Основания возникновения, изменения и прекращения права землевладения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания возникновения, изменения и прекращения права землевладения.



Право землевладения возникает только на земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения права землевладения является:

административное решение государственного органа - решение местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставления земельного участка, также решение об изъятии земельного участка для государственных нужд;

наследование (как по закону, так и по завещанию) – наследование по закону осуществляется в установленном Гражданским кодексом порядке (по 4 очередям наследников), по завещанию (любому лицу путем составления завещания и его нотариального удостоверения).

В отношении наследования по завещанию передача земельных участков существенно ограничена, это обусловлено тем, что субъектами права пожизненного наследуемого владения земельным участком могут являться только граждане Республики Беларусь и иностранные граждане, которые являются близкими родственниками наследодателя или родственниками, имеющими общих родственников до прадеда (прабабки) или являющихся близкими родственниками его супруга (супруги).

Согласно ст. 48 КоЗ договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении недействительны.

Кроме того, могут переходить права на земельные участки, принадлежащие на праве пожизненного наследуемого владения, при отчуждении капитальных строений, находящихся в частной собственности, которые расположены на таких земельных участках (по ст. 55 КоЗ).

При этом, не требуется принятие решения областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка или переходе права на него в случае перехода права на расположенные на нем капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение или доли в праве на данные объекты к другому лицу, если при этом не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы. В этих случаях государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение или доли в праве на данные объекты.

Таким образом, при отчуждении такого капитального строения, например, иностранному гражданину или лицу без гражданства будет требоваться принятие решение об изъятии и предоставлении земельного участка этому гражданину на праве аренды, т.к. в ПНВ такой гражданин может приобрести земельный участок только в порядке наследования.

 

16. Понятие, формы, виды и содержание права землепользования.

Право постоянного пользования земельным участком (ст. 15 КоЗ) имеет следующие отличительные черты:

- широкий круг субъектов данного вида правоотношений;

более узкий круг оснований приобретения данного вещного права (решение государственного органа);

- относительно меньшая стабильность отношений землепользования. Во-первых, право постоянного землепользования может быть прекращено по тем же основаниям, по которым оно возникло, - на основании решения уполномоченного государственного органа.

Право временного пользования земельным участком (ст. 16 КоЗ) отличается от права постоянного пользования земельным участком более широким кругом субъектов и наличием срока, на который земельный участок предоставляется лицу.

Содержание права постоянного пользования земельным участком и права временного пользования включает только правомочия владения и пользования.

Аренда земельных участков (ст. 17 КоЗ) по объему правомочий совпадает с правом временного пользования, однако она возникает на основании обязательства – договора аренды.

Из государственной собственности в аренду земельные участки предоставляются: 1. по результатам аукционов (на право заключения договоров аренды земельных участков - в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам; и с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) - в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам).

Также и в административном порядке – в случаях установленных п. 6 Указа № 667

Из частной собственности – по соглашению сторон при заключении договора аренды в соответствии с требованиями Глава 34 ГК + Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 N 150"О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом"

Земельный сервитут (ст. 19 КоЗ) – право ограниченного пользования одним или несколькими соседними земельными участками. Сервитут может устанавливаться по соглашению между собственниками земельных участков или решением суда.

На сегодняшний день в гражданском и земельном законодательстве Республики Беларусь не учтены в полной мере особенности правовой природы сервитута. Так, определение сервитута, установленное ч.1 ст.268 ГК, несмотря на то, что название статьи сформулировано как «право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом», по сути является определением именно земельного сервитута, так как исходя из этого определения сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, о другом же недвижимом имуществе в ч. 1 ст. 268 ГК речи не идет. Однако в п. 6 ст. 268 ГК, указано, что по правилам п. 1-5 ст. 268 ГК сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество. На наш взгляд, в данном случае нарушается соотношение гражданско-правового и земельно-правового регулирования имущественных земельных отношений, поэтому в ГК должно содержаться общее определение сервитута как права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом и общие положения его установления и прекращения для любого объекта недвижимости, а в КоЗ должны содержаться определения и положения, касающиеся непосредственно установления и прекращения земельного сервитута.

Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих при установлении и прекращении земельного сервитута, заключаются в следующем, во-первых, право сервитута носит придаточный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут, следовательно, если право пользователя земельного участка не оформлено им в установленном законом порядке, то он не сможет требовать от пользователя соседнего земельного участка установления сервитута, вне зависимости от того оформлены ли надлежащим образом его права на объект недвижимости, который расположен на земельном участке. Однако следует отметить, что данное положение ни в коей мере не ставит под сомнение отнесение сервитута к ограниченным вещным правам.

Во-вторых, земельный сервитут устанавливается только по требованию пользователя соседнего земельного участка, однако конкретного определения, какой земельный участок является соседним, в законодательстве не содержится. Думается, что необоснованно сужать круг лиц, которые имеют право требовать установления земельного сервитута только до землепользователя смежного земельного участка, поскольку на практике возможны случаи, когда установление земельного сервитута необходимо для реализации законных прав землепользователей не только смежных земельных участков.

В-третьих, согласно ч.1 ст. 45 КоЗ земельный сервитут устанавливается по соглашению сторон, а в случае недостижения такого соглашения в судебном порядке. Так, например, в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации по способу установления выделяют два вида земельных сервитутов: частные и публичные, но аналогичных норм в законодательстве Республики Беларусь такого выделения не предусмотрено. Однако практика правоприменения в данной области свидетельствует о целесообразности такого выделения на законодательном уровне, в частности в КоЗ. Так в Республике Беларусь также предусмотрены публичные земельные сервитуты, которые устанавливаются в силу законодательства или по решению органа государственного управления, в том случае, когда осуществление функций государственного управления невозможно без установления соответствующих обременений на земельный участок.

В-четвертых, право сервитута не порождает у лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут, прав на земельный участок, служащий для сервитута (ограниченного пользования им), поскольку сервитут не влечет за собой лишения прав землепользователя на данный земельный участок.

В-пятых, основаниями прекращения сервитута являются отпадение оснований, по которым сервитут был установлен и если земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с его назначением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.59 (0.006 с.)