VII . Подведение итогов урока.  Читаешь ты: «Летит ракета», — 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII . Подведение итогов урока.  Читаешь ты: «Летит ракета», —



  Читаешь ты: «Летит ракета», —

 И сразу представляешь это.

 А прочитаешь: «Мысль летит»,

 — И пред тобой вопрос стоит:

 Как же может мысль лететь,

 Сверлить, буравить и довлеть? (Е. Комарова.)

   - О каких словах говорится в стихотворении? Поче­му вы так решили?

— Как отличить прямое значение слова от переносного? (Ответы.)

VIII. Домашнее задание
Упражнение 110, с. 72.

IX. Рефлексия

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили данную тему, используя «Волшебную лестницу зна­ний». Для этого вам нужно выбрать:

красный цвет, если вы испытывали затруднения;

желтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняе­тесь применять его на практике;

зеленый цвет, если усвоили новое знание и научились при­менять на практике.

 

ТЕМА: Синонимы

Цель: познакомить учащихся со словами, одинаковыми или близкими по значению (синонимами), их ролью в тексте;

 разви­вать речь учащихся, расширять словарный запас.

Ход урока

I. Организационный момент

  Всему название дано —

 и зверю, и предмету.

 Вещей вокруг полным-полно,

а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, —

 над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, —

означено словами. (А. Шибаев.)

 - Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

 — Для чего нам нужны знания о слове? (Ответы.) Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Слово», но прежде проверим, как вы усвоили тему прошлого урока.

II. Актуализация знаний

Игра «Верители вы, что...» (один ученик работает у доски, остальныена местах).

Таблица 5

 

Утверждения «+»или «-»
1. Лексическое значение слова — это способность слова на­зывать окружающие нас предметы и явления  
2. Слово может иметь только одно значение  
3. Многозначные слова — это слова, которые имеют два или несколько значений  
4. Однозначные слова — это слова, которые не имеют значения    
5. Узнать значение незнакомого слова можно в орфографи­ческом словаре  
6. Чаще всего однозначные слова употребляются в перенос­ном значении  

Ответы: +, -, +, -, -, -. Проверка. Оценивание.

III. Орфографическая разминка

Х..р..шо, что есть на свете Нитки есть, и есть лопата —

Камень, глина и песок.               Можно ш..ть и можно рыть!

Х..р..шо, что есть на свете Уважайте тру.., р..бята!

Клещи, гвозди, молоток,             Приучайтесь тру. любить. (С. Маршак.)

- Объясните написание пропущенных орфограмм. Найдите слова, в которых количество букв и звуков не со­впадает.

 

IV. Чистописание

Уд тр бора та

 работа, ребята, дело.

 - Какое слово «лишнее»? Почему? (Ребята.) Назовите слова, близкие по значению. Объясните лексиче­ское значение слов.

— Назовите слово в поговорке «Труд красит человека», упо­требленное в переносном значении.

V. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, тему нашего урока вы узнаете, разгадав головоломку. Измените порядок букв и прочитайте слово: НИСИНОМЫ (записано на доске).

— Какое слово получилось? (Синонимы.)

 - Правильно, это и есть тема нашего урока. Сегодня мы долж­ны узнать, какие слова являются синонимами и для чего они используются в тексте.

VI. Изучение нового материала

- Подумайте и скажите, как называется человек, ко­торый с кем-нибудь связан дружбой? (Друг, товарищ, подруга, приятель.)

— Как вы думаете, почему значение у слова одно, а слова вы назвали разные? (Ответы.)

— Какой вывод можно сделать? (Ответы.) Правильно, в рус­ском языке есть слова, которые имеют одинаковое или близкое значение, а называются они синонимами.

Работа с учебником (правилос. 74).

Приведите примеры синонимов.

Физкультминутка

Работа с учебником (упражнение 112, с. 74).

Прочитайте предложения.

С мальчиком случился необычный случай.

Ребята переночевали ночь в лесу.

В рассказе рассказывается о собачке.

— Понравились ли вам предложения? (Нет.) Почему?

— Как вы думаете, почему возникло неблагозвучие? (Пред­положения ребят.)

Попробуйте устранить в каждом предложении речевую ошибку, заменив одно из однокоренных слов близким по значе­нию. (Задание выполняется устно.)

— Как вы думаете, для чего нужны слова-синонимы? (Отве­ты.) Правильно, синонимы украшают нашу речь, помогают сде­лать ее более точной, правильной, без них она была бы бедной. Было бы скучно назвать только словом «лошадь» и гордого коня, и быстрого жеребца, и старую кобылу, и резвую лошадку.

Работа с учебником (правилос. 75).

— Для чего нужны синонимы? (Ответы.)

Упражнение 113, с. 74.

VII. Закрепление изученного. Самостоятельная дифференцированная работа

 1 группа — упражнение 115, с. 75.

2 группа — в каждой группе предложенных слов найдите синонимы; «лишние» слова зачеркните. Смешно, весело, комично, интересно. Алый, красный, кумачовый, лиловый. Неуклюжий, нескладный, неловкий, невеселый. Быстрый, скорый, спешный, шумный. Печальный, грустный, тоскливый, спокойный.

3 группа — найдите слова, близкие по значению (синонимы),
и соедините их при помощи стрелки; вставьте пропущенные буквы.
Вежливый                              Воспитанный

Старательный                  Ч..ткий

Отзывчивый                     Полный

Толстый                           Радостный

В..селый                           Прилежный

Любопытный                   Любознательный

  4 группа — подберите к словам синонимы и запишите их.

Близко —__________

Холодно —________

Идти —

Спать —.

Отыскать —.

Проверка.

- Какие слова называются синонимами?

Дополнительное задание

- Прочитайте текст. Выделенные слова замените подходящи­ми по смыслу синонимами. Прочитайте текст заново.

— Какой вариант, на ваш взгляд, лучше? Почему?

Альпинисты поднимались на высокую гору. Подниматься было трудно, но они справились с подъемом. Когда поднялись на вершину, громко кри­чали «ура!» и прикрепили флажок к скале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 1619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.011 с.)