Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: основные физиологические свойства миокарда. Автоматия и проводимость.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Студент должен знать: строение и функции проводящей системы сердца; отличительные особенности потенциала действия клеток проводящей системы сердца; характеристики физиологического пейсмекера сердца, современные представления о механизме автоматии; степень автоматии различных отделов проводящей системы сердца; электрофизиологические основы проводимости сердечной мышцы. Студент должен уметь: зарисовать упрощенную схему проводящей системы сердца; изобразить схематически опыт, подтверждающий закон,,градиента сердца» (лигатуры Станиуса); зарисовать и объяснить кривую потенциала действия клеток водителя ритма.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Перечислите основные свойства миокарда. 2. Является ли автоматия специфической особенностью всех возбудимых тканей? 3. Характерна ли автоматия для рабочего миокарда? 4. Одинакова ли степень автоматии различных структур сердца? 5. Отличаются ли волокна рабочего и специализированного миокарда? 6. Какой отдел проводящей системы сердца обладает наименьшей (наибольшей) автоматией? а) синоатриальный узел; б) атриовентрикулярный узел; в) пучок Гиса; г) волокна Пуркинье. 7. Какова природа автоматии? а) миогенная; б) неврогенная. 8. Какие из нижеперечисленных трактов проводящей системы являются аномальными: а) Бахмана; б) Паладино; в) Торела; г) Махайма; д) Венкебаха; е) Кента. 9. Какие отделы проводящей системы генерируют 60-80 имп/мин, 40-50 имп/мин, 30-40 имп/мин, 20 имп/мин? 10. Почему миокард считают функциональным синцитием? 11. Чем отличается потенциал действия пейсмекерных клеток миокарда от потенциала действия скелетной мышцы?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Проводящая система сердца. Отличительные особенности рабочего и специализированного миокарда. 2. Характеристика физиологического пейсмекера сердца. 3. Структура атриовентрикулярного узла и его особенности. 4. Современные представления о природе автоматии. Потенциал действия атипических клеток сердца. 5. Закон градиента автоматии сердца. 6. Проводимость сердечной мышцы и ее электрофизиологические основы. Закон,,все или ничего,,. 7. Механизмы и скорость проведения возбуждения сердца.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ С АКТОМАТИЕЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. История вопроса об автоматии сердца (работы Кулябко, Андреева, Неговского) 2. Клинические проявления нарушения проводимости (блокады).
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца увеличился на 10 мв. Как изменится при этом частота генерации импульсов? 2. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца уменьшился на 10 мв. Как изменится при этом частота генерации импульсов? 3. Частота сердечных сокращений лягушки 46 в минуту. После наложения одной из лигатур по Станниусу сократительная деятельность предсердий и желудочка прекратилась. Где наложена лигатура? Почему отсутствуют сокращения предсердий и желудочка? 4. Раздражение вагуса импульсами электрического тока вызывает замедление сердечного ритма вплоть до остановки сердца. Почему? 5. Ожидание боли при перевязке раны у оперированного больного активирует симпатические влияния. Как при этом изменится частота сердечных сокращений и почему? 6. Почему при повышении температуры тела частота сердечных сокращений растет? 7. Во время операции на органах брюшной полости произошло нарушение деятельности сердца: вначале имело место учащение сердечных сокращений (тахикардия), а затем остановка сердца. Каков возможный физиологический механизм? 8. В длительно хранившейся крови из-за распада форменных элементов увеличилось содержание в сыворотке количества ионов калия. К каким изменениям функции сердца при переливании большого количества этой крови это может привести? 9. У человека в состоянии покоя частота пульса составляет 42 в минуту. Какая структура является водителем ритма сердца? 10. Как исходя из физиологических свойств сердца можно восстановить его деятельность после внезапной остановки? Из раздела «Физиология кровообращения» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 24-49
Занятие №19. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИОКАРДА. ВОЗБУДИМОСТЬ. ЭКГ.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Студент должен знать: особенности потенциала действия сократительного миокарда; основные отведения ЭКГ; механизм формирования ЭКГ; значение основных зубцов, интервалов и сегментов ЭКГ; изменения ЭКГ при сдвигах автоматии и проводимости; принцип определения электрической оси сердца; механизм формирования экстрасистол. Студент должен уметь: нарисовать стандартную ЭКГ; определить на кривой ЭКГ величину зубца Р, комплекса QRS, зубца Т; определить продолжительность сегментов и интервалов ЭКГ; определить на кривой ЭКГ предсердные и желудочковые экстрасистолы.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1) Какие существуют отведения для регистрации ЭКГ? 2) Осуществляющий запись ЭКГ в стандартных отведениях наложил 3 электрода следующим образом: на правую руку, левую руку, правую ногу. Правильно ли это? Если нет, то как следует расположить электроды? 3) При большой частоте раздражения сердечная мышца реагирует сокращением не на каждое раздражение. Почему? 4) На какие участки поверхности тела помещают электроды при регистрации ЭКГ в стандартных отведениях? 5) Какое это стандартное отведение? а) правая рука--- левая рука б) правая рука --- левая нога в) левая рука --- левая нога 6) Укажите зубцы ЭКГ, отражающие электрические процессы в желудочках. 7) Укажите интервалы, отражающие процессы возбуждения в желудочках сердца. а) P—Q; б) Q—R—S; в) S—T; г) R—R; 8) Выделите физиологические своиства миокарда, о которых можно судить по ЭКГ: а) возбудимость; б) проводимость; в) сократимость; г) рефрактерность; д) лабильность; е) автоматия; 9) Что такое электрическая ось сердца? 10) Обычно амплитуда желудочкового комплекса наибольшая во втором отведении. Чем это объяснить? 11) Какие отклонения электрической оси сердца Вы знаете? 12) При каком отклонении оси сердца имеет место дискордантное (расходящееся) положение комплекса QRS? 13) При каком отклонении оси сердца наблюдается конкордантное (сходящееся) положение комплекса QRS? 14) О чем гласит правило Эйнтховена? 15) Как могут проявляться нарушения возбудимости миокарда? 16)Какие экстрасистолы Вы знаете? 17)Как проявляются на ЭКГ изменения автоматии? 18) На ЭКГ у обследуемого обнаружено удлинение интервала РQ. О чем это свидетельствует? 19) Время проведения возбуждения от предсердий к желудочкам возросло в 1,5 раза. На каком сегменте ЭКГ это отразится? Как называется это явление? 20) Какие из указанных свойств характеризуют сердечную мышцу? а) длительный рефрактерный период; б) способность к тетаническому сокращению; в) высокая лабильность.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1) Возбудимость сердечной мышцы. Потенциал действия клеток рабочего миокарда, его особенности. 2) Электрофизиологический анализ распространения возбуждения по сердцу. 3) Электрокардиограмма,ее компоненты и их происхождение. 4) Нормальная ЭКГ, анализ физиологических своиств миокарда по ЭКГ. 5) Электрическая ось сердца, ее положение и способы определения. 6) Предсердные и желудочковые экстрасистолы, их природа и ЭКГ-признаки.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1) Электрическая ось сердца и ее особенности у детей. 2) Возрастные особенности ЭКГ у детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт №1. Регистрация электрокардиограммы у человека.
Цель опыта: Познакомиться с техникой регистрации ЭКГ. Научиться основам анализа записей ЭКГ. Электрокардиографы состоят из следующих частей: 1) усилитель напряжения на электронных лампах или транзисторах. Для питания усилителя имеется выпрямитель переменного тока; 2) измерительный прибор (чернильнопишущий гальванометр), куда поступает усиленные разности напряжения. Этот прибор должен обладать достаточно малой инерцией для неискаженной записи ЭКГ; 3) лентопротяжный механизм, перемещающий бумажную ленту с определенной скоростью. Кроме того в приборах имеются переключатель отведений (комутатор), позволяющий соединить вход усилителя с нужными участками тела человека и калибратор напряжения, дающий отклонение записи, соответствующее напряжению 1 мВ.Электрокардиограф должен быть заземлен.
Порядок проведения работы: Человек, у которого записывают ЭКГ, должен лежать или сидеть в удобном положении. Электрокардиограф соединяют с телом человека с помощью металлических пластинок электродов. Под электроды подкладывают салфетки, смоченные раствором хлорида натрия. Поверхность тела, на которую накладывают электроды, предварительно обезжиривают спиртом или эфиром. Электроды обычно помещают на обе руки и обе ноги. К каждому прибору имеется схема расположения электродов. Электрод на правой ноге служит для заземления тела испытуемого. Три других электрода необходимы для записи ЭКГ в трех основных (стандартных) отведениях: I отведение - правая рука и левая рука; II отведение --- правая рука и левая нога; III отведение --- левая рука и левая нога. Это биполярные отведения. Порядок регистрации ЭКГ. Убеждаются в том, что ручка усилителя находится в крайнем левом положении (усилитель выключен), а коммутатор в положении 0 (вход усилителя закорочен). Включают прибор. Подсоединяют электроды. С помощью калибратора устанавливают нужное усиление прибора. Обычно пользуются усилением, при котором 1 мВ соответствует 1 см. С помощью специальной ручки устанавливают исходное положение писчика несколько ниже средней линии. Ставят ручку коммутатора в положение 1--- первое отведение. Включают прибор и производят запись ЭКГ в течение нескольких сердечных периодов, затем выключают мотор. Повторяют те же операции при положении коммутатора во втором и в третьем стандартном отведении. Ставят ручку усиления в крайнее левое положение, ручку комутатора в положение 0. Выключают прибор. Наклеивают отрезки ЭКГ в тетрадь. Обозначают зубцы, описывают интервалы и сегменты в соответствии с рис.1. Сравнивают ЭКГ в первом, втором, третьем стандартных отведениях. Сопоставляют амплитуду зубцов с калибровкой напряжения (1мВ). Выражают амплитуду зубцов в мВ. Делают заключение о приблизительном положении электрической
оси сердца (левограмма, нормограмма, правограмма). Зная масштаб времени по горизонтальной оси записи, измеряют (в долях сек): 1) длительность сердечного цикла, 2) длительность атриовентрикулярного проведения, 3) время охвата желудочков возбуждением, 4) длительность электрической систолы желудочков. По таблицам (см. приложение) находят соответствие величины интервалов частоте ритма. Сравнивают полученные результаты с принятыми за норму. Для справки: скорость движения ленты 5 см/с, т.е. 1 мм ее проходит мимо пера за 0,02
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1) Понятие об экстрасистолах. 2) Трепетание и мерцание сердца. 3) Пароксизмальная тахикардия. 4) Векторкардиография.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.012 с.) |