VI . Подведение итогов урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI . Подведение итогов урока



 

 

ТЕМА:

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слова

Цель: познакомить детей с понятием «значение слова», со спо­собом толкования слов, с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением многозначных слов;

 развивать умение распознавать лексическое значение слова в контексте;

разви­вать речь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Родной язык

Язык наш прекрасный —

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий,

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки —

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык! (Н. А. Филяева.)

 - Какие слова использует автор в стихотворении, описывая русский язык?

— Ребята, а для чего нам нужно знать русский язык? (Ответы.)

II. Орфографическая разминка

 

В п..лях, не кошенных к..сой,

Все утро дождик шел к..сой.

Дочь грома — капля-егоза,

К..нчая свой высотный путь,

Л..тела с круч, закрыв гл..за,

В л..цо з..мле боясь взгл..нуть.

Ск..льзнув с н..бесного ст..кла,

В ладонь цв..тка она ст..кла. (Л. Кондырев.)

  - Объясните написание пропущенных орфограмм. Прочитайте пары выделенных слов. Одинаково ли звучат слова? Какой частью речи является каждое из слов?

— Можно ли при помощи одного и того же слова проверить безударную гласную в паре этих слов? (Ответы.) Назовите про­верочные слова длякаждого слова.

К слову «цветка» подберите однокоренное слово, которое имеет два значения. (Цвет.)

III. Чистописание

 - Для того чтобы красиво написать, давайте «разбу­дим» свои пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика (произвольно).

                                                 з//н//а//ч//е//н//и//е// с//л//о//в//а//

Составьте предложение и запишите его из слов: слово, серд­це, бездушное, заморозит.

— «Бездушное слово сердце заморозит» — как вы понимае­те смысл этой пословицы?

Подчеркните главные члены предложения, выпишите сло­восочетания.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Кто заметил, какие слова «спрятались» в минутке чистописания? («Значение», «слово».)

— Как вы думаете, с чем это связано? (С темой у рока.) Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о значении слова, о способах толкования слов, об однозначных и многозначных словах.

V. Изучение нового материала

- Ребята, что такое значение слова? Как вы это понимаете? (Ответы.)

 - Чтобы вам было легче это понять, давайте поиграем в игру  «Узнай слово».

Дети записывают слова в тетради и комментируют праве писание.

Месяц, когда дети идут в школу после летних каникул. (Сентябрь.)

Последний месяц года. (Декабрь.)

Здание, где учатся дети. (Школа.)

Книга, в которой слова собраны в алфавитном порядке. (Словарь.)

 - Молодцы, вы дали определения всем фразам. А знаете ли вы, что это и есть значение слова? Значение слова — это способность слова называть окружающие нас предметы и явления.

Работа с учебником (правилос. 70).

— Что такое значение слова? Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре.)

Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

Руки подняли и покачали —                              В стороны руки,

Это деревья в лесу.                                               Плавно помашем —

Руки согнули, кисти встряхнули —    Это к нам птицы летят.

Ветер сбивает росу.                                              Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад.

 - Посмотрите на доску, на которой записана голо­воломка. Если вы правильно соедините буквы по стрелкам, тс прочитаете слово (ручка).

Схема 2

- Откройте толковые словари и найдите значение этого слова. — Сколько значений имеет слово «ручка»? (Ответы.)

Найдите в словаре значение слова «парта»,

— Чем отличаются эти два слова? (Слово «ручка» имеет несколько значений, а слово «парта»только одно.)

- Итак, на уроке математики мы с вами говорили, что чис­ла, которые имеют один знак, называются.., (однозначными). Хорошо, а теперь продолжите мою мысль: «Если слово име­ет одно значение, оно называется... (также однозначным)». Если слово имеет много значений, оно называется... (много­значным.)

Работа с учебником (правилос. 71).

— Какие слова называются однозначными? Какие много­значными? Приведите примеры

Упражнение 107, с. 70.

  Чтение по ролям стихотворения. Разговор с дочерью

—    Мне не хватает теплоты, —
Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

—    Мерзнешь ты

И в летние денечки?

—    Ты не поймешь, еще мала, —
Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

—    Я поняла! —

И тащит одеяло.   (А. Л. Барто.)

— Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? Чего она не знала?

Работа со словарем. Определение значения слова «теплота».

— Сколько значений имеет это слово?

— Какое значение подходит к данному тексту?

— В прямом или переносном значении употреблено слово

«теплота» в стихотворении?

— Как вы думаете, какие слова могут употребляться в пере­носном значении, однозначные или многозначные?

Работа с учебником (правилос. 72).

- Приведите примеры слов с прямым и переносным значе­ниями.

Упражнение 109, с. 72,

VI. Закрепление изученного

Работа в парах

Задание 1.

Соедините стрелкой слово и его значение.

 

Писатель

Человек, который строит дома.

Врач

Командир корабля.

Капитан

Человек, который лечит людей.

Трубач

Цирковой гимнаст.

Акробат

Музыкант, играющий на трубе.

Строитель

Человек, который пишет книги.

Проверка работы.

Работа в группах

Задание 2.

1 группа — прочитайте словосочетания, в первый столбец выпишите словосочетания с прямым значением, а во второй — с переносным.

Теплый воздух, теплый прием; острый нож, острый язык; яркий свет, яркая личность; высокие деревья, высокие слова.

2 группа — прочитайте предложения, спишите; вставьте пропущенные буквы; найдите и подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.

В.лна бежит за в..лной. По морю л..тит на всех парусах к..рабль.

Со..нце л.хкает море теплыми луч..ми. По берегу идет босоногий маль­чик. Море п..ет ему свою в.хелую песню. Быстрокрылые чайки з..вут его в д..лекое путешествие.

3 группа — прочитайте слова и их значения, составьте и запи­шите с данными словами предложения.

Надуться — наполниться воздухом, газом, увеличиться в объеме.

Надуться — обидеться, рассердиться.

Проверка работы групп

Дополнительное задание

- Слова в скобках каждого ряда образованы из двух рядом стоящих слов. Образуйте по аналогии слова из следую­щих слов:

Слава (сапог) порог — племя (...) надел.

Река (вера) ров — писк (...) сад.

Сказка (каша) шарф — спорт (...) страус.

Носки (кино) снова — кашпо (...) снимать.

Образованные слова запишите. Определите, являются эти слова однозначными или многозначными. «Зашифруйте» та­ким образом свое слово.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 1624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.011 с.)