Iv . Сообщение темы и цели урока. - сегодня на уроке мы будем совершенствовать зна­ния и умения по выделению состава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Iv . Сообщение темы и цели урока. - сегодня на уроке мы будем совершенствовать зна­ния и умения по выделению состава



- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать зна­ния и умения по выделению состава слова.

— Для чего нужно знать состав слова? (Чтобы грамотно пи­сать слова, образовывать новые слова, правильно толковать смысл слов.)

Физкультминутка

Выполняются произвольные упражнения (или гимнастика для глаз).

V. Актуализация знаний
Работа в парах.

Игра «Грамматическое домино»

В игре используются карточки двух видов: на одних записа­ны вопросы, на других — ответы.

Один ученик задает вопрос, а сосед находит ответ.

Таблица 16

 

Вопросы Ответы
Что вы знаете о родственных словах? Главная часть слова — корень
Какая часть слова бывает во всех словах? Приставка — часть слова, кото­рая стоит перед корнем. При по­мощи приставок образуются но­вые слова

 

Продолжение табл. 16

 

Вопросы Ответы
Что называется корнем? Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу
Что называется окончанием? Окончание — изменяемая часть слова. Она служит для связи слов в предложении
Что называется приставкой? Суффикс — часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова
Что называется суффиксом? Корнем называется общая часть родственных слов
Назови правила переноса слов с приставкой. При переносе нельзя отрывать от приставки последнюю букву; нель­зя отрывать от корня одну букву, если она не составляет слога
В какой последовательности нуж­но выполнять разбор слова по со­ставу? Окончание, корень, суффикс, при­ставка

VI. Закрепление изученного

- Отгадайте загадки и разберите отгадки по составу.

Дифференцированная работа

 1 вариант.

Что за гриб на кочке

В красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

Еду-еду — следу нету.                                          Два брюшка, четыре ушка.

Режу-режу — крови нету. (Лодка.) Что это? (Подушка.)

* * *
Вот по кругу друг за дружкой                   Не толкаясь, не мешая.
Ходят дружно две подружки;              Быстро движется большая. (Стрелки)

2 вариант.

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

В брюхе — баня, в носу — решето,

На голове — пуговица, одна рука — и та на спинке. (Чайник.)

 

Весь день ползу я по дорожке.      Зачем спешить мне по-пустому?

То выпущу, то спрячу рожки.       Свой дом я при себе ношу,

Спешить домой я не спешу.                     И потому всегда я дома. (Улитка.)

 

Покружилась звездочка в воздухе немножко.

 Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

 (У доски работают по одному человеку от каждого варианта.)

Проверка.

Работа в группах.

- Составьте слова из морфем слов одной строки и запишите их; выделите части. Составьте небольшой рассказ, используя образованные слова.

  1 группа.

Таблица 17

 

Приставка Корень Суффикс Окончание Новые слова
Полет Краски Дочка Лапа  
Подсыпать Ходить Дом Рот  
Ключ Школа Лесник Дождь  

  2 группа.

Таблица 18

 

Приставка Корень Суффикс Окончание Новые слова
Пошел Слово Лисица Береза  
Послал Дарит Холодок Мост  
Дуб Цветной Трава Пенал  

  3 группа.

Таблица 19

 

Приставка Корень Суффикс Окончание Новые слова
Задуматься Приготовить Ночка Коса  
Расписка Садик Стол Звезда  
Поле Зелень Голенький Свежая  
Уход Частичка Цветок Дуб  

Проверочная работа

1) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, — это        

Разберите слова по составу: перелеты, лесник, повязка, ти­гренок.

2) Соедините слова правого и левого столбцов. Слова право­го столбца разберите по составу.

На одеяло надевают...               ошейник.

На шею собаке надевают...      пододеяльник.

Дети отгадали...                        закладку.

В книгу кладут...                      загадку.

3)Прочитайте. Найдите слова со следующим составом: пристав­ка + корень + суффикс + окончание. Обозначьте части этих слов.

Дошкольный, домашний, простоватый, полноватый, забавный, подруга.

4) Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова.

Разделите для переноса слова: подводный, поехал, подземный. Ч.ловек без друзей, что дер..во без к..рней. Сч..стье и тру., рядом ж..вут. Рано ласточки прилетят — х..рошее будет лето.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.)