Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Случай предельного греха (5,1-13).

Поиск

а. Изгнание согрешившего из Церкви (5,1-5).

 

В Церкви произошел случай кровосмешения, нетерпимый даже в языческом мире, - а Церковь его терпит! Павел не называет имени, но всякий в Церкви знал его. Неясно также, что именно произошло: были это длительные, как в браке, отношения с матерью по плоти, или с мачехой при живом отце или после его смерти? Скорее всего, некий член Церкви жил с мачехой после ее развода с отцом или после смерти отца. «Жена отца» в Ветхом Завете всегда – мачеха (ср. Лев 18,8; Втор 27,20). Оставив любопытство, обратимся к более важному вопросу: Как Павел оценивает этот странный брак (по римскому праву брак с мачехой или отчимом или сводными братьями/сестрами был запрещен), а также какую реакцию он предписывает Церкви?

Павел находит непостижимым, что Церковь терпит поведение, немыслимое даже у язычников. Еще хуже: Церковь не только не вмешивается, но гордится своим либерализмом. Может быть, она даже утверждает, что христианин стоит выше всех подобных «буржуазных» правил: следы такой ментальности мы находим в 6,12-20. Непонятное для Павла поведение, возможно, связано и с ситуацией в Церкви, обозначенной в главах 1-4. Слово «надмеваться» (ст.2) уже возникало в 4,6.18.19. Церковь терпит такое дерзкое безобразие, вместо того чтобы испытывать печаль. Здесь граница терпимости в христианской свободе для Павла явно нарушена.

Для Павла этот возмутительный случай может иметь только одно следствие: исключение из Церкви. В своем послании, которое читается в Церкви (в этом смысле апостол присутствует духовно), Павел отдает ясное распоряжение. Сам он уже вынес приговор. Изгнание из Церкви (ср. ст.13б) – не только административный акт, вычеркивание из списка членов общины. Это торжественное действие собравшейся Церкви. Церковь должна собраться, торжественно изгнать грешника и предать его сатане, но не с целью его уничтожения, а с целью спасения в Судный день (ср. 3,15!). Даже в этом чрезвычайном случае самого безобразного поведения последнее слово за «безмерностью благодати» по отношению к грешнику (Рим 5,15). Возможно, Павел при этом думает о том, что нарушитель придет в себя и покается. Но вероятнее за этим стоит его убеждение, что Дух Божий, воспринятый в крещении, не может полностью угаснуть даже в случае такого грубого преступления, и таким образом остается последний шанс спасения.

Предание сатане, той бесовской силе, которая таится в глубинах мира, следует понимать в терминах тогдашних воззрений, что сатана – причина болезни, всякой порчи и смерти (ср. 2 Кор 12,7; Лк 13,16). Церковь должна произнести торжественное проклятие, которое низводит на согрешившего беду, т.е. лишает его святости, принадлежности к Телу Церкви. Нам сейчас трудно себе это представить. Но следует заметить, что Церковь действует не самостоятельно, она не прибегает к репрессии и насилию. Предоставляя наказание грешника высшей власти, она отказывается налагать на него руки. Когда впоследствии инквизиция ссылалась на это место, то это было ложное истолкование.

Вся тяжесть отрывка приходится на конец, на ст.5б. Согрешивший не должен погрузиться в ничто, но должен быть спасен на Суде, что возможно только в Духе, во Христе.

Чрезвычайно отвратительный случай требует и чрезвычайного вмешательства. В случаях «нормальных» прегрешений членов Церкви Павел предпочитает вразумлять их и возвращать на правильный путь добротой и снисхождением (Гал 6,1).

 

б. Чистота и ответственность Церкви (5,6-8).

 

Образом сквашенного теста Павел обращает внимание Церкви на несоответствие их самодовольства фактическому состоянию. О слове «хвалиться» речь подробно шла в 1,29-31; 3,21; 4,7. Образ сквашенного теста (иначе в Мф 13,33) употреблен негативно (как и в Мф 16,6). Он делает наглядной опасность заражения злом (ср. Гал 5,9: заражение лжеучением). Отсюда однозначный вывод: Церковь должна удалить согрешившего.

В ст.7-8 образ закваски обретает более глубокое измерение. Павел напоминает иудейский пасхальный обычай: в пасхальную неделю в воспоминание об Исходе из дома удаляется все заквашенное. От Пасхи взгляд переходит к смерти Иисуса на Кресте. Он как новый пасхальный Агнец отдал Свою жизнь за людей, чтобы дать место новой пасхальной, божественной жизни. Этой новой жизни, даруемой Богом, должно соответствовать и новое повеление христиан, они должны быть новым тестом, бесквасным хлебом, то есть конкретно они должны преодолеть зло и нечистоту в Церкви и проводить жизнь в чистоте и искренности, жизнь, которая тогда в своей прозрачности обретет истинно праздничный характер, жизнь, которая соответствует великой пасхальной надежде. В ст.7 говорится не только то, что коринфяне должны удалить закваску, но также то, что они уже бесквасное тесто. Для Павла императив увещания всегда следствие индикатива утверждения, что спасение уже даровано. Церковь должна стать тем, что она уже есть по своей сути и в принципе.

 

в. Устранение недоразумений (5,9-13).

 

Павел уже написал Церкви некое послание, которое до нас не дошло. Коринфяне, очевидно, неправильно поняли одну формулировку из этого послания и соответственно энергично протестовали. Поэтому Павел видит необходимость уточнить свою точку зрения. Если он был вынужден в своем послании запретить общение с блудниками, то речь шла исключительно об общении внутри Церкви. С легкой насмешкой Павел пишет о последствиях этого недоразумения: христиане не могут так просто уйти из этого мира. Павел – реалист: Церковь живет в языческом окружении, грехи которого он перечисляет в кратком «каталоге пороков». В этом окружении они должны сохранить себя. Каталог на некоторых примерах делает ясным, в чем коринфяне должны обязательно дистанцироваться от их прежнего языческого образа жизни. Несмотря на ясную границу, коринфяне не должны замыкаться в гетто. Фактически они множеством нитей связаны с нехристианским миром: брак, друзья, соседи, сотрудники, рабы. Они не имеют права предоставить этот мир самому себе. Они должны свидетельствовать миру о христианской альтернативе: они живут в этом мире, а не в самосозданном гетто.

Христианское свидетельство в таком окружении, которое мыслит совсем иначе, возможно только тогда, когда в самой Церкви господствует ясная линия поведения. В немного более расширенном каталоге Павел называет такие пороки, которые просто несовместимы с христианством. Христианин не может оставаться христианином и вести распутную жизнь. Кто называется почетным именем «брат» и все же не хочет оставить свои пороки, тот должен быть недвусмысленно отделен от Церкви. Его нельзя допускать ни до совместной трапезы в Церкви, ни до частного обеда. Общение за трапезой – выражение глубокой личной общности (единства) и согласия. В Коринфе во время совместной трапезе и причащались.

Что же касается грешников вне Церкви, то следует отказаться от осуждения их. Суд принадлежит Богу. Церковь должна следить за своими рядами с тем, чтобы ее вера аутентично отражалась в ее жизни и заслуживала доверия. В завершение Павел снова возвращается к случаю инцеста 5,1-5. Павел требует четкого отделения, цитируя формулу экскоммуникации из Втор 17,7.

 

*** Кое-что в этом отрывке сейчас нам трудно принять. Имеют ли право ссылаться на этот текст те, кто сегодня ссылается на самый решительный учительный авторитет Церкви? Вряд ли. Ибо в 1 Кор 5 речь идет о проблемах не ортодоксии, а ортопраксии, т.е. должного поведения и образа жизни христианина. Тех, кто отрицает воскресение (в 1 Кор 15) Павел отнюдь не экскоммуницирует, но пытается аргументированно убедить их!

Мы не можем просто перенимать увещания Павла, не обращая внимания на их историческую обусловленность. Маленькая Церковь в Коринфе, исчезающее меньшинство в языческом окружении, была в совсем иной ситуации, нежели сегодняшняя едва ли не государственная Церковь. Строгое применение увещаний 1 Кор 5 было бы сейчас слишком проблематичным. Например, исключать из Церкви алкоголиков, гомосексуалистов и проч., - вряд ли это возможно хотя бы уже ввиду наших более глубоких знаний психологии и медицины. Вспомним об исходном пункте: в 1 Кор речь идет об одном христианине, который поступает слишком вызывающим образом и, очевидно, не стыдится этого. Увещание Павла относится к этому конкретному случаю: удалить грешника из Церкви.

Установим положительный результат:

1. Строгая церковная дисциплина, которой требует здесь Павел, имеет конечную цель – спасение согрешившего.

2. Кальвин в связи с этим местом предостерегал о причащения без разбора. Трудно найти правильный баланс между мрачным ригоризмом и легкомысленным раздаянием.

3. Христианская жизнь нуждается в однозначности (не быть двусмысленной). Христиане должны ясно отличаться в своем образе жизни от окружения, от того, как ведут себя вообще, считая это правильным для себя. Христианские Церкви должны спрашивать себя, насколько они отличаются от окружения: должны они противопоставить господствующим жизненным установкам христианскую альтернативу, или они лишь оттиск того, что в обществе принято и существует.

4. Следствие увещания апостола: Церковь должна быть снисходительно-скромной вовне и самокритичной внутри.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.153 (0.009 с.)