Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патофизиология-2. Модуль «система крови».↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ-2. МОДУЛЬ «СИСТЕМА КРОВИ». ЦЕЛЬ модуля: на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин обучить студентов основам клинического обследования системы крови в норме и при патологии на основе понимания физиологических процессов, обеспечивающих ее работу и патофизиологических, морфологических механизмов формирования основных клинических симптомов и синдромов. Задачи патофизиологии-2 модуля
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Тема № 1. Патофизиологические механизмы развития анемий. Цель: Усвоение вопросов этиологии и патогенеза анемического синдрома План лекции: 1. Анемия, определение, принципы классификации 2. Общая этиология и патогенез различных видов анемий. 3. Патогенез клинических проявлений анемического синдрома. Тезисы лекции Анемия – состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина и (или) эритроцитов в единице объема крови с возможными качественными изменениями эритроцитов ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ АНЕМИЙ
Постгемморагическая анемия острая хроническая=железодефицитная
ОСТРАЯ ПОСТГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ АНЕМИЯ Причины: острая кровопотеря СТАДИИ острой постгеморрагической анемии:
Острая постгеморрагическая анемия: по функциональному состоянию костного мозга- регенераторная, по типу кроветворения – нормобластическая, по ЦП - нормо- или гипохромная, по СДЭ – макроцитарная Гемолитические анемии Приобретенные Наследственные ПРИОБРЕТЕННЫЕ ГЕМОЛИТИЧЕСКИЕ АНЕМИИ
Картина периферической крови: - клетки физиологической регенерации: ретикулоцитов, появление полихроматофилов и нормобластов - дегенеративные формы эритроцитов: пойкилоцитоз, анизоцитоз (макроциты), эритроциты с базофильной пунктацией. Нейтрофильный лейкоцитоз с ядерным сдвигом влево. Дизэритропоэтические анемии развиваются при · нарушении регуляции эритропоэза; · дефиците веществ, необходимых для эритропоэза (дефицитные анемии – железо-, витамин В12-, фолиево-, белководефицитные); · ¯ активности ферментов, участвующих в эритропоэзе (нарушение включения железа в гем –железорефрактерные анемии); · повреждении стволовых клеток красного костного мозга (гипо- и апластические анемии); · замещении эритропоэтической ткани опухолевой (метапластические) анемии. Железодефицитные анемии Причины: - хронические кровопотери; - нарушение всасывания железа в тонком кишечнике; - повышенная потребность в железе в период роста, беременности, лактации - недостаточное поступление железа с пищей; - нарушение транспорта железа при ¯ трансферрина. Патогенез железодефицитной анемии: ¯ содержания Fe в сыворотке крови, костном мозге и депо
Картина периферической крови: гипохромия эритроцитов (анулоциты), пойкилоцитоз, анизоцитоз (микроциты), склонность к лейкопении; Железодефицитная анемия по цветовому показателю – гипохромная; по функциональному состоянию костного мозга – гипорегенераторная; по типу кроветворения - нормобластическая; по среднему диаметру эритроцитов СДЭ – микроцитарная. Витамин В12 – дефицитные анемии Причины: - нарушение образования внутреннего фактора Касла – гастромукопротеина (атрофия париетальных клеток желудка, резекция желудка, генетический дефект синтеза гастромукопротеина, разрушение клеток желудка антителами) - нарушение всасывания в тонком кишечнике; - повышенное расходование при беременности, лактации; - дифиллоботриоз; - нарушение депонирования при поражениях печени; - недостаточное поступление витамина с пищей. Патогенез: ¯ ВИТАМИНА В12
Картина периферической крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз, гиперхромия эритроцитов, появление мегалоцитов и мегалобластов, эритроцитов с тельцами Жолли и кольцами Кабо, ¯ ретикулоцитов, лейкопения, появление полисегментированных гигантских нейтрофилов, тромбоцитопения Витамин в12 - дефицитная анемия по типу кроветворения – мегалобластическая, по функции костного мозга – гипорегенераторная, по цветовому показателю – гиперхромная, по СДЭ – мегалоцитарная. Апластическая анемия
Патогенез: · внутренний дефект гемопоэтических стволовых клеток; · нарушение системы кроветворного микроокружения; · иммунное повреждение на территории красного костного мозга. Этиологические факторы ¯ повреждение стволовых клеток красного костного мозга, ¯ панцитопения
Формы нарушения гемостаза
Геморрагический синдром Патогенез:
Вазопатии - нарушение структуры и (или) функции стенки сосудов, приводящие к кровоточивости
Тромбоцитопении - ¯количества тромбоцитов в единице объема крови (в норме 180-360х 109/л) (заболевания и синдромы, при которых кровоточивость обусловлена снижением количества тромбоцитов). По происхождению: наследственные и приобретенные
Тромбоцитопатии - качественная неполноценность (дисфункция) тромбоцитов
Последствия тромбоцитопений и тромбоцитопатий:
Коагулопатии - геморрагический синдром в результате первичного нарушения коагуляционного механизма гемостаза (плазменных ферментных систем: свертывающей, противосвертывающей, фибринолитической). По происхождению: наследственные и приобретенные Механизмы развития коагулопатий:
Дефицит прокоагулянтов:
Избыток антикоагулянтов: - избыточное введение гепарина; - избыточное образование гепарина (лейкозы, коллагенозы). Активация фибринолиза:
Этиология лейкозов В этиологии лейкозов установлена роль онкогенных вирусов, ионизирующей радиации, химических канцерогенов, генетических аномалий. Роль вирусов Чаще лейкозы вызывают РНК-содержащие онковирусы, реже ДНК – содержащие онковирусы, относящиеся к герпес-вирусам. РНК- содержащие онковирусы вызывают спонтанный лейкоз птиц, мышей, крупного рогатого скота, обезьян и других животных. Вирусы могут передаваться через мочу, кал, отделяемое носа, глотки и от матери потомству. В эксперименте лейкоз воспроизводится путем введения бесклеточных фильтратов лейкозных клеток больных животных здоровым. Вирусное происхождение лейкоза человека доказано в отношении Т-клеточного лейкоза (РНК-содержащий вирус HTLV-I типа). Считается возможной передача вируса при переливании крови, половом контакте. Роль ионизирующей радиации Роль ионизирующих излучений в возникновении лейкозов доказана в эксперименте. Как острое, так и хроническое облучение лучами Рентгена индуцирует лейкозы у крыс, мышей. Прослежено повышение заболеваемости острым и хроническим миелолейкозом у жителей Хиросимы и Нагасаки, у рентгенологов и радиологов. Имеются данные об увеличении частоты лейкозов у больных, леченных большими дозами лучей Рентгена, иттрия, радия по поводу злокачественных новообразований. Роль химических канцерогенов Химические канцерогены могут вызвать острый лейкоз у людей при профессиональном контакте с бензолом, органическими растворителями. Отмечено учащение случаев лейкоза у больных злокачественными новообразованиями, леченных такими цитостатиками, как циклофосфан, хлорбутин, метотриксат, миалосан. К лекарственным препаратам, способным индуцировать лейкозы относят также бутадион, левомицетин. В эксперименте лейкоз вызывают введением химических канцерогенов (диметилантрацен, метилхолантрен), а также производных триптофана, тирозина, индола. Генетические аномалии Имеется наследственное предрасположение к лейкозам. Известны случаи семейных лейкозов. К возникновению лейкозов предрасполагают болезни, характеризующиеся спонтанными разрывами хромосом и нерасхождением хромосом (болезнь Дауна, анемия Фанкони, синдромы Клайнфельтера, Тернера). Специфические хромосомные мутации обнаружены при определенных видах лейкозов, для которых они служат генетическими маркерами. При хроническом миелолейкозе обнаруживается «Филадельфийская» хромосома (Транслокация между 22 и 9 парами хромосом). Для некоторых видов лейкозов установлено совпадение между участками повреждения хромосомы и локализацией онкогенов. ПАТОГЕНЕЗ Канцерогены
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема № 1. «АНЕМИИ». Цели занятия: 1. Сформировать понимание этиологии, патогенеза анемического синдрома. Задачи обучения: Изучив данную тему, студент может: · дать классификацию анемий, охарактеризовать причины возникновения анемического синдрома · объяснить патогенез анемического синдрома, указать особенности развития анемического синдрома у детей и подростков · анализировать гемограммы больных с различными видами анемий · анализировать мазки крови больных с анемическим синдромом · дать заключение по ситуационным задачам Основные вопросы темы: 1. Анемии, определение, качественные изменения эритроцитов при анемиях. Принципы классификации анемий. 2. Этиология и патогенез постгеморрагических анемий. 3. Гемолитические анемии, этиология, патогенез внутри и внесосудистого гемолиза эритроцитов, изменения в периферической крови при наследственных и приобретенных гемолитических анемиях. 4. Патогенез анемий при дефиците железа, витамина В12 и фолиевой кислоты. 5. Апластические анемии, этиология, патогенез нарушения кроветворения и клинических проявлений. 6. Особенности возникновения анемий у детей раннего возраста и подростков Методы обучения и преподавания: Устный опрос, тестирование, работа в малых группах: изучение мазков крови лабораторных животных и больных с анемическим синдромом, анализ гемограмм, решение ситуационных задач или работа с обучающими программами. Практическая работа
Методика: Найти в мазке крови под иммерсией анизоциты, пойкилоциты, отметить эритроциты с базофильной зернистостью и патологическими включениями (тельца Жолли, кольца Кабо), молодые клетки (полихроматофилы).
Методика: Найти в мазке крови под иммерсией явления анизоцитоза и пойкилоцитоза эритроцитов.
Задание 5. Решение ситуационных задач. Задача 1 Больной К., 14 лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, головокружение, повышение температуры тела, боли при глотании. Из анамнеза известно, что больной страдает токсикоманией и в течение трех месяцев вдыхал пары бензола. Обращали на себя внимание бледность кожных покровов, множественные геморрагии в виде мелкоточечных и пятнистых кровоизлияний, некротические язвы зева и полости рта, печень и селезенка не увеличены. Анализ крови: гемоглобин – 60 г/л; эритроциты – 2,7х1012/л; ретикулоциты – 0%; тромбоциты - 28 х109 ; лейкоциты -1,5 х109/л; нейтрофилы: метамиелоциты -0%; палочкоядерные - 0%; сегментоядерные-15% эозинофилы -0%; базофилы – 0%; лимфоциты – 82%; моноциты – 3% СОЭ - 45мм/час 1. Каков механизм возникновения анемии? 2. Какие объективные данные подтверждают гематологический диагноз? Задача 2 Больной Д., 38 лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, повышенную утомляемость, выпадение волос, ломкость и расслоение ногтей, извращение вкуса, боли в эпигастрии, усиливающиеся натощак, особенно весной и осенью. Анализ крови: гемоглобин – 70 г/л; эритроциты – 3,5 х 1012/л; цветовой показатель – 0,6 ретикулоциты – 0,1%; тромбоциты - 385 х109/л; лейкоциты - 4,0 х109/л нейтрофилы: метамиелоциты -0%; палочкоядерные -2%; сегментоядерные- 65% эозинофилы -3%; базофилы – 0%; лимфоциты – 26%; моноциты – 4% мазок крови: микроциты, анулоциты. В костном мозге снижено количество сидеробластов.
Задача 3 Ребенок Б., 2 лет, был направлен в стационар с диагнозом анемия. Из анамнеза установлено, что мальчик родился недоношенным, часто болел простудными заболеваниями. У ребенка отмечается понижение аппетита, сухость кожи, ломкость ногтей, выпадение волос, ангулярный стоматит. Анализ крови: гемоглобин – 60 г/л; эритроциты – 3,0 х 1012/л; цветовой показатель – 0,6 ретикулоциты – 2,5%; тромбоциты - 170 х109/л; лейкоциты - 4,4 х109/л нейтрофилы: метамиелоциты -0%; палочкоядерные -2%;сегментоядерные– 48% эозинофилы -3%; базофилы – 0%; лимфоциты – 39%; моноциты – 7% СОЭ 22 мм/час; сидеропения В мазке крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз, микроциты
Задача 4 Больная М., 22г, поступила в клинику с жалобами на слабость, утомляемость, головокружение, сердцебиение, одышку в покое, появление кровоподтеков на теле. При осмотре обращали на себя внимание бледность кожных покровов, одутловатость лица, множественные геморрагии в виде мелкоточечных и пятнистых кровоизлияний. Печень, селезенка и лимфатические узлы не увеличены. Анализ крови: гемоглобин – 50 г/л; эритроциты – 1,5 х 1012/л; цветовой показатель – 1,0 ретикулоциты – 0%; тромбоциты - 26 х109/л; лейкоциты - 1,4 х109/л нейтрофилы: метамиелоциты - 0%; палочкоядерные -1%;сегментоядерные- 17% эозинофилы -3%; базофилы – 0%; лимфоциты – 79%; моноциты – 3% СОЭ - 41 мм/час. Содержание железа и билирубина в крови в норме. В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, токсогенная зернистость нейтрофилов. При исследовании костного мозга признаки гемобластоза не обнаружены.
Задача 5 Больная В., 32 года, поступила в клинику с жалобами на резкую слабость, повышение температуры тела с ознобом, боли в пояснице, одышку в покое, боли в области сердца, сердцебиение. При осмотре обращали на себя внимание желтушность кожных покровов и склер, увеличение и болезненность селезенки при пальпации. Анализ крови: гемоглобин – 40 г/л; эритроциты – 1,5 х 1012/л; цветовой показатель – 0,8 ретикулоциты – 28%; тромбоциты - 180 х109/л; лейкоциты – 14,5 х109/л нейтрофилы: метамиелоциты -2%; палочкоядерные -11%;сегментоядерные-58% эозинофилы - 4%; базофилы – 1%; лимфоциты – 17%; моноциты – 3% СОЭ - 40 мм/час В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, полихроматофилия, нормобласты. В крови увеличено содержание непрямого (свободного, неконьюгированного) билирубина. Понижена осмотическая резистентность эритроцитов.
Задача 6 Больной Н., 35 лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, повышенную утомляемость, одышку, сердцебиение при физической нагрузке. Из анамнеза установлено, что у него с юности отмечалась слабость и повышенная утомляемость. Отец и брат больного страдают анемией. Анализ крови: гемоглобин – 70 г/л; эритроциты – 3,5 х 1012/л; цветовой показатель – 0,6 ретикулоциты – 0,4%; тромбоциты - 295 х109/л; лейкоциты – 3,9 х109/л нейтрофилы: метамиелоциты - 0%;палочкоядерные - 4%; сегментоядерные-44% эозинофилы -1%; базофилы – 0%; лимфоциты – 46%; моноциты – 5% СОЭ - 30 мм/час В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, гипохромные эритроциты. В костном мозге увеличено содержание сидеробластов. Железосвязывающая способность сыворотки крови снижена. Содержание билирубина крови в пределах нормы. О какой анемии можно думать в данном случае? Объясните патогенез клинических проявлений. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Патофизиология учебник + СД. Литвицкий П.Ф. – 4-е изд. – М., ГЭОТАР-МЕД., 2008. – С. 309-318. 2. Патофизиология//Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д., Уразовой О.И.– М., ГЭОТАР-МЕД., 2т. 2009.- С. 27-62 3. Патологическая физиология//Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – С. 351-370 4. Патофизиология. Основные понятия.: учебное пособие. Ефремов А.В.– М., 2008.– С. 83-92 Дополнительная: 5. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – С.178-190. 6. Руководство по гематологии//Под ред. А.И Воробьева.- М.: Ньюдиамед, 2007.-1275 с. 7. Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови. Пер. с англ. – М. – СПб: ЗАО «Издательство Бином», «Невский Диалект», 2007 – С.71-123. 8. Л.А. Кузьмина. Гематология детского возраста. М.: 2001.- 400 с.
КОНТРОЛЬ (выполнение тестовых заданий) Варианты тестовых заданий составлены на основе сборника «Тестовые задания по патологической физиологии»./под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н. Рыспековой. -Алматы, 2007.-С. 243-270 Практическая работа
В заключении указать: 1. Вид лейкоцитоза, лейкоцитопении. 2. Наличие ядерного сдвига гранулоцитов. 3. Абсолютное или относительное изменение видов лейкоцитов. 4. Заболевание, при котором встречается данное нарушение. 5. Патогенез изменений в лейкоцитарной формуле таблица №1 Лейкоцитарная формула
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.014 с.) |