Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надписание и приветствие (1, 1-3).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Очень показательно, как Павел всегда расширяет адрес и данные об отправителе. Он ведь пишет не частное письмо. Он сознает себя «призванным апостолом», законным посланником его Господа. Так он уже в самом начале подчеркивает свой апостольский авторитет, который некоторые члены церкви подвергали сомнению. Павел сознаёт себя призванным Самим Богом; ему в видении Воскресшего возле Дамаска было дано задание возвещать Евангелие (Гал 1,15сл; 1 Кор 15,8-10). Он находится под началом Того, Кто больше всех, и это придает его речи авторитет и вес. Павел пришел к исполнению своей задачи не по собственному решению. Скорее он был потрясен и призван Богом вопреки своей воле. Его поставили не люди, церкви или группы (Гал 1,1), но Сам Христос. Раннехристианское исповедание «Иисус – Христос (= Мессия)» в греко-язычном мире постепенно становится именем собственным: Иисус Христос, или, как здесь, Христос Иисус. Павел называет некоего соработника, Сосфена. Он говорит о нем «брат». Так христиане называли друг друга с самого начала. Апостол не одинок в борьбе. Он пишет в согласии с другими, сознает себя связанным со многими, кто стоит за дело Христово. Церковь, к которой он обращается, тоже отмечена Богом; она – «церковь Бога». Для Павла Церковь – некая величина, возвышающаяся над отдельной общиной. Но в местной общине она становится видимой и осязаемой. Формулировка «сущей в Коринфе» (т.е. «которая в Коринфе») показывает, что каждая община представляет Церковь в ее полноте. Церковь присутствует везде, где собираются христиане и сознательно живут совместной жизнью именно как христиане. Не только апостол обладает авторитетом, данным ему от Бога, но и церковь свое достоинство имеет в том, что она была призвана и освящена во Христе. Характерны пассивные формулировки: призваны, освящены. И авторитет апостола, и достоинство церкви – дары. Это убеждение веры в принципе должно подавить всякое самодовольство. Павел в своем послании неоднократно высказывается против такой ложной позиции. Несмотря на все грехи и соблазны он все же называет коринфян «освященными». «Святость» означает здесь не моральное совершенство: коринфяне были слишком далеки от такового! Святость покоится не на человеческих достижениях, но нам божественном избрании, которое находит себе символическое выражение в крещении (ср. 6,11). Если нужно доказательство, что Церковь у Павла уже некая величина, превосходящая конкретную общину, то это видно из ст. 2б: «со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». К сожалению, не ясно, к чему относится это «у них и у нас» (перевод!). Может быть, к отправителям послания? Тогда: и все прочие христиане стоят за моим посланием, Это маловероятно. Может быть, к адресатам? Тогда Павел направляет свое послание так сказать всем христианам. Это тоже маловероятно. Самое разумное толкование будет, если мы отнесем все это к непосредственно предшествующим словам: «призванным святым, призывающим со всеми имя Господа…, их и нашего Господа». Призывание того же Господа объединяет христиан по всему миру. Павел напоминает коринфянам, что они – члены некой большей общности. Это придает им, так сказать, солидарности со всеми верующими. В то же время это делает весьма относительной слишком бойкую самоуверенность некоторых кругов Коринфской церкви. Выражение «призывать имя Господа» берет начало в Ветхом Завете. Там Господь – это Бог, к которому обращается призыв людей (Иоиль 2,32). Христианская церковь переносит этот предикат Бога на Христа как само собой разумеющееся. Призвание Имени происходит на богослужении. Оно происходит в убеждении, что прославленный Господь присутствует в Церкви, близок ей. В примыкающем благопожелании Павел использует древнее приветствие миром и добавляет к нему центральное понятие своего богословия – «благодать» (cariV). Все то, что Бог дарует и обещает людям во Христе, - личное участие, прощение и любовь Божию, - все это содержится в слове «благодать». Столь же всеобъемлющим является слово «мир». Павел слышит в нем еврейское «шалом». В Ветхом Завете оно означает целостную, святую (heile, heilige), счастливую, удачливую жизнь вплоть до окончательного (эсхатологического) спасения (Heil), когда Бог окончательно все устроит во благо. Благопожелание – это выражение глубокой симпатии, которая связывает Павла с его церковью. Бог – Отец и его, и ее. Как что-то само собой разумеющееся, Павел называет вместе Отца и Иисуса Христа. Иисус Христос, после Своего воскрешения вознесенный к Отцу, присутствующий на богослужении, ожидаемый в парусии – Господь Церкви. На Него направляется вся надежда христиан. Ему принадлежат они и в жизни, и в смерти (Рим 14,8). Это определяет не только чувство глубинной уверенности, надежности, но и обязанность соответствующего поведения, жизненной практики. На этих обязанностях Павел подробно останавливается в своем послании.
*** «Церковь Бога» – так Павел называет уже некую величину, большую, нежели отдельная община. Но он при этом отнюдь не мыслит под «церковью» какую-то организацию, и уж конечно не «должностную церковь». Какой-нибудь лозунг вроде «Иисус – да, Церковь – нет» был бы ему абсолютно чуждым и непонятным. «Церковь Бога» для него – маленькая местная община в Коринфе, где люди живут совместной жизнью, собираются на богослужение, знают друг друга, поддерживают друг друга в вере, носят бремена и жизненные заботы друг друга, но, впрочем, и часто ссорятся! Он, естественно, знает о связи этой маленькой местной общины с другими общинами в мире. Мы не имеем права неисторически идеализировать тогдашние условия. В послании мы услышим, какие трещины давала молодая община в Коринфе, какие неприятности доставляли друг другу эти люди. Несмотря на все недоразумения, Павел называет общину в Коринфе Церковью Божией. Несмотря на их греховную жизнь, он называет коринфских христиан освященными во Христе Иисусе. Павел не фантазирует о безупречной «церкви чистых». Он очень трезво видит, что в церкви многое идет вкривь и вкось. Тем не менее, ему достает силы и зрелости за всеми вздорами и спорами, за всеми соблазнительными мелочами видеть более глубокую реальность. Эта община, в которой проявляется так много человеческих слабостей, - Церковь Божия. Эти люди, столь непоследовательные и слабые, - призваны Богом. Эти люди, столь эгоистичные и грубые, - все же святые. Для нас встает вопрос, не может ли все это обратить наш взгляд от соблазнительных внешних проявлений к сущности. И встает вопрос, каким образом мы могли бы в наших необозримых общинах создать такие условия сердечности и доверия, которые помогают сохранить и укрепить веру во все более и более далеком от христианства окружении.
Благодарение (1, 4-9). Здесь Павел тоже следует эпистолярному стилю своего времени. В эллинизме было принято, чтобы посылатель обещал адресату свою ходатайственную молитву. Но у Павла мы видим не ходатайство, а благодарение. Павел прорывает формальный тон и находит очень сердечные слова. Он не благодарит, как это было принято в античных посланиях, за здоровье, успех, счастье… Он благодарит за благодать Божию. Господствующий центр всего текста – деяния Божии. Бог – действующий Бог, действующий во Христе. «Благодать» для Павла – не абстрактное бескровное понятие из катехизиса. Это одно из ключевых понятий его богословия. Благодать для Павла означает личную, незаслуженную любовь Бога к людям. Благодать абсолютно незаслуженна. Она исходит из суверенной, ни от чего не зависимой любви Божией. Она дарована через Иисуса Христа, доказана Его жертвой на Кресте (1,18-25; 2,2). Для Павла благодать – личный опыт. Когда он в Гал 1,11-16 (ср.1 Кор 15,10) говорит о своем обращении, можно расслышать звуки благодарности. Благодать – свободный дар великодушия и благости Божией, сто Павел настоятельно подчеркивает страдательным залогом: «дарованной вам». Ощутимой благодать Божия становится в великом духовном богатстве Церкви. Это богатство Павел сознает с большой радостью. Здесь он фактически мыслит то, о чем говорит! Коринфяне богаты, ибо Бог «обогатил» их! Его уверенность основана на доверии к творческому действию благодати Божией. Подчеркивая, что коринфяне стали богаты (обогатились) «в Нем», Павел как бы слегка критикует их. Харизматическое богатство церкви, о котором будет много сказано в глл.12-14, связано с Христом! Не случайно Павел приводит два дара: logoV (речь) и gnwsiV (знание). Оба этих дара очень высоко ценились в коринфской церкви, пожалуй, переоценивались. Сознательно Павел говорит о «всяком слове» и «всяком знании». Ведь и другие имеют мысли и опыт, которые могут быть отличны от их собственных и все же должны приниматься всерьез. Здесь снова проскальзывают критические тона в адрес определенных групп, которые абсолютизировали свои собственные позиции. В глл.1-4 и 8-10 Павел будет говорить об этом подробно. Христианская весть в своем существе – «слово о Кресте» (1.18), остроту которого нельзя ослаблять «словом премудрости», т.е. красноречием, риторикой, искусством речи (1,17). Знание, которое в таком богатстве даровано церкви, не должно делать гордыми и надменными (8,1). Оба дара, - и речь, и знание, - должны определяться любовью (13,1сл.8сл). Если ст.6 переводить в соответствии с греческим текстом (в соединении со ст.5): «в той мере, в какой свидетельство Христово утверждено в вас», то здесь будет тоже звучать некая осторожная корректура харизматических восторгов в Коринфе. «Свидетельство Христа» - весть о Христе: апостол свидетельствует не о себе самом. Эта весть пустила в церкви корни (укоренилась, утвердилась). Ее внутренняя сила и динамика основана в том, что Бог Сам приводит ее в действие, способствует ее воздействию. Это Бог действует через весть-свидетельство, на что снова указывает страдательный залог (укреплено, утверждено). Богатое харизматическое обеспечение церкви (конечно, не отдельных христиан) – явный знак того, как возросла церковь в своей вере. Павел тотчас добавляет критическое слово, почти незаметное для современного читателя. Послание написано в щекотливой ситуации, и можно быть уверенным, что коринфяне регистрировали всякий легкий намек. Богатый духовный опыт в церкви частично своим следствием имел религиозный энтузиазм, который проявлялся в мечтательной иллюзии, будто совершенство уже достигнуто (4,8; 15,12). Павел вливает струю основательного реализма в харизматический энтузиазм некоторых кругов в Коринфе. Они считали, что уже имеют всё здесь и сейчас. Но духовные дары не означают обладанием совершенством: они лишь предуказывают на таковое. Христианская церковь - всегда ожидающая церковь, надеющаяся на предстоящее откровение Иисуса Христа. Задумаемся над словом «откровение»: то, что уже есть, но сокрыто, выступает из своей сокровенности. Тогда встреча с Христом будет непосредственной. Доныне таинственное и подвергающееся угрозе общение с Ним достигнет своей цели в видении лицом к лицу (13,12), во встрече с Ним во всей глубине личного общения. Надежда христиан простирается далеко за пределы сегодняшнего дня. Вопреки коринфскому благочестию с его чрезмерной самооценкой и восторгом Павел ставит сигнал «Стоп» перед коринфским кораблем, который мнит себя мчащимся по морю блаженства. Нет, они еще только в ожидании такового. Он, Господь, - так стоит в начале ст.8, - укрепит надежду церкви. К Нему направлена надежда быть «неповинными» (никто не посмеет обвинить) в День Суда. Слово «день» Павел берет из ветхозаветного лексикона. День Суда будет не днем гибели (ср.Амос 5,18). Павел не желает устрашать. Тот День не должен пугать христиан. Ведь Судия – Иисус Христос, в Котором столь наглядно явилось благодатное действие Божие. Мысль о Суде бледнеет перед ожиданием, что в тот День выступит из Своей сокровенности Господь, Который и явит Себя Господином над всеми силами смерти, угрожающими жизни, ставящими под сомнение смысл жизни (ср.15,20-28.51-58). Эта убежденность, разумеется, включает и человеческое усилие проводить жизнь, соответствующую вере (ср. глл.5-6). Свое благодарение Павел завершает хвалой, славословием верности Божией: Бог будет до конца за тех, кто положился на Него. Он – Тот, Кто избрал Церковь, а потому не даст им посрамиться. Как призванным Богом (пассивные обороты последовательно держатся), им уже ныне даровано общение с Его Сыном. Это общение – уже действительность, хотя и сокрытая в трудностях земного существования. Иисус Христос – Сын Божий, Он пребывает в уникальном и тесном общении с Богом. В Нем Бог Сам открыл Себя коринфянам и уделил им Себя. Общение с Богом в Духе не допускает никакого другого Господа, никакой другой зависимости.
*** Когда задумываешься о проблемах между Павлом и его церковью, то удивляешься тому сердечному тону, в котором начинается послание. Это не только дань принятому тогда эпистолярному формуляру. В таком случае Павел мог бы быть короче и сдержанней, соблюдать дистанцию (как в Гал!). Это не только попытка склонить читателей на свою сторону и создать благоприятный климат для дальнейших рассуждений. Павел не даёт сбить себя с толку довольно хаотичным состоянием церкви, потому что он видит, что в ней действует Бог. Ему хватает силы и ума за всеми спорами, за всеми соблазнительными разделениями, даже за опасностью отхода от правой веры увидеть более глубокую действительность. Этих людей при всей их непоследовательности и сомнительности Бог всё же призвал в Свою Церковь, Он начал с ними историю, которую Он доведёт до благого конца. Обладаем ли мы таким положительным, благожелательным, идущим из глубины веры взглядом друг на друга?
II. Угроза единству Церкви. Мудрость Божественная и мнимая (1,10 – 4,21). Первый и самый большой раздел послания посвящен большой опасности для церкви, исчезновению Евангелия в учении о «премудрости», ведущей к «само-спасению». Павел видит угрозу единству церкви и своему апостольскому авторитету.
Образование группировок в церкви (1,10-17). Без обиняков Павел приступает к сути дела. Он настоятельно призывает церковь к единству. Греческое слово, которое в Синодальном переводе передано как «умолять», у Павла обладает большой весомостью и широким спектром значений. В нем звучит: увещевать, призывать, приглашать, ободрять, утешать, уговаривать и т.д. Павел не желает авторитарно приказывать; он обращается к разуму коринфян. Он называет их «братьями». Речь у него идет о братском увещании, а не об авторитарном приказе. И такая позиция некоторыми в Коринфе расценивалась как признак слабости Павла. Ссылка на имя Иисуса Христа придает увещанию больший вес; в то же время эта ссылка делает очевидным, что собственно авторитет принадлежит не Павлу, а Христу. Цель увещания (просьбы) – единодушие Церкви, которому Павел придает исключительно большое значение (Рим 12,16; 15,5; 2 Кор 13,11; Флп 1,27 – 2,4), ибо только так Церковь может обеспечить себе сохранность и крепость в вере. Единство для Павла – вовсе не единообразие. Этому противоречило бы уже само понятие «тела», которое Павел развивает в 12-ой главе, чтобы разъяснить коринфянам, что их многообразие – неоценимое богатство. Но единство подвергается опасности, если отдельные члены или группы в церкви стремятся к выделению из-за отсутствия любви и отделяются от других. Именно это и происходило в Коринфе. В стт.11-12 Павел называет некоторые факты. Его информация происходит от людей Хлои. Это предположительно ее рабы. В церкви образовались три (или четыре) группы, каждая из которых претендовала на то, что она наилучшим образом реализует христианское начало. Эти группы еще не раскололи церковь: в ней евхаристия совершается сообща.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.185.12 (0.011 с.) |