Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Протеизм сказок пушкина. «Прототипы и оригиналы»

Поиск

Протеизм - это смиренное осознание того, что мы живем в самом начале неизвестной цивилизации; что мы притронулись к каким-то неведомым источникам силы, энергии, знания, которые могут в конечном счете нас уничтожить; что все наши славные достижения - это только слабые прообразы, робкие начала того, чем чреваты инфо- и биотехнологии будущего. Протеизм - это состояние начала, такой зародышевой бурливости, которая одновременно воспринимается и как знак "давних", "ранних" времен, когда все было впервые и быстро менялось. Характерно, что когда Протей останавливается в конце концов на своем собственном облике, он оказывается сонливым старичком. Таков разбег протеического существования: "протоформа" эмбриональна по отношению к будущему - и одновременно архаична, археологична с точки зрения этого будущего.

Протеизм Пушкина (о котором говорил Достоевский) всеобъемлющ. Помимо "всемирной отзывчивости" в ширь земли, по горизонтали, где Пушкин отзывается народам всего мира, раскрывая характер человека любой национальности, он отзывается еще и каждому русскому человеку во всех его внутренних состояниях - по вертикали - от самого края бездны до горних высот православного духа: поскольку не по землям, не по территориям мы, главным образом, рассеяны, но по вере и по мировоззрению не можем сойтись друг с другом. Ради грешных русских людей, прошел национальный пророк этот тяжкий вертикальный путь - с его провалами и восхождением. И стоит ли, например, волноваться о том, принимали или не принимали Пушкина в масоны. Если он туда шел, значит, Промыслу и ему это было нужно: иначе о чем-то важном он не смог бы нам дорассказать...

Шесть сказок, из которых одна осталась незавершенной, были написаны в период 1830—1834 годов. «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1830 года, Неоконченная «Сказка о медведихе» 1830 годом (в рукописи названия не имела). «Сказка о царе Салтане» 1831 года — «О рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 1833 года, «Сказка о золотом петушке» закончена 20 сентября 1834 года.

 

17-В Основные тенденции развития детской литературы в 19 веке
Итоги 19 века:
создается огромный массив произв-ний, адресованных детям
идет отбор произв-ний из общей лит-ры, наиболее подходящих для детского восприятия и важных для формирования у молодых поколений единых нац представлений
определяется традиционный состав русской детской классики
возникает критика детской лит-ры, закладываются основы ее теории. Детская лит-ра отныне – высокое искусство, имеющее важное соц-воспитат значение
детская литра развивается в тесном взаимодействии с лит и образоват-педагогич процессами
на смену нормативно-каноническому типу изображения действит-ти приходят художественный психологизм и этико-соц анализ реальных явлений
утверждаются традиции образного представления философских идей – прежде всего в лит сказках, произвед-ях на тему природы и истории.
Эпоху между 1892 и 1917 гг принято называть Серебряным веком. Пестрая картина лит мира. Разнообразные течения и множества значительных имен представляли их – реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др. 20 век воспринимался как начало новой эы, как детство новго человечества.
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Большинство писателей перешло от разработки традиционной темы детства к участию в создании литературы для детей, к критике детских изданий.
Реалисты М.Горький и неореалист Л.Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства. Повесть Горького «Детство» показывает, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский хар-тер.
Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, т.к. будущее угадывалось только интуитивно. (Блок)
Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека Нового времени. («Только детские книги читать/ Только детские думы лелеять,/ Всё большое далеко развеять,/Из глубокой печали восстать…»)
Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подроском». Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой лит-ре, литература для детей ужесточилась двойной цензурой – политической и педагогичесокй. Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основонм массовая лит-ра, не обдадавшая большими худож достоинствами, зато тематически привлекательная. Вместе с тем шли активные поисеи модели «новой» детской литературы.
Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты: Бальмонт, Блок, Брюсов, Сологуб, Городецкий и др. центром модернисткой детской лит-ры стал жкрнал «Тропинка».
В детской лит-ре стала особенно цениться изобразительность. Рисунок должен согласоваться не только с текстом, но и с подтекстом. От художника ждали непосредственности и свободы интерпретации.
Именно в нач 20 в. Сложилось само понятие детская литература как явление худож порядка. Начало расцвета русской иллюстрированной книги – «Азбука в картинках» Александра Бенуа (1904).
В 10-х гг возвращается мода на старинное народное искусство, которая дала жизнь целой области лит-ры, стилизованной под фольклорные произв-ния, использующей фантастич мотивы сказок, быличек и поверий: короткие сказочки костромского крестьянина Ефима Васильевича Честнякова – «Иванушко», «Сергиюшко», «Лесное яблоко» - единственные авторские произв-я для самых маленьких, передающие идеи народной философии и педагогиги.
Внимание автроров к миру раннего детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины – через речь, сказки и песни нянек (Ходасевич «Не матерью, но тульскою крестьянкой…»).

 

18-В «Чёрная курица или подземные жители».Проблема жанра
В 1829 г. Антоний Погорельский (Алексей Перовский) написал и опубликовал сказку, которую посвятил своему племяннику и воспитаннику, будущему замечательному русскому поэту и писателю Алексею Константиновичу Толстому. Сказка называлась «Черная курица, или Подземные жители». Ставшая уже тогда популярной, она не утратила своей популярности у читателя-ребенка и сегодня.

Долголетие, а может, и бессмертие замечательной волшебной повести объясняется многими причинами.

Автору удалось в пределах повести изобразить космос внутренней жизни ребенка. Она не воспринимается исключительно как сказка, напротив, для автора и для читателя кажется чрезвычайно важным исторический колорит произведения. Читатель «вводится» в художественное время произведения - «Лет сорок тому назад...», в его пространство: Петербург, Васильевский остров. Первая линия (линией именовалась каждая сторона улицы) на Васильевском острове, пансион, дортуары (спальни для детей), в обстоятельства жизни — 30 - 40 детей в пансионе и, наконец, в душевную жизнь мальчика Алеши, которому 9 - 10 лет, его учеба в пансионе оплачена родителями на много лет вперед. Источник всего происходящего в повести — одиночество мальчика («Разлучен с родными своими»).

В самом деле, ребенка окружает таинственный мир, в котором он одинок.

Тайна — смыслообразующее начало всякой волшебной сказки, а в повести А. Погорельского оно имеет несколько значений и определяет по крайней мере три проблемно-тематических концентрума:

— человек — и все окружающее неизвестное,

— человек — и мир природы, который не может «высказать себя» — тайна,

— человек — сам с собой наедине — открывающееся чудо. В конкретике повести это выглядит так:

— Алеша и Петербург.

— Алеша и двор (Чернушка),

— Алеша и круг его мыслей.

Современный ребенок, а в XIX в. ребенок-непетербуржец, видимо, тоже должен был «проходить» в сказку, в ее мир, осознавая;

1. Жизненный строй эпохи: обычаи, одежду.

2. Тайну за дверью, жизненные реалии: кухарка, империал, например.

3. Символический смысл сказочных садов подземных жителей. Анализ сюжета повести убеждает, что в жанровом отношении произведение это не столь уж однозначно, что дополнительно сообщает его содержанию художественную полноту и педагогическую глубину.

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного времени произведения).

Завязка - заступничество Алеши за Чернушку. Событийной стороне повествования параллелен лирический сюжет (в романтическом произведении всегда так). А. Ф. Лосев спра-ведливо замечает: «Романтизм всегда лиричен». Чувство, вызвавшее поступок мальчика Алеши (в пер. с греч. Алексей — заступник, защитник, так счастливо совпали посвящение племяннику, собственное настоящее имя литературного персонажа и его суть), - сострадание. Это чувство так понятно одинокому человеку, который не может не ждать душевного тепла, жалости в своей детской судьбе.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех проблемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликтов (в том числе нравственного и духовного - внутриличностного) - выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопляного семечка, а не других взращенных прекрасных цветов и плодов. Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, однажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленьким человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить гордыня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства - конопляного семечка, дурман-травы - произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разоблачение обмана, «предательство» подземных жителей, а уход их - уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изменить их уже не в силах никто). В лирическом плане развязка — раскаяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жалость к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сторона - повод для начала «работы души». В. А. Жуковский говорит: «Романтизм - это душа». Интуитивно читатель приходит к выводу, пусть и вербалыю не оформленному: гордыня, спесь побеждаются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим.

Нравственные выводы звучат афористически; «Заблудших исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — сам Господь Бог» (св. Иоанн Лествичник).

Сюжет дает и все основания, для того чтобы утверждать; в повести чрезвычайно сильна собственно психологическая сторона повествования. Одиночество мальчика, оставшегося без родителей, скучающего без них, мечтающего, как о чем-то волшебном, о письме от папеньки с маменькой. Бесконечные и бесполезные ожидания чуда — приезда родителей (накануне Рож- дества, когда все дети разъезжаются, Алеша остается один в пансионе), воображение заставляет его выстроить свой собственный вполне счастливый и без родителей мир, где он защитник и покровитель, удачливый во всем, превосходящий своих сверстников (должна же быть компенсация за такое томительное одиночество!).

Любимое занятие мальчика, особенно в вакантное время (в каникулы) — мысленно переноситься в старинные, давнопрошедшие века. А ведь это счастливое время и наступает, так что можно сказать, что все описанное в повести вполне мотивировано психологией ребенка.

Более того, можно подумать, что никакого волшебства и не было: мальчик ложится в постель, засыпает и видит сон с вариациями на темы прочитанных им рыцарских романов и собственного поистине рыцарского поступка по отношению к курице и во сне получаст нравственный урок.

В таком случае все происходящее в сказочной повести умещается в рамках повести психологической и, несомненно, повести педагогической, дающей духовно-нравственные уроки.

Но жанр повести можно обозначить и как святочную повесть. Не только потому, что действие начинает разворачиваться в зимнем Петербурге перед Рождеством, но и потому, что в повести на самом деле соблюдены структурно необходимые в святочном произведении каноны жанра.

Маленький, одинокий, покинутый всеми человек оказывается один на один с искушением, поддается ему, затем раскаивается и заслуживает сострадания или даже какой-то награды. И все-таки, несмотря на все изложенное, примем за доминантное определение жанр волшебной повести, потому что волшебное средство (хоть и иным семантическим наполнением) является и сюжетообразующей и символической деталью. Тайна — важный фактор в формировании внутренней формы произведения, а психологизм и историческая достоверность повести вызывают у читателя чувство доверия к тому, что описывается, а святочное содержание лишь усиливает мифопозтическую глубину повествования.

Двухчастное название повести «Черная курица, или Подземные жители», с одной стороны, указывает на романтическое двоемирие, столь важное для понимания смысла происходящего в произведении, но с другой стороны, таким образом обозначен и жанр произведения: черная курица — реальное, психологическое, подземные жители — волшебное, мистическое, намекающее на сакральное. Наш анализ повести подтверждает особое место этого произведения в истории русской детской литературы вообще и литературной сказки в частности, указывая на тот жанровый синкретизм произведения, который, как можно убедиться, — обязательная составляющая успеха произведения у детей.

18. –в Антоний Погорельский(1787-1836).
Это псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, побочного сына графа Разумовского А.К.Погорельский писал стихи, прозу, статьи о литературе. Для детей им была написана одна сказка - «Черная курица, или Подземные жители»(1828). Известно, что повесть была написана им для своего племянника-10-летнего мальчика Алеши. Алешей назвал он и главного героя книги, но образ главного героя - собирательный. В нем много и от самого писателя, которому, как известно, пришлось прожить какое-то время в пансионате. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к читателю - слушателю. Начало книги реалистично, а затем появляется сказочное «жил-был»: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель пансиона…»Подробно дан наряд мальчика Алеши, рассказано о его характере, привычках. Сказочное начало появляется, когда к мальчику ночью пришла его любимица0курица-чернушка, которую он спас от кухарки. Мальчик с ее помощью оказался в подземном царстве. Ему подарено зернышко, которое помогает ему всегда знать все уроки и отвечать всегда хорошо. Почти все события сказочного плана можно объяснить необычным характером Алеши -мечтательностью, чувствительностью, но автор не рассеивает сказочность своей книги и не дает нам определенного ответа на все вопросы читателя. В сказке поставлены трудные вопросы: надо ли всегда выполнять данные обещания? Делает ли удача нас хуже, чем мы были? Надо ли помогать слабым? Нравственные уроки этой книги очевидны, книга дидактична, но Погорельский сумел их подать в занимательной форме, через конкретные жизненные ситуации. Образ мальчика Алеши дан в развитии. Впервые в детской литературе появился такой герой - сомневающийся, изменяющийся, в нем сочетаются достоинства и недостатки. Эта книга интересна поэтому и современному читателю-ребенку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.014 с.)