В лирическая поэзия в детской литературе 19 в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В лирическая поэзия в детской литературе 19 в



Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.

Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики.

Эпическая поэзия, обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос.

Философская поэзия - это стихи о жизни. Это легко объяснить - ведь любого человека волнуют вопросы жизни, смерти, отношений с окружающим миром.

Сатирическая поэзия — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Юмористическая поэзия —

Детская поэзия - В поэзии для детей редко можно встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она направлена не на субъект, а на объект. Поэтому детская поэзия по преимуществу эпична, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом.

Каждая из этих «поэзий» делится на жанры. Здесь я постараюсь дать в алфавитном порядке наиболее известные жанры поэзии (это лично мое мнение и этот список может быть продолжен и оспорен).

Баллада — жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом.

XIX веке создатели первых действительно детских стихотворений обратились к русскому фольклору – его изучение было начато именно в это время. Поэтика русских народных сказок прекрасно подходит для детского восприятия. Например, очень популярна была сказка П. Ершова о Коньке-Горбунке, вышедшая в 1834-м. По сути, сказка эта – импровизация на фольклорные темы, старый сюжет подан в стихотворной форме, он пересказан живым языком и играет новыми красками. В основе сюжета и композиции, как несложно догадаться, лежат народные сказки об Иванушке-Дурачке, способном выйти сухим из воды, и его волшебных помощниках. «Конёк-Горбунок» наполнен живым юмором, и в то же время через смех эта сказка формирует представления об этических нормах, о добре и зле, но не напрямую, а тонко, намёками: отрицательные персонажи изображены с иронией, положительные персонажи вызывают сочувствие и волнение. У большинства из нас сказки Пушкина ассоциируются с прологом к «Руслану и Людмиле»: «У Лукоморья дуб зелёный…» Это небольшое стихотворение содержит в себе множество ярчайших сказочных образов, легко запоминающихся и воссоздающих атмосферу действительно сказочного, таинственного мира, притягательного для детей. Сказки Пушкина основаны на русском народном творчестве – поэт долго и тщательно изучал фольклор. Он обращался к сказке как к средству демонстрации читателям этических ценностей и нравственных идеалов через волшебные приключения и непростые ситуации. Можно сказать, в целом, что сказки Пушкина, такие как «О рыбаке и рыбке», «О Спящей Царевне», «О золотом петушке» обращены и к детям, и ко взрослым: для первых это яркий сюжет, богатство рифм и поучительные выводы, для вторых – философия и метафоричность. Naumenko Искусственный Интеллект (209119) 1 год назад
Русские поэты XIX века. Детям. В сборник вошли стихотворения известных русских поэтов XIX - начала XX веков: И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, Саши Черного, А. Блока и других, адресованные детской аудитории. Для младшего школьного возраста.

 

23-В Русские учебники. История и современность
В киевском периоде не выявлен ни один «детский» текст. Вероятнее всего круг чтения взрослых и детей был общим, в основном это были переводы византийских произведений. Но знакомство с некоторыми книгами происходило именно в детские и отроческие годы. В первую очередь человек изучил Азбуку, т.е славянский кириллический алфавит.
И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, притч из Ветхого завета), входящая в состав священного писания. Долгие века она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой. Отдельные псалмы и фрагменты заучивали наизусть.
Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги – Библии, были этапными ступенями к постижению универсальной концепции космоса и человечества.
Развивалась традиция устной риторической словесности. Один из древнейших русских памятников - «Поучение» Владимира Мономаха (1117). Князь Вл. Всеволодович обращался с поучением к своим сыновьям и своим духовным «детям», давая им христианские, военные и житейские наставления и рассказывая о своей жизни. В частности он призывал постоянно всему учиться и приводил в пример своего отца. Со временем «Поучение» стало восприниматься как обращение к молодежи, к детям и вошло в круг детского и подросткового чтения.
Представления об устройстве Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва – переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма считал, что Земля плоская и окружена океаном, солнце по ночам заходит на севере за большую гору. Его познания в области животного мира не отличались достоверностью, зато давали волю воображению художников.
В 1574 году во Львове печатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «Азбуку». В 1578 году он напечатал новую «Азбуку», которая имела традиционное для рукописных вариантов построение. Книга небольшого формата делилась на 3 части: в первой помещались и начальные упражнения для чтения, во второй – сведения по грамматике, а третья служила хрестоматией.
Первая рукопись, которую можно рассматривать как предназначенную детям, представляла собой нечто вроде учебного пособия по грамматике – статья «О осми частех слова». Она была поделена на отдельные фрагменты, которые сопровождались вопросами, - так получилась беседа между учеником и учителем. Подобную статью в к. XV века сочинил Федор Курицын – «Написание языком словенским о ее грамоте и строении».
В к. XV века появляется яркая фигура Дмитрия Герасимова, переводчика и дипломата. Еще в ранней молодости он перевел и переложил для детей учебник латинской грамматики «Донатус» (1491).
Одно из самых распространенных произведений эпохи позднего Средневековья – «Сказание о седми свободных мудростях», написанное неизвестным автором. Семь наук («мудростей», «хитростей») персонифицированы, выступают как живые герои, рассуждают о своих достоинствах и пользе.
Среди дошедших до нас первопечатных книг 2/2 XVI века известно 12 детских. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками и грамматиками.
Книги для обучения чтению и письму предназначались младшему возрасту. Они были 2-х типов: азбуки-книги для чтения (на первом этапе обучения) и азбуки-прописи (на втором этапе). Всего в XVII веке было напечатано более 300 тысяч азбук и букварей (первый букварь вышел в Москве в 1657 году).
Интересовавшиеся вопросами мироздания дети и взрослые читали переводные космографии с описанием стран и народов. Курс естествознания можно было получить, читая переводные шестодневы – произведения, комментирующие ветхозаветный рассказ о сотворении мира за 6 дней. Данные совеременной науки – о шарообразной форме Земли, движении звезд и планет, об атмосферных явлениях, о строении колосьев, виноградной лозы и т.д - приводятся как док-во величия Творца мира.
Учебная и познавательная литература для детей XIX века сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Энциклопедическая направленность дет. книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали всеохватный характер. В 1818 году вышла книга «Драгоценный подарок детям, или Полная новая энциклопедическая азбука». Она была составлена из маленьких по объему популярных науч. статей об истории, естествознании, искусстве.
Несколькими годами раньше в 1814 году появилась иллюстрированная азбука И. Теребенева – «Подарок детям в память 1812-ого года». Она предназначалась самым маленьким и была широко распространена в России.
В 1815 году начал выходить «Детский музеум», в котором энцикл.сведения давались и на русском, и на 2-х иностранных языках.
В 1820 – «Школа искусств, художеств и рукоделий», материал в ней располагался по принципу усложнения.
К 1808 году относится начало выпуска десятитомного издания «Плутарх для юношества» («Плутархами» тогда называли книги, в которых содержатся биографии выдающихся людей разных времен и народов).
Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846),писатель, историк. В 30-х гг. создал «Русскую историю для первоначального чтения» - научно-популярный труд, в котором автор во многих случаях высказывал свое несогласие со взглядами Карамзина. Обрисована грандиозная роль Петра I. В ярком цвете предстали патриарх Никон, Кузьма Минин, кн. Пожарский.
В 1847 году историк Сергей Михайлович Соловьев (1820 – 1879) опубликовал свой труд, предназначенный детям, - «Русская летопись для первоначального чтения» (пересказанная простым языком ПВЛ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.005 с.)