Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к власти и социальной иерархииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И Стословец Патриарха Геннадия, и Домострой содержат главы о необходимости для доброго христианина покоряться царям. Но Стословец трактует повиновение власти как аскетическое упражнение в покорности: «Аще земному царю правдой служиши и боишися его, тако на-учишиси и Небесного Царя боятися»25, во-первых; а во-вторых, объясняет необходимость покорности царю как слуге Божиему («царь бо есть Божий слуга»26). Домострой тоже считает поклонение царю необходимым аскетическим упражнением, но не упоминает о царе — Божьем слуге, зато повторяет евангельское: «...такоже и княземъ покаряйтеся и должную ему честь воздавай яко от Него посланомъ во отмщение злодеем»27. И вот еще требование Стослова: «Всякому богатому главу свою поклоняй смирения ради»28. Глава Домостроя «Как царя и князя чтити» свидетельствует о политической позиции автора и его связи с мероприятиями Церкви по усилению царской власти. Однако содержание главы шире: в ней рассматривается отношение не только к царю, но и к «болышшъ и меньшимъ», «ко всякому человеку как бысти». Речь идет, таким образом, об отношении человека к своему месту в иерархической структуре общества. В нашем источнике расположение глав имеет большое значение, что отмечал еще Голохвостов. В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что глава о почитании властей устойчиво находится в части Домостроя, посвященной не мирскому строению, а духовной жизни. Можно предположить, что речь идет не столько о мирском, сколько о духовном понимании земной иерархии. И в этом смысле возможно понимание ее в рамках уважения к данной реальности, христианского долга нести свой крест на том месте, которое предназначено тебе Господом. Смирение и покорность атеистическим сознанием часто трактуются как пассивность, но для христианского сознания они таковыми не является. Бог призывает не просто терпеть, а «нести свой крест», — выражаясь светским языком, активно, творчески действовать в предложенных обстоятельствах, что требует постоянных духовных, умственных, а зачастую и физических усилий, соотнесенных с христианской этикой. В уважении к земной реальности как данной Богом и осознании необходимости в ней действовать — пафос Домостроя. Этот вопрос тесно связан в сознании автора с отношением к мирской и монашеской жизни. Еще Владимир Мономах в своем Поучении указывал, что милость Бо-жию можно заслужить не затворничеством, монашеством и голоданием, но малыми делами. Автор Домостроя призывает почитать священников, монахов и нищих как молитвенников перед Богом за весь православный народ и слуг Божиих, но сам указывает путь к спасению не в иноческой, а в мирской жизни, «малыми делами», в которые он включает и отношение к близким, и чистоту в доме («ибо в устрой как в рай войти»), и вообще все то, что в списке начала XVIII века будет названо «о деле до-мовном и домовном управлении». Более того, Домострой не призывает к бедности, в то время как Стословец Геннадия требует: «Простейшаго во всемъ ищи и в брашне и в одежди. Не стыдися нищетою. Ибо большая часть мира сего в нищете ходит»29. Домострой, напротив, рассматривает нищету как результат неосмотрительности или непомерных амбиций. В послании Сильвестра сыну Анфиму, замыкающем вторую редакцию Домостроя, наставление о верной службе царю отнесено к разделу мирскому и отчасти проясняет, что подразумевается под выражением «како царя и князя чтити и повиноватися им во всем». Сильвестр советует: на государевой службе «другу не дружи, недругу не мсти, волокита бы людем ни в чемъ не была». Т. е. в представление о службе «верою да правдою» включилось и то, что современным языком называется отказом от использования служебного положения в личных целях в самом широком смысле; первоочередная забота должна быть о деле царском, соотнесение своего поведения с нормами христианской нравственности должно происходить и в этом случае.
«Страх Божий» Выражение «страх Божий» в Домострое встречается неоднократно, но на вопрос, что означало это выражение для людей позднего Средневековья, однозначно ответить трудно. С одной стороны, это выражение эквивалентно «истиной вере», с другой — это широко распространенная формула, обозначающая неординарность и сакральность происходящего, что невозможно, по представлениям средневекового человека, воспринимать без «страха и трепета». В связи с этим обратим внимание на чин венчания на царство Ивана Васильевича. Там тоже все присутствующие должны были испытывать страх и трепет, наблюдая за происходящим30. Считать, что страх был основой веры, едва ли правомерно. Основу веры создавала все-таки любовь к Богу и следование Его заповедям, что уменьшало боязнь Страшного Суда, ибо угодивший Богу человек будет «в радости Бога своего»31. «Страх Божий» в Домострое — не обязательно страх перед Страшным Судом, хотя именно он, если верить предисловию к Домострою, подвизает хозяина дома на поучение домашних, и их отказ следовать наставлениям приведет к тому, что они сами за себя дадут ответ в день Страшного Суда. Понятие «страх Божий» шире, чем страх перед Судным днем, поскольку наказание Господне может постигнуть человека в любой момент, и не только в виде смерти, ибо веровать истинный христианин должен «теплою верою и от всея души и от всего помышления и всеми чувствы»32, а кроме того, нужно возлюбить каждого человека, по образу Божиему созданного, имея при этом «память смертную». Человек должен быть готов предстать перед Господом в любое мгновение своей жизни.
Отношение ко времени Время — важнейшая объективная категория жизни и условие существования общества. Как известно, на отношение ко времени людей христианской эпохи сказывалось отношение ко времени Церкви. Это касается как мировоззренческих, так и бытовых аспектов восприятия времени. В церковном календаре, имевшем определяющее значение в эпоху Средневековья, суточный богослужебный цикл начинается с вечера, что несет большую символическую нагрузку, т. к. вечер символизирует мир до пришествия Христа. Кроме того, суточный богослужебный цикл воспроизводит и историю Божественного творения мира: «И бысть вечеръ и бысть утро, день един» (Быт. 1, 5)33. В целом в Домострое церковному суточному циклу времени уделяется большое внимание. Этот суточный цикл сосуществовал с мирским, начинавшимся утром, вместе с началом различных работ. Следы такого сосуществования сохранились и в Домострое. В главе «Како мужу з женою и з домочатцы в дому своемъ молити[ся]» речь идет о том, что «по вся дни отпети вечерня павечерница полунощница а утре встав Богу молити и отпети заутреня и часы»34. В этой же редакции в Послании Сильвестра звучит наставление: «Заутрени не просыпай, обедни не прогуливай, вечерни не погреши. Полунощница и часы в дому своем всегды по вся дни пети то всякому христианину Божий долг»35. Отметим, что это единственный в Домострое случай прямого упоминания долга перед Богом. Употребление в этом контексте слова «долг» знаменательно. Если ежедневное посещение храма и присутствие на всех службах — рекомендация, то ежедневные молитвы дома — прямая обязанность каждого христианина и всех членов его семьи и дома. В данном случае в самом порядке перечисления суточных служб чувствуется влияние разных суточных измерений, но именно времени суток уделяется самое большое внимание. Большинство рекомендаций сопровождается также упоминанием «по вся дни». В каждо-дневности несения своих забот — залог христианской праведности. В Домострое присутствует и другой временной цикл — годовой, но ему внимание уделяется только в связи с необходимостью создания пищевых запасов: «Годовой запас и всякой товаръ купити». Церковный календарь в данном случае как бы утрачивает свое значение, и хотя городское хозяйство времени Домостроя тесно связано с землей (в связи с ним упоминается сад, огород и даже «пашенка»), однако какого-либо влияния сельского хозяйства на ход годового времени не чувствуется и «годовой запас» создается в предвидении не только неурожая, но и спадов в торговле. И только в единственном списке XVIII в. (ГИМ, Муз. № 2238), где 92-я глава посвящена счету «седмицам сиречь неделям и дням всего лета», сказался интерес к годовому циклу, но не столько природному, сколько церковному. Счет времени в течение суток зависел от Церкви. Стоглав в свои решения включил специальную главу «Указ о звону», в которой предписывал: «В субботу убо в начале четвертого часа должно есть звонити, яко да станет трапеза в начале пятого часа. В неделю [воскресенье] же в начале третьяго часа должно есть звонити и начинати, яко да станет трапеза в начале четвертого часа». Определялось также и время начала служб — часть из них (в том числе и воскресные), начинать в «начале третьего часа», другие — в начале пятого часа; при этом Стоглав ссылается на правила Студийского устава36. В своем исследовании о восприятии времени патриархальным крестьянством В. П. Седнев пишет, что время крестьянином мыслится как целостность: оно «имеет образ завершенный и одушевленный, у него есть внутренняя иерархия» и своя симметрия37. Современное рационализирующее сознание превратило крестьянский год в план сельскохозяйственных работ, в то время как для средневекового крестьянина каждый месяц и каждый день имел свою полноту бытия и свое имя. Если исходить из такого понимания и переживания времени, то время Домостроя зафиксировало один из моментов разрушения целостности: круг разомкнут, и время в Домострое уже не только проживается (ибо время и есть жизнь), но и используется. Время Домостроя часто напоминает пустоту, которую должно заполнить, — делами, пирами, рукоделием и т. д. У историков ментальности, в частности у Ле Гоффа, можно найти утверждение, что Средневековье не ценило времени, и понимание ценности времени («время — деньги») — характерная черта Нового времени. Но возможно и другое объяснение: человек Средневековья только начинал учиться ценить линеарное время и не переживал его как нечто такое, что можно потратить, или как то, с помощью чего можно нечто приобрести. Главным была качественность, наполненность времени. Время Домостроя иерархично потому, что связано с литургическим и пасхальным церковными циклами, но оно уже развернуто и направлено вперед: «Ныне же оставим о сицевых, но преди пойдем» (не вернемся на преднее /т. е. прежнее/, а пойдем вперед)38. Человеческая жизнь делится на три периода: «уность», когда дети еще не способны к самостоятельному труду, зрелый возраст и старость — время беспомощности и болезней. Но детство и старость практически не привлекают внимания автора. Работоспособный возраст существует как целостный период. Деление человеческой жизни на несколько периодов известно русской литературе XVII в. Такое деление как бы «усваивает» жизнь человека человеку, делает жизнь уже не только Божественным, но и личным достоянием. Интерес к измерению времени на Руси зафиксирован по крайней мере с XII в., сохранялся он и в XV—XVII вв. Как свидетельствует публикация Я. Н. Щаповым одного из календарей, бытовавших в псковско-новгородских землях, существовало стремление свести в некоторую универсальную таблицу различные способы исчисления времени (языческий и христианский)39.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.008 с.) |