальчик направлен на лечение в больницу в связи с сильным кровотечением после удаления зуба. Исследования крови дали следующие результаты:

Анализ Пациент Норма
Тромбоциты/л 175x10*  
Гемоглобин(г/л)    
Время кровотечения (мин)   3-6
Лейкоциты/л 6,5x10*  
Са2+ 1,5 мМоль/л 2,2- 2.5 мМоль/л

Вопросы:

1) Каковы возможные причины кровотечения у данного пациента?

2) Какие физиологические механизмы обеспечивают остановку кровотечения (гемостаз)? Что представляет собой коагуляционный гемостаз, и какие основные факторы принима­ют участие в нем?

3) Каким образом регулируется эритропоэз? Какие факторы необходимы для эритропо-эза?

4) Назовите и поясните пути поступления Са2+ в организм и выведения Са2+ из организ­ма?

5) Опишите механизмы регуляции уровня Са2+в крови?

ЗАДАЧА 7

При анализе крови установлено, что у больного содержание белков плазмы кро­ви составляет 50 г/л.

Вопросы:

1) Сравните с нормой, обозначьте состояние соответствующим термином. Перечислите функции белков плазмы крови.

2) Какие причины могут привести к подобной гипопротеинемии? Какие дополнительные исследования надо провести, чтобы выявить конкретную причину?

3) Как изменится объем интерстициальной жидкости у больного, поясните причины воз­никших изменений?

4} Изменилось ли эффективное фильтрационное давление в капсуле нефронов у данного

пациента? Как рассчитывается ЭФД?

5) Какие физиологические характеристики крови могут при этом измениться?

ЗАДАЧА 8

Больному по медицинским показаниям произведена резекция пилорической части желудка.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет желудок? Каковы особенности функции каждою из его отделов?

2) Какие функции желудка будут нарушены после такой операции? Возможна ли их компенсация?

3) Изменится ли у больного переваривание пищевых веществ'?

4) Как следует изменить режим питания у этого больного?

5) Возможно ли нарушение эритропоэза данного больного и почему?

 

ЗАДАЧА 9

Спортсмен во время марафонского бега потерял 4 л воды за счет усиленного потоотделения.

Вопросы:

1) Каков механизм и значение усиленного потоотделения в этом случае? Каковы механизмы компенсации уменьшающегося объема циркулирующей крови (ОЦК)?

2) Дайте классификационную характеристику потоотделительного рефлекса.

3) Как изменится деятельность почек в это время?

4) Как и почему будет изменяться концентрация глюкозы в крови и гормонов, регулирующих концентрацию глюкозы?

5) Изменится ли состав и физиологические свойства крови во время пробега?

ЗАДАЧА 10

В результате травмы у больного полностью разрушены передние корешки всех поясничных и трех верхних крестцовых сегментов спинного мозга слева0

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут - фазные

тонические, произвольные, непроизвольные?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как и почему?

3) Какие спинальные рефлексы при раздражении кожи голени и стопы слева будут регистрироваться, а какие нет?

4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи?

5) Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

6) Изменится ли кровообращение в мышцах левой нижней конечности?

Задача 11

В результате травмы у больного полностью разрушены задние корешки всех поясничных и трех верхних крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут - фазные

тонические, произвольные, непроизвольные?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как и почему?

3) Какие спинальные рефлексы на левой нижней конечности можно зарегистрировать при раздражении кожи голени и стопы а) левой нижней конечности, б) правой нижней

конечности?

4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи?

5) Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

6) Изменится ли кровообращение в мышцах левой нижней конечности?

 

ЗАДАЧА 12.

Человек привычно жует жевательную резинку.

Вопросы:

1) Как изменится слюноотделение? Каков механизм регуляции слюноотделения?

2)Что произойдет с дыханием при проглатывании слюны? Каков механизм этого явле­ния?

3) Какая фаза желудочной секреции активируется в данной ситуации? Ее механизм.

4) Какие гормоны участвуют в желудочной фазе секреции желудочного сока? Образуют­ся ли они в данном случае?

5) Почему не рекомендуют жевать жевательную резинку на «голодный желудок»?

6) Будет ли у этого человека выделяться слюна при виде жевательной резинки?

 

ЗАДАЧА 13

В эксперименте на собаке с фистулой слюнной железы установили следующее: 1) На мясной порошок слюны выделяется больше, чем на мясо, на сухари - больше, чем на хлеб. 2) На вспрыскивание с помощью резиновой груши аскорбиновой кислоты выде­ляется много жидкой слюны и при виде этой груши собака активно пытается избежать вспрыскивания кислоты, ЧСС и частота дыхания увеличиваются.

Вопросы:

1) Объясните различия в секреции слюны на различные пищевые продукты. Как называ­ется эта способность пищеварительных желез? Каковы механизмы этого явления?

2) Какие функции выполняет слюна? Как объяснить секрецию слюны на действие кисло­ты?

3) Как называется реакция собаки, возникающая при виде груши для вспрыскивания кислоты? Каково ее происхождение и биологическое значение?

4) Как объ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.229 с.)