Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Земля как объект использования и охраны. Земельный фонд.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Земля как объект использования и охраны. Земельный фонд. Земля является одним из наиболее привлекательных инвестиционных объектов, что обусловлено ее незаменимостью, ограниченностью в пространстве, неисчерпаемостью и как следствие неизменно высокой рыночной стоимостью. Земля как природный объект находится в органической связи с другими природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром, что обусловливает тесную связь земельных отношений с другими общественными отношениями по поводу использования и охраны иных природных ресурсов в целом и каждого из них в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие органической связи земельного права с другими природоресурсными отраслями - водным, лесным, горным и др., а также с экологическим правом. Характерными особенностями земли как единственного, неповторимого и ни с чем не сравнимого природного объекта являются ее пространственная ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также способность при рациональном ее использовании к увеличению ее бесценного качества - плодородия, что имеет первостепенное значение для сельского и лесного хозяйства и для общества в целом. Особенности земли как уникального природного объекта оказывают определяющее влияние и на складывающиеся по поводу нее правовые и иные отношения. Отношения, возникающие по поводу земли, являются объектом правового регулирования норм различных отраслей права: земельного, административного, гражданского. При этом если предметом земельных и административных правоотношений может выступать земля, то предметом гражданских прав может являться только земельный участок. Это обусловлено тем, что земельный участок является природным объектом, имеющим индивидуализирующие характеристики, позволяющие ей участвовать в гражданском обороте, а земля является природным ресурсом, не имеющим таковых. Данное положение находит закрепление в законодательстве Республики Беларусь. Так ч. 1 ст. 3КоЗ закрепляет перечень объектов земельных отношений, среди которых земля (земли), земельные участки, права на земельные участки, ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты. В тоже время в круг объектов гражданских прав, установленный ст. 128 ГК и детализированный в ст. 130 ГК, входит не земля, а земельный участок. Думается, что это обусловлено тем, что понятие земельный участок в отличие от земли обладает индивидуализирующими характеристиками, позволяющими ему участвовать в гражданском обороте. Ст. 130 ГК устанавливает, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей. Следует также отметить, что понятие «земельный участок» уже понятия «недвижимость». Однако определение последнего понятия происходит через определение земельного участка и взаимосвязи его с иными объектами. Значит, с одной стороны, земельный участок как таковой относится к недвижимости, а с другой - играет решающую роль для определения иных объектов в качестве недвижимого имущества. Таким образом, земельный участок является основным объектом недвижимости, так как связь с ним является важнейшей определяющей характеристикой правовой природы иных объектов недвижимого имущества. Согласно ст. 1 КоЗ, земельный участок - часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенным на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями). Земельный участок как объект использования и охраны имеет следующие индивидуализирующие характеристики: границы; координаты поворотных точек; местоположение; кадастровый номер; целевое назначение. Кадастровый номер – не повторяющийся на территории Республики Беларусь номер земельного участка, сохраняемый в течение всего периода существования земельного участка (18 цифр). Исключительным правом присваивать кадастровый номер земельному участку обладают регистраторы соответствующих республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации (РУП «Национальное кадастровое агентство» и его территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру). – Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним». Приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 131 «Об утверждении инструкции о кадастровых номерах земельных участков» - расшифровка, что значит каждая конкретная цифра кадастрового номера. 2. Назначение В ст. 1 КоЗ различается два понятия. 1) основное целевое назначение земель, земельного участка - установленные законодательством об охране и использовании земель порядок, условия и ограничения использования земель, земельного участка для конкретных целей; 2) целевое назначение земельного участка - установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей. Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 33 «Об утверждении единой классификации назначения объектов недвижимого имущества» 3. Описание границ земельного участка отражается на плане границ земельного участка. Граница земельного участка - условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющие земельный участок от других земель, земельных участков (ст. 1 КоЗ). Приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 23 декабря 2010 г. № 470 «Об утверждении технического кодекса установившейся практики» "Установление (восстановление) и закрепление границ земельных участков. Порядок проведения" 4. Местонахождение определяется исходя из адреса земельного участка. Адрес объектов недвижимого имущества используется в целях описания в доступной форме их местонахождения и представляет собой уникальную, структурированную по установленной форме иерархическую совокупность элементов, однозначно идентифицирующую местонахождение объектов недвижимого имущества. Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 11 марта 2008 г. № 14 «Об утверждении инструкции о порядке присвоения адресов объектов недвижимого имущества». Земельный фонд – все земли государства. В Республике Беларусь земельный фонд делится на категории (ст. 6 КоЗ) (в зависимости от целевого назначения и правового режима использования) и, независимо от деления на категории, на виды (ст. 7 КоЗ) (по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования).
Принципы земельного права Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение. Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли. Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), и отраслевые принципы земельного права. К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю; равенство граждан перед законом; принцип верховенства закона; принцип деления собственности (в том числе собственности на землю) на государственную и частную; отнесение земли сельскохозяйственного назначения к исключительной собственности государства. Отраслевые принципы земельного права сформулированы в ст. 5 КоЗ «Принципы земельных отношений». государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие (государственное управление в данной области представлено системой государственных органов, обладающей специальной компетенцией в области использования и охраны земель, центральным органом государственного управления земельным фондом является Государственный комитет по имуществу, а в области охраны земель как природного ресурса Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы); обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними (поскольку гражданским законодательством земельный участок относится к объектам недвижимого имущества, то его создание, прекращение, возникновение, переход и прекращение прав на него, а также сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации); единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено законодательством (при переходе прав на объект недвижимости переходят и права на земельный участок, на котором данный объект недвижимости расположен); использования земельных участков по целевому назначению (любой земельный участок может использоваться только для определенных целей, которые устанавливаются решением об изъятии и предоставлении земельного участка); приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель; эффективного использования земель (использование земель, приносящее экономический, социальный, экологический или иной полезный результат); охраны земель и улучшения их полезных свойств; платности землепользования (за пользование земельными участками в Республике Беларусь предусмотрено два вида платы – земельный налог (порядок взимания и оплаты устанавливается Налоговым кодексом (особенной частью) и арендная плата (если земельный участок в государственной собственности, то арендная плата уплачивается в соответствии с Указом Президента № 101, если в частной собственности – по соглашению сторон договора аренды))); установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов (ограничения (обременения) прав на земельные участки устанавливаются в местах, перечень которых указан в ст. 18 КоЗ (заказники, заповедники, водоохранные зоны, территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и т.д.), а земельные сервитуты – ст. 19 КоЗ (в добровольном порядке – по соглашению сторон и в судебном порядке – при недостижении согласия)); гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан (посредством обращения в местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы территориального общественного самоуправления, участия в местных референдумах, проведении общественной экологической экспертизы, собраниях и иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством – ст. 22 КоЗ); защиты прав землепользователей (в соответствии с гражданским законодательством способами защиты прав на объеты недвижимости являются признание права, реституция, самозащита, присуждение к исполнению в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, виндикационный и негаторный иски).
Акты общего регулирования Непосредственное закрепление в Конституции Республики Беларусь имеют земельно-правовые нормы, которые определяют некоторые базовые положения земельного строя. Конституция Республики Беларусь содержит нормы, предусматривающие равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, в том числе и на землю (ст. 13), нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в собственности государства, права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, неприкосновенность собственности (ст.44). Другими статьями Конституции декларируются основные гражданские права, принципы и формы регулирования отношений граждан и государства, разделение компетенции различных уровней власти. Некоторые конституционные нормы имеют косвенное влияние на правовое регулирование земельных отношений. Так, право собственности иностранных государств и международных организаций регулируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции) и обеспечение суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь (ст. 1, 9 Конституции). Экологизация законодательства об охране и использовании земель, в частности при установлении мер по охране земель (ст. 89 КоЗ), происходит в рамках реализации ст. 46 Конституции, которая закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду. Конституционные нормы в системе законодательства, регламентирующего государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, реализуются в нормах специального законодательства об органах государственного управления: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602 - XII «О Президенте Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424 - З «О Совете Министров Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 05 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 22.04.2011 N 173). Законы Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь о земле, 23 июля 2008 г. № 425-З (в ред. от 26.10.2012); Закон Республики Беларусь «О мелиорации земель» от 23.07.2008 № 423-З (в ред. от 14.07.2011) Законы Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь о земле, 23 июля 2008 г. № 425-З (в ред. от 26.10.2012); Закон Республики Беларусь «О мелиорации земель» от 23.07.2008 № 423-З (в ред. от 14.07.2011) ТЕХНИЧЕСКИЕ НПА Приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 14 декабря 2010 г. N 446 Об утверждении технического Кодекса установившейся практики ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ ТКП 272-2010 (03150) ДЕЛЕНИЕ (РАЗДЕЛ), СЛИЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЗЯЛЕННЕ (ПАДЗЕЛ), ЗЛIЦЦЁ ЗЯМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАЎ. ПАТРАБАВАННI ДА АЖЫЦЦЯЎЛЕННЯ DIVISION (PARTITION), MERGING OF LAND PLOTS. REQUIREMENTS FOR THE IMPLEMENTATION Акты местных органов Решение Могилевского областного исполнительного комитета, 12 марта 2012 г. №4-67 «О делегировании администрации свободной экономической зоны «Могилев» отдельных прав в области охраны и использования земель»; Решение Минского областного исполнительного комитета 20 мая 2004 г. №448 «Об уменьшении ставок земельного налога и налога на недвижимость для религиозных организаций».
Мониторинг земель. Аграрное законодательство 1. Конституция Республики Беларусь; Специализированный кодифицированный источник отсутствует. Нормативные правовые акты других отраслей, в которых содержатся нормы аграрного права. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь (деятельность сельскохозяйственных организаций: орг-прав форма, имущество с/хоз орг.) 3. Кодекс Республики Беларусь о земле (использование земель сельскохозяйственного назначения); 4. Водный кодекс Республики Беларусь (пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства); 5. Трудовой кодекс Республики Беларусь (регулирование труда работников сельскохозяйственных организаций) Специальные нпа: 1. Законы Республики Беларусь: 1.1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июля 2010 г. N 161-З О ВЕТЕРИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 декабря 2005 г. N 77-З О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ 1.3. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 апреля 1995 г. N 3725-XII О ПАТЕНТАХ НА СОРТА РАСТЕНИЙ 1.4. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 июня 2003 г. N 202-З О РЕОРГАНИЗАЦИИ УБЫТОЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1.5. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 февраля 1997 г. N 14-З О СЕМЕНАХ 1.6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 сентября 1994 г. N 3244-XII О ПЛЕМЕННОМ ДЕЛЕ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ 1.7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 февраля 1991 г. N 611-XII О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ 2. Указы и декреты Президента Республики Беларусь 2.1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 августа 2005 г. N 368 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОТЧУЖДЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ 2.2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 февраля 2006 г. N 70 О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ УЧЕТА И СОКРАЩЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ПУСТУЮЩИХ И ВЕТХИХ ДОМОВ С ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ И ИНЫМИ ПОСТРОЙКАМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 2.3. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 декабря 2007 г. N 9 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 2.4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 мая 1998 г. N 236 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ КРЕДИТОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 2.5. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 марта 1998 г. N 98 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ 3. Акты Правительства 3.1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июня 2011 г. N 867 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 3.2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 октября 2007 г. N 1370 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПОДЧИНЕННЫМИ ЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 3.3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 июля 2003 г. N 1014 О РАСЧЕТАХ ЗА МЯСНУЮ И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ, ХЛЕБОПРОДУКТЫ 4. Акты министерств 4.1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 марта 2011 г. N 23 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ МИНИМАЛЬНЫХ ЦЕН НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ (ЖИВОТНОВОДСТВА), ЗАКУПАЕМУЮ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 4.2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 августа 2006 г. N 48 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ, БОЛЕЗНЕЙ РАСТЕНИЙ И СОРНЯКОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 июля 2009 г. N 47 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
48. Метод правового регулирования в аграрном праве. Методы правового регулирования применяются с учетом содержательной стороны аграрных отношений, входящих в предмет аграрного права. Они могут выражаться в наличии запрета, дозволения и предписания, на основе которых определяется юридическое положение субъектов аграрного права. Значительная часть аграрных отношений складывается между равноправными участниками имущественного оборота. Эти отношения регулируются диспозитивными предписаниями, поскольку основаны на началах юридического равенства. В тоже время государство активно влияет на развитие аграрного сектора экономики для того, чтобы обеспечить стабильное развитие продовольственного рынка. Воздействие государственных органов на деятельность субъектов АПК осуществляется преимущественно административными методами, основанными на началах власти и подчинения, с использованием экономических рычагов. Таким образом, для аграрного права свойственно комплексное сочетание императивных и диспозитивных способов воздействия на аграрные отношения. Соотношение этих способов определяется характером регулируемых отношений и содержанием государственной аграрной политики. Совокупность применяемых в аграрном праве методов правового регулирования определяется как оптимальное сочетание государственного регулирования сельского хозяйства и АПК с хозяйственной самостоятельностью сельскохозяйственных производителей.
49. Аграрные правоотношения, их классификация. Понятие, виды и содержание аграрных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения аграрных отношений. Аграрные отношения определяются как органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, связанных с сельскохозяйственной и смежными видами деятельности. Аграрные отношения представляют собой сложный объект правового регулирования. Они объединяются в целостную систему общественных отношений благодаря объективным причинам, которыми являются особенности ведения сельскохозяйственного производства и процесс агропромышленной интеграции. Составными элементами этой системы выступают отдельные виды аграрных отношений: Земельные отношения связаны с использованием земли как основного средства производства в сельском хозяйстве. Имущественные отношения складываются в связи с формированием и использованием различных видов имущества, которое предназначено для ведения сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства. Трудовые отношения возникают в процессе осуществления сельскохозяйственного труда (использования трудовых ресурсов). Организационно-управленческие отношения имеют место в процессе государственного регулирования сельского хозяйства и АПК, а также при внутрихозяйственном управлении в различных организациях агропромышленного комплекса. Аграрные отношения различаются по социально-экономической природе. Большая часть аграрных отношений складывается в производственной сфере, они являются имущественными экономическими отношениями, опосредуют процесс агропромышленного производства. Одновременно с этим существуют социальные отношения, влияющие на функционирование АПК.
50. Государственное регулирование сельского хозяйства: понятие, формы, методы и содержание. Государственное регулирование в сельском хозяйстве и АПК представляет собой систему организационно-правовых мер, предпринимаемых государством в целях эффективного развития аграрного сектора экономики. Государственное регулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на хозяйственную деятельность сельскохозяйственных производителей и других субъектов АПК путем издания нормативных правовых актов и организации системы государственного управления этой отраслью. Государственное регулирование представляет собой организационно-экономическую деятельность соответствующих государственных органов управления, направленную на обеспечение устойчивого функционирования всех отраслей агропромышленного производства. В первую очередь государственное воздействие направлено на сферу аграрного предпринимательства, посредством которой должна обеспечиваться продовольственная и сырьевая безопасность государства. Объектом государственного регулирования являются аграрные отношения в области производственно-хозяйственной, социальной и иной деятельности сельскохозяйственных производителей и других субъектов АПК. В широком смысле объектом государственного регулирования в данной сфере можно назвать производственные и социальные процессы в АПК. Субъектами правоотношений, которые складываются в процессе государственного регулирования в АПК, выступают, во-первых, государственные органы власти и управления, их должностные лица, обладающие определенной компетенцией по регулированию аграрных отношений, во-вторых, юридические и физические лица, участвующие в сельскохозяйственной деятельности и агропромышленном производстве. В зависимости от функционального назначения управляющего органа его деятельность может носить экономический, технический, организационный характер, который получает правовое закрепление в функциях и компетенции соответствующих государственных органов. Методы государственного регулирования сельского хозяйства АПК представляют собой определенные способы воздействия государственных органов на участников аграрных правоотношений. Для государственного регулирования АПК в данный момент характерно сочетание административного руководства и экономического воздействия на деятельность сельскохозяйственных производителей и других субъектов АПК. Соотношение административных и экономических рычагов зависит от степени участия государства в экономической деятельности субъектов АПК. По отношению к государственному сектору сельского хозяйства и АПК осуществляется прямое государственное управление, которое заключается в распоряжении юридической судьбой государственных предприятий и организаций, и может выражаться, в частности, в создании и прекращение деятельности юридических лиц государственной формы собственности в АПК; распоряжении их имуществом (средствами производства и продукцией); управлении трудовыми коллективами. По отношению к негосударственному сектору АПК административные методы воздействия применяются, главным образом, во внешних правоотношениях (при создании и прекращении деятельности, осуществлении государственного контроля за сельскохозяйственной деятельностью, выполнении обязательств перед государством). Во внутренних правоотношениях эти субъекты обладают большей хозяйственной самостоятельностью, чем государственные организации. С развитием аграрного рынка стали применяться методы индикативного планирования, прогнозирования развития, программно-целевого регулирования. Экономические методы регулирования в виде использования ценовых, налоговых, кредитных, страховых механизмов находят закрепление в нормативных правовых актах соответствующих отраслей. Государственное регулирование сельского хозяйства и АПК осуществляется в следующих формах: правотворческая деятельность, которая заключается в создании нормативной правовой базы сельскохозяйственной деятельности; правоприменительной деятельности, которая заключается в издании актов государственного управления, имеющих организационно-распорядительный характер; правоохранительная деятельность, выражающаяся в защите прав и интересов субъектов АПК.
51. Система органов управления сельским хозяйством, их компетенция. Для государственного регулирования в сельском хозяйстве и АПК характерно многообразие органов, которые осуществляют эту деятельность. К органам общей компетенции относятся высшие органы власти и управления (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь), органы местного управления и самоуправления, правоохранительные и судебные органы. Высшие органы власти и управления обеспечивают разработку и реализацию государственной аграрной политики в ходе осуществления их общих полномочий по регулированию аграрных отношений, а также осуществляют создание нормативно-правовой базы этой деятельности. Органы местного управления и самоуправления осуществляют управление местным хозяйством, в состав которого входят коммунальные сельскохозяйственные организации, и регулируют деятельность негосударственных производителей сельскохозяйственной продукции на своей территории. Правоохранительные и судебные органы действуют в сфере разрешения споров и обеспечения законности в аграрных отношениях. К органам специальной компетенции относятся органы, наделенные специальными полномочиями в сфере аграрных отношений различного уровня. Система органов специальной компетенции действует на республиканском и местном уровне, а также разграничивается по объему компетенции (отраслевое и функциональное управление). На республиканском уровне органом, который осуществляет комплексное отраслевое руководство сельским хозяйством и АПК в целом, выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь. В соответствии с Положением о Минсельхозпроде, утвержденном Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 июня 2011 г. № 867 его основные задачи заключаются в следующем: проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства; совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции; создание условий для комплексного развития агропромышленного производства; обеспечение внедрения достижений науки и техники в сельскохозяйственное производство; осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья; создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения продуктами питания. Минсельхозпрод является республиканским органом отраслевого управления, который осуществляет координирующие функции, и в пределах своих полномочий осуществляет разработку и внедрение экономического механизма регулирования АПК, хозяйственное руководство деятельностью агропромышленных производителей, научно-техническое и правовое обеспечение функционирования АПК, осуществление государственного контроля и надзора в области АПК. На местном уровне отраслевое управление осуществляют сельскохозяйственные органы, которые создаются при областных, Минском городском, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных и распорядительных органах в соответствии с их примерной структурой. К ним относятся комитеты и управления по сельскому хозяйству и продовольствию. В связи со сложной многоотраслевой структурой АПК управление отдельными отраслями этой организационно-хозяйственной системы Минсельхозпрод осуществляет через находящиеся в его ведении государственные органы, учреждения и объединения (концерны), имеющие узкоотраслевую компетенцию. Республиканскими органами отраслевого управления выступают Департаменты с правами юридического лица, которые являются структурными подразделениями центрального аппарата Минсельхозпрода и осуществляют специальные функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции Минсельхозпрода. В системе этого министерства действуют Департамент по мелиорации и водному хозяйству и Департамент по хлебопродуктам, положения о которых утверждены Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия». Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода осуществляет деятельность в области мелиорации земель, проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем, объектов водного хозяйства сельскохозяйственного назначения, а также в сфере рыбохозяйственной деятельности. Департамент по хлебопродуктам Минсельхозпрода осуществляет управление в области производства крупы, муки, комбикормов, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий. Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Государственные учреждения с правами юридического лица, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия, в основном наделены правами государственных инспекций. К ним относятся: Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений; Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений; Государственная ветеринарная инспекция; Государственная продовольственная инспекция по качеству и стандартизации; Государственная хлебная инспекция. Государственные объединения, действующие в системе АПК, созданы по отраслевому принципу в целях общего руководства и управления деятельностью в отдельных отраслях сельского хозяйства и агропромышленного производства (Республиканское объединение «Белагросервис», Республиканское объединение «Белптицепром», Государственное объединение «Главжирпром», Белорусское государственное объединение по племенному животноводству «Белплемживобъединение», Республиканское объединение «Белсемена» и другие). Аналогичные органы и организации могут действовать на региональном и местном уровне.
52. Правовое регулирование развития социальной сферы села. Социальное развитие села охватывает комплекс отношений, возникающих в связи с созданием и использованием социальной инфраструктуры в сельской местности и обеспечением социальных прав сельских жителей. Социальная инфраструктура сельской местности, включая объекты комунально-бытового, медицинского, жилищного, культурного, спортивного, оздоровительного и иного назначения, может создаваться и эксплуатироваться за счет бюджетных средств и за счет собственных средств сельскохозяйственных организаций и граждан. Для финансирования социального развития села могут использоваться средства республиканского и местных бюджетов, специальные целевые фонды, собственные средства юридических и физических лиц, которым в этом случае могут частично возмещаться затраты по строительству объектов социального назначения. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 августа 2011 г. N 386 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В 2011 - 2012 ГОДАХ Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности и имеющие сеть (два и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг (далее - субъекты, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности), до 1 января 2013 г. освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (подоходного налога с физических лиц) при реализации товаров (работ, услуг) Субъектам, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности, до 1 января 2013 г. предоставляются субсидии из расчета не менее 1000 рублей на одного жителя сельской местности, в которой оказываются такие услуги, за счет средств местных бюджетов на приобретение сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов и других товаров, предназначенных для бытового обслуживания населения в сельской местности; УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 апреля 2011 г. N 136 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 - 2015 ГОДЫ Будет продолжена целенаправленная работа по дальнейшему развитию агрогородков и близлежащих сельских территорий в части инженерно-транспортных коммуникаций и других значимых объектов социальной сферы. В 2011 - 2015 годах в агрогородках и иных сельских населенных пунктах, имеющих развитую инфраструктуру, намечено строительство 20 тыс. жилых домов, газификация 29 тыс. квартир, реконструкция 5,3 тыс. километров дорог в сельской местности. Особое внимание будет уделено развитию сферы услуг в сельской местности, малых и средних городских поселениях, прежде всего путем привлечения инвестиций в развитие транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктур. В сельском хозяйстве области приоритетным будет развитие мясного скотоводства и использование технологий, обеспечивающих получение экологически чистой продукции в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.124 (0.012 с.) |