V. Изучение нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Изучение нового материала



- Ребята, у дерева, у цветка и даже у слова есть корень. А у людей есть свои корни или нет? (Размышленияучащихся)

А какие у человека могут быть корни? (Корни человека — это его родословная, предки, место, где человек родился.)

Как вы считаете, а человек должен знать свои корни?
Почему? (Ответы.)

Посмотрите внимательно на доску. (На доске находит­ся изображение дерева, на ветках которого записаны слова. На стволе, возле корня, свободное пространство — там грам­матический значок корня.)

—- Что необычного у этого дерева? (Ответы.)

Родительский


 

       Родимый


Родинка


Родители


Родить


Родина Родной

 

 

Родня

 

— Итак, что объединяет данные слова? (У всех слов одинако­вый корень, кроме того, они связаны по смыслу.)

— Ребята, так что же такое корень? (Ответы.)

— С помощью какого знака мы обозначаем корень?

— Как вы думаете, что произойдет со словом, если мы забе­рем у него корень?

— А если у слов одинаковый корень, как их можно назвать? (Родственные или однокоренные.)

  Вот, например, у слов «рис» и «рисунок» одинаковый корень, значит, они будут однокоренными словами?

—  Правильно это или нет? (Нет.)

— Таким образом, при подборе однокоренных слов нужно еще обращать внимание на значение слов, так как иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть со­вершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными. Например: нос — носик — носить, слово «носить» будет в этой цепочке лишним, так как у него другое значение.

 

Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

 Сначала буду маленьким,

 К коленочкам пригнусь.

 Потом я вырасту большим,

 До лампы дотянусь.

 Чудеса на белом свете —

         Стали маленькими дети.

 А потом все дружно встали —

Великанами вдруг стали.

Руки подняли вразлет —

Появился самолет.

 Мах крылом туда-сюда.

 Делай раз и делай два.

Игра «Данет».

Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши, если неверное — топают.

Корень — это общая часть родственных слов?

Слова «медовый» и «медаль» являются однокоренными?

Слова с одинаковым корнем называются однокоренными?

Может ли слово существовать без корня?

Заключается ли основное значение слова в его корне?

Корень — это изменяемая часть слова?

  Однокоренные слова связаны друг с другом по смыслу?

Работа в парах по вариантам.

Задание: составьте «словесное дерево».

            -снег-   -друг- -лед-

— Что может происходить с согласными в корне слова? (От­веты.)

Работа с учебником (упражнение 149, с. 94 (учить находить однокоренные слова и обозначать в них корень)).

VI. Закрепление изученного

- Запишите слова парами. Обозначьте корень, под­черкните в корне согласные, которые чередуются. С одной па­рой слов составьте устно предложение.

Нога — ножка; берег — бережок; пирог — пирожок; шаг — шажок; книга — книжка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.005 с.)