Основные направления в развития права в 20-30 гг. Земельный кодекс 1923 г. Лесной 1924 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления в развития права в 20-30 гг. Земельный кодекс 1923 г. Лесной 1924 г.



 

После воссоздания Белоруской ССР право республики оставалась типично советским. В этот период оно было призвано укреплять советскую власть, диктатуру пролетариата.

В 1921-1925 гг. законодательство республики, прежде всего, было направлено на воссоздание разрушенной длительными войнами народного хозяйства, на укрепление советских органов власти и создание надлежащего советского государственного аппарата. Как и раньше, на территории Беларуси продолжали действовать нормативные акты РСФСР. Однако по мере укрепления государственного аппарата республики все активнее начинают работать законодательные органы БССР (съезд Советов, ЦИК и СНК).

В этот период вместе с прямым действием нормативных октав РСФСР подчас в некоторых из их имелась оговорка, что их действие расширяется и на территорию других советских республик. Например, ВЦИК РСФСР 30 октября 1922 г. принял новый Кодекс законов о работе (КЗОТ), в ст. 5 которого отмечалась, что этот закон распространяется на территорию всех союзных республикбез всякого специального подтверждения.

В соответствия с этим новым законом о труде основной правовой формой привлечения рабочих и служащих к работе являлся индивидуальный рабочий договор. Только в исключительных случаях могло иметь место привлечения к рабочей повинности. Были подтверждены нормы о 8-часовом рабочем дне, о сокращении рабочего дня на подземных работах, в некоторых отраслях промышленности, вредных для здоровья, на ночных работах и относительно особ моложе 18 лет. Были предусмотрены меры по охране работы.

При этом оговаривалась, что гарантии рабочим, установленные КЗОТом могли быть расширены в коллективных договорах, заключенных между профсоюзами и администрацией государственных предприятий или владельцами частных предприятий.

В КЗОТ была закреплена система обязательного социального страхования рабочих и служащих за счет взносов государственных предприятий частных нанимателей в фонд социального страхования.

Отдельный раздел кодекса был посвящен профессиональным союзам, перед которыми в связи с переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет и разрешениям деятельности частных предприятий были поставлены новые задачи.

В общем, законодательство республики развивалась по нескольким направлениям. Используя главным образом российский законодательный опыт, постановлениями высших органов власти Белоруской ССР на ее территории вводились в действие законодательные акты РСФСР. Так, в постановлении Президиума ЦИКа БССР Уголовный кодекс РСФСР был введён в действие на территории республики с 1 июля 1922 г. Почти одновременно, с 15 июля 1922 г., вводиться в действие Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. 31 марта 1923 г. на территории Белоруской ССР официально был введен Гражданский кодекс РСФСР. А 1 сентября 1923 г. ЦИК БССР распространил на Беларуси действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Таким образом, на первых этапах развития белоруской советской государственности ключевые отраслевые нормативные правовые акты, которые действовали на территории БССР, являлись законодательными актами РСФСР. При этом необходимо отметить, что введенные в действие кодексы РСФСР стали считаться кодексами Белоруской ССР.

Деятельность других нормативно-правовых октав РСФСР на территории БССР регулировалась декретом ЦИКа БССР от 24 января 1922 г. «О силе для ССРБ декретов и распоряжений РСФСР».С образованием Союза ССР в Белоруской ССРначинают действовать законодательные акты СССР. На основании Конституции СССР 1924 г. Президиум ЦИКа БССР отменил декрет от 24 января 1922 г. и установил, что постановления ВЦИК РСФСР не имеют силы на территории Белоруской ССР и отныне вступают в действие только нормативные акты СССР и БССР.

Однако и в дальнейшем законодательство РСФСР оказывала существенное влияние на развитие законодательства республики. Законодательная деятельность высших органов власти БССР постепенно активизируется. Принимается много собственных нормативных октав, хотя в целом имело место заимствование правовых норм и институтов из российского советского законодательства, как это было и в РСФСР. Кроме того, собственного законодательного опыта в Белоруской ССР было еще мало.

В то же время Всебелорусский съезд Советов, ЦИК и СНК БССР с первых лет своего функционирования большое внимание придавали развитию отечественного законотворчества, активно проводили работу по разработке и принятию собственных нормативных актов. В связи с новой экономической политикой советского государства ЦИК БССР в апреле 1921 г. принял постановление о переходе от продналога, продразверстка и о разрешении свободного обмена сельскохозяйственной продукцией в БССР.

В августе 1921 г. СНК БССР выдал постановление «О проведении торговли», в соответствия с которым гражданам республики, достигнувшими 16 лет, позволялась вести торговлю продуктами сельского хозяйства, кустарного и фабричного производства, за исключением предметов государственной монополии, число которых был сведенный к минимуму.

Земельный кодекс 1923 г. Лесной 1924 г.

29марта 1923 г.на основании российских законодательных актов ЦИКа БССР был принят Земельный кодекс БССР (ЗК). Он, который введён в действие с 15 апреля 1923 г. Вместе с объявлением земли исключительно государственной собственностью, и предоставлениемкрестьянам права пользования ею при условии ведения хозяйства собственной работой, в ЗК БССР закреплялась бессрочное пользование землей и право крестьян избирать любую форму землепользования. В исключительных случаях закон допускал наемную подсобную работу при условии сохранения крестьянским хозяйством своего рабочего характера.

В Кодексе регулировались вопросы землеустройства порядка рассмотрения земельных споров.

Земельный кодекс БССР несколько отличался от кодекса РСФСР. Белорусский кодекс закрепил формы землепользования, не предусматривая общего землепользования, потому не допускались уравнительные переделы земли. Земля закреплялась в постоянное рабочее пользование за сельскохозяйственными объединениями, а после выдачи соответствующих документов — за отдельными землепользователями. Землепользование нормировалось, и комиссариату земледелия БССР поручалось установление предельной нормы крестьянского землепользования.

Возвращение Белоруской ССР восточных белорусских территорий (укрупнение БССР) потребовала унификации земельного законодательства, ведь на присоединенных до БССР территориях продолжал действовать Земельный кодекс РСФСР. 31 апреля 1925 г. Президиум ЦИКа БССР ввел в действие на всей территории республики новый Земельный кодекс БССР, который в основном основывался на положениях ЗК 1923 г.

В 1924 г. в БССР устанавливаются единые организационно-правовые формы ведения лесного хозяйства, которые сыграли важную роль в экономике республики. Принятый СНКБССР Лесной кодекс БССР был введенный в действие с 1 августа 1924 г. В Кодексе регламентировался, единый лесной фонд БССР и отмечалась, что все леса и земельные площади, предназначенные для разведения древесины, являются государственной собственностью. Закон закрепил централизованное управление лесами,имеющими республиканскую значимость, за лесными органами Народного комиссариата земледелия и выделил леса местной значимости, которые передавались в бессрочное пользование земельным общественным сельскохозяйственным коммунам, товариществам и другим объединениям рабочих землепользователей.

К концу 20- х гг. XX ст. Белорусская ССР имела уже определенный законодательный опыт. В связи быстро меняющимися условиями социально-экономичной жизни в республике обновляется предыдущее законодательство, принимаются новые нормативные акты:

-в 1926 г. принимается Исправительно-рабочий кодекс БССР;

-в 1927 г. - Кодекс закона о браке, семьи и опеке и Водно-мелиоративный кодекс;

-в 1928 г. - новый Уголовный кодекс;

-в 1929 г. - новый Кодекс о работе БССР и т.д.

Помимо того, принимаются многочисленные декреты и постановления ЦИКА и СНК БССР по всех направлениям общественной и хозяйственной жизни республики.

Развитие всех ветвей права БССР этого периода шло в контексте твердого государственного руководства регулированием правовых отношений из стороны СССР.

 

ГК 1923. ГПК 1923 г.

В ветви гражданского права регулирование отношений собственности было направлено, прежде всего, на развитие и укрепление государственной формы собственности. С целью укрепления социалистической системы хозяйствования и форм социалистической собственности нормативные правовые акты БССР на основании общесоюзного законодательства дополняли и развивали основные положения гражданского законодательства, которые нашли отображение в Гражданском кодексе 1923 г. (ГК).

Государственная собственность получила абсолютную исковуюзащиту. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения. Срок исковой давности при этом не устанавливался, он был неограниченным. Объявлялись ненастоящими сделки, которые могли принести вред государству.

ГК 1923 г. закрепил общее правило не отчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в соответствия с направлениями НЭПу постановлением ЦИКА и СНКБССР от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение недействующих предприятий.

Сохраняя за государством основные позиции во всех ветвях народного хозяйства, ГК позволял развитие кооперативной собственности и допускал в известных границах частнойдеятельности. Частным лицам было предоставленоправо, открывать промышленные и торговые предприятия с обязательным следованием норм, которые регулировали промышленную и торговую деятельность. Всем гражданам Белоруской ССР предоставлялась право собственности на немуниципализированныестроения, инструменты и средства производства.

Предприятия, которые находились в частном обладании, имели право передавать имущество по наследству в определенном законом порядке, заключать незапрещенные законам договоры. Законам устанавливалось право частной собственности на одно жилое строение площадью не более 25 кв. саженей. В это период широкое распространение получили договоры с частными лицами на аренду государственных предприятий, машин и другого имущества, на выполнение подрядных работ, продажа на комиссионных началах продукции государственных предприятий и др.

В 1926 г. было ликвидировано ограничение размера имущества, котороемогло переходить в порядке наследования и дарения.

С конца 20- х гг. наблюдается тенденция ликвидации частных промышленных и торговых организаций. В этой связи вносятся значительные изменения в ГК БССР. Помимо государственной и кооперативно-колхозной (собственности отдельных колхозов либо кооперативных объединений) форм собственности, гражданское законодательство регламентировало личную собственность граждан только на рабочие прибыли, жилой дом, предметы личного потребления. Было законодательно закреплено право получения в наследство личной собственности гражданина.

Установленный Гражданским процессуальным кодексам БССР 1923 г. (ГПК) порядок осуществления правосудия по гражданским делам определило активное участие органов суда и прокуратуры в рассмотрении гражданско-правовых споров. Однако, прежде всего закон защищал интересы государства, хотя заботился и об определенных имущественных интересах граждан.

Значительные изменения и дополнения были внесены в ГПК постановлением ЦИКА и СНК БССР от 2 февраля 1929 г. Так была закреплена обязанность судьи рассматривать гражданские дела в соответствии с законами Союза ССР, БССР и постановлениями местных органов власти, которые были изданы на основании законов. Суд не имел право отказать в рассмотрении дела по причине отсутствия или неполноты закона. В процессуальном законе устанавливалась возможность употребления судом «аналогии права» при рассмотрении гражданско-правовых споров. Законом определялись основания, относительно которых допускалось отступление от принципа гласности правосудия. В определенных случаях суду давалось право рассмотрения судебного дела проявленияодного из сторон.

 

Рабочее право БССР.

Рабочее право БССР развивалась в направления все более жестокого регулирования правил рабочей дисциплины, рабочего времени, ограничения в шеренги случаев права на выбор места работы и т.д.

Закрепление работы как конституционной обязанности всех граждан республики нашло отображение в многочисленных нормативных актах. В этот период определяются обязательные для работников нормы выработки продукции, устанавливается обязательное количество трудодней для колхозников и др.

Характерными чертами развития нормативного регулирования рабочих отношений появилось усиление централизованного регулирования и перевес норм общесоюзного законодательства. В конце 30- х гг. запрещается, под угрозой криминального наказания, самовольное выхождение из предприятий и учреждений. Нарушение рабочей дисциплины влекло уголовное наказание. Постановлением СНК СССР от 19 октября 1940 г. народным комиссарам давалась право переводить работников определенных категорий независимо от их согласия на другие предприятия и даже в другие регионы страны.

УК БССР (1922 г.) 1924 г., 1928 г.

В сферы преступления и наказания на территории Белоруской ССРв 20-е годы употреблялись разные законодательные акты РСФСР: «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г., декреты СНК РСФСР.

31 июля 1922 г. постановлением ЦИКА БССР в БССР был введенный в действие Уголовный кодекс РСФСР. С 1924 г. он стал официально называться Уголовнымкодексом БССР (УК).

Кодекс в себя включал Общую и Особенную части. Общая часть регламентировала границы действия УК, общие начала назначения наказания, определяла меры, роды, виды наказаний и других мер социальной защиты, а также порядок отбывания наказания.

Целью уголовного закона объявлялась защита рабочих от преступлений и общественно опасных элементов. Закон имел обратную силу, ведь распространял свое действие на все преступления, не рассмотренные в судебном порядке к введению в действие кодекса. В нем допускалась возможность употребления закона по аналогии.

Особенная часть включала в себя восьми разделов:

I. Государственные преступления (контрреволюционные и против порядка управления).

II. Должностные преступления.

III. Нарушение правил об отделениицеркви от государства.

IV. Преступления хозяйственные.

V. Преступления против жизни, здоровья, свободы и чести особы.

VI. Имущественные преступления.

VII. Воинские преступления.

VIII. Нарушение правил, которые охраняют народное здоровье, гражданскую безопасность и публичный порядок.

Возраст уголовной ответственности устанавливался с 14 лет. За ряд преступлений (контрреволюционные, бандитизм и др.) предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Однако, как отмечалась в кодексе, это была временная мера наказания. Значительная часть преступных действий (кража социалистической собственности, большинство хозяйственных и служебных преступлений и др.) наказывалась лишением свободы. Новыми видами наказания за отдельные преступления стали снятие с должности и изгнание из границ республики на определенный термин или бессрочно.

Дальнейшее развитие уголовного законодательства БССР было связано с принятием 31 октября 1924 г. общесоюзных «Основ начал уголовного законодательства Союза ССР союзных республик», в связи, с чем началась разработка нового Уголовного кодекса БССР, который был введены в действие с 15 ноября 1928 г.

В новом кодексе отсутствовало деление на Общую и Особенную части и первые четыре разделы в основном повторяли положения основ уголовного общесоюзного законодательства.

Главной задачей новый уголовный закон считал судебно-правовую защиту социалистического государства от общественно опасных действий путям употребления к правонарушителям мер социальной защиты. Преступлениям являлось «всякое общественно опасное действие или бездействие, направленное против основ советского строя или правопорядка, установленных рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунизму период». Это определение называет материальный признак преступления — общественную опасность действия, но не показывает на уголовную противоправность действия.

Такой подход объясняется в содержании ст. 6 УК: «Когда преступление не предусмотрена настоящим Кодексом, то основания и границы ответственности, а также меры социальной защиты определяются судом на основании тех статей Кодекса, которые предусматривают наиболее похожие по роду (типу) и важности преступления (аналогия)». Таким образом, Уголовный кодекс предусматривал возможность аналогии закона, что с позиции сегодняшнего законодательства можно расценивать как прямое создание предпосылок для наказуемой уголовной политики.

Стоит отметить, что отказ от принципа «нет преступления без указания о том в законе» был общим для уголовных кодексов всех союзныхреспублик.

В ст. 5 У К БССР 1928 г. давалась классификация преступлений на основании политических критериев. Преступления разделялись на две категории:

1) направлено против основ советского строя;

2) все остальные.

За осуществление преступлений первой категории устанавливалась более низкая (минимальная) граница, ниже какой суд не мог предназначить меру социальной защиты (меру наказания). За преступления второй категории кодекс предусматривал высшую (максимальную) границу наказания.

Мерами социальной защиты являлись:

1) объявление врагом рабочих с избавлением гражданства БССР или другой союзной республики и тем самым гражданство СССР с изгнанием навсегда с государства;

2) лишение свободы со строгой изоляцией;

3) лишение свободы без строгой изоляции;

4) принудительные работы без лишения свободы;

5) полное или частичное лишение прав;

6) удаление из СССР на определенный срок;

7) ссылка и высылка;

8) увольнение с должности с запретом или без запрета занимать ту или другую должность;

9) запрет заниматься той или иной деятельностью или промыслом;

10) общественное порицание;

11) конфискация всей или части имущества;

12) штраф;

13) предостережение.

За наиболее тяжелые преступления, которые угрожали основам советского строя, допускалась применение расстрела как высшей меры наказания.

К недостаткам кодекса можно отнести: положение, переписанное из «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», которым позволялось употреблять меры уголовной ответственности не только к лицам, которые совершили преступления, но и к лицам, которые являются опасными из-за своей связи с преступной средой или из-за своей прошлой деятельности» (ст. 8 УК).

УК БССР 1928 г. содержал ряд норм, аналогу которым не было в кодексах других союзных республик. Согласно ст. 42 УК БССР общественное порицание обязательно объявлялось в печати. Более строгая мера социальной защиты (в соответствии с п. «г» ст. 49) определялась судом, когда преступление было совершено лицом, которое уже было осуждено за какое-либо преступление. Таким образом, УК БССР решающее значение придавал факту осуждения, а не факту осуществления преступления в прошлом.

Отличался УК БССР 1928 г. от кодексов других советских республик и по кругу действий, какие закон признавал преступными. Уголовный кодекс БССР, например, не содержал некоторые составы преступлений, известные УК РСФСР 1926 г.: доведение до самоубийства (ст. 141); подговор и содействие самоубийству (ст. 141); дача заранее лживых сведений, поданых в государственные учреждения (ст. 187); незаконные продажа и купля квартир и комнат (ст. 98) и др.

Однако в У К БССР были и составы преступлений, которые не были предусмотрены УК РСФСР, например, вымысел и распространение лживых слухов или непроверенных сведений, которые могут вызывать общественную панику (ст. 104); неоказание помощи умирающемупосторонним лицом (ст. 230) и др.

В 30-я гг. на основании общесоюзных законов в УК 1928 г. вносились многочисленные дополнения и изменения, которые свидетельствовали об увеличении репрессивного характера уголовного закона в условиях все большего усиления тоталитарного режима.

В январе 1930 г. были введены в действие нормы. Они предусматривали уголовную ответственность в форме избавления свободы до трёхлет с выселением, или без выселения, за злостное неисполнение постановлений и правил, которые обеспечивали успешную коллективизацию сельского хозяйства. А также за агитацию и пропаганду, которые содержали призывы к осуществлению преступлений, мешающихпроведению коллективизации сельского хозяйства, и др.

В 1932 г. был принятый Закон СССР «О охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности». В преамбуле закона утверждалась, что «общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она святая и неприкосновенная, и люди, которые покушаются на общественную собственность, должны рассматриваться как враги народа...". По этому закону кража социалистического имущества даже при смягчающих вину обстоятельствах наказывалась лишением свободы на срок не менее десяти лет с конфискацией имущества.

В 1933 г. принимается Закон СССР «О ответственности служащих государственных учреждений и предприятий за вредительские акты», который дал возможность за эти «акты вредительства» наказывать жестокими мерами уголовной ответственности.

В 1934 г. на основании общесоюзного Положения о государственных преступлениях с 29 июня 1934 г. постановлением ЦИКа БССР в Уголовный кодекс БССР был введен новый состав преступления - измена Родине (шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, побеги или перелет за границу). За это предусматривался расстрел с конфискацией имущества.

В 1934 г. на основании общесоюзного закона в УК БССР вводиться статья, которая предусматривает ответственность родственников лица, которое совершило преступление против государства. Совершеннолетние родственники преступника, которые знали о намерении измены, но не заявили об этом, или содействовали измене, наказывались лишением свободы на срок от 5 к 10 лет с конфискацией имущества. Другие совершеннолетние особы - друзья семьи предателя, какие совместно с ним проживали или находились на его содержании, на момент осуществления преступления, подлежали лишению избирательного права и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.

7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР устанавливают уголовную ответственность с 12-летнего возраста за кражу имущества, убийство или попытку осуществления убийства, причинение телесных повреждений, другие формы насилия. Начиная со второй половины 1930- х гг., выявилась тенденция к расширению круга преступных действий. Была введена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах, беременных женщин за осуществление аборта и др.

В 1938-1940 гг. принимается ряд постановлений, которые регламентировали употребление уголовного наказания за выпуск недоброкачественной продукции. В противоположность раньше утвержденным нормам права в этот период вводиться также уголовнаяответственность за нарушение рабочей дисциплины (прогулы, самовольное оставление места работы), в том числе и за нарушение в ряде случаев учебной дисциплины учащимися профессиональных училищ. В качества меры наказания за их осуществление предусматривались исправительные работы и тюремное заключение.

Уголовное законодательство данного периода ориентировала судебную практику на общее усиление репрессий. 2 октября 1937 г. ЦИК СССР принимает постановление об увеличении срока лишения свободы с 10 до 25 лет за осуществление опасных государственных преступлений. В 1939 г. был ликвидирован институт условно-досрочного освобождения с мест заключения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.043 с.)