Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика опасных социальных явлений

Поиск

Классификация опасных социальных явлений по уровню, субъекту, причи­нам возникновения, виду и форме приведена на рис.2.6. Опасные социальные явления по уровню (в зависимости от объекта воздействия) делятся на следую­щие группы:

- бытовые — межличностные конфликты, преступность;

- локальные (на организации);

- региональные, влияющие на общество и государство: — терроризм; радикальные поли­тические группировки и отдельные деятели — государственные преступники; - социальные конфликты из-за снижения уровня жизни в форме демонстраций, забастовок с политическими требованиями; - межнациональные конфликты; - крайние формы социального протеста);

- глобальные (на человечество).

Субъектами воздействия являются отдельные люди - преступники, террори­сты либо организованные социальные группы.

Опасные социальные явления проявляются в различных формах социаль­ного протеста: забастовок, погромов, терактов и др. а также в виде различных со­циальных конфликтов: межличностных, межгрупповых, между работниками и работодателями, межконфессиональных, межнациональных, между обще­ством и государством.

Рис.2.6. Классификация опасных социальных явлений

 

Оскорбление — это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в различной форме.

Насилие — физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле). Физиче­ское насилие выражается в непосредственном воздействии на организм чело­века: нанесении побоев, телесных повреждений, истязание различными сред­ствами и т. д. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Психическое насилие заключа­ется в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частно­сти, угроз физической расправой), чтобы сломить волю потерпевшего к со­противлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое насилие может привести к нервному или даже душевному заболеванию.

Забастовка — коллективное прекращение работы рабочими и служащими, предъявляющими предпринимателям или правительству экономические или политические требования.

Д емонстрация — шествие, митинг и другие формы массового выражения общественных настроений.

Терроризм как опасное социальное явление

Значительную угрозу для жизнедеятельности людей, социальной стабильности в обществе и национальной безопасности в настоящее время представ­ляет терроризм («террор» от лат. слова страх, ужас). Под терроризмом обычно понимается систематическое социально или политически мотивирован­ное, идеологически обоснованное использование насилия либо угроз. Через устрашение физических лиц осу­ществляется управление их поведением в выгодном для террористов направ­лении и достигаются преследуемые террористами цели. Терроризм является частью экстремизма, так как из широкого ряда его проявлений (мятеж, созда­ние параллельных политических структур, выдвижение ультиматумов и т. д.) вобрал в себя наиболее жесткие методы достижения политических целей.

В соответствии с УК РФ (ст. 205) под терроризмом понимается совершение (или угроза совершения) взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения.

Следует отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности, которые могут иметь следующие последствия:

- дезинтегративные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание от насущ­ных проблем;

- интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуа­ций, приводят к разрешению проблем, усиливают сплоченность, ве­дут к заключению союзов, приводят к пониманию интересов.

 

2.7. Опасности в системе «человек—техносфера» (человеческий фактор техногенной безопасности)

Надежность персонала

Социотехногенные факторы, влияющие на развитие техногенных происшествий и ЧС по местоположению относительно объекта техносферы можно разделить на:

- внешние - воздействующие на техносферу;

- внутренние - опасные действия персонала человеко-машинных систем, свя­занные с его надежностью — собственно человеческий фактор.

Человеческий фактор — это совокупность способностей человека и его отношения к труду, его моральной и материальной заинтересованности в высокопроизводительном труде. Одним из проявлений человеческого фактора является надежность персонала при работе на потенциально опасных объектах. Люди являются одной из критических частей любой производственной системы. Во многих случаях человеческий фактор является важной характеристикой общей безопасности системы.

Человек в процессе своей деятельности по тем или иным причинам может допускать ошибки различного характера. Под надежностью персонала понима­ют свойство человека безошибочно выполнять возложенные на него профес­сиональные обязанности (функции).

Вклад человеческого фактора в аварийные ситуации на потенциально опас­ных объектах существенен: 70 % авиакатастроф, половина катастроф на флоте за последние годы произошли из-за неправильных действий персонала. Для АЭС он составляет 30—80 %. Статистические данные свидетельствуют, что основными причинами аварий являются неправильные действия персонала (60—70 %), технические причины (20—30 %), неблагоприятное воздействие внешних факторов и другие (до 10 %). Нарушения безопасности технологических процессов на промышленных предприятиях вызваны в 18 % случаев не­исправностью электронного оборудования, в 6 % — неполадками системного, в 12 % — прикладного программного обеспечения, остальные 64 % — неправи­льными действиями производственного персонала. Причем более половины этих ошибок связаны с недостаточной, некорректной или неадекватной ин­формацией оператора о предпринимаемых действиях.

Таким образом, важнейшим условием безаварийной работы потенциально опасных объектов является обеспечение надежности персонала. На надеж­ность персонала влияет совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, интеллектуальных и других качеств личности.

По целенаправленности опасные действия персонала в отношении к потенциально опасным объектам делятся на (рис.2.7):

- умышленные (намеренные), в частности, злоумышленные;

- неумышленные (ненамеренные), т. е. ошибочные, связанные с неправильными решениями.

Рис. 2.7. Классификация причин опасных действий персонала

 

Ненамеренные (неумышленные) действия подразделяются на промахи и упущения, а намеренные (умышленные) — на оплошности и нарушения. Причинами промахов выступают недостатки внимания (например, перепутан порядок выполнения двух последовательных операций). Причинами упуще­ний являются недостатки памяти (например, оператор забыл об одном звене в цепи необходимых операций).

Причинами оплошностей могут быть: неправильное выполнение действую­щих правил (например, неверное выполнение правила, необходимого в дан­ной ситуации); действие по такому правилу, которое вообще неприменимо в сложившейся обстановке; недостаточные знания о действиях как в штатных, так и нештатных ситуациях.

Нарушения представляют собой сознательные действия, ведущие к откло­нениям от нормального функционирования объекта.

Возможно совершение умышленных ошибок, когда выполняются неверные действия, расцениваемые как правильные или адекватные обстановке.

Наиболее распространенными опасными действиями являются ошибочные действия. Ошибки человека — это непреднамеренные действия, выходящие за регламентированные границы, или невыполнение необходимых действий. В результате ошибочных действий при работе со сложными техническими си­стемами возможны негативные последствия, если в конструкции не приняты меры к нейтрализации ошибок.

Природа ошибок коренится в соотношении возможностей человека при за­данных условиях деятельности и нагрузках на него, что может быть количественно оценено с помощью модели «нагрузка — несущая способность».

Возможности персонала связаны с психофизиологическими особенностями человека, степенью профессиональной подготовленности персонала к выполнению своих функций в сравнении со сложностью конструкции объ­ектов, средств его производства и эксплуатации.

Вероятность ошибок в работе зависит от следующих факторов: общего состояния здоровья, типа темперамента, скорости реакции и устой­чивости внимания, характера человека и его способностей; сиюминутных ме­дицинских и психофизиологических характеристик личности (состояния здо­ровья на текущий момент — болезнь, состояние алкогольного или наркотиче­ского опьянения, последствия травм, настроение и т. п.); наличия внешних возбудителей; уровня образования и развития, культурного уровня личности; квалификации специалиста в области выполняемых им работ; морально-воле­вых качеств человека; комфортности условий работы; степени удовлетворен­ности работой; качества нормативно-технических и организационно-распо­рядительных документов (четкость изложения требований, однозначность их понимания).

Специфический класс опасных действий составляют несанкционированные действия (НСД), приводящие к авариям потенциально опасных объектов (ПОО), преждевременному срабатыванию устройств одноразового использования. К НСД могут быть отнесены ошибочные действия персонала (наиболее рас­пространенные) и злоумышленные действия лиц по отношению к потенциа­льно опасным объектам. Несанкционированные действия могут быть направ­лены как непосредственно на ПОО, так и в результате аварии ПОО на окружа­ющую среду.

Злоумышленные действия могут быть направлены как на непосредственную реализацию потенциальной опасности (диверсия), так и на угрозу такой реализации (шантаж). Негативные последствия могут произойти и при сабота­же, т. е. умышленном невыполнении или неправильном выполнении действий персоналом.

Причины злоумышленных действий: отклонения в психике, психические заболевания; негативные черты характера, проявившиеся в конкретной обстановке (завышенная само­оценка, мстительность, завистливость, озлобленность и т. п.); неудовлетво­ренность социальной, экономической и политической обстановкой; недо­вольство своим положением в обществе; шантаж со стороны третьих лиц или организаций.

Способы повышения надежности персонала:

- квалификационный и психофизиологический отбор, обучение и трениров­ка кандидатов на тренажерах;

- автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий;

- усовершенствование: рабочего места, информационного обеспечения и под­держки оператора, организации управления, взаимодействия и распределения ответственности персонала.

Принципы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов за счет снижения роли человеческого фактора:

- приоритет техническим мерам безопасности над организационными. Чем больше принято технических мер и чем совершеннее каждая из них, тем меньше влияние на безопасность ПОО оказывает человеческий фактор.

- создание условий для принятия правильных решений по предотвращению аварий (внедрение систем поддержки принимаемых решений);

- разработка и совершенствование различных организационных мер обеспе­чения безопасности потенциально опасных объектов, дополняющих технические меры и, по возможности, компенсирующих их несовершенство.

Организационными мерами снижения предпосылок для совершения персоналом ошибочных и злоумышленных действий, могущих привести к негативным последствиям, являются: организация отбора персонала по медицин­ским и психофизиологическим характеристикам, морально-волевым качест­вам, уровню образования и выявленным способностям; проверка медицин­ского и психофизиологического состояния персонала непосредственно перед проведением опасных работ; совершенствование норм и правил безопасности при проведении опасных работ; обучение персонала нормам и правилам безо­пасности и периодическая проверка знаний; соблюдение правила нескольких лиц при проведении опасных операций; отработка персоналом практических навыков на макетах и тренажерах; инструктаж перед проведением опасных ра­бот.

Кроме организационных мер, суще­ствуют факторы, не связанные с объектами: проведение внутренней государ­ственной политики, отвечающей интересам большинства граждан, повыше­ние уровня жизни персонала объектов; проведение взвешенной внешней по­литики, направленной на укрепление взаимопонимания в отношениях с дру­гими государствами и достижение мира между народами; проведение нацио­нальной политики, обеспечивающей равные права всех народов и этнических групп, населяющих Россию.

Одним из способов повышения надежности персонала по­тенциально опасных объектов является повышение культуры безопасности, которая предполагает высокую квалификационную и психологическую подго­товленность всех лиц.

Достижение культуры безопасности обеспечивается через систему полготовки кадров и повышения квалификации, а также экологического образования. Отметим, что благодаря принимаемым мерам в последние годы уже не более 50 % аварий отнесено на счет человеческого фактора.

Человеческий фактор регулируется в процессе потенциально опасной дея­тельности с помощью различных видов контроля. Выполнение особо опасных операций контролируется представителем ОТК и другими лицами. На коллек­тивном уровне в производственных цехах проводятся дни (недели, декады) качества и техники безопасности, обсуждаются соответствующие вопросы и организуются специальные выставки.

Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и дея­тельности в целом является результатом надежного функционирования раз­личных подсистем организма и психики человека. Надежность работы челове­ка находится в прямой зависимости от качества его профессиональной подго­товки, индивидуальных особенн остей, в том числе свойств нервн ой системы и личностных факторов.

Уровень здоровья персонала потенциально опасных объектов отражает состояние населения страны. Персонал, находящийся в состоянии стресса, депрессии, дезадаптации, не может быть допущен к работам с потенциально опасными объектами. По этому на таких объектах необходимы современные мето­дики психофизиологического контроля персонала.

Здоровье, рассматриваемое как составляющая государственной безопасно­сти, зависит от трех факторов: наследственности, среды обитания и образа жизни. К образу жизни надо отнести и вредные привычки человека (алкого­лизм и наркомания), которые отрицательно влияют на здоровье и прежде все­го на его психическую составляющую.

Профессиональный отбор персонала. Установлено, что до 80 % инциден­тов на потенциально опасных объектах обусловлены ошибками оперативного, ремонтного и руководящего персонала, но в 70 % случаев правильные дейст­вия персонала предотвращают аварии. Это подчеркивает важность психологиче­ской профессиональной готовности персонала к работе в меняющихся усло­виях.

Для отбора работников, участвующих в опасных операциях, проводятся:

- собеседование;

- психофизиологическое обследование;

- медицинское освидетельствование с выдачей заключения о пригодности к таким работам;

- обучение работников, специфика деятельности которых требует дополни­тельной специальной подготовки, с последующей аттестацией в соответствии с требованиями для конкретного вида работ. Такое обучение предусматривает изучение инструкций и сдачу экза­менов по технике безопасности, периодическую проверку знаний; обучение операциям для конкретных видов работ.

Психологическая профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами и другими документами.

 

Культура безопасности

Актуальность проблем безопасности, обусловленных человеческим фактором привела к возникновению в 1986 г. новой отрасли знания - культура безопасности, которое имеет вожное значение для любых потенциально опасных объектов и технологий.

По одному из определений, культура безопасности – это общая уверенность коллектива в важности обеспечения безопасности, а также понимание каждым человеком необходимости с готовностью поддерживать нормы коллективной безопасности.

Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении культуры безопасности. В частности, МАГАТЕ (Вена, 1998 г.) определило три таких этапа:

1. Безопасность есть соблюдение требований, основанных на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается как технический вопрос, при этом соблюдение правил и регламентов считается достаточным для обеспечения безопасности. Персонал полагает, что за безопасность отвечает руководитель.

2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

На этом этапе сотрудниками выясняется, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков, включая дополнительно оформленные правила и процедуры, которые определяют что делать можно и чего делать нельзя.

3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад. Это идеал и к нему нужно стремиться. На этом этапе формируется понимание безопасности и ее целей, которые будут разделяться всеми.

Как это достичь?

Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются как уроки, которыми можно воспользоваться для предупреждения более серьезных событий. Эти события следует изучать и рассматривать как поучительные. Их следует использовать для корректировки мер. Как правило, эти события представляют большое разнообразие и объем информации для изучения.

Как достичь добровольной отчетности о неудачах и «почти оплошностях»?

С этой целью необходимо поощрять всех работников за предоставленные сообщения даже о незначительных проблемах, т.е. отчетность «без обвинения», а следовательно, сотрудники должны верить в то, что к этим сообщениям отнесутся с вниманием и что никто не будет наказан. Необходимо создание атмосферы доверия.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все аварийные события, инциденты и «почти оплошности», отказы начинаются с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния технологического процесса. Они нередко носят скрытый характер, проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика» и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума имеющихся скрытых недостатков является важным в деле предупреждения и предотвращения более серьезных событий.

Отказ от борьбы с недостатками, в частности, со стороны руководителей, способствует формированию культуры при которой нарушения, недосмотры и обходные пути становятся нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности приведена в табл. 2.3. Важно обнаружить снижение уровня безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры безопасности. Руководители высшего звена должны доказать свою приверженность этому делу и выделить необходимое время и ресурсы на безопасность.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны, просты и годны к ежедневному применению. Персонал должен быть вовлечен в разработку и совершенство процедур и понимать последствия их несоблюдения с точки зрения воздействия на здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководители не должны допускать случаев «работы в обход требованиям» и потворствовать выбору кратчайших путей даже в случаях значительной эксплуатационной и производственной напряженности.

Необходимо активно поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов как «STAR – остановись, подумай, сделай, оцени». Развивая инициативу сотрудников нужно уделять внимание к их обращениям за помощью в случае возникновения сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к задержкам или к некоторому снижению производства.

В основе достижения высокого уровня безопасности лежит выполнение следующих дополнительных требований:

1. Четкое распределение обязанностей и ответственности.

2. Информационное обеспечение должно быть непрерывным и приоритетным процессом. При этом необходимо проверять получено ли сообщение и понято ли оно.

3. Препятствовать искушению усовершенствовать недоступные для понимания положения. Для этого необходимо организовать консультации специалистов по вопросу приоритетов, способствовать разработке реальных планов, которые должны быть обеспечены ресурсами, и осуществлять контроль за их выполнением.


Таблица 2.3.

Типовая модель снижения уровня безопасности

Стадия Характеристика
1. Самоуве-ренность Такое отношение формируется в результате хороших показателей в прошлом, восхваления на основе независимых оценок и неоправданного самодовольства
2. Самоуспо-коенность На этой стадии на опасном объекте начинают происходить незначительные негативные события. Проводятся неадекватные самооценки их значимости. Надзорная работа ослабляется, а самодовольство приводит к отсрочке или отмене некоторых программ модернизации.
3. Отрицание Факт отрицания нередко проявляется, когда число незначительных событий продолжает расти и начинают происходить более существенные инциденты. Однако преобладает вера в то, что это все еще изолированные случаи. Негативные выводы по результатам внутренних проверок и самооценок отвергаются как безосновательные, а программы анализа коренных причин не применяются или осуществляются неполно. Корректирующие меры реализуются не систематически, а программы модернизации являются неполными или рано завершаются.
4. Опасность Опасность возникает, когда происходит несколько потенциально серьезных инцидентов, но руководство и персонал упорно продолжают отвергать критику. Развивается ощущение того, что результаты различных проверок предвзяты, а критика несправедлива. Как следствие, надзорные организации нередко молчат и опасаются давать негативные оценки и/или вступать в конфронтацию с руководством.
5. Коллапс Коллапс осознается очень легко. На этой стадии проблемы стали ясны всем сторонам, а надзорному органу и внешним организациям необходимо проводить специальные диагностические и углубленные оценки. Руководство чувствует себя подавленно и, как правило, должно быть заменено. Нередко возникает необходимость реализации крупной и весьма дорогостоящей программы модернизации.

Контрольные вопросы

1. Что есть опасность? Виды опасностей

2. Что такое безопасность

3. Два качества опасностей

4. Источники формирования опасностей

5. Ноксосфера, гомосфера – схема

6. В чем состоит задача управления

7. Виды опасностей

8. Источники опасности по распространенности в пространстве

9. Источники опасности по продолжительности действия

10. Источники опасностей по регулярности во времени

11. Источник опасности по регулярности в пространстве

12. Когда возникает опасность

13. Чем определяется уровень опасности

14. Чем определяется риск деятельности

15. Источники природной опасности

16. Опасные природные явления по происхождению

17. Опасные природные явления по механизму поражающего фактора

18. Опасные природные явления по продолжительности развития и действия

19. Опасные природные явления по регулярности во времени

20. О месте возникновения опасного явления

21. О силе природных явлений

22. Что есть опасность объекта техносферы, зона опасности, размер ущерба

23. Условное деление промышленных объектов по потенциалу опасности

24. Опасные промышленные объекты по механизму причинения ущерба

25. Опасные промышленные объекты по виду опасности

26. Опасные промышленные объекты по по природе образующихся опасных факторов

27. Опасные техногенные явления

28. Негативные факторы и последствия опасных техногенных явлений – табл. 2.1

29. Рассмотреть табл. 2.2 – некоторые показатели социальной активности

30. Что есть социальные опасности

31. Источники социальных опасностей

32. Негативные социальные процессы

33. Деление опасных социальных процессов по уровню

34. Деление опасных социальных явлений по субъекту воздействия

35. Деление опасных социальных явлений по форме

36. Деление опасных социяльных явлений по виду

37. Что понимается под терроризмом

38. Последствия конфликтов

39. Два фактора развития техногенных происшествий

40. Человеческий фактор

41. Что понимается под надежностью персонала

42. Деление причин опасных действий персонала по целенаправленности

43. Что есть промах, упущение, оплошность, нарушение, ошибка

44. От каких факторов зависит вероятность ошибок в работе

45. Несанкционированные действия

46. Диверсии, шантаж, саботаж

47. Причины злоумышленных действий

48. Способы повышения надежности персонала

49. Принципы обеспечения безопасности

50. Организационные меры снижения негативных действий персонала

51. Культура безопасности

52.. Безопасность и здоровье персонала

53. Профессиональный отбор персонала

54. Рассмотреть определение «культура безопасности»

55. Этапы развития культуры безопаснсоти

56. Культура отчетности

57. Типовая модель снижения безопасности

58. Первый шаг на пути создания высокой культуры безопасности

59. Что есть STAR

60. Дополнительные три требования на пути обеспечения высокого уровня безопасности


3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА РИСКА [2]

Общие понятия риска

Слово «риск» имеет древние корни и в переводе со староитальянского означает «отважиться». Серьезное изучение проблем, связанных с риском, началось во времена Ренессанса, когда появилась теория вероятностей. Однако наука о риске окончательно сформировалась только в последней четверти XX века и становится одной из ведущих в XXI веке.

Основной причиной интереса к этой науке является устойчивый рост многообразия и масштабов проявления риска и связанных с этим проблем. Отметим прежде всего следующее:

- возросло антропогенное воздействие на природную среду, поэтому опасные природные явления стали менее предсказуемы;

- рост запасенной энергии в объектах техносферы увеличил разрушительную силу опасных техногенных явлений;

- в социальной среде возрос терроризм;

- экономическая глобализация привлекла к еще большей нестабильности окружающей деловой среды;

- с ростом качества жизни возрастает чувствительность населения к негативным воздействиям опасных явлений природного, техногенного, социального и экономического характера.

Концепция развития в условиях риска получила значительный прогресс также благодаря дальнейшему развитию ряда теорий, относящихся к сложным открытым системам: теории катастроф, теории бифуркаций, теории хаоса, теории ансамблей. Эти теории относятся прежде всего к физическим, химическим, биологическим и экологическим системам. Однако их применимость к потребностям развития социо-природных, техно-социальных и социально-экономических систем очевидна. По мнению И. Пригожина [6], мы переживаем глубинные изменения в научной концепции природы и человеческого общества. Эти изменения породили потребность в новых отношениях между человеком и природой, а также человеком и человеком.

Риски связаны с неоднозначностью происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Чем многовариантнее и туманнее будущее, тем выше риск. Риск – это неизбежная реальность для всех. Он был, есть и будет везде. Поэтому им нужно заниматься, им нужно управлять.

Проблема управления риском состоит из решения следующих задач (рис. 3.1):

- анализ риска;

- обоснования и реализация мер по снижению риска (защите и обеспечению безопасности);

- коммуникации риска.

Рис. 3.1. Содержание задачи управления риском

Ключевым этапом управления риском является анализ риска, т.е. исследование факторов, влияющих на риск. На основе анализа обеспечиваются и реализуются меры по снижению риска, которые состоят в целенаправленном воздействии на факторы риска.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.018 с.)