Общие сведения об управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения об управлении



ПРЕДИСЛОВИЕ

Сложившаяся кризисная обстановка в вопросах аварийности и травматизма вызвана многими причинами, среди которых важнейшими являются низкая культура безопасности, технологическая недисциплинированность людей, конструктивные несовершенства и большой износ используемого промышленного и транспортного оборудования и другие. Совершенно неудовлетворительно научное и образовательное обеспечение этой проблемы: не завершена разработка общей теории безопасности и таких ее важных сфер, как теория национальной и производственно-экологической безопасности. Негативное влияние оказывает малочисленность соответствующих научных школ, дефицит высококлассных специалистов в науке и образовании, а также сложность принятия своевременных и реальных мер по предупреждению техногенных катастроф.

Однако в последние полвека концепции развития в условиях риска получили значительный прогресс благодаря ряду теорий, относящихся к сложным открытым системам: теории катастроф, теории ансамблей, теории хаоса и др.

Проблемы безопасности и надежности больших систем привлекают все большее внимание как усилением существующих, так и возникновением качественно новых угроз, имеющих различную природу, но в то же время носящих системный характер, что резко усиливает негативные эффекты при их реализации. К этому добавим сложности в прогнозировании и минимизации последствий природных катастроф и техногенных аварий, трудности в оптимизации и снижении рисков для населения и окружающей природной среды при существующих финансовых и ресурсных ограничениях.

Важнейшей задачей современности является объединение и координация ученых и экспертов в области комплексного анализа риска критичных инфраструктур, механики разрушения и специалистов промышленности для решения междисциплинарных научных и практических проблем обеспечения безопасности и качества жизни в муниципальных образованиях и территориях, и особенно в тех, которые являются потенциально опасными.

Проблема предупреждения негативных воздействий на человека и окружающую среду имеет особую актуальность в энергетике, металлургии, химической и других отраслях промышленности, в авиации и на флоте, при эксплуатации вооружения и военной техники, оснащенных мощными источниками энергии, высокотоксичными и агрессивными веществами.

Предупреждение чрезвычайных происшествий и снижения ущерба от них требует целенаправленной работы по снижению вероятности опасных ситуаций и уменьшению масштабов негативных воздействий, которые должны определяться с учетом специфики каждого объекта по результатам оценки риска и расчета экономической эффективности. При решении задач по нейтрализации негативных факторов формируется эффективная защита потенциально опасных объектов, которая реализуется с учетом технических, экономических и других возможностей. Однако какие бы меры защиты таких объектов не принимались, человек пока остается слабым звеном.

В последние два десятилетия методы количественной оценки человеческой надежности существенно изменились по сравнению с традиционно используемыми в расчетах показателей надежности оборудования. Надежность персонала исследуется с различных позиций: принятия решений, эргономики, инженерной психологии. Для этого необходимо совершенствовать систему просвещения всей нации и готовить высококлассных профессионалов, специализирующихся на конкретных системах обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Во всех учебных планах вузовской подготовки специалистов введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая дает ориентирующие представления о мерах защиты человека и окружающей среды от воздействия опасных и вредных факторов природного и техногенного происхождения. Основная роль в подготовке специалистов в области безопасности отводится вузам, осуществляющим обучение студентов и переподготовку кадров по направлению «Техносферная безопасность», имеющему несколько специальностей «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Безопасность технологических процессов и оборудования», «Пожарная безопасность», «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», «Защита в чрезвычайных ситуациях» и другие.

Образовательным стандартом введены основные дисциплины, позволяющие успешно формировать высокий уровень подготовки специалистов. По большинству дисциплин имеется значительный объем изданной учебно-методической литературы. Предстоит серьезная работа по подготовке и изданию учебных пособий и учебных пособий по таким дисциплинам как «Надежность технических систем и техногенный риск», «Системный анализ и моделирование процессов в техносфере», «Управление безопасностью и риском» и другим, предназначенным к оснащению обучающихся закономерностям и инструментарием, позволяющим прогнозировать опасные воздействия на человека и окружающую среду, уменьшать вредное техногенное влияние на биосферу, а значит успешно решать разнообразные задачи обеспечения безопасности и качества жизни.

Предлагаемое учебное пособие по дисциплине «Управление безопасностью и риском» состоит из четырех разделов, в которых изложены общие сведения об управлении, методология системы управления безопасности, основы анализа риска и системы управления рисками. Авторами в основном использованы материалы монографий и учебников, подготовленных к печати и изданных под руководством Акимова В.А., Лесных В.В., Радаева Н.Н., Быкова А.А., Белова П.Г., Кирсанова В.В., Степанова Б.М., Ваганова П.А., Фейнбурга Г.З., Потемкина В.И., Чернова Г.В., Кудрявцева А.А., Потапова Б.В. и выражают им свою искреннюю благодарность за их творчество, знания и труд.

 


Общие сведения об управлении

Управление как система

Управление является предметом кибернетики – науки, в которой изучаются процессы управления сложными динамическими системами методами точных наук. С этих позиций управление представляет собой целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и объект управления. Между ними устанавливаются определенные связи.

По линиям связи от органа управления к объекту управления передается информация, определяющая состояние, в которое должен прийти управляемый объект. От управляемого объекта к управляющему органу по линиям обратной связи поступает информация о фактическом состоянии объекта. Этот процесс циркуляции информации происходит постоянно.

 

Сущность управления

Орган управления на основании поступающей информации о состоянии объекта управления вырабатывает соответствующие воздействия. Эти воздействия вызывают изменения характеристик объекта управления, о чем сообщается в орган управления. На основании такой информации вырабатываются новые управляющие воздействия и т.д. Правильные решения могут быть выработаны только на знании реальной обстановки.

Познание идет от чувственных восприятий к абстрактному мышлению и от него к практике. Наблюдая за ходом производственного процесса, осматривая оборудование, изучая мнение работающих и результаты инспектирования, а также, анализируя другую информацию, можно получить предварительное представление о состоянии безопасности на объекте. Но чувственное восприятие, хотя и важны, отражают лишь внешние поверхностные стороны обстановки. Сущность явлений познается на основе логического мышления

 

Формы логического мышления

В процессе логического мышления реализуются следующие конкретные формы.

Анализ – логический прием расчленения на отдельные элементы и рассмотрения каждого элемента в отдельности. Например, в процессе анализа условий безопасности выделяются такие элементы, как предмет труда, орудия труда, продукты труда, природно-климатические особенности, люди, флора, фауна, технология и др. Каждый из этих элементов анализируется с позиций безопасности. При изучении условий безопасности в цехе рассматривается безопасность отдельных рабочих мест. Такой подход позволяет вникнуть в сущность обстановки и выделить в ней главные моменты.

Синтез – это соединение отдельных сведений в единое целое, но не методом механического суммирования, а путем воссоздания единого целостного явления на основе данных анализа. Анализ и синтез логически взаимосвязаны.

Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция, наоборот, осуществляется от общего к частному, т.е. от закона к отдельным его проявлениям. Такой прием позволяет на основе отдельного факта сделать общие предварительные выводы об изучаемом объекте.

В процессе выработки решения прибегают к абстракции. При этом концентрируют внимание на отдельных моментах, отвлекаясь от других, мало существенных в данный момент. Наряду с абстракцией применяется конкретизация, т.е. осуществляется связь явлений с конкретными условиями обстановки. Особенно широко используется аналогия.

Компоненты системы

В некоторых системах, помимо элементов, иногда целесообразно выделять их компоненты (подсистемы), под которыми следует понимать совокупность относительно однородных элементов, объединенных общими функцией и ресурсом. При этом совокупный вклад, сделанный каждым компонентом, обычно проявляется интегрально. Поэтому подобные совокупные свойства рас­сматриваемых объектов часто удобно называть интегральными или системообразующими, а их количествен­ные оценки — интегральными характеристиками, т. е. соответству­ющими количественными показателями.

Таким образом отличительные признаки си­стемы определяются прежде всего системообразующими свойства­ми и интегральными характеристиками их компонентов.

 

Структура системы

Для образования и существования любой системы важное значение имеет характер взаимодействия между подсистема­ми. Поэтому самой важной характе­ристикой системы считается ее структура, т.е. множество тех свя­зей и элементов, которые имеют наиболее существенное значение при обеспечении энерго-, массо- и информационного обмена не только внутри самой системы, но и между нею и окружающей ее сре­дой. При этом в общем виде под структурой подразумевается способ организации целого из частей, т.е. некоторый вид упорядоченности его отдельных элементов и связей.

Поскольку в качестве объекта рассматриваются процессы, происхо­дящие с человекомашинной системой и внутри нее, то в даль­нейшем целесообразно пользоваться как структурой ее отдельных компонентов, так и обобщенной структурой этого сложного объек­та. При этом под обобщенной структурой подразумевается совокупность связей, с помощью которой реализуется энерго-, массо- и информационный обмен между отдельными компонентами системы, а также между нею и ее ближним окружением или рабочей средой.

Отмеченные особенности системного представления всех довольно сложных объектов и процессов позволяют экономно описывать их с помощью введения еще одной важной характеристики, называемой морфологией.

 

Примеры систем

В отличие от простейших гомогенных систем подавляющую часть отдельных биологических особей правомерно от­нести к гетерогенным системам. Подобное можно сказать и о со­временном суперкомпьютере, компонентами которого служит большое число практически одинаковых и параллельно работающих электронно-вычислительных машин. Основными же подсис­темами и элементами последних могут считаться, допустим, про­цессор и отдельная микросхема.

Другую, гетерогенную и чрезвычайно сложную систему пред­ставляет техносфера, а также составляющие ее человекомашинные системы. Довольно сложны по своей структуре и все основные со­ставляющие этих систем. Однако персонал конкретной человекомашинной системы, образуемый примерно одинаковыми (по своим интегральным характеристикам) людьми, в первом приближении уже может рассматриваться как гомогенная система. Интегральным же свойством одного или нескольких специали­стов может служить, например, их способность заниматься мысли­тельной либо физической деятельностью, а соответствующими си­стемообразующими факторами — интеллект, работоспособность, квалификация, а также технологическая оснащенность, комфорт­ность условий труда и отдыха людей после рабочего дня.

Функциональную среду отдельного работника или всего персонала какого-либо предприятия составляют законы физиологии, психологии, социологии, энерго-, массо- и инфор­мационного обмена, действующие в условиях имеющихся у этих систем связей и производственной террито­рии соответственно.

Исключительно важную роль в жизни систем играет их предназначение. Например, в любых биологических системах оно проявляется в стремлении к самосохранению, которое невозможно без самовоспроизводства и са­мосовершенствования. Эти универсальные характери­стики всех самоорганизующихся систем используются в качестве ключевых признаков при определении устойчивости, стабильно­сти и живучести отдельных народов и национальной безопаснос­ти в целом.

 

Состояние системы

Еще одной характеристикой систем служит их состояние, кото­рое они занимают в каждый момент времени. Под состоянием следует понимать такой режим функционирования системы, при котором ее интегральные показатели характеризуются неизменностью или незначительными колебаниями основных параметров вокруг среднего значения, а обобщенная структура системы — неизменна во времени и пространстве.

Для техносферы отметим два важных обстоя­тельства:

- чис­ло возможных состояний человекомашинной системы ограничено;

-система не может выбирать состояния по своему усмотрению, т.е. совершенно произвольно.

Действительно, каждому диапазону внешних для системы воздействий соответствует всего лишь одно, вполне опреде­ленное состояние. Поскольку общий диапазон подобных неблагоприятных воздействий-возмущений, в рамках которых система может существовать как таковая, ограничен, то и общее количе­ство ее состояний не беспредельно.

 

Динамика систем

Процесс функционирования, т.е. последовательной смены состояний системы, определяется соотно­шениями между энергией внешнего воздействия и собственной энергоемкостью конкретного ее состояния. Если внешняя энер­гия не превышает пороговых значений, не накапливается, а уменьшается в результате частичного рассеяния или преобразования в другую энергию (как при фотосинтезе, например), то реакция системы на данное возмущение проявляется лишь в незначитель­ном колебании своих существенных показателей, либо в их эволюционном изменении (постепенном росте того же растения).

Один из наиболее общих механизмов сохранения системой стабильности связан с принципом Ле Шателье — Брауна, в соответствии с которым любое внешнее воздействие порождает ответную реакцию самоорганизации, направленную на послабление его эффекта. Нахождение рас­сматриваемых систем в устойчивом или стабильном состоя­нии проявляется в относительной неизменности их обобщенной структуры и интегральных показателей.

Смена или утрата определенных состояний системы, обычно сопровождаемая структурной перестройкой, которая осуществляется скачко­образно и нередко связана с причинением ей некоторого ущерба. Объясняется это тем, что компенсационные механизмы системы уже не способны удержать ее в прежнем положении и она утрачивает свою стабильность по причине радикальной перестройки своей структуры и скачкообразного изменения соответствующих интегральных показателей.

Выбор направления смены состояний осуществляется с уче­том ограниченного числа альтернатив и делается это, как прави­ло, ради сохранения системой своей устойчивости и стабильнос­ти. Чаще всего необходимость выбора альтернативного состояния возникает при выходе системы на так называемый режим функционирования «с обострением», который иногда может завершаться возникновением кризисов, ката­строф и катаклизмов.

 

Самоуправляемые системы

К ним относятся биологические и социальные системы, а также машины и механизмы, созданные человеком.

В самом общем виде управление это процесс упорядочения системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной реальностью, существующей в данной среде.

Каждая система состоит из двух подсистем: управляемую и управляющую. Применительно к обществу эти подсистемы получили название объекта и субъекта управления.

Управленческие процессы осуществляются на основе информации. Для формального функционирования самоуправляемой системы необходимо:

- собрать информацию о состоянии системы и окружающей ее среды;

- передать эту информацию по каналам связи в место ее переработки;

- осуществить переработку этой информации с целью выработки команд управления;

- реализовать команды управления, т.е. передать исполнительным органам информацию, содержащую команды;

- осуществить контроль.

Важное значение имеют объективность информации и наличие обратных связей. Согласно принципу обратной связи успешное управление может осуществляться только в том случае, если управляющая система будет получать объективную информацию об эффекте, достигнутом действием объекта управления, т.е. о достижении цели.

Самоуправляемая система благодаря наличию в ней прямых и обратных связей функционирует по замкнутому циклу. Принцип обратной связи способствует реализации целенаправленности системы управления.

 

МЕТОДОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Опасность и безопасность

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Все виды опасностей или негативных воздействий разделяют на физические, химические, биологические и психофизические, т.е. социальные.

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, которые создаются конкретной деятельностью.

Опасности обладают двумя важными качествами:

- они носят потенциальный характер, т.е. могут быть, но не приносить вреда;

- имеют ограниченную зону воздействия.

Источниками формирования опасностей являются:

- сам человек как сложная система «организм – личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека бывают непригодны для реализации конкретной деятельности;

- процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.

Опасности могут быть реализованы в форме травмы или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасности (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях – это рабочая зона и источник опасности, как один из элементов производственной среды (рис 2.1.)

 

Рис.2.1. Формирование области действия опасности на человека в производственных условиях

 

Опасность и безопасность являются противоположными событиями и сумма вероятностей этих событий равна единице. Вероятность безопасности труда под влиянием управляющих воздействий асимптотически приближается к единице. Поэтому изменяемость уровней опасности и безопасности труда можно рассматривать как объективную предпосылку управления.

Собственно управление безопасностью и состоит в оптимизации деятельности по критериям управления, которая должна соответствовать требованиям реальности, предметности, количественной определенности и контролируемости. Такая цель может быть достигнута лишь системой мероприятий, направленных на обеспечение заданного уровня безопасности.

2.2. Классификация и характеристики опасностей [2]

Опасности могут классифицироваться по разным признакам (рис.2.2).

Рис.2.2. Виды опасностей

По среде возникновения различают опасности природные, техногенные, социальные и экономические. Первые три могут привести к ущербу для жизни и здоровья человека прямо либо косвенно через ухудшение качества его жизни.

Опасности могут рассматриваться по масштабу (рис.2.2). Например, опасные природные явления для человека: сильные морозы, жара, ветер, наводнения. Человек приспособился к ним, создав необходимые системы защиты.

Опасными для объектов техносферы являются землетрясения и другие опасные природные явления.

Опасности реализуются в форме опасных явлений, негативных сценариев развития, нестабильности условий экономической деятельности.

Источник опасности – это процесс, деятельность или состояние окружающей среды, способные реализовать потенциальную опасность.

По источнику опасности можно выделить:

- опасности территории – сейсмоопасные области, зоны затопления, места захоронения отходов, промплощадки и производственные корпуса, промышленные зоны, зоны военных действий, районы размещения потенциально опасных объектов (например, 30-километровая зона вокруг АЭС) и др.

- опасности сферы деятельности – производство, транспорт, бизнес и др.

 

Надежность персонала

Социотехногенные факторы, влияющие на развитие техногенных происшествий и ЧС по местоположению относительно объекта техносферы можно разделить на:

- внешние - воздействующие на техносферу;

- внутренние - опасные действия персонала человеко-машинных систем, свя­занные с его надежностью — собственно человеческий фактор.

Человеческий фактор — это совокупность способностей человека и его отношения к труду, его моральной и материальной заинтересованности в высокопроизводительном труде. Одним из проявлений человеческого фактора является надежность персонала при работе на потенциально опасных объектах. Люди являются одной из критических частей любой производственной системы. Во многих случаях человеческий фактор является важной характеристикой общей безопасности системы.

Человек в процессе своей деятельности по тем или иным причинам может допускать ошибки различного характера. Под надежностью персонала понима­ют свойство человека безошибочно выполнять возложенные на него профес­сиональные обязанности (функции).

Вклад человеческого фактора в аварийные ситуации на потенциально опас­ных объектах существенен: 70 % авиакатастроф, половина катастроф на флоте за последние годы произошли из-за неправильных действий персонала. Для АЭС он составляет 30—80 %. Статистические данные свидетельствуют, что основными причинами аварий являются неправильные действия персонала (60—70 %), технические причины (20—30 %), неблагоприятное воздействие внешних факторов и другие (до 10 %). Нарушения безопасности технологических процессов на промышленных предприятиях вызваны в 18 % случаев не­исправностью электронного оборудования, в 6 % — неполадками системного, в 12 % — прикладного программного обеспечения, остальные 64 % — неправи­льными действиями производственного персонала. Причем более половины этих ошибок связаны с недостаточной, некорректной или неадекватной ин­формацией оператора о предпринимаемых действиях.

Таким образом, важнейшим условием безаварийной работы потенциально опасных объектов является обеспечение надежности персонала. На надеж­ность персонала влияет совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, интеллектуальных и других качеств личности.

По целенаправленности опасные действия персонала в отношении к потенциально опасным объектам делятся на (рис.2.7):

- умышленные (намеренные), в частности, злоумышленные;

- неумышленные (ненамеренные), т. е. ошибочные, связанные с неправильными решениями.

Рис. 2.7. Классификация причин опасных действий персонала

 

Ненамеренные (неумышленные) действия подразделяются на промахи и упущения, а намеренные (умышленные) — на оплошности и нарушения. Причинами промахов выступают недостатки внимания (например, перепутан порядок выполнения двух последовательных операций). Причинами упуще­ний являются недостатки памяти (например, оператор забыл об одном звене в цепи необходимых операций).

Причинами оплошностей могут быть: неправильное выполнение действую­щих правил (например, неверное выполнение правила, необходимого в дан­ной ситуации); действие по такому правилу, которое вообще неприменимо в сложившейся обстановке; недостаточные знания о действиях как в штатных, так и нештатных ситуациях.

Нарушения представляют собой сознательные действия, ведущие к откло­нениям от нормального функционирования объекта.

Возможно совершение умышленных ошибок, когда выполняются неверные действия, расцениваемые как правильные или адекватные обстановке.

Наиболее распространенными опасными действиями являются ошибочные действия. Ошибки человека — это непреднамеренные действия, выходящие за регламентированные границы, или невыполнение необходимых действий. В результате ошибочных действий при работе со сложными техническими си­стемами возможны негативные последствия, если в конструкции не приняты меры к нейтрализации ошибок.

Природа ошибок коренится в соотношении возможностей человека при за­данных условиях деятельности и нагрузках на него, что может быть количественно оценено с помощью модели «нагрузка — несущая способность».

Возможности персонала связаны с психофизиологическими особенностями человека, степенью профессиональной подготовленности персонала к выполнению своих функций в сравнении со сложностью конструкции объ­ектов, средств его производства и эксплуатации.

Вероятность ошибок в работе зависит от следующих факторов: общего состояния здоровья, типа темперамента, скорости реакции и устой­чивости внимания, характера человека и его способностей; сиюминутных ме­дицинских и психофизиологических характеристик личности (состояния здо­ровья на текущий момент — болезнь, состояние алкогольного или наркотиче­ского опьянения, последствия травм, настроение и т. п.); наличия внешних возбудителей; уровня образования и развития, культурного уровня личности; квалификации специалиста в области выполняемых им работ; морально-воле­вых качеств человека; комфортности условий работы; степени удовлетворен­ности работой; качества нормативно-технических и организационно-распо­рядительных документов (четкость изложения требований, однозначность их понимания).

Специфический класс опасных действий составляют несанкционированные действия (НСД), приводящие к авариям потенциально опасных объектов (ПОО), преждевременному срабатыванию устройств одноразового использования. К НСД могут быть отнесены ошибочные действия персонала (наиболее рас­пространенные) и злоумышленные действия лиц по отношению к потенциа­льно опасным объектам. Несанкционированные действия могут быть направ­лены как непосредственно на ПОО, так и в результате аварии ПОО на окружа­ющую среду.

Злоумышленные действия могут быть направлены как на непосредственную реализацию потенциальной опасности (диверсия), так и на угрозу такой реализации (шантаж). Негативные последствия могут произойти и при сабота­же, т. е. умышленном невыполнении или неправильном выполнении действий персоналом.

Причины злоумышленных действий: отклонения в психике, психические заболевания; негативные черты характера, проявившиеся в конкретной обстановке (завышенная само­оценка, мстительность, завистливость, озлобленность и т. п.); неудовлетво­ренность социальной, экономической и политической обстановкой; недо­вольство своим положением в обществе; шантаж со стороны третьих лиц или организаций.

Способы повышения надежности персонала:

- квалификационный и психофизиологический отбор, обучение и трениров­ка кандидатов на тренажерах;

- автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий;

- усовершенствование: рабочего места, информационного обеспечения и под­держки оператора, организации управления, взаимодействия и распределения ответственности персонала.

Принципы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов за счет снижения роли человеческого фактора:

- приоритет техническим мерам безопасности над организационными. Чем больше принято технических мер и чем совершеннее каждая из них, тем меньше влияние на безопасность ПОО оказывает человеческий фактор.

- создание условий для принятия правильных решений по предотвращению аварий (внедрение систем поддержки принимаемых решений);

- разработка и совершенствование различных организационных мер обеспе­чения безопасности потенциально опасных объектов, дополняющих технические меры и, по возможности, компенсирующих их несовершенство.

Организационными мерами снижения предпосылок для совершения персоналом ошибочных и злоумышленных действий, могущих привести к негативным последствиям, являются: организация отбора персонала по медицин­ским и психофизиологическим характеристикам, морально-волевым качест­вам, уровню образования и выявленным способностям; проверка медицин­ского и психофизиологического состояния персонала непосредственно перед проведением опасных работ; совершенствование норм и правил безопасности при проведении опасных работ; обучение персонала нормам и правилам безо­пасности и периодическая проверка знаний; соблюдение правила нескольких лиц при проведении опасных операций; отработка персоналом практических навыков на макетах и тренажерах; инструктаж перед проведением опасных ра­бот.

Кроме организационных мер, суще­ствуют факторы, не связанные с объектами: проведение внутренней государ­ственной политики, отвечающей интересам большинства граждан, повыше­ние уровня жизни персонала объектов; проведение взвешенной внешней по­литики, направленной на укрепление взаимопонимания в отношениях с дру­гими государствами и достижение мира между народами; проведение нацио­нальной политики, обеспечивающей равные права всех народов и этнических групп, населяющих Россию.

Одним из способов повышения надежности персонала по­тенциально опасных объектов является повышение культуры безопасности, которая предполагает высокую квалификационную и психологическую подго­товленность всех лиц.

Достижение культуры безопасности обеспечивается через систему полготовки кадров и повышения квалификации, а также экологического образования. Отметим, что благодаря принимаемым мерам в последние годы уже не более 50 % аварий отнесено на счет человеческого фактора.

Человеческий фактор регулируется в процессе потенциально опасной дея­тельности с помощью различных видов контроля. Выполнение особо опасных операций контролируется представителем ОТК и другими лицами. На коллек­тивном уровне в производственных цехах проводятся дни (недели, декады) качества и техники безопасности, обсуждаются соответствующие вопросы и организуются специальные выставки.

Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и дея­тельности в целом является результатом надежного функционирования раз­личных подсистем организма и психики человека. Надежность работы челове­ка находится в прямой зависимости от качества его профессиональной подго­товки, индивидуальных особенн остей, в том числе свойств нервн ой системы и личностных факторов.

Уровень здоровья персонала потенциально опасных объектов отражает состояние населения страны. Персонал, находящийся в состоянии стресса, депрессии, дезадаптации, не может быть допущен к работам с потенциально опасными объектами. По этому на таких объектах необходимы современные мето­дики психофизиологического контроля персонала.

Здоровье, рассматриваемое как составляющая государственной безопасно­сти, зависит от трех факторов: наследственности, среды обитания и образа жизни. К образу жизни надо отнести и вредные привычки человека (алкого­лизм и наркомания), которые отрицательно влияют на здоровье и прежде все­го на его психическую составляющую.

Профессиональный отбор персонала. Установлено, что до 80 % инциден­тов на потенциально опасных объектах обусловлены ошибками оперативного, ремонтного и руководящего персонала, но в 70 % случаев правильные дейст­вия персонала предотвращают аварии. Это подчеркивает важность психологиче­ской профессиональной готовности персонала к работе в меняющихся усло­виях.

Для отбора работников, участвующих в опасных операциях, проводятся:

- собеседование;

- психофизиологическое обследование;

- медицинское освидетельствование с выдачей заключения о пригодности к таким работам;

- обучение работников, специфика деятельности которых требует дополни­тельной специальной подготовки, с последующей аттестацией в соответствии с требованиями для конкретного вида работ. Такое обучение предусматривает изучение инструкций и сдачу экза­менов по технике безопасности, периодическую проверку знаний; обучение операциям для конкретных видов работ.

Психологическая профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами и другими документами.

 

Культура безопасности

Актуальность проблем безопасности, обусловленных человеческим фактором привела к возникновению в 1986 г. новой отрасли знания - культура безопасности, которое имеет вожное значение для любых потенциально опасных объектов и технологий.

По одному из определений, культура безопасности – это общая уверенность коллектива в важности обеспечения безопасности, а также понимание каждым человеком необходимости с готовностью поддерживать нормы коллективной безопасности.

Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении культуры безопасности. В частности, МАГАТЕ (Вена, 1998 г.) определило три таких этапа:

1. Безопасность есть соблюдение требований, основанных на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается как технический вопрос, при этом соблюдение правил и регламентов считается достаточным для обеспечения безопасности. Персонал полагает, что за безопасность отвечает руководитель.

2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

На этом этапе сотрудниками выясняется, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков, включая дополнительно оформленные правила и процедуры, которые определяют что делать можно и чего делать нельзя.

3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад. Это идеал и к нему нужно стремиться. На этом этапе формируется понимание безопасности и ее целей, которые будут разделяться всеми.

Как это достичь?

Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются как уроки, которыми можно воспользоваться для предупреждения более серьезных событий. Эти события следует изучать и рассматривать как поучительные. Их следует использовать для корректировки мер. Как правило, эти события представляют большое разнообразие и объем информации для изучения.

Как достичь добровольной отчетности о неудачах и «почти оплошностях»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.083 с.)