Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация нормальной кроветворной клетки в лейкозную

Поиск

 
 


Размножение лейкозных клеток, образование клона лейкозных клеток (моноклоновая стадия)

 
 


Опухолевая прогрессия:

нестабильность генома

¯

продолжающиеся мутации

¯

появление более злокачественных клонов, устойчивых к химиотерапии (поликлоновая стадия)

 

метастазирование образование лейкозных инфильтратов в печени, почках, лимфоузлах и других органах

Клинические проявления миело- и лимфопролиферативного синдрома и их патогенез

Проявления Патогенез
Анемический синдром Ø Угнетение эритроидного ростка красного костного мозга Ø Гемолиз эритроцитов Ø Геморрагический синдром
Геморрагический синдром (кровотечения из десен, носа, кишечника, кровоизлияния в жизненно важные органы) Ø Тромбоцитопения (угнетение тромбоцитопоэза) Ø Тромбоцитопатия Ø Коагулопатия Ø Вазопатия Ø
Инфекционный синдром: снижение резистентности к инфекциям (бактериальным, грибковым, вирусным) Ø Снижение фагоцитарной активности лейкоцитов Ø Уменьшение синтеза антител Ø Извращение функции Т-лимфоцитов
Метастатический синдром: увеличение печени, селезенки, лимфоузлов; нейролейкемия Метастазирование лейкозных клеток и образование очагов кроветворения в печени, селезенке, лимфоузлах, тимусе, головном и спинном мозге
Интоксикационный синдром: лихорадка, снижение аппетита, массы тела, слабость, повышенная потливость Ø Накопление медиаторов повреждения –нуклеопротеидов, образующихся при распаде лейкозных клеток Ø Нарушение обмена веществ
Болезненность костей (трубчатые кости, позвоночник) Ø Опухолевая гиперплазия костномозговой гемопоэтической ткани

Особености лейкозов у детей.

Лейкоз у детей составляет значительную часть злокачественных новообразований.

У детей лейкоз почти всегда бывает острым лимфобластным. Наибольшая частота заболеваний лейкозами детей встречается в возрасте от 2 до 4 лет, затем некоторое увелечение отмечается у подростков 12-14 лет. Нередко заболевают дети первых месяцев, первых недель и даже первых дней жизни. Мальчики болеют острым лимфолейкозом в 5 раз чаще, чем миелолейкозом, а у девочек лимфолейкоз бывают в 2 раза чаще, чем миелолейкоз. У детей младшего возраста, также как и у взрослых, острый лейкоз чаще всего является алейкемическим или сублейкемическим. В то время, как хронический миелолейкоз почти всегда является лейкемическим.

Начало заболевания у детей обычно внезапное, наиболее ранний симптом болезни - боли в костях, увеличение лимфоузлов, печени, селезенки. К частым проявлениям острого лейкоза относятся некротические поражения кожи и слизистой оболочки полости рта, с развитием гингивита стоматита а также кишечной стенки с соответсвующими проявлениями расстройства пищеварения.

4. Иллюстративный материал: Мультимедийная презентация лекций

5. Литература к лекциям по системе крови

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Патофизиология учебник + СД. Литвицкий П.Ф. – 4-е изд. – М., ГЭОТАР-МЕД., 2008. – С. 309-324, 332-341,

2. Патофизиология//Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д., Уразовой О.И.– М., ГЭОТАР-МЕД., 2т. 2009.- С. 27-97, 112-144

3. Патологическая физиология//Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – С. 351-370. 373-397

4. Патофизиология. Основные понятия.:учебное пособие. Ефремов А.В.: М., 2008.– С. 83-119

Дополнительная:

5. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – С.178-190.

6. Руководство по гематологии//Под ред. А.И Воробьева.- М.: Ньюдиамед, 2007.-1275 с.

7. Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови. Пер. с англ. – М. – СПб: ЗАО «Издательство Бином», «Невский Диалект», 2007 – 448с.

8. Л.А. Кузьмина. Гематология детского возраста. М.: 2001.- 400 с.

6. Контрольные вопросы к лекциям по системе крови

1. Классификация анемий по патогенезу

2. Картина крови при железодефицитной анемии

3. Патогенез кровоточивости при тромбоцитопатии

4. Патогенез лейкозов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. «АНЕМИИ».

Цели занятия:

1. Сформировать понимание этиологии, патогенеза анемического синдрома.

Задачи обучения:

Изучив данную тему, студент может:

· дать классификацию анемий, охарактеризовать причины возникновения анемического синдрома

· объяснить патогенез анемического синдрома, указать особенности развития анемического синдрома у детей и подростков

· анализировать гемограммы больных с различными видами анемий

· анализировать мазки крови больных с анемическим синдромом

· дать заключение по ситуационным задачам

Основные вопросы темы:

1. Анемии, определение, качественные изменения эритроцитов при анемиях. Принципы классификации анемий.

2. Этиология и патогенез постгеморрагических анемий.

3. Гемолитические анемии, этиология, патогенез внутри и внесосудистого гемолиза эритроцитов, изменения в периферической крови при наследственных и приобретенных гемолитических анемиях.

4. Патогенез анемий при дефиците железа, витамина В12 и фолиевой кислоты.

5. Апластические анемии, этиология, патогенез нарушения кроветворения и клинических проявлений.

6. Особенности возникновения анемий у детей раннего возраста и подростков

Методы обучения и преподавания:

Устный опрос, тестирование, работа в малых группах: изучение мазков крови лабораторных животных и больных с анемическим синдромом, анализ гемограмм, решение ситуационных задач или работа с обучающими программами.

Практическая работа

Задание № 1. Изучить под микроскопом картину крови при острой токсико-гемолитической анемии.

Методика: Найти в мазке крови под иммерсией анизоциты, пойкилоциты, отметить эритроциты с базофильной зернистостью и патологическими включениями (тельца Жолли, кольца Кабо), молодые клетки (полихроматофилы).

 

Задание № 2. Изучить под микроскопом картину крови при железодефицитной анемии.

Методика: Найти в мазке крови под иммерсией явления анизоцитоза и пойкилоцитоза эритроцитов.

Задание № 3. Указать анемии, при которых отмечаются следующие качественные изменения эритроцитов.  

 

 

           
   
 
 
 
   
 
 

 


Задание № 4. Проанализировать гемограммы и сделать заключение по ним.
Гемограмма № 1. Эритроциты ……….3.0х1012 /л Гемоглобин ……….81г /л Ц.П. ……….? Лейкоциты ……….7,5х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….2% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….4% сегментоядерные ……….54% Лимфоциты ……….37% Моноциты ……….3% В мазке крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз эритроцитов, микросфероцитоз. Ретикулоциты – 7% Гемограмма №2. Эритроциты ……….2,2х1012 /л Гемоглобин ……….81г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….290х109/л Лейкоциты……….14х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….4% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….4% палочкоядерные ……….12% сегментоядерные……….58% Лимфоциты ……….16% Моноциты……….6% В мазке крови: анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз эритроцитов, полихроматофильные эритроциты, нормобласты, эритроциты с базофильной пунктацией
Гемограмма №3 Эритроциты ……….3,6х1012 /л Гемоглобин ……….95г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….280х109/л Лейкоциты……….16х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….3% Базофилы ……….1% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….2% палочкоядерные ……….9% сегментоядерные ……….64% Лимфоциты ……….18% Моноциты……….3% В мазке крови: анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз, ретикулоцитоз-4%, полихроматофилы, единичные нормобласты.   Гемограмма № 4. Эритроциты ……….3,02х1012 /л Гемоглобин ……….72г /л Ц.П. ……….? Ретикулоциты ……….4% Тромбоциты ……….400х109/л Лейкоциты ……….9х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….1% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….4% сегментоядерные……….63% Лимфоциты ……….25% Моноциты ……….7% В мазке крови анизоцитоз, пойкилоцитоз, мишеневидные эритроциты
Гемограмма № 5. Эритроциты ……….1,8х1012 /л Гемоглобин ……….54г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….94х109/л Лейкоциты……….3,2х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….0% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….0% сегментоядерные ……….26% Лимфоциты ……….63% Моноциты ……….11% В мазке крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз, ретикулоциты – 0,1%. Гемограмма № 6. Эритроциты ……….3,8х1012 /л Гемоглобин ……….68г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….280х109/л Лейкоциты……….4,5х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….2% Базофилы ……….1% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….4% сегментоядерные……….56% Лимфоциты ……….30% Моноциты ……….7% В мазке крови: гипохромия, значительная количество микроцитов, пойкилоцитов, анулоцитов, ретикулоциты – 0,1%
Гемограмма № 7. Эритроциты ……….1,44х1012 /л Гемоглобин ……….66г /л Ц.П. ……….? Тромбоциты……….120х109/л Лейкоциты……….2,8х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….5% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….1% сегментоядерные……….43% Лимфоциты ……….48% Моноциты……….3% В мазке крови: выраженный анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз, мегалоциты, мегалобласты, эритроциты с базофильной зернистостью и другие патологические включения, большие гиперсегментированные нейтрофилы, ретикулоциты-0,4% Гемограмма № 8. Эритроциты ……….2,9х1012 /л Гемоглобин ……….52г /л Ц.П. ……….? Ретикулоциты ……….5% Тромбоциты……….280х109/л Лейкоциты……….3,8х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….0,5%   Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….0,5% сегментоядерные……….70% Лимфоциты ……….27% Моноциты……….2% В мазке крови: анулоциты, пойкилоциты, базофильная пунктация эритроцитов, содержание железа в сыворотке крови увеличено
     

Задание 5. Решение ситуационных задач.

Задача 1

Больной К., 14 лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, головокружение, повышение температуры тела, боли при глотании. Из анамнеза известно, что больной страдает токсикоманией и в течение трех месяцев вдыхал пары бензола. Обращали на себя внимание бледность кожных покровов, множественные геморрагии в виде мелкоточечных и пятнистых кровоизлияний, некротические язвы зева и полости рта, печень и селезенка не увеличены. Анализ крови:

гемоглобин – 60 г/л; эритроциты – 2,7х1012/л; ретикулоциты – 0%;

тромбоциты - 28 х109 ; лейкоциты -1,5 х109/л;

нейтрофилы: метамиелоциты -0%; палочкоядерные - 0%; сегментоядерные-15%

эозинофилы -0%; базофилы – 0%; лимфоциты – 82%; моноциты – 3%

СОЭ - 45мм/час

1. Каков механизм возникновения анемии?

2. Какие объективные данные подтверждают гематологический диагноз?

Задача 2

Больной Д., 38 лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, повышенную утомляемость, выпадение волос, ломкость и расслоение ногтей, извращение вкуса, боли в эпигастрии, усиливающиеся натощак, особенно весной и осенью. Анализ крови:

гемоглобин – 70 г/л; эритроциты – 3,5 х 1012/л; цветовой показатель – 0,6

ретикулоциты – 0,1%; тромбоциты - 385 х109/л; лейкоциты - 4,0 х109

нейтрофилы: метамиелоциты -0%; палочкоядерные -2%; сегментоядерные- 65%

эозинофилы -3%; базофилы – 0%; лимфоциты – 26%; моноциты – 4%

мазок крови: микроциты, анулоциты.

В костном мозге снижено количество сидеробластов.

  1. Какая анемия у данного больного?
  2. Какова причина анемии?

 

Задача 3

Ребенок Б., 2 лет, был направлен в стационар с диагнозом анемия. Из анамнеза установлено, что мальчик родился недоношенным, часто болел простудными заболеваниями. У ребенка отмечается понижение аппетита, сухость кожи, ломкость ногтей, выпадение волос, ангулярный стоматит. Анализ крови:

гемоглобин – 60 г/л; эритроциты – 3,0 х 1012/л; цветовой показатель – 0,6

ретикулоциты – 2,5%; тромбоциты - 170 х109/л; лейкоциты - 4,4 х109

нейтрофилы: метамиелоциты -0%; палочкоядерные -2%;сегментоядерные– 48%

эозинофилы -3%; базофилы – 0%; лимфоциты – 39%; моноциты – 7%

СОЭ 22 мм/час; сидеропения

В мазке крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз, микроциты

  1. Какая анемия у данного больного?
  2. Какова возможная причина анемии?

Задача 4

Больная М., 22г, поступила в клинику с жалобами на слабость, утомляемость, головокружение, сердцебиение, одышку в покое, появление кровоподтеков на теле. При осмотре обращали на себя внимание бледность кожных покровов, одутловатость лица, множественные геморрагии в виде мелкоточечных и пятнистых кровоизлияний. Печень, селезенка и лимфатические узлы не увеличены.

Анализ крови:

гемоглобин – 50 г/л; эритроциты – 1,5 х 1012/л; цветовой показатель – 1,0

ретикулоциты – 0%; тромбоциты - 26 х109/л; лейкоциты - 1,4 х109

нейтрофилы: метамиелоциты - 0%; палочкоядерные -1%;сегментоядерные- 17%

эозинофилы -3%; базофилы – 0%; лимфоциты – 79%; моноциты – 3%

СОЭ - 41 мм/час. Содержание железа и билирубина в крови в норме.

В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, токсогенная зернистость нейтрофилов. При исследовании костного мозга признаки гемобластоза не обнаружены.

  1. Какая анемия у данного больного?
  2. Каков патогенез наблюдаемых изменений?

Задача 5

Больная В., 32 года, поступила в клинику с жалобами на резкую слабость, повышение температуры тела с ознобом, боли в пояснице, одышку в покое, боли в области сердца, сердцебиение. При осмотре обращали на себя внимание желтушность кожных покровов и склер, увеличение и болезненность селезенки при пальпации.

Анализ крови:

гемоглобин – 40 г/л; эритроциты – 1,5 х 1012/л; цветовой показатель – 0,8

ретикулоциты – 28%; тромбоциты - 180 х109/л; лейкоциты – 14,5 х109

нейтрофилы: метамиелоциты -2%; палочкоядерные -11%;сегментоядерные-58% эозинофилы - 4%; базофилы – 1%; лимфоциты – 17%; моноциты – 3%

СОЭ - 40 мм/час

В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, полихроматофилия, нормобласты.

В крови увеличено содержание непрямого (свободного, неконьюгированного) билирубина. Понижена осмотическая резистентность эритроцитов.

  1. Какова возможная причина анемии у данной больной?
  2. Какая это анемия?

Задача 6

Больной Н., 35 лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, повышенную утомляемость, одышку, сердцебиение при физической нагрузке. Из анамнеза установлено, что у него с юности отмечалась слабость и повышенная утомляемость. Отец и брат больного страдают анемией.

Анализ крови:

гемоглобин – 70 г/л; эритроциты – 3,5 х 1012/л; цветовой показатель – 0,6

ретикулоциты – 0,4%; тромбоциты - 295 х109/л; лейкоциты – 3,9 х109

нейтрофилы: метамиелоциты - 0%;палочкоядерные - 4%; сегментоядерные-44%

эозинофилы -1%; базофилы – 0%; лимфоциты – 46%; моноциты – 5%

СОЭ - 30 мм/час

В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, гипохромные эритроциты.

В костном мозге увеличено содержание сидеробластов. Железосвязывающая способность сыворотки крови снижена.

Содержание билирубина крови в пределах нормы.

О какой анемии можно думать в данном случае? Объясните патогенез клинических проявлений.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Патофизиология учебник + СД. Литвицкий П.Ф. – 4-е изд. – М., ГЭОТАР-МЕД., 2008. – С. 309-318.

2. Патофизиология//Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д., Уразовой О.И.– М., ГЭОТАР-МЕД., 2т. 2009.- С. 27-62

3. Патологическая физиология//Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – С. 351-370

4. Патофизиология. Основные понятия.: учебное пособие. Ефремов А.В.– М., 2008.– С. 83-92

Дополнительная:

5. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – С.178-190.

6. Руководство по гематологии//Под ред. А.И Воробьева.- М.: Ньюдиамед, 2007.-1275 с.

7. Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови. Пер. с англ. – М. – СПб: ЗАО «Издательство Бином», «Невский Диалект», 2007 – С.71-123.

8. Л.А. Кузьмина. Гематология детского возраста. М.: 2001.- 400 с.

 

КОНТРОЛЬ (выполнение тестовых заданий)

Варианты тестовых заданий составлены на основе сборника «Тестовые задания по патологической физиологии»./под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н. Рыспековой. -Алматы, 2007.-С. 243-270



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.008 с.)