Пх -1 по специальности «правоведение. Хозяйственное право» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пх -1 по специальности «правоведение. Хозяйственное право»



ПХ -1 по специальностИ «ПРАВОВЕДЕНИЕ. хОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

 

Название темы Количество аудиторных часов
всего лекционные занятия семинарскиезанятия КСР
Тема 1 Предмет и задачи Истории государства и права Беларуси и его особенности        
Тема 2 Общественно-политический строй и право на Беларуси в период формирования государственности восточных славян (IX—XIII в.)        
Тема 3 Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского. Общественный строй государства        
Тема 4 Государтсвенно-политический строй Великого княжества Литовского. Унии с Польшей        
Тема 5 Судебная система Великого княжества Литовского. Судопроизводство        
Тема 6 Правовая система Великого княжества Литовского        
Тема 7 Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Речи Посполитой обоих обоих народов (XVII—XVIII в.)        
Тема 8 Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Российской империи        
Тема 9 Общественно-политический строй и право на Беларуси в период революционных перемен и возрождения белорусской государственности (1917—1920)        
Тема 10 Особенности государственно-правового развития Белорусской ССР в 20—30-е гг. XXв.        
Тема 11 Воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР в начале второй мировой войны        
Тема 12 Белорусская ССР в период Великой Отечественной войны        
Тема 13 Особенности государственно-правового развития БССР в послевоенный период (40-е— первая половина 50-х гг.) X        
Тема 14 Государство и право Белорусской ССР во второй половине 50-х — первой половине 80-х гг. XXв.        
Тема 15 Государство и право Белорусской ССР в начале кардинальных перемен в СССР. Провозглашение независимости республики (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.)        
Тема 16 Государство и право Республики Беларусь в конце XX — начале XXIв.        
ИТОГО        
ВСЕГО  
Примечание. Всего академических часов — 242

 


Тема 10 Особенности государственно-правового развития Белорусской ССР в 20-30 годы 20 вв.

10.2 Особенности в развитии законодательства Белорусской ССР в 20-30 годы.

Тематический план:

1.Основные направления в развитии права в 20-30 г. Земельный кодекс 1923 г. Лесной 1924 г.

2.ГК 1923. ГПК 1923 г.

3.Трудовое право БССР.

4.УК БССР (1922 г.) 1924г.,1928.

5.УПК БССР 1923., 1927 гг., изменения.

 

ГК 1923. ГПК 1923 г.

В ветви гражданского права регулирование отношений собственности было направлено, прежде всего, на развитие и укрепление государственной формы собственности. С целью укрепления социалистической системы хозяйствования и форм социалистической собственности нормативные правовые акты БССР на основании общесоюзного законодательства дополняли и развивали основные положения гражданского законодательства, которые нашли отображение в Гражданском кодексе 1923 г. (ГК).

Государственная собственность получила абсолютную исковуюзащиту. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения. Срок исковой давности при этом не устанавливался, он был неограниченным. Объявлялись ненастоящими сделки, которые могли принести вред государству.

ГК 1923 г. закрепил общее правило не отчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в соответствия с направлениями НЭПу постановлением ЦИКА и СНКБССР от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение недействующих предприятий.

Сохраняя за государством основные позиции во всех ветвях народного хозяйства, ГК позволял развитие кооперативной собственности и допускал в известных границах частнойдеятельности. Частным лицам было предоставленоправо, открывать промышленные и торговые предприятия с обязательным следованием норм, которые регулировали промышленную и торговую деятельность. Всем гражданам Белоруской ССР предоставлялась право собственности на немуниципализированныестроения, инструменты и средства производства.

Предприятия, которые находились в частном обладании, имели право передавать имущество по наследству в определенном законом порядке, заключать незапрещенные законам договоры. Законам устанавливалось право частной собственности на одно жилое строение площадью не более 25 кв. саженей. В это период широкое распространение получили договоры с частными лицами на аренду государственных предприятий, машин и другого имущества, на выполнение подрядных работ, продажа на комиссионных началах продукции государственных предприятий и др.

В 1926 г. было ликвидировано ограничение размера имущества, котороемогло переходить в порядке наследования и дарения.

С конца 20- х гг. наблюдается тенденция ликвидации частных промышленных и торговых организаций. В этой связи вносятся значительные изменения в ГК БССР. Помимо государственной и кооперативно-колхозной (собственности отдельных колхозов либо кооперативных объединений) форм собственности, гражданское законодательство регламентировало личную собственность граждан только на рабочие прибыли, жилой дом, предметы личного потребления. Было законодательно закреплено право получения в наследство личной собственности гражданина.

Установленный Гражданским процессуальным кодексам БССР 1923 г. (ГПК) порядок осуществления правосудия по гражданским делам определило активное участие органов суда и прокуратуры в рассмотрении гражданско-правовых споров. Однако, прежде всего закон защищал интересы государства, хотя заботился и об определенных имущественных интересах граждан.

Значительные изменения и дополнения были внесены в ГПК постановлением ЦИКА и СНК БССР от 2 февраля 1929 г. Так была закреплена обязанность судьи рассматривать гражданские дела в соответствии с законами Союза ССР, БССР и постановлениями местных органов власти, которые были изданы на основании законов. Суд не имел право отказать в рассмотрении дела по причине отсутствия или неполноты закона. В процессуальном законе устанавливалась возможность употребления судом «аналогии права» при рассмотрении гражданско-правовых споров. Законом определялись основания, относительно которых допускалось отступление от принципа гласности правосудия. В определенных случаях суду давалось право рассмотрения судебного дела проявленияодного из сторон.

 

Рабочее право БССР.

Рабочее право БССР развивалась в направления все более жестокого регулирования правил рабочей дисциплины, рабочего времени, ограничения в шеренги случаев права на выбор места работы и т.д.

Закрепление работы как конституционной обязанности всех граждан республики нашло отображение в многочисленных нормативных актах. В этот период определяются обязательные для работников нормы выработки продукции, устанавливается обязательное количество трудодней для колхозников и др.

Характерными чертами развития нормативного регулирования рабочих отношений появилось усиление централизованного регулирования и перевес норм общесоюзного законодательства. В конце 30- х гг. запрещается, под угрозой криминального наказания, самовольное выхождение из предприятий и учреждений. Нарушение рабочей дисциплины влекло уголовное наказание. Постановлением СНК СССР от 19 октября 1940 г. народным комиссарам давалась право переводить работников определенных категорий независимо от их согласия на другие предприятия и даже в другие регионы страны.

УК БССР (1922 г.) 1924 г., 1928 г.

В сферы преступления и наказания на территории Белоруской ССРв 20-е годы употреблялись разные законодательные акты РСФСР: «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г., декреты СНК РСФСР.

31 июля 1922 г. постановлением ЦИКА БССР в БССР был введенный в действие Уголовный кодекс РСФСР. С 1924 г. он стал официально называться Уголовнымкодексом БССР (УК).

Кодекс в себя включал Общую и Особенную части. Общая часть регламентировала границы действия УК, общие начала назначения наказания, определяла меры, роды, виды наказаний и других мер социальной защиты, а также порядок отбывания наказания.

Целью уголовного закона объявлялась защита рабочих от преступлений и общественно опасных элементов. Закон имел обратную силу, ведь распространял свое действие на все преступления, не рассмотренные в судебном порядке к введению в действие кодекса. В нем допускалась возможность употребления закона по аналогии.

Особенная часть включала в себя восьми разделов:

I. Государственные преступления (контрреволюционные и против порядка управления).

II. Должностные преступления.

III. Нарушение правил об отделениицеркви от государства.

IV. Преступления хозяйственные.

V. Преступления против жизни, здоровья, свободы и чести особы.

VI. Имущественные преступления.

VII. Воинские преступления.

VIII. Нарушение правил, которые охраняют народное здоровье, гражданскую безопасность и публичный порядок.

Возраст уголовной ответственности устанавливался с 14 лет. За ряд преступлений (контрреволюционные, бандитизм и др.) предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Однако, как отмечалась в кодексе, это была временная мера наказания. Значительная часть преступных действий (кража социалистической собственности, большинство хозяйственных и служебных преступлений и др.) наказывалась лишением свободы. Новыми видами наказания за отдельные преступления стали снятие с должности и изгнание из границ республики на определенный термин или бессрочно.

Дальнейшее развитие уголовного законодательства БССР было связано с принятием 31 октября 1924 г. общесоюзных «Основ начал уголовного законодательства Союза ССР союзных республик», в связи, с чем началась разработка нового Уголовного кодекса БССР, который был введены в действие с 15 ноября 1928 г.

В новом кодексе отсутствовало деление на Общую и Особенную части и первые четыре разделы в основном повторяли положения основ уголовного общесоюзного законодательства.

Главной задачей новый уголовный закон считал судебно-правовую защиту социалистического государства от общественно опасных действий путям употребления к правонарушителям мер социальной защиты. Преступлениям являлось «всякое общественно опасное действие или бездействие, направленное против основ советского строя или правопорядка, установленных рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунизму период». Это определение называет материальный признак преступления — общественную опасность действия, но не показывает на уголовную противоправность действия.

Такой подход объясняется в содержании ст. 6 УК: «Когда преступление не предусмотрена настоящим Кодексом, то основания и границы ответственности, а также меры социальной защиты определяются судом на основании тех статей Кодекса, которые предусматривают наиболее похожие по роду (типу) и важности преступления (аналогия)». Таким образом, Уголовный кодекс предусматривал возможность аналогии закона, что с позиции сегодняшнего законодательства можно расценивать как прямое создание предпосылок для наказуемой уголовной политики.

Стоит отметить, что отказ от принципа «нет преступления без указания о том в законе» был общим для уголовных кодексов всех союзныхреспублик.

В ст. 5 У К БССР 1928 г. давалась классификация преступлений на основании политических критериев. Преступления разделялись на две категории:

1) направлено против основ советского строя;

2) все остальные.

За осуществление преступлений первой категории устанавливалась более низкая (минимальная) граница, ниже какой суд не мог предназначить меру социальной защиты (меру наказания). За преступления второй категории кодекс предусматривал высшую (максимальную) границу наказания.

Мерами социальной защиты являлись:

1) объявление врагом рабочих с избавлением гражданства БССР или другой союзной республики и тем самым гражданство СССР с изгнанием навсегда с государства;

2) лишение свободы со строгой изоляцией;

3) лишение свободы без строгой изоляции;

4) принудительные работы без лишения свободы;

5) полное или частичное лишение прав;

6) удаление из СССР на определенный срок;

7) ссылка и высылка;

8) увольнение с должности с запретом или без запрета занимать ту или другую должность;

9) запрет заниматься той или иной деятельностью или промыслом;

10) общественное порицание;

11) конфискация всей или части имущества;

12) штраф;

13) предостережение.

За наиболее тяжелые преступления, которые угрожали основам советского строя, допускалась применение расстрела как высшей меры наказания.

К недостаткам кодекса можно отнести: положение, переписанное из «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», которым позволялось употреблять меры уголовной ответственности не только к лицам, которые совершили преступления, но и к лицам, которые являются опасными из-за своей связи с преступной средой или из-за своей прошлой деятельности» (ст. 8 УК).

УК БССР 1928 г. содержал ряд норм, аналогу которым не было в кодексах других союзных республик. Согласно ст. 42 УК БССР общественное порицание обязательно объявлялось в печати. Более строгая мера социальной защиты (в соответствии с п. «г» ст. 49) определялась судом, когда преступление было совершено лицом, которое уже было осуждено за какое-либо преступление. Таким образом, УК БССР решающее значение придавал факту осуждения, а не факту осуществления преступления в прошлом.

Отличался УК БССР 1928 г. от кодексов других советских республик и по кругу действий, какие закон признавал преступными. Уголовный кодекс БССР, например, не содержал некоторые составы преступлений, известные УК РСФСР 1926 г.: доведение до самоубийства (ст. 141); подговор и содействие самоубийству (ст. 141); дача заранее лживых сведений, поданых в государственные учреждения (ст. 187); незаконные продажа и купля квартир и комнат (ст. 98) и др.

Однако в У К БССР были и составы преступлений, которые не были предусмотрены УК РСФСР, например, вымысел и распространение лживых слухов или непроверенных сведений, которые могут вызывать общественную панику (ст. 104); неоказание помощи умирающемупосторонним лицом (ст. 230) и др.

В 30-я гг. на основании общесоюзных законов в УК 1928 г. вносились многочисленные дополнения и изменения, которые свидетельствовали об увеличении репрессивного характера уголовного закона в условиях все большего усиления тоталитарного режима.

В январе 1930 г. были введены в действие нормы. Они предусматривали уголовную ответственность в форме избавления свободы до трёхлет с выселением, или без выселения, за злостное неисполнение постановлений и правил, которые обеспечивали успешную коллективизацию сельского хозяйства. А также за агитацию и пропаганду, которые содержали призывы к осуществлению преступлений, мешающихпроведению коллективизации сельского хозяйства, и др.

В 1932 г. был принятый Закон СССР «О охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности». В преамбуле закона утверждалась, что «общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она святая и неприкосновенная, и люди, которые покушаются на общественную собственность, должны рассматриваться как враги народа...". По этому закону кража социалистического имущества даже при смягчающих вину обстоятельствах наказывалась лишением свободы на срок не менее десяти лет с конфискацией имущества.

В 1933 г. принимается Закон СССР «О ответственности служащих государственных учреждений и предприятий за вредительские акты», который дал возможность за эти «акты вредительства» наказывать жестокими мерами уголовной ответственности.

В 1934 г. на основании общесоюзного Положения о государственных преступлениях с 29 июня 1934 г. постановлением ЦИКа БССР в Уголовный кодекс БССР был введен новый состав преступления - измена Родине (шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, побеги или перелет за границу). За это предусматривался расстрел с конфискацией имущества.

В 1934 г. на основании общесоюзного закона в УК БССР вводиться статья, которая предусматривает ответственность родственников лица, которое совершило преступление против государства. Совершеннолетние родственники преступника, которые знали о намерении измены, но не заявили об этом, или содействовали измене, наказывались лишением свободы на срок от 5 к 10 лет с конфискацией имущества. Другие совершеннолетние особы - друзья семьи предателя, какие совместно с ним проживали или находились на его содержании, на момент осуществления преступления, подлежали лишению избирательного права и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.

7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР устанавливают уголовную ответственность с 12-летнего возраста за кражу имущества, убийство или попытку осуществления убийства, причинение телесных повреждений, другие формы насилия. Начиная со второй половины 1930- х гг., выявилась тенденция к расширению круга преступных действий. Была введена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах, беременных женщин за осуществление аборта и др.

В 1938-1940 гг. принимается ряд постановлений, которые регламентировали употребление уголовного наказания за выпуск недоброкачественной продукции. В противоположность раньше утвержденным нормам права в этот период вводиться также уголовнаяответственность за нарушение рабочей дисциплины (прогулы, самовольное оставление места работы), в том числе и за нарушение в ряде случаев учебной дисциплины учащимися профессиональных училищ. В качества меры наказания за их осуществление предусматривались исправительные работы и тюремное заключение.

Уголовное законодательство данного периода ориентировала судебную практику на общее усиление репрессий. 2 октября 1937 г. ЦИК СССР принимает постановление об увеличении срока лишения свободы с 10 до 25 лет за осуществление опасных государственных преступлений. В 1939 г. был ликвидирован институт условно-досрочного освобождения с мест заключения.

ПХ -1 по специальностИ «ПРАВОВЕДЕНИЕ. хОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

 

Название темы Количество аудиторных часов
всего лекционные занятия семинарскиезанятия КСР
Тема 1 Предмет и задачи Истории государства и права Беларуси и его особенности        
Тема 2 Общественно-политический строй и право на Беларуси в период формирования государственности восточных славян (IX—XIII в.)        
Тема 3 Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского. Общественный строй государства        
Тема 4 Государтсвенно-политический строй Великого княжества Литовского. Унии с Польшей        
Тема 5 Судебная система Великого княжества Литовского. Судопроизводство        
Тема 6 Правовая система Великого княжества Литовского        
Тема 7 Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Речи Посполитой обоих обоих народов (XVII—XVIII в.)        
Тема 8 Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Российской империи        
Тема 9 Общественно-политический строй и право на Беларуси в период революционных перемен и возрождения белорусской государственности (1917—1920)        
Тема 10 Особенности государственно-правового развития Белорусской ССР в 20—30-е гг. XXв.        
Тема 11 Воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР в начале второй мировой войны        
Тема 12 Белорусская ССР в период Великой Отечественной войны        
Тема 13 Особенности государственно-правового развития БССР в послевоенный период (40-е— первая половина 50-х гг.) X        
Тема 14 Государство и право Белорусской ССР во второй половине 50-х — первой половине 80-х гг. XXв.        
Тема 15 Государство и право Белорусской ССР в начале кардинальных перемен в СССР. Провозглашение независимости республики (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.)        
Тема 16 Государство и право Республики Беларусь в конце XX — начале XXIв.        
ИТОГО        
ВСЕГО  
Примечание. Всего академических часов — 242

 


Тема 10 Особенности государственно-правового развития Белорусской ССР в 20-30 годы 20 вв.

10.2 Особенности в развитии законодательства Белорусской ССР в 20-30 годы.

Тематический план:

1.Основные направления в развитии права в 20-30 г. Земельный кодекс 1923 г. Лесной 1924 г.

2.ГК 1923. ГПК 1923 г.

3.Трудовое право БССР.

4.УК БССР (1922 г.) 1924г.,1928.

5.УПК БССР 1923., 1927 гг., изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.043 с.)