Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XI. Высшая нервная деятельность. Адаптация и защитные системы организма

Поиск

Высшая нервная деятельность (ВНД): понятие, особое значение учения о ВНД для клиники, развитие представления о ВНД (Гольц, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Э.А.Асратян, П.К.Анохин - схема “поведенческой“ функциональной системы. Методики изучения ВНД.

 

1. Классификация условных рефлексов и их характеристика. Причины более совершенного приспособления организма в окружающей среде с помощью условных рефлексов. Импринтинг: понятие, формы, отличительные особенности.

 

2. Научение: понятия, научение в фило- и онтогенезе, роль отдельных структур мозга, основные формы научения.

 

3. Виды и механизмы памяти; мгновенная, кратковременная и долговременная память, и опыты их доказывающие. Механизм образования условных рефлексов, схема, ее иллюстрирующая. “Замыкание” временной связи - (Э.А.Асратян).

 

4. Учение И.П.Павлова о торможении условных рефлексов: виды торможения, условия их возникновения, примеры; механизм, биологическое значение.

 

5. Иррадиация и концентрация возбуждения при выработке условных рефлексов, их индукционные взаимодействия (опыты И.П.Павлова на собаках с касалками). Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, динамический стереотип, условно-рефлекторное переключение.

 

6. Учение И.П.Павлова о типах ВНД: критерии типологических различий, методы определения типов, характеристика типов, роль генотипа и среды в формировании фенотипа.

 

7. Эмоции: определение, классификация, состояние организма во время эмоций; причины возникновения, значение. Роль эмоциональных напряжений в возникновении неврозов.

 

8. Кора головного мозга и внутренние органы: слово как лечебный и патогенный фактор (примеры), понятие о психосоматической медицине, механизм взаимодействия коры большого мозга и внутренних органов (кортиковисцеральные взаимоотношения).

 

9. Особенности ВНД человека: назвать, дать определение, охарактеризовать в сравнении с ВНД животных. Осознаваемые и подсознательные реакции, и их значение.

 

10. Значение правого и левого полушарий в интегративной деятельности мозга. Сигнальные системы: понятие о первой и второй сигнальной системах человека, формирование их в онтогенезе, развитие второй сигнальной системы в антропогенезе, взаимоотношения первой и второй сигнальной систем.

 

11. Сон: определение, фазы, механизм, значение, виды, оценка глубины сна с помощью ЭЭГ (неглубокий, средней глубины и глубокий сон). Сновидения и факторы, побуждающие их возникновение. Физиологические основы гипнотических состояний, значение их для клиники.

 

12. Целенаправленное поведение: социально и биологически детерминированное поведение (мотивации), особенности труда в условиях современного производства, утомление и активный отдых (И.М.Сеченов), биоритмы и утомление. Классификация биоритмов, их устойчивость и изменчивость, десинхронозы.

 

14. Защитные системы организма и их проявления в различных условиях деятельности человека. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации организма.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - ПЕДИАТРОВ:

1. Возрастная физиология и ее роль в формировании врача- педиатра. Возрастные периоды развития ребенка.

 

2. Особенности возбудимости и длительности рефракторной фазы нервных волокон детей различного возраста. Особенности потенциала покоя и потенциала действия и их причины.

 

3. Особенности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам у детей различного возраста, их причины.

 

4. Структурно-функциональная незрелость мякотных и безмякотных нервных волокон и ее влияние на их свойства.

 

5. Структурно-функциональное развитие нервно-мышечного синапса в онтогенезе. Причины изменения синаптической задержки с возрастом.

 

6. Характеристика мышц плода: возбудимость, сократимость, лабильность. Развитие мышц и их рецепторов в онтогенезе.

 

7. Функция мышц новорожденных детей и грудного возраста. Особенности возбудимости мышц детей, потенциала покоя, потенциала действия и их причины.

 

8. Особенности проводимости, сократимости, лабильности, эластичности, упругости, прочности и силы мышц детей различного возраста.

 

9. Изменение работоспособности мышц в онтогенезе, соотношение электрической и механической активности мышц, утомление и его профилактика. Изменение эффективности отдыха и выносливости с возрастом.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС

 

1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС плода, двигательная активность плода.

 

2. Процесс созревания ЦНС, особенности гематоэнцефалитического барьера и кровоснабжения мозга, электрофизиологические показатели нейронов ЦНС детей различного возраста.

 

3. Спонтанные движения новорожденного, состояние мышечного тонуса детей различного возраста. Характеристика рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста.

 

4. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного.

 

5. Двигательные рефлексы новорожденного, характеристика ориентировочного рефлекса.

 

6. Роль взаимодействия структуры и функции в развитии двигательной активности ребенка. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте от 2-х до 4-х месяцев.

 

7. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте 5-9 месяцев.

 

8. Развитие двигательной активности ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

 

9. Развитие двигательной активности ребенка от 1 до 12 лет (характерные этапы: 2 года, 3 года, 7-12 лет).

 

10. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста.

 

11. Оценка влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у детей.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

1. Значение гормонов для умственного, физического и полового развития детей.

 

2. Функция эпифиза и вилочковой железы у детей различного возраста.

 

3. Особенности функционирования надпочечников у детей, последствия гипер- и гипофункции надпочечников.

 

4. Роль околощитовидных желез у детей, последствия их гипофункции.

 

5. Особенности функционирования половых желез в онтогенезе. Роль температурного фактора в выработке половы гормонов.

 

6. Особенности последствий нарушения функций островкового аппарата поджелудочной железы и гипоталамо-гипофизарной системы у детей.

 

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

1. Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности кроветворения у детей разного возраста.

 

2. Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе.

 

3. Физико-химические свойства крови новорожденных детей.

 

4. Динамика показателей физико-химических свойств крови в онтогенезе.

 

5. Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.

 

6. Особенности гемоглобина плода и динамика его прохода в гемоглобин взрослого.

 

7. Изменения тромбоцитов, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы в онтогенезе.

 

8. Становление системы свертывания крови в онтогенезе.

 

9. Формирование групповых признаков и становление иммунитета в онтогенезе.

 

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1.Особенности кровообращения плода.

 

2.Особенности кровоснабжения различных органов плода (по содержанию O2) и их причины.

 

3.Изменения кровообращения при рождении ребенка и их причины. Структурно-функциональные особенности сердца, аорты и легочной артерии новорожденного ребенка.

 

4.Частоты сердцебиений, минутный объем и давление в полостях сердца у новорожденного ребенка и последующие возрастные периоды.

 

5.Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Скорость распространения пульсовой волны.

 

6.Варианты форм подросткового сердца. Особенности функций сердечно-сосудистой системы, характерные для каждого из этих вариантов.

 

7.Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка, направление электрической и анатомической осей сердца и причины их изменения с возрастом.

 

8.Типы ЭКГ в возрасте 1-7 лет и 12 - 18 лет.

 

9.Особенности тонов сердца плода, сроки появления тонов, особенности ФКГ плода новорожденного.

 

10.Функциональные шумы, сроки их появления, отличие от тонов сердца.

 

11.Механизм регуляции деятельности сердца плода и их особенности. Сроки формирования регуляторных механизмов сердца в онтогенезе.

 

12.Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

 

1. Дыхательная система плода: состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значения.

 

2. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью плода, напряжение и содержание газов в крови, факторы, способствующие обеспечению тканей плода О2.

 

3. Характеристика органов дыхания новорожденного, механизм первого вдоха.

 

4. Дыхание новорожденного: показатели вентиляции легких, регуляция дыхания.

 

5. Особенности газообмена в легком и транспорта газов кровью у новорожденного.

 

6. Развитие легких в онтогенезе, типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма.

 

7. Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы воздуха, жизненная емкость легких.

 

8. Особенности газообмена в легких и транспорта газов кровью у детей грудного и более старшего возраста.

 

9. Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста, в период полового созревания, при мышечной работе.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

1. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте.

 

2. Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, сроки созревания слюнных желез, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания.

 

3. Особенности пищеварения в желудка у детей 1-го года жизни: особенности строения желудка, желудочный сок, регуляция его функций.

 

4. Особенности пищеварения в тонкой кишке новорожденных и грудных детей: структурные особенности, соотношение типов пищеварения и всасывания женского и коровьего молока.

 

5. Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей, роль желчи в пищеварении.

 

6. Структурно-функциональные особенности толстой кишки детей 1-го года жизни: длина кишки, ферменты, микрофлора, дефекация.

 

7. Особенности двигательной активности желудочно-кишечного тракта и всасывания у детей 1-го года жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.009 с.)