Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судьба в жизни православногоСодержание книги Поиск на нашем сайте
В сознании современного человека категория времени часто связана с категорией пространства, хотя еще О. Шпенглер в «Закате Европы» писал о том, что в прошлом понятие времени связывалось скорее с понятием судьбы40. Следует отметить, что вопрос о предопределении является сложным богословским вопросом, который на уровне обыденного сознания часто смешивался с языческим вопросом о судьбе. О справедливости этого утверждения для средневековой Руси свидетельствует распространение системы гаданий. Прежде всего это относится к осуждавшимся Церковью «громникам» и разного рода «лунникам». Оба эти типа гадания так или иначе связаны с астрономическими явлениями и предполагают некоторое знание астрологии. Нужно отметить, что о существовании зодиакальных созвездий и их названиях русские знали по крайней мере с XI в., когда на Руси получило распространение «Богословие» Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна, экзарха Болгарского. В этом сочинении указаны «семь небес» с семью названиями планет: Крон, Зевес, Арий, Солнце, Афродита, Ерьмис, Луна. На левой стороне в небольшом круге были изображены 12 знаков Зодиака, а против них — 12 месяцев года. Присутствуют зодиакальные созвездия и в Изборнике 1073 г. О среде бытования одной из рукописей «Богословия» свидетельствует владельческая запись: «Купилъ сию книгу чернецъ Евлогий у сумлянина Стефана Вязмина, как архимандрита Илариона къ Москве провожалъ, будучи в Сумле в 1648 г. декабря 2 день»41. Запись о принадлежности рукописи монаху является одним из свидетельств того, что интерес к строению Вселенной («небес») не противоречил ортодоксальному церковному сознанию. Осуждались не сами знания, а попытки приписать иным (кроме Божественных) силам способность вмешательства в жизнь человека и предсказать будущее. Божественная воля должна оставаться сокрытой до момента ее исполнения, «ибо не весте ни дня, ни часа». Примерно такой же объем знаний по астрологии требовался и человеку, гадавшему по Громнику. Эта книга толкует значение грома, прогремевшего в тот или иной месяц года. Например: «Дева, август. Дева аще взгремит — любовь врагом и приательство, царем недоумение, и по Египту молва, и по западных местох и плавающей в беды въпадуть, а пагуба пшеници и сочивом всем, иже по земли поля опустеють»42. Широкое распространение на Руси имели и «Лунники», в которых указывалось, для каких дел благоприятен тот или иной лунный день. Один из первых латинских Лунников появился на Руси в XI веке вместе с женой князя Изяслава, приехавшей из Польши43. Следует отметить, что хотя Церковь и не одобряла подобные попытки заглянуть в свою судьбу, сам Лунник связывает представление о благоприятности или опасности того или иного дня с событиями Священного Писания, прежде всего Ветхого Завета: «В первый день луны Адам сотворен бысть. В той день на все строин. В третий день Каин родися, той день зол и лют велми осуженаго ради Каина от всего блюстися» и т. д. В то же время Лунник — очень интересный источник для изучения тех проблем, забот и надежд, которые волновали средневекового человека: так, первый день Луны благоприятен для того, чтобы «купити и продати, и по воде плавати, сея-ти и садити, влас урезати, волы учити напрязати, свадбы творити, порты скроити, завет творити, святыи дом стро-ити, на путь ходити, уход, погыбшее скоро обрящется, недужный исцелеет до 3-х дни. Аще родится мужеск пол — весел будет и разумен во всемъ, мудр книжник будет тако и женски пол родится — честна и верна своему мужу»44. На авторитет Священного Писания опирается и гадательная книга, которая называется «Книга гадательная пророка и царя Давида». Здесь принцип гадания не астрономический, а числовой: ответ зависел от числа, выпадающего при метании шарика или трех игральных костей одновременно. В зависимости от образовавшихся чисел и получался ответ на вопрос. Например: «6—5—4. Речи твои видятся тяжки, и ты о том добре скорбиши. Подумай себе, есть речь угодная тебе, аще ли угодна, о том Давид рече: "Приложи ко мне ухо твое". Тако и ты, человече, пожди мало сего, иже бе не вышел к убытку: аще о болезни — велика, едва будешь жив, аще о пути — нет корысти, бойся от недруга, под рукою стоит»45. Круг вопросов, задаваемых в другой гадательной книге — Книге Рафли46, если судить по предсказаниям, вращался вокруг дома (семьи), дороги, здоровья, детей, взаимоотношений с людьми, особенно недругами. По этой книге также гадали об итогах возможного судебного процесса и о судьбе имущества. Стоглав уделяет внимание попыткам предсказать судьбу или повлиять на нее с помощью тех, кто «кудесы бьют и во Аристотелевы врата, и в Рафли смотрят, и по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов». При этом Собор постановлял, что «таковым от царя в великой опале быти, а тем православным хрестьяном, которые учнут от них то еллинское и бесовское чарование примати, всячески от Церкви отверженным быти по священным правилом»47. Однако столь строгие наказания, судя по обилию обличений интереса к астрологии и гаданиям (в том числе и Максима Грека), видимо, останавливали далеко не всех христиан. Домострой, как известно, объединил в одной главе и скоморохов, и народные гуляния, и гадания. Стоглав здесь более последователен, и хотя скоморошьи игры и пляски он также считает проявлением бесовских сил, гадания и гуляния рассматривает в разных главах. Рассуждения об астрологии в Стоглаве и Домострое, с одной стороны, и в сочинении уже упоминавшегося польского моралиста XVI в. Николая Рея48 — с другой, показывают, насколько отличалось отношение к астрологическим прогнозам у поляков XVI в. и Русской Церкви. Для Николая Рея нет ничего необычного в использовании знаний астрологии для определения с помощью астрологической карты склонностей и способностей ребенка с тем, чтобы использовать это знание для его будущего развития. Для Русской Церкви обращение к астрологии как минимум грех, а для русского мирянина — осуждаемое Церковью занятие. (Если говорить о том, что еще во взглядах на воспитание различает русского и поляка XVI в., то для польского юноши Николай Рей находит крайне необходимым и полезным путешествие в иные страны с целью расширения кругозора, в то время как Домострой ни о каких образовательных путешествиях и не упоминает.) Стоглав, так же как и Домострой, отразил слияние некоторых языческих поверий с христианскими представлениями: «Дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попам и велят их класти на престол до шти (шести) недель»; «да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят священником на престоле держати по шти недель». Священникам, совершающим такие поступки, Стоглавый собор грозит отлучением49. По свидетельству Стоглава, существовал у православных христиан XVI в. и такой обычай: «В великий четверток порану солому палят и кличут мертвых; некоторый же невегласы (глупые) попы [подчеркнуто мной. — Л. Н.] в великий четверг соль под престол кладут, и до седмаго четверга на велице дни там держат, и ту соль дают на врачевание людем и скотом»50. Таким образом, грань между священником и знахарем становится трудноопределимой, причем не только для современного читателя, но и для самого священника XVI в., хотя Собор и в данном случае для подобных священников требует «отлучения и конечного извержения» [из сана. — Л. Н.]. Бесполезность упорной борьбы Церкви с тем, что мы называем остатками или пережитками язычества, заставляет предположить, что речь идет не о «пережитках язычества» как таковых, а об определенной форме религиозного сознания, сохраняющейся в разных исторических условиях. В таком случае уход в монастырь человека, движимого искренней любовью к Богу, можно интерпретировать как стремление к переходу на более высокий уровень религиозного сознания. В отношении всех попыток связать языческие традиции или стремление к толкованию будущего со Священным Писанием и Церковью Стоглав однозначно постановляет: «Яко волшествующие и обавление творящей, аще и Святые Троица имя нарицают, аще и святыя призывают, аще и знамение Честнаго Креста Христова творят, бегати подобает от них и отвращатися»51.
Стиль жизни Благодаря работам Д. С. Лихачева, представление о церемониальности, «этикетности» литературы и жизни в Древней Руси стало общепризнанным. Отношение к жизни как к церемониалу (чину) сказывается в тексте Домостроя главным образом в связи с наличием в первой редакции Домостроя последних глав: «Книги во весь год что к столу подают» (где описано, какие блюда принято подавать в различные посты и какие — в мясоед) и Чина свадебного, где описан свадебный ритуал. Эти главы, вероятно, не входили в протограф Домостроя, и их присутствие в более поздних списках свидетельствует не * столько о намерениях автора или составителя, сколько о восприятии памятника людьми того времени. Церемониальность отражается также в отношении к одежде; существует одежда повседневная, рабочая и парадная, одежда, которую надевают, когда прислуживают хозяевам, ходят в гости и т. д. Интерес к церемониалу и отношение к Домострою как руководству по церемониалу сказался и на составе рукописей, включающих в себя Домострой. В Коншинской рукописи (РНБ, Q XVII, № 149) Домострой переплетен вместе с Чином венчания на царство Федора Иоанновича; другая рукопись (РНБ, Погод., № 1137) составлена из пространного монастырского устава Иосифа Волоцкого и Домостроя, что делает эту рукопись своеобразной энциклопедией уставов мирской и монастырской жизни. К этому же ряду может быть отнесено и включение в рукопись письмовника с образцами обращений. Но Домострой объединяется и с такими произведениями, как Челобитная Пересветова (ГИМ, Щук., № 466), которая выражает заботу не столько о церемониальности, сколько об «обустройстве России». В том же русле лежат и письма Филофея к Мисюрю-Мунихину и царю Ивану Васильевичу, также входящие в этот сборник. Составление сборников — не просто механическое соединение разрозненных и разновременных текстов, что, конечно, бывало, но создание специальных тематических подборок, объединенных хотя бы кругом проблем, интересующих составителя. «Конвой»52 Домостроя показывает многозначность его восприятия в XVI—XVIII вв.: это и своеобразный уставник, и сборник рекомендаций по обустройству жизни, включающий широкий круг явлении — от семейных я политических и социальных, и образец определенного богоугодного стиля жизни и мышления в миру. Внимание русских к церемониалу, «чину» заметили исследователи XIX в. В. Жмакин писал, что «благочестивая жизнь человека», — по мнению людей XVI в., церковных деятелей прежде всего, — «состоит не в одном внутреннем, духовном, нравственном настроении человека, но она должна выражаться и во внешнем благоповедении человека, в упорядоченности, чинности жизни, простирающейся на все ея внешние проявления: в платье, пище, хождении, действиях, словах и т. п.». Жмакин цитирует митрополита Даниила: «Скомрахи, и плясцы, и шахматы отрекоша святии апостоли и святии отци»53. Перед нами выявляется второй аспект модели поведения человека — с внебожественным началом и неблаголепное поведение как внешнее проявление этой связи.54 Как показывают источники, в жизни эти разведенные на разные полюса Церковью стереотипы поведения часто вполне уживались друг с другом. Так, описывая обязанности хозяина по организации «пира с благодарением», Домострой упоминает, в частности, о том, что начавшийся вполне чинно, с учетом распределения мест в соответствии с социальным положением гостей пир для некоторых заканчивался под забором усадьбы, где почетный гость обнаруживал наутро себя и свои пустые карманы Обилие поучений, направленных против скоморохов, игрищ и зрелищ, создававшихся на протяжении всего Средневековья, свидетельствует о живучести этих явлений, с одной стороны, и о заботе Церкви не только о борьбе с остатками язычества, но и всемерном укреплении церемониальности, «благочиния» быта — с другой. Борьба с такими формами поведения как связанными с язычеством, конечно, присутствует, но главным здесь представляется все-таки борьба не с язычеством как таковым, а с попытками повлиять на свою судьбу или предсказать ее с помощью «чаровников», «зелейников» и «Шестокрылов». Эти вопросы трактует глава Домостроя «Како врачеватиси християномъ от болезней и оть всякихъ скорбей»55. Во второй, Сильвестровской редакции эта глава сокращена и перенесена с восьмого места на двадцать третье, что само по себе свидетельствует об уменьшении интереса к проблеме у автора этой редакции. Сокращения текста на первый взгляд могут быть объяснены простым стремлением к большей компактности и доступности, но если учесть скрупулезность перечислений всякого рода предметов и явлений как характерную черту языка Домостроя, то сокращения второй редакции уже не покажутся только особенностями стиля. В любом случае интересно, что именно автор нашел возможным убрать из текста. Так, перечисляя «богомерские дела», первая редакция Домостроя называет кроме «песен бесовских» еще и «плясание, скакание, гудение», которые во второй редакции опущены. Далее, отнеся к «богомерским делам» «бубны, трубы, сопели», автор второй редакции опускает «медведей, и птиц, и собак ловчих» и «конское урис-тание» (забавы в основном знатных и богатых), но перечисление всех видов гаданий, предсказаний и колдовства остались во второй редакции Домостроя в неприкосновенности, хотя объем рассуждений о том, за что и почему Господь насылает беды и болезни и почему от них страдают и праведники, уменьшился.
Отношение к пище Внимание к годовому циклу с точки зрения необходимости создания запасов продовольствия отражает и отношение Домостроя к пище вообще: одна из главных забот автора в разделе «О домовном строении» — это забота о максимальном использовании продуктов питания и главное — их хранении. Например, о рыбе здесь сказано: «...коли рыбу свежую купячи иную солит, иную вялит, иную подваривает, иную сушить, мелкую иную и в муку толчет, в пост во шти подсыпает, коли пригоже»56. А в главе «Указ ключнику какъ держать на погребе всякой запас» дается совет: «А что попортилося, ино то наперед ести, и в заим давати, и милостыню, и нужным, а тыко много ино упродаст, а которой свежей сухой в береженье стоить, ино то вдаль блюсти»57. Отношение к пище в Домострое не ограничивается заботой о возможностях хранения продовольственных запасов. Отношение к еде в первую очередь учитывает церковный пасхальный календарь, на соблюдении которого настаивала Церковь, видевшая в посте одно из проявлений аскезы58. Меню русского человека XVI в. определялось главным образом тем, на постный или скоромный день оно приходится. В необходимости соблюдения пищевых запретов (постов) у автора Домостроя нет ни малейшего сомнения: единственное послабление, которое он позволяет, это употребление некоторых запрещенных в постные дни (среду и пятницу) продуктов детьми и больными. Свою задачу автор Домостроя видит в другом — научить разнообразить и делать вкусной еду и в постные дни. Именно с этой целью в Домострое даются длинные перечни блюд, которые можно готовить «в мясоед и в пост», причем не только для хозяина и хозяйки, но и для челяди: «...капусту или крошиво иссечи мелко и вымыть хорошо и уварити, и упарити гораздо, в скоромные дни мяса или ветшины, или салца ветшинного положити, или забелки подати, или заспы всыпати и приварити. А в пост сочком залита или иной какие навары прибавити, да прибавя и упарити хороше. И кашку всякую потому ж и уварить, и упарити хорошенько с маслом, или с салом, или с сельдовую, или с соком. Или мясо ветреное, полтевое, и солонина или рыба ветреняя и прутовая. И всякую еству семейную устряпывати хорошо и чистенько, как своя душа любит»59 (глава «Наказ от государя ключнику как ества варити в мясоед и в пост»). Именно признание еды удовольствием («как своя душа любит») понуждает автора Домостроя давать длинные перечни блюд и является одной из главных причин включения в первую редакцию текста специальной «Книги во весь год, что в столы еству подают с велика дни в мясоед и в пост». О любви русских к обильной пище сохранились свидетельства иностранцев. О любви к обильной и вкусной трапезе пишет и митрополит Даниил, упрекающий своих современников в том, что они потребляют «многое» и «сладостное» и «раздирающая ястие и питие»60.
Отношение к одежде Одежда в средневековой Руси носила знаковый характер и означала в первую очередь социальное положение носителя. На таком отношении к одежде настаивали и церковные иерархи XVI в., в частности, митрополит Даниил. Но из посланий и «слов» самого же Даниила мы знаем, что русские того времени любили яркую, богато украшенную одежду, причем это относилось не только к женской, но и к мужской части населения, особенно молодежи. Большое внимание мужчины уделяли украшению ворота рубахи («ожерелью»), поясам, перстням и пуговицам. Особым шиком у юношей считались богато украшенные маленькие сапоги. Обличая эту юношескую страсть, Даниил писал: «Велий подвигь твориши угожая блудницамъ: ризы изменявши, хожение уставляеши, сапогы велми червлены и малы зело якоже и ногамъ твоимъ велику нужу терпети отъ тесноты съгнения ихъ сице блистаеши, сице скачеши, сице рыгаеши и рзаеши уподобляяся жребцу»61. Вызывал осуждение митрополита и интерес юношества к красоте лица: «Лице же твое много умываеши, и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна дивно сътворено на снедь готовишися. Устне же светлы, чисты и червлены зело дивно уставивъ, якоже некимъ женамъ обычай есть кознию некоею ухитряти себе красоту». Забота о чистоте и привлекательности фигуры также входила в сферу интересов средневековых щеголей и также не одобрялась митрополитом: «Тело же свое не точию обиадении и пианствы, но и безчисленными измовении и натрывании и сице блистатися и светлитися устроаеши якоже велми дивенъ некий камень лучи светлый испущаа, якоже бе прельщение рыбамъ удица, сице же и твоя плоть прельщение и соблазн»62. Опасность интереса к яркой, нарядной одежде, по Даниилу, плоха не только тем, что может склонить к блуду: такая одежда есть выражение определенного образа жизни и определенного мировосприятия, о котором Даниил пишет, что «вси на земли хотятъ жити, вси по смерти житиа не памятствуютъ, вси красятся и упестре-ваются»63. Погоня за нарядами страшна и тем, что для удовлетворения этой потребности, по мнению митрополита, требуется много средств, а когда не хватает средств на привычные расходы, то приходится красть, насиловать, доносить, занимать, а не имея возможности отдать, человек начинает прятаться, нарушать клятвы и совершать иные злые дела64. Желание быть внешне привлекательным оборачивается, таким образом, возможностью практически всех мыслимых грехов и неправедных деяний. Особенно же митрополита раздражает то, что мужчины, по его мнению, подобным поведением «в женский образ» себя «приводят». Женщины стремились достичь внешней яркости и привлекательности не меньше, чем мужчины, но у митрополита Даниила эта слабость женщин вызывает меньше нареканий. Конечно, его заботит, чтобы стремление к привлекательности не привело к блуду. Кроме того, он отмечает, что любовь женщины к нарядам и украшениям «убытки и проторы съдевають мужемъ»65. Учитывая обличительную направленность сочинений Даниила, трудно сказать, какая часть русского средневекового общества была подвержена этой форме тщеславия. Домострой в своих предписаниях более лаконичен и обращает больше внимания на материальную сторону дела: ткани и готовое платье надо беречь, кроить экономно и с расчетом, иметь одежду на домашние, хозяйственные и выходные, «представительные» случаи жизни. Особенно ярко отношение к одежде как социальному знаку, известное еще со времен Древней Руси, выразил в своем постановлении Стоглав: «И ино одеяние воину, ино одеяние тысящнику, ино пятидесятнику, и ино одеяние купцу, и ино златарю, ино железному ковачю, и ино орачю, и ино просителям, и ино женам. Комуждо подобает свое одеяние, от тех же и познавается койждо кто есть коего чина»66.
Болезнь Особую страницу в жизни средневекового человека составляла болезнь, которую миряне воспринимали как зло. Церковь пыталась внушить веру в то, что болезнь посылается Богом за грехи или как Божественное предупреждение и предостережение. И у Бога нужно искать врачевания в посте, покаянии и молитве — так советует человеку глава Домостроя «Како врачеватися християном от болезней и от всяких скорбей»67. Однако наряду с этими запретами и советами на Руси создавалось бесчисленное количество разнообразных «лечебников» и «травников», содержащих целебные рецепты. На сегодняшний день известно около 400 списков таких рукописей68. Болезнь считалось нужным не только замаливать, но и излечивать, избавляться от нее с помощью медицины. Интересен и тот момент, что болезнь в Древней Руси иногда обозначалась словом «труд»69: так, в одном из списков правил о разводе указывается «трудная болезнь». Болезнь называлась и «немочью», т. е. состоянием, лишающим сил и возможностей действовать. Получается, что больной человек должен был потрудиться, чтобы избавиться от такого состояния, причем он понимал, что сделать это без посторонней помощи бывает невозможно. Тексты различных «лечебников» сохранились с начала XVI в., и дело здесь, видимо, не только в церковном неодобрении подобного рода литературы, а в том, что именно в XVI в. врачевание стало восприниматься отдельно от Божиего наказания и перестало считаться закрытым и запрещенным делом: «лечьцы» стали передавать свой опыт не только из уст в уста, но и на бумаге. Более того, в начале XVI в. на русский язык переводится несколько иностранных «лечебников», причем об одном из них, переводе Николая Булева, известно, что он сделан в 1534 г. по поручению митрополита Даниила70. Это знаменовало определенный шаг в сторону разрешения лечить болезни с помощью сил природных, естественных. Болезнь стала чем-то таким, с чем можно бороться самому человеку, «трудиться» в ее преодолении. Для иноков болезнь могла считаться и благом; существовал своеобразный «культ болезни», поскольку считалось, что мучительная болезнь открывает путь к искуплению грехов, а «иногда прямо выводит в ноуменальный мир и становится условием мистических прозрений»71. Жалобы на болезнь в посланиях иноков не есть жалоба — просьба о помощи, а, скорее, уведомление о преодолении соблазнов плоти. Таким образом, мы видим, что в Средневековье существовало несколько моделей отношения к болезни и поведения во время нее.
Примечания 1 Домострой. С. 82. 2 Там же. С. 102. 3 Там же. С. 105. 4 РНБ. О. XVII. № 63.ТИМ Увар. №3354. 6 РГАДА, фонд Мазурина, № 1487. 7 ГИМ. Барс. № 369. 8 РНБ. О. XVII. № 180. 9 ГИМ. Муз. № 2238. 10 Pouncy С. J. Op. cit. P. 368. 11 Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. С. 8—9. 12 Подробнее о жизни средневекового русского города см.: Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального рода. М., 1978. 13 Цитируется по Погодинскому списку № 1583. РНБ. 14 Емченко Е. Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 372. 15 Там же. С. 373. 16 Там же. С. 264. 17 Акты социально-экономической истории. Т. 3. № 343. С. 369. На этот текст нам указал Д. А. Баловнев, которому мы выражаем искреннюю признательность. 18 Там же. С. 361. 19 Домострой. С. 84. 20 См.: Пудалов Б. М. Сборник «Измарагд» в русской письменности XIV—XVIII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Вып. 3. Ч. 2. М., 1990. С. 393. 21 Там же. С. 399. 22 Домострой. С. 82. 23 Жмакин В. С. 638. 24 Стоглав. С. 30. 25 РНБ, Погод., № 1583. Л. 33 об. 26 Там же. Л. 35. 27 Домострой. С. 76. 28 РНБ, Погод., №1583. Л. 34. 29 Там же. Л. 35. 30 Бычкова М. Е. Обряды венчания на престол 1498 и 1547 годов: воплощение идеи власти государя // Cahiers du Monde russe et sovietique, XXXIV(1—2) Janvier — juin 1993, p. 250. 31 Домострой. С. 8. 32 Там же. С. 9. 33 Вениамин (Краснопевков). Новая Скрижаль. СПб., 1883. С. 67. 34 Орлов А. С. Домострой по Коншинскому и подобным. М., 1908. С. 11 (далее — Коншинский). 35 Домострой // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. IV1 1985. С. 160 (далее — Домострой). 36 Стоглав. С. 269. 37 Седнев В. П. Время и богатство в русском земледельческом календаре // Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. М.,1993. Вып. I. Часть 2. С. 335. 38 Колесов В. В. Домострой. М., 1990. С. 291. 39 Щапов Я. Н. Календарь в псковских рукописях XV—XVI вв. // ТОДРЛ. Т. 37. Л., 1983. 40 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 181. 41 Описание рукописей Соловецкого монастыря. Казань, 1881. Т. 1.С. 393—394. 42 Домострой. С. 27. 43 Щавелева Н. И. «Астрологическое зерцало» в молитвеннике XI в. // Историко-астрономические исследования, 92. М., 1994. С. 244—252. 44 Колесов В. В. Домострой. М, 1990. С. 263. 45 Там же. С. 265. 46 Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Т. XL. Л., 1985. С. 260-345. 47 Стоглав. С. 310. 48 Mikolaj Rej. Op. cit. Ch. 2, 7. 49 Стоглав. С. 304 50 Там же. С. 314. 51 Там же. С. 403. 52 Метод изучения состава сборников для их атрибуции широко использовал В. Ф. Ржига, а позднее — Д. С. Лихачев, которому и принадлежит применение в таких случаях термина «конвой». 53 Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения // Чтения ОИДР. 54 Домострой // Чтения ОИДР, 1881. Кн. 2. Отд. 2. С. 45. 55 Домострой. С. 95—96. 56 Коншинский. С. 43. 57 Там же. С. 6. 58 Архим. Иоанн (Маслов). Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси // Богословские труды. Т. 31. М., 1992. С. 16—33. 59 Домострой. С. 142.60РГБ.МДА№197.Л.456. 61 ГИМ. Синод. № 985/237. Л. 70. 62 Жмакин В. Приложение. Слово 12. С. 26. 63 Там же. Наказание 15. С. 36. 64 Там же. Наказание 13. С. 29. 65 Там же. Наказание 14. С. 53. 66 Стоглав. С. 398. 67 Домострой. С. 96—97. 68 Колесов В. В. Домострой. М, 1990. С. 297. 69 Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. ВЗ-хтт.Т.З.Стлб.1ОО6. 70 ЖмакинВ.С276. 71 Одесский М. П. «Человек болеющий» в древнерусской литературе // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. Отв. ред. Демин А. С. М., 1999.
Глава III ХОЗЯЙСТВЕННО-ТРУДОВАЯ ЭТИКА
К постановке проблемы В распространении теории предопределения М. Вебер видел важную причину развития «духа капитализма». На основании изучения одного памятника невозможно ответить на вопрос, насколько сказались религиозно-этические представления русских горожан на формировании предпринимательской этики в России. Но хотелось бы отметить, что русское сектантство XVIII—XX вв., кроме баптистов, не знавшее теории предопределения, имело буржуазный характер и тяготело к предпринимательству: по меткому выражению А. И. Клибанова, оно явилось «обводным каналом капиталистического развития в России». Среди христоверов, проходивших по московскому процессу 1745 г., около 18% составляли купцы, при том что первоначально христоверие было крестьянской сектой. Известно и о существовании предприятий домашней промышленности у сектантов. В колонизации Закавказья и создании там хозяйств фермерского типа также большую роль играли сектанты1. В качестве иллюстрации к «рационализации иррационального» у русских сектантов, которые отличались особой набожностью и соотносили все свои поступки с Господними заповедями, приведем рассуждения христовера о хозяйстве: «Намедни приходит ко мне один [православный крестьянин]. Возьми, говорит, Иванович, земли у меня две десятины. — А я по семи рублей на год десятину беру. «Послушай, брат, говорю я ему, взять я возьму, да тебе что за прибыль? Ты вот семь рублей возьмешь, в кабак снесешь, а с двух десятин по меньшей мере горбом своим на 60 рублей хлеба выручишь; так тебе кабак-то не 14 рублей будет стоить, а 60. А ты лучше стерпи, да брось глупости. И земли у детушек твоих останется, и сам босой ходить не будешь, станет он по-нашему думать, — глядишь и человеком стал». Как не вспомнить здесь о «совпадении виртуозной капиталистической деловитости с самыми интенсивными формами набожности»? В России существовал и религиозный феномен, незнакомый Западу — старообрядчество, который часто рассматривался как проявление традиционалистской системы религиозного сознания. В советской литературе история городских староверческих общин наиболее ярко представлена, пожалуй, у П. Г. Рындзюнского2, где показано, что внешняя приверженность к традиции и «старине» не только не мешала, но способствовала утверждению новых буржуазных отношений. Широко известны и факты превращения представителей старообрядчества в крупных предпринимателей (Рябушинские, Морозовы). В то же время обращает на себя внимание и тот факт, что идеал Домостроя очень близок к домашнему идеалу старообрядцев3 и сектантов (умеренность, трудолюбие, трезвенность, честность, бережливость, аккуратность и расчет как проявление служения Богу). Известны и ранние списки Домостроя: первый, бытовавший у старообрядцев Выговской пустыни, и второй — «из старообрядческих»4. Кажется очевидным, что распространение буржуазных отношений в России связано (хотя бы хронологически) со временем обмирщения русской культуры, начавшегося в XVII веке. В то же время существуют факты, свидетельствующие о том, что и в XVIII в. психология предпринимательства не была отгорожена от религиозных представлений ее носителей. Так, представления знаменитого И. Т. Посошкова о хозяйстве стоят в одном ряду с современными ему буржуазными теориями меркантилизма5. Среди трудов И. Т. Посошкова есть и «Завещание отеческое», которое свидетельствует, что этот предприниматель и реформатор был глубоко верующим человеком, причем в традиции, близкой домостроевской, а иногда и более суровой, чем она. Так, говоря о роли духовника в жизни человека, он наставляет своего сына: «Каков ты богат или честен ни будеши, а пред от-цем духовным буди ни яко сын перед отцом своим родным, но яко раб пред господином своим покорен и низок тако, яко самый последний человек»6. Это категоричнее домостроевского предоставления о духовнике как «учителе и наставнике». Многие явления русской жизни на протяжении времени трансформировались. Так, в «Книге о скудости и богатстве» Посошкова «молитвенники-нищие», которых следует почитать, превратились в «нищих, по улицам из скитающихся», «гуляков-тунеявцев», которых следует определять в «домы-мастерские»7 (что согласуется с отношением к беднякам, во всяком случае, у части протестантов). Основной мотив повседневного поведения у Посошкова созвучен мотивам поведения у Иосифа Волоцкого и Сильвестра — это служение христианскому долгу. Именно заботой о мирском устроении во имя Божественного руководствуется в своей «Книге о скудости и богатстве» Посошков, которого исследователи XIX в. (А. А. Царевский, А. Г. Брикнер) упрекали в двуличье и раздвоенности. И даже если убрать упреки в двуличье (в чем-то подобном, как известно, упрекал Сильвестра С. М. Соловьев), то кажущееся противоречие между его гражданской позицией — заботой о росте богатства с помощью вполне реальных земных способов — и позицией религиозной, вполне «домостроевской», остается. Как сформулировал это исследователь и публикатор И. Т. Посошкова Е. М. Прилежаев, «в вопросах гражданского благоустройства — прогрессист, реформатор, а в области религиозно-нравственной — ограниченный представитель темной старины»8. Сам же Е. М. Прилежаев так объяснил (и вполне справедливо) это противоречие: «Посошков потому и оказался способным написать «Книгу о скудости и богатстве», что не мог, как цельный и убежденный христианин, равнодушно видеть «многое множество содевающейся неправды и всяких неисправностей в российском народе, яко во владущих, та-ко и в подвластных», и пламенел желанием «как насадить прямую правду и водворить любовь»9. Учитывая судьбу самого Посошкова и его «Книги» в XVIII в., можно предположить, что подобная трактовка христианского долга не была понята его современниками. Симптоматично, что труд И. Т. Посошкова с обличением раскольников-старообрядцев нашел гораздо большее понимание. Конечно, все вышесказанное не более чем штрихи к истории становления трудовой и хозяйственной этики. Но они позволяют предположить, что расширение сферы религиозных представлений на все большее число сторон жизни со временем привело к тому, что и хозяйственно-трудовая деятельность была включена в нее. В этом контексте Домострой отражает начальные этапы становления хозяйственно-трудовой этики, где труд как «работа тяшкая», наказание за первородный грех, превращается в созидательную деятельность во славу Божию и путь ко спасению.
Мирской аскетизм Говоря о сходстве протестантской этики и установок Домостроя, прежде всего хочется отметить сходство понятия мирского аскетизма, который, по наблюдению Вебера, «единственным средством быть угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяют для каждого человека его место в жизни»10. Русскими людьми XVI в. монашеская аскеза часто воспринималась как единственная возможность спасения. Они также полагали, что следовать монашеским принципам в миру невозможно. И это, по мысли В. Жмакина, приводило к небрежению и о том, чему следовать было им вполне по силам. Кроме того, это порождало особую надежду на последнее, предсмертное причастие, которое снимет все грехи11. Митрополит Даниил, например, не разделял эту точку зрения своих современников и в Посланиях стремился указать аскетический путь для мирянина. Обсуждая возможность спасения в миру, он писал: «Зело желаю спастися всемъ человекомъ, и в разум истинный прийти, но хотящим и желающимъ мирский мятежъ и молвы оставити, и безмолвно иноческимъ житиемъ въ тишине жити, и плакатися о своихъ согрешенияхъ, симъ советъ даю токмо [подчеркнуто мной. — Л. Н.], аще хотятъ истинно, аще ли же не произволяюгь, да пребываютъ домъ имея и жену и дети, якоже и прежний благочестивии мужие, иже въ мире съ женами и детьми живущей и Богу угодившей»12. Ссылаясь на Иоанна Златоуста, утверждает следующее и Измарагд: «Да и же кто глаголетъ, немощно спастися в миру з женою и съ детми. Таковым бо льстить себе невемгласьством. Везде бо приметь ны Богь, аще заповеди Его сотворимъ. А место никого не спасет ни осудит. Или спасуть аще и в миру братие живем не отчаемся»13. Основу мирского аскетизма, по Домострою, составляет не отречение от жизни, а умеренность во всех жизненных проявлениях. В нем несколько раз звучит тема осуждения тех, кто «ест и пьет без воздержания, и во объядении и в пиянстве и не в подобно время и чрез естество и чрез закон или от жены блудят». «Не реку не пити, не буди то, но реку не упиватися в пианство злое, аз дара Божия не похуляю, но похуляю тех, иже пиющих без воздержания»14. (В данном отрывке речь идет об излишестве, являющемся преступлением перед Богом и «естеством».) Домострой требует умеренности в общем стиле жизни: «Всякому человеку богату и убогу велику и малу разсудити себе и сметити по промыслу и подобытку по своему имению и приказному человеку сметя собя по государьскому жалованью и по доходу и поместью и та-ковъ дворъ себе держати и всякое стяжание и всякой за-пасъ». В противном случае его ждет «от Бога грех от людей посмех». Основной жизненный принцип, предлагаемый митрополитом Даниилом мирянам, тот же, что и у Сильвестра: «Во всемъ меру уставимъ: в пищи и в питии, и въ ризахъ, и в сапозехъ, и в беседахъ, и въ прочихъ вещахъ»15. Много раз отмечавшаяся в литературе бережливость в Домострое — следствие не жадности или скупости: это бережное отношение к Божиим дарам, требующее От человека не только умеренного потребления, но и расчета. Сам Сильвестр был человеком состоятельным16. Но его состоятельность, по его собственным признаниям, базировалась на трудолюбии, расчете и умении обходиться с людьми и не мешала ему считать себя служащим Богу не только в церкви или дома, но и в миру. Конечно, Сильвестр находился в <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.022 с.) |