Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имущественные отношения в семьеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Представление об имущественных правах членов семьи и родственников дают Судебники 1550 и 1589 гг., и прежде всего, последний. Термин «семья» Судебник 1589 г. употребляет в тех статьях, которые должны обеспечить беспристрастность и объективность суда и расследования: «А приговорил царь и великий князь. Шлютца с суда ищея и ответчик на мир в обыск, и в обысках многие люди лжут семиями и заговоры великими: иные молвят по исце, а иные по ответчике»1; И далее (статья 218): «А старостам и целовальникам татиные дела сыскивать, обыскивати и разбойные в правду по государеву крестному целованию, другу не дружити, а недругу не мстить. Да и того им сыскивати накрепко, кто в обысках семьями и заговоры великими говорят неподельно, стакався, и старостам сыскивати, и о тех людех семьях заговорах отписати царю государю, что семьями говорят в обысках неподельно». Кроме употребления термина «семья», 218-я статья Судебника интересна и тем, что в ней употребляется типичное для всех трех судебников выражение «другу не дружити, недругу не мстить». Именно это выражение употребит и Сильвестр в той части своего «Письма к сыну», где пойдет речь о честной службе государю. Объективное рассмотрение дела, по мнению составителя Судебника 1589 г., могло потребовать и более широкого круга отставленных за возможную заинтересованность в деле лиц: «А на тех на 10 или на 20 человек дати суд да про них и про их речи миром сыскати, отставя их род и племя, и кумовство, и сватовство [подчеркнуто мной. — Л.Н.], сыскати добрыми християнам черными, опричь миропродавцов; и скажут про них миром, что оне не лгали, а на того человека не нарядом говорили, а сами оне люди добрые, не лживые, и дело верши по суду»2. В статье 155: «А судиям судити, род и племя [подчеркнуто мной. — Л.Н.] отставя обоих исцев, оприченными людми, ково полюбят оба исца»3. Члены «семьи» и «рода и племени» вызывали большие подозрения в возможной необъективности в даче свидетельских показаний, но не становились ответчиками по причине родства. Принцип личной ответственности проводится в русских Судебниках довольно последовательно, хотя в случае необходимости возмещения убытков ответчик отвечает имуществом всего «дома», т. е. семьи. Если жена и дети знали о краже, тогда их продажей может быть компенсирована сумма украденного. Эта статья Судебника короля Казимира 1468 г. упоминает и о возрасте частичной уголовной ответственности — 7 лет. Можно сказать, что детский возраст, по представлениям людей XV—XVI вв., именно в семь лет и заканчивался4. Из степеней родства Судебникам 1550 и 1589 гг. известны: «отец», «мать», «братья», «сестры», «дети», «сын», «дочь» и более дальние — «племянники» и «внучата», «родня», «дядя». Псковская судная грамота, например, употребляет и термины «деверь», «свекровь» и «невестка»5. Судебник 1550 г., ст. 85: «Кто вотчину продаст, и детем его и внучатом до тое вотчины дела нет и не выкупити ее им; а братья будут или племянники в тех купчих в послусех, и им и их детем по тому ж до тое вотчины дела нет и внучатом. А не будут братья в послусех или племянников, и братья или сестры и племянники ту вотчину выкупят»6. Судебник 1589 г. ст. 164: «А судити о вотчинах за сорок лет, а дале сорока лет вотчинником до вотчины дела нет, до купцев детем его и внучатом дела нет»7. Судебник 1589 г., ст. 163: «А хто вотчину продаст, а будет у купчих в послусех брат, или сестра, или племянник, и детем его и внучятом до той вотчины всех дела нет; а не будет брата /и сестра/ ни племянников, ни родни [подчеркнуто везде мной. — Л. Н.] у купчих в послусех, и дети его и внучята отцеву вотчину выкупят»8. Отметим, что статья о правилах выкупа вотчин в Судебнике 1497 г. отсутствует, и ее появление в Судебниках XVI в. свидетельствует не только о развитии вотчинного права, но и о стремлении государства зафиксировать существующие семейно-родственные отношения. В правах наследования Судебники XVI в. отдают предпочтение сыновьям, однако наследовать имущество и землю могли и дочери, что является новшеством по сравнению с периодом «Русской Правды». Судебник 1497 г., ст. 60: «А который человек умер без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода»9. Судебник 1550 г., ст. 92: «А который человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взять дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его роду»10. Судебник 1589 г., ст. 190: «А который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статки все и землю дочере; а не будет дочери, ино взяти от ближнего роду от отпева или от материна»11*.
*Напомним, что «росписание степеней родства и свойства, препятствующих браку» по Кормчей и Мерилу Праведному («устав о брацех») выглядит следующим образом: «брата два — то две колене; дети тою — то 4-е колено: дотоле нельзя поиматися. Внучи тою — 6-е колено: нельзе же 7-е колено и 8-е колено, то уже достойно поиматися». Никола, Ян — братья Марфа и Яна — сестры София (дочь) Иаков (сын) Однако в этом примере разрешен брак при 6-й степени родства, в отличие от следующего примера: «Двою брату чадома недостойно пояти двую сестру, ниже стрыю /дяде/ з братаномъ двоу сестру поимати, ни двемя братома — теткы съ сестричною /племянницей/». «Никола, Василь — братья Федосья, Маура — дочери Георгий, Андрей — внуки Елисава, Христина — сестры».
Как видим, если Судебник 1550 г. повторяет соответствующее положение Судебника 1497 г., то Судебник 1589 г. расширяет права родственников по женской линии, делая их возможными наследниками. В расширении наследственных имущественных прав женщин этот Судебник идет еще дальше: он уравнивает права братьев и сестер, по крайней мере, в части наследования имущества, включая в свой состав новую статью. Судебник 1589 г. (ст. 225) исключает при этом из числа наследников «дядей» по отцовской линии: «А кой человек умрет, а у него останутце дети, и захотят оне меж собою делитися, ино колко их братев и сестр, ино им делити живот повытно: дочере та же выть, что сыну. А по отце меж их дел, а по матере меж их делу нет и во веки, и з дядею по отцеву делных нет»12. О том, что в XV—XVI вв. в северных новгородских землях права женщин на наследование действительно были очень значительны, свидетельствует, в частности, то, что в списке XV в. «Устава князя Всеволода о церковных судах и о людях и о мерилах торговых»13, составленном в Новгороде для Соловецкого монастыря, появляется статья следующего содержания: «Иже есть останутся сынове и дщери у коеждого человека; братии со сестрами равная часть от всего имения»14. (Исключение составляют случаи, когда «сестра девою блуд сотворит», но если будет установлено, что брат оговорил сестру, то доли наследства лишается он.) По сути дела, 22-я статья Судебника 1589 г. воспроизводит тот же порядок наследования дочерьми и отражает реально существовавшую в северо-восточной Руси практику наследования15. В случае смерти женщины наследником является ее сын, при отсутствии сына — ее родители имеют право вернуть себе данное за дочерью приданое, «взимки». Судебник 1589 г., ст. 192 (ст. 35 крат, ред.): «А хто дочерь даст замуж, а та дочь его умрет, а останетца детя водчинник, и ему взимков не прошати; а же будет отрод, ино взимки взяти, что давал»16. В случае смерти мужа жене (если они бездетны) полагается приданое и особая плата за каждый год супружества — «полетное», которое исчислялось двумя гривнами в год. Судебник 1589 г., ст. 19317: «А кой человек умрет, а у него дети не останутце с женою, и жене его приданое взяти, а сверх того полетное имати по две гривны на год»18. Актовые материалы XVI в. сохранили свидетельства того, что подобная норма «полетного» могла распространяться и на мужчину. Вдова, вторично выходя замуж, вступает от имени своих детей в договор со вторым мужем. Он обязан проживать с пасынками 10 лет — кормить их и «печаловать». В случае смерти его жены по прожитии им урочных 10 лет он получает половину имущества жены; кроме того, он имеет право получить с пасынков, наследующих вторую половину имущества, «полетное» по 10 алтын. В том случае, если он уйдет до срока, он получит только по 10 алтын полетного (т. е. плату за прожитые в браке годы)19. Возможность для вдовы быть хозяйкой дома зафиксирована и в Судебнике 1550 г., ст. 91: «А попа, и дьа-кона, и черньца и старую вдовицу, которые питаются от Церкви Божией, ино их судити святителю или его судьям, а которая вдовица жывет своим домом /двором / [подчеркнуто мною. — Л.П.], ино то суд не святительской»20. Приданое, «принос», как свидетельствуют те же актовые материалы, могло возвращаться жене или ее роду и в измененном виде, но с учетом его стоимости. В духовной ухтостровца Филиппа Ильина 1574 г. отписывается жене корова, клеть, хлев, хлеб, сено и мелкая рухлядь («то все жене моей за принос»)21. О существовании имущественных механизмов защиты родителей в старости свидетельствует статья псковской Судной грамоты, где говорится, что если сын ушел от престарелых родителей, лишив их помощи, то он утрачивает права на наследство: «Аще сын отца или матерь не скормить до смерти, а пойдет из дому, части ему не взять»22. Псковская Судная грамота сохранила свидетельства коллизий, возникавших в случае смерти мужа между невесткой, деверем и свекром, причем решающий голос она отдавала свекру и деверю: «А у кого помрет сын, а невестка останется, да учнет на свекри или на девери скруты /украшения/ своеа искати, или платья своего, ино свекру или деверю отдать платье, или крута; а чем невестка клеплет, ино свекру или деверю воля, чим хочет: хочет сам поцелует крест, или оу креста невестка положит, чим учнет клепати»23. По псковской Судной грамоте, муж и жена после смерти брачного партнера владеют всем имуществом, но только до повторного брака. В этом случае «отчина и живот» возвращаются в род умершего (или умершей)24. Юридическому регулированию подлежали и отношения между мужской частью семьи и рода. Это видно из текста псковской Судной грамоты, где говорится о случаях совместного владения собственностью братьями или «братанами» (племянниками) и о случаях убийства сыном отца или братом брата25. Наличие подобных статей в законодательном памятнике косвенным путем отражает сложность жизненных семейных реалий XV— XVI вв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.007 с.) |