Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательный модуль 3: Нервная регуляция функций организма↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы: Тема является обобщающей, так как студент имеет возможности проанализировать все известные механизмы координации рефлексов с участием в целом ЦНС и ее роли в регуляции 1) позы, 2) локомоций, 3) произвольных движений. Поражение любого участка мозга приводит к нарушению регуляции как двигательных, так и висцеральных функций организма. 2.Учебные цели: 1.Учебные цели: Ø Описывать контуры биологической регуляции функций, объяснять роль обратной связи в обеспечении приспособительной реакции организма Ø Объяснять механизмы передачи информации в синапсах центральной нервной системы, роль нейромедиаторов, нейромодуляторов. Ø Объяснять механизмы развития возбуждения и торможения, их суммации и роль этих процессов в интегративной функции центральной нервной системы. Ø Делать выводы о состоянии двигательных функций организма – позах, локомоциях, двигательных рефлексах, которые имеют место в эксперименте после поперечного разреза на разных уровнях ЦНС и при повреждении двигательных структур. Ø Делать выводы о состоянии двигательных систем организма, которые объединяют структуры разных уровней ЦНС и об их организации. Ø Анализировать регулируемые параметры при осуществлении двигательных рефлексов и механизмы активации рецепторов как следящих устройств Ø Делать выводы о состоянии двигательных рефлексов, которые замыкаются на разных уровнях ЦНС, описывать строение их рефлекторных дуг. Ø Делать выводы о состоянии проводящих путей ЦНС, оценивать их роль в обеспечении сенсорных и двигательных функций. Ø Анализировать механизмы влияния структур переднего мозга, ствола мозга на активность моторных систем спинного мозга Ø Анализировать возрастные особенности регуляции двигательных функций. Ø Объяснять роль коры головного мозга и лимбической системы в формировании системной деятельности организма Ø Объяснять физиологические основы электроэнцефалографии 2.Базовый уровень подготовки Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию 4.1 Теоретические вопросы. Практические работы 1) Пальценосовая проба. Рисовать схемы и объяснять строение и механизмы - контуров биологической регуляции, рефлекторных дуг двигательных рефлексов - развития процессов возбуждения и торможения в ЦНС, процессов их суммации и координации рефлексов - рефлекторных дуг двигательных рефлексов на всех уровнях ЦНС и проводящих путей, которые обеспечивают взаимодействие разных уровней ЦНС Содержание темы Роль моторных зон коры в регуляции двигательных функций Роль мозжечка в регуляции двигательных функций Функции мозжечка - Контролирует позу равновесия и движение глазных яблок (vestibulocerebellum) - Планирует и принимает участие в начале движений (pontocerebellun) - Обеспечивает синергии - регуляцию скорости, силы, объема и направления движений (spinocerebellum)
Связи мозжечка 1)Афферентные пути к коре мозжечка: - от проприорецепторов по спиноцеребеллярным путям (Флексига и Говерса) к клеткам Пуркинье; - от двигательных центров ствола мозга через интернейроны к клеткам Пуркинье; - от продолговатого мозга - нижней оливы к клеткам Пуркинье: играют роль в процессах обучения двигательным навыкам; - от ассоциативных зон коры головного мозга - понтоцеребеллярный тракт – обучение двигательным навыкам. 2)Эфферентные пути от коры мозжечка: - Клетки Пуркинье - являются единственным выходящим каналом передачи информации от коры мозжечка; - Канал от клеток Пуркинье является всегда тормозным - нейромедиатор - гамма-аминомасляная кислота (ГАМК); - Выходящие пути от клеток Пуркинье передают информацию на: o глубокие ядра мозжечка o вестибулярные ядра (Дейтерса). - Этот тормозной эфферентный путь модулирует исходные сигналы от мозжечка и регулирует скорость, объем и направление движений(синергии). Клинические проявления нарушений функций мозжечка:
Черной субстанции - вызывает деструкцию допаминергических нейронов из-за того, что уменьшается концентрация возбуждающего медиатора - допамина, преобладают очень активные тормозные пути от полосатого тела к бледному шару; следствием этого является возникновение таких симптомов, которые имеют место у людей с болезнью Паркинсона: а) ригидность б) тремор в) уменьшение произвольных движений Материалы для самоконтроля 6.1. Дайте ответы на вопрос: 1) У человека наблюдаются астения, мышечная дистония и нарушение равновесия. Какой из отделов ЦНС поражен? Какие еще симптомы можно обнаружить у человека, если это предположение правильно. 2) У человека наблюдаются гипокинезия и тремор в состоянии покоя. О повреждении какого отдела ЦНС можно говорить? Какие еще симптомы можно обнаружить у человека, если это предположение правильно. 3) Какие рефлекторные реакции на звук и свет можно дополнительно обнаружить у собаки и кошки? Сравнить с реакциями, которые наблюдаются у мезенцефальных животных. Почему? 4) Какие двигательные рефлекторные реакции можно дополнительно обнаружить у стриарных собаки и кошки, мартышки? Сравнить с реакциями, которые наблюдаются у таламических животных. Почему? 6.2.Выберите правильный ответ: 1.В эксперименте установлено, что в ответ на растяжение мышцы наблюдается ее рефлекторное сокращение. Раздражение каких рецепторов вызывает эту рефлекторную реакцию?
2.В эксперименте на животном сделали перерез мозга между определенными отделами ЦНС и наблюдали ослабление мышечного тонуса, а также отсутствие антигравитационной позы. Между какими отделами мозга сделан перерез?
3.У больного с нарушением мозгового кровообращения в участке продолговатого мозга при обследовании обнаружили усиление тонуса мышц-сгибателей на фоне снижения тонуса мышц-разгибателей. В каких структурах мозга возникло раздражение, которое привело к этим изменениям?
4.Во время вращения на карусели у ребенка наблюдалось увеличение частоты сердечных сокращений, тошнота, увеличилось потовыделение. Раздражение каких рецепторов привело к этим реакциям?
5.В результате разрушения определенных структур ствола мозга животное потеряло ориентировочные рефлексы в ответ на сильные звуковые раздражители. Какие из вышеприведенных структур были разрушены?
6.Котенка положили на спину, однако он рефлекторно возвращает голову теменем кверху. Раздражение каких рецепторов приводит к такой рефлекторной реакции
7.У собаки во время нейрохирургической операции на мозжечке удалили флокулонодулярный отдел с червем. К каким изменениям мышечного тонуса это приведет?
8.Морская свинка находится на дощечке, которую опускают вниз. Как изменится тонус мышц конечностей, и какой из приведенных нервных путей его обеспечит?
9.Во время нейрохирургической операции у пациента раздражали затылочный отдел коры левого полушария. Какие нарушения вероятнее всего будут наблюдаться?
10.В результате кровоизлияния в мозг у обследуемого потеряна возможность выполнения точных движений пальцами рук. Какой из приведенных нервных путей наиболее вероятно поврежден?
Описание практических работ Литература Основная 1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005. 2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой). 3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006 Дополнительная
2.Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы: Тема является обобщающей, так как студент имеет возможности проанализировать все известные механизмы координации рефлексов с участием в целом ЦНС и ее роли в регуляции 1) позы, 2) локомоций, 3) произвольных движений. Поражение любого участка мозга приводит к нарушению регуляции как двигательных, так и висцеральных функций организма. 2.Учебные цели: 1.Учебные цели: Ø Описывать контуры биологической регуляции функций, объяснять роль обратной связи в обеспечении приспособительной реакции организма Ø Объяснять механизмы передачи информации в синапсах центральной нервной системы, роль нейромедиаторов, нейромодуляторов. Ø Объяснять механизмы развития возбуждения и торможения, их суммации и роль этих процессов в интегративной функции центральной нервной системы. Ø Делать выводы о состоянии двигательных функций организма – позах, локомоциях, двигательных рефлексах, которые имеют место в эксперименте после поперечного разреза на разных уровнях ЦНС и при повреждении двигательных структур. Ø Делать выводы о состоянии двигательных систем организма, которые объединяют структуры разных уровней ЦНС и об их организации. Ø Анализировать регулируемые параметры при осуществлении двигательных рефлексов и механизмы активации рецепторов как следящих устройств Ø Делать выводы о состоянии двигательных рефлексов, которые замыкаются на разных уровнях ЦНС, описывать строение их рефлекторных дуг. Ø Делать выводы о состоянии проводящих путей ЦНС, оценивать их роль в обеспечении сенсорных и двигательных функций. Ø Анализировать механизмы влияния структур переднего мозга, ствола мозга на активность моторных систем спинного мозга Ø Анализировать возрастные особенности регуляции двигательных функций. Ø Объяснять роль коры головного мозга и лимбической системы в формировании системной деятельности организма Ø Объяснять физиологические основы электроэнцефалографии 2.Базовый уровень подготовки Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию 4.1 Теоретические вопросы. Содержательный модуль 3: Нервная регуляция функций организма 1. Биологическая регуляция, ее виды и значения для организма. Контуры биологической регуляции. Роль обратной связи в регуляции. 2. Понятие о рефлексе. Строение рефлекторной дуги и функции ее звеньев. 3. Рецепторы, их классификация, механизмы возбуждения. 4. Проприорецепторы, их виды, функции. Строение и функции мышечных веретен. 5. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных синапсах. 6. Виды центрального торможения. Механизмы развития пресинаптического и постсинаптического торможения. 7. Суммация возбуждения и торможения нейронами ЦНС.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.226 (0.01 с.) |