В Детская переодика и критика в истории дет.лит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Детская переодика и критика в истории дет.лит.



1.Первые журналы для детей.

Детские и юношеские журналы, периодические издания для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.

В России первый детский журнал - «Детское чтение для сердца и разума» (1785-89), основанный Н. И. Новиковым, - носил просветительский характер.

Журнал выходил с 1785 по 1789 год еженедельно, как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости», и был адресован детям от шести до двенадцати лет.

Тут были и познавательные статьи по разным отраслям знания, и повести, рассказы, пьесы, сказки и забавные истории, а также басни, загадки, остроумные шутки, написанные правильным разговорным языком, эмоционально и живо.

Назидательные мысли чаще всего облекались в форму обращения к маленькому читателю или в поучительную шутку, прозрачную аллегорию. «Детское чтение для сердца и разума» заложило важнейшие традиции отечественной детской периодики: энциклопедизм в сочетании с художественностью, уважение, доверие к сознанию ребенка, правдивость и оптимистичный тон.

Влияние журнала на становление нескольких поколений дворянских детей огромно.

В первой половине XIX века выходило множество детских журналов. Первым из них можно назвать журнал «Друг юношества» (1807-1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века - это «Библиотека для воспитания» (1843-1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А.Валуев; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т.Н.Грановский, Ф.И.Буслаев, И.В.Киреевский и другие. В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847-1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека» (под редакцией П. Г. Редкина). По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей.

П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал тем не менее оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям. Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи - «Повести временных лет».

Особую роль в общественной жизни второй половины XIX века играла литературная критика. Традиционно русское общество усматривало в литературе главный центр своего духовного бытия. Говоря о художественном творчестве, критика, по существу, обсуждала актуальные жизненные проблемы и тем самым оказывала огромное влияние на общественное мнение, а значит, и на социальные преобразования. 50-60-е годы вошли в историю как время острой критической мысли, общественной активности, подъема культуры и науки. В литературе тогда блистали имена Герцена, Тургенева, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Достоевского...

С расширением образованности и ростом культуры усиливается интерес к новым педагогическим идеям, что находит отражение в детской периодике.

Появляются журналы «Подснежник» (1858-62), «Рассвет» (1859-62). Оба эти издания идейно близки журналу «Современник» и стремятся воспитать в маленьком читателе чувство гуманности, внушить ему этические и гражданские понятия. Такая их направленность привлекает внимание крупных писателей и ученых-педагогов - Шелгунова, Острогорского, Ушинского.

Также журналы «Родник» (1882-1917), «Детское чтение» (1869-1906, с 1906 переименован в «Юную Россию», выходил до 1918), последний редактировали сначала А. Н. Острогорский, затем В. П. Острогорский и Д. И. Тихомиров. В этих журналах печатались лучшие произведения русской и мировой литературы.

Периодика для детей на рубеже XIX—XX веков.

В конце XIX века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в них произведения писателей-реалистов - сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения.

Таким образом, еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя - его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода - «Задушевное слово» (1876-1917, с трехлетним перерывом).

Другой популярный журнал - «Игрушечка» (1880-1912) - предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П.Пассек, дружившая с А.И.Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом.

Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (1902-1920), редактором и издателем которого был писатель А.А.Федоров-Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего возраста.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал «Тропинка» (1906-1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909-1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.И.Горбунов-Посадов - писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию.

3. Эволюция детских систематических изданий в советское время.

Значительную роль в становлении детской периодической печати после 1917 года, очень трудное для страны время, сыграл основанный М. Горьким в 1919 году журнал «Северное сияние».

Как отмечают некоторые исследователи (И.Халтурин, Л.Колесова), журнал страдал декларативностью и нередко художественной примитивностью многих прозаических и особенно поэтических произведений. В нем почти невозможно было встретить индивидуальный, запоминающийся образ, не было системы в отборе материалов.

В том же 1919 году возник и журнал «Красные зори». Хотя вышли всего два его номера, он интересен тем, что предпринял попытку установить тесную взаимосвязь с читателем.

Впоследствии многие наши детские периодические издания широко использовали такую форму общения со своей аудиторией. При этом журнале создавался детский творческий актив, организован был сад-клуб. Однако непреодолимые в тот период материальные трудности быстро положили конец интересным начинаниям. Подобная же участь постигала и многие другие то и дело возникавшие детские журналы, искавшие новые формы и методы общения с читателем: «Юные товарищи», «Барабан», «Юные строители»...

Альманах «Воробей» появился в Петрограде в 1923 году. Главной целью его организаторов было наметить направления, по которым должна была развиваться детская литература.

Маршак пришел к мысли создать детский журнал «Новый Робинзон». Первые большие успехи журналу принесла регулярно появлявшаяся на его страницах «Лесная газе-та».

Широкую популярность у детского читателя в 20-е годы получили журналы «Чиж» (1928-1935) и «Ёж» (1930-1941). «Чиж» предназначался малышам, а «Ёж» детям постарше.

4. «Идеальное» периодическое издание для детей. Требования к печатной продукции для детей.

В Советском Союзе подобная литература разрабатывалась централизованно, были четко прописанные нормы и правила для качества бумаги, размера шрифта и прочих параметров. С 1991 года эти нормы утратили актуальность, а новые так и не были разработаны. В 2007 году, правда, появились требования к печатной продукции для детей, где повторяются многие советские стандарты. Но учебной литературы они не касаются.

В новые нормы и правила внесены следующие изменения.

Запрещено использование газетной бумаги в книжных и журнальных изданиях для детей. Исключения сделаны для кроссвордов, тестов, а также изданий, которые предназначены для одноразового использования абитуриентов, поступающих в вузы.

Запрещен и такой полиграфический прием, как выворотка: печать светлыми красками на темном фоне.

Запрещена и печать цветными красками на цветном фоне.

Запрещены в детских изданиях и узкие шрифты. Детское издание не может быть оформлено в три и более колонки, за исключением научно-популярных, журнальных и газетных изданий.

А в целом гигиенические требования к продукции для детей сформированы следующим образом: чем меньше детский возраст - тем жестче требования.

Чем младше ребенок - тем больше должны быть по размеру буквы. Самым оптимальным считается использование рубленых шрифтов. Поэтому совет родителям, приобретающим книжку для ребенка, который только начинает читать: обратить внимание на следующее. Чем проще шрифтовое оформление и чем крупнее буквы - тем легче ребенку будет читать, потому что утомление у ребенка до шести лет наступает уже на пятой минуте чтения.

Автору статей в детских журналах приходится воздерживаться от описания жестоких и грубых, хотя, может быть, и реально верных, картин. Но, с другой стороны, он должен избегнуть излишней сентиментальности и слезливости, которыми, однако, грешили и до сих пор грешат многие из детских писателей (особенно отличаются этим авторы немецких повестей). Правдивость и искренность тона — одно из необходимых условий детской книги.

5. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.

- сравнительно-историческое изучение (изучение детской литературы разных стран);

- сопоставление фактов и явлений из истории детской литературы с современным состоянием, экспериментальное «оживление» «старых» сюжетов, мотивов и т.д.

- изучение нравственной, развивающей и воспитательной составляющей современной детской литературы в сравнении с исторической, выявление эволюции. («Кто накакал кроту на голову?». К вопросу об эстетической ценности.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.014 с.)