Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение мирянина к Церкви и храму↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
За «Письмом отца к сыну» следует в Домострое 2-я глава, которая представляет собой изложение части Символа веры. Если учесть, что именно эта часть Домостроя тесно связана со Стословцем, представляет интерес то, как Символ веры излагается в каждом из этих текстов. Стослов Патриарха Константинопольского Геннадия13 начинается следующим образом: «Веруй во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу нераздельну, и неслияну, едино Божественну. Отца нерожденна, Сына же рож-денна, а не созданна, Духа Святого нерожденна, несо-зданна, но исходяща. Три во единой воли, и едину славу и едину честь, едино поклонение от всех тварей». Известно, как много дискуссий и еретических движений породили эти догматы. Автор же Домостроя отказывается от каких-либо объяснений и рассуждений о соотношении Божественных ипостасей; он ограничивается утверждением: «Подобает убо всякому христианину како по Бозе жити в православной вере христианстей, первого убо от всея души веровати во Отца и Сына и Святого Духа. В неразделную Троицу и воплощению Господа нашего Исуса Христа Сына Божия веруй». Таким образом, Стослов Геннадия излагает Символ веры более пространно, чем Домострой, который не собирается обсуждать сложные теологические проблемы, а, скорее, занят возможностями действенного проявления веры, будь то поведение прихожан во время церковной службы или их взаимоотношения с родственниками, соседями, властью. Стослов предлагает чтить пресвитеров и иереев (т.е. священников) как представителей тайной Христовой трапезы, дьяконов же — как служителей Божиих. Особое внимание Стослов уделяет монастырям и монахам как «служителем Божиим»: «Паче же всякого мниха не тщися без поклонения минути. Аще бо знаемым токмо поклоняешися и чтищи, то по содружению есть, а не по чести образа сущаго на нихъ». В данном тексте предлагается демонстрировать уважение к любому монаху, выражая тем самым уважение к сану как таковому, а не признание факта знакомства. Подобное уважение к носителям духовного сана как «слугам Божиим», а к нищим как «молитвенникам за грехи наши» дополняется призывом приносить дары от своих трудов в церковь и монастыри и приглашать к себе в дом монахов и священников на «пиры с благодарением». В Стослове и в Домострое отсутствует какое-либо упоминание о христианской общине, напоминающей церковный приход, хотя о существовании прихода в Стоглаве говорится несколько раз. В главе 29 «О всех протопопех и о соборных и о ружных и о предельных священниках и о дьяконех» сказано: «Так же бы по всем святым соборным да церквам и в приходех [подчеркнуто мной. — Л. Н.] по градом и по селом, здесь в царствующем граде Москве и по всем градом Российского царствия, чтобы о всех тех церковных чинех брегли протопопы»14. В главе 70 «Ответ о пустых церквах что стоят без пения» рекомендуется предоставлять пустующим церквям ряд льгот; следить за этим должны «люди лутчие, которые к тем церквам прихожи [подчеркнуто мной. — Л. Н.], «а священники у тех церквей жили бы о приходе [подчеркнуто мной. — Л. Н.], да о церковной земли»15. Как видим, в обоих случаях приход упоминается в связи с внутрицерковными проблемами. Очень важно, что «прихожим» к церквям «лутчим людям» вменяется в обязанность активное участие в процессе организации содержания храма. О существовании приходов в городах как об источнике доходов церквей вопрос 31 Стоглава говорит прямо: «А у приходных церквей се приход улица»16, но ни о каких-либо иных формах связи храма с жизнью приходской общины не упоминается. Вопрос о приходах важен для определения того, какое сообщество в позднее Средневековье выражало «общественное мнение», составляло «референтную группу», на чью оценку оглядывался человек, совершая тот или иной поступок. В данном случае можно говорить о том, что мнение соседей его волновало больше, чем мнение членов его церковной общины, — впрочем, лишь в том случае, если соседи и члены прихода не были одними и теми же людьми. О том, что такие случаи имели место, свидетельствует следующий текст: «Лета 6993 марта 7. Великий князь Иван Васильевич Рязанский приказал боярину своему Иакову Бурмину воздвигнута храм во граде своем Переяславле Ангела своего Иоанна Златоуста, да около храма на кладбище по пяти сажен. А приход Златоусту серебреники все, да пишальники»17. Нелишне в данном случае вспомнить, что мастера одной специальности часто селились рядом, на одной улице. Церковная и государственная власть в середине XVI в. стремилась взять под свой контроль строительство новых храмов, мотивируя это тем, что у многих устроителей храмов не хватает потом средств содержать эти храмы в должном порядке. Подобное решение можно рассматривать как реакцию на расширившуюся практику построения обетных церквей зажиточными горожанами. Интересно, как Стоглав интерпретирует мотивы подобных поступков: «Мнози бо человеци не Бога ради церкви созидают, но тщеславия ради и гордости, и мест ради и жен своих. Нецыи же от снов смущены и от бесов прельщаеми лжут и возлагают на собя обеты, и того ради хотят церкви воздвизати и молитвенные храмы поставляти»18. Общение с Богом в Домострое и Стослове мыслится как в значительной степени индивидуальное. Но есть одна форма религиозной христианской жизни, ярко отразившаяся в Домострое и отсутствующая в Стословце, — общение с духовником. «Отцам духовным» в Домострое посвящена целая глава, более того, в первой редакции она стоит перед главой о почитании священников вообще — «како чтити детемъ отцевъ своихъ духовныхъ и повиноватися имъ». Прежде всего, рекомендует Домострой, надо «изыскати отца духовна добра, боголюбива и благоразумна и рассудителна, а не потаковника, пьяницу, ни сребролюбива, ни гневлива. Такова подобает чтити и повиноватися ему во всемъ и каятися пред нимъ со слезами, исповедати грехи своя не стыдного и безсрамно, и заповеди его хранити. А призывати его к себе в домъ часто и извещатися всегда во всякой совести, и наказание его с любовию принимати и послушивати его во всемъ и чтити его. И бейте челомъ пред ним ниско: он учитель ваш и наставник»19. Кроме ежедневного посещения храма и постоянного общения с духовником, Домострой предлагает еще и дома «всегда павечерница и полунощница и часы пети. А кто прибавит правила своего ради спасения, ино то на его воли, ино боле мзда от Бога. А женам ходити к церкви Божий какъ въместимо на произволение по совету с мужем молитися со страхом и трепетом и со вздыханиемъ и со слезами и до отпетия из церкви не исходите» (это требование содержится во многих учительных сборниках, в том числе и Измарагде20, в который в свою очередь часто включался Стослов21). Приходить в церковь нужно к началу службы. «А неделя и праздники Господские и среду и пятокъ и святый постъ и Богородиченъ в чистоте пребывати, а от объядения и пиянства и от пустотных бесед и смехотворения неподобнаго всегда беречися, и от татьбы, и от блуда, и лжи, и клеветы и зависти»22. Судя по свидетельствам наших источников, храм для мирян был не только местом молитвы и «церковного пения», но и местом, где можно было, следуя русской пословице, «людей повидать и себя показать»; особенно это относилось к молодежи. Приход в храм — это также демонстрация своей причастности к христианскому сообществу, — в частности, конкретного города или села. Домострой, описывая достойные формы поведения в храме, рекомендует в церкви «не обзиратися», не переминаться с ноги на ногу, не разговаривать и «смехотворения неподобного беречися». Митрополит же Даниил рисует поведение в храме некоторых прихожан очень едкими красками (что, впрочем, естественно для обличительного произведения): «Егда срама ради внидеши въ Божественную церковь, и не веси, почто при-шелъ еси. Позевывая, и протязаяся, и ногу на ногу поставляеши, и бедры выставляеши и потрясаеши, и кривляешися яко похабный. О уме же твоемъ что и глаголати»23. Сильвестр не делает бытовых зарисовок, но его как священника волнует то, что в церквах иногда «говорят правило церковное вдвое», и он призывает петь в церквах «единогласно», т. е. не сокращать время службы одновременным творением различных ее частей, что, видимо, практиковалось уже с XVI в. Видимо, увещевания и поучения мало влияли на поведение прихожан в храме. Стоглавый собор в своих постановлениях вновь отмечает: «А шептания бо и роптания и сквернословия, и празднословия, и непотребнаго разсуждения, и судов, и повестей, и скверных словес и иных неподобных дел во святых Божиих церквах на Божественном пении никогда же от православных не именовалося». Стоглав определяет и меру наказания за нарушения порядка в храме: «По первом и втором наказании повелевают таковых из церкви изгоняти, аще таковыи не исправятся и вопреки глаголют, и священныя правила таким запрещают и от церкви отлучают дондеже исправятся»24.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.008 с.) |