Вопрос 34. Организация и группы. Характеристика малых групп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34. Организация и группы. Характеристика малых групп.



Малые группы во многих случаях оказываются гораздо более эффективными и жизнеспособными, чем большие группы. Индивиды создают какую-либо малую группу (организацию) также для достижения возможности получать коллективное благо. Если существует такое количество коллективного блага, которое можно получить при достаточно низких издержках, и что некий индивид в соответствующей группе выиграет от приобретения его полностью за свой счет, тогда существует вероятность, что такое благо будет произведено (получено). В этом случае общая выгода будет настолько велика по сравнению с общими издержками, что доля прибыли одного индивида превысит общие издержки. Под малой группой (м. г.) обычно понимают малочисленную социальную группу, члены к-рой объединены общей деятельностью и находятся в непосредств. личном контакте, что является основой для возникновения как эмоц. отношений в группе (симпатии, неприязни, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения. К м. г. относят семью, производственный, научный, спортивный, воинский коллективы и нек-рые др. Минимальный размер м. г. – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек (школьный класс). М. г. различны по роду деятельности, а также по механизмам взаимосвязи между членами группы, численности, степени устойчивости и т.д. Среди м. г. различают: формальную, в к-рой положение и поведение отд. членов строго регламентируется офиц. правилами организации; неформальную – организацию, возникающую в рамках формальной группы на основе психологич. взаимоотношений между членами; первичную группу, отличающуюся близкими и сердечными взаимоотношениями членов и играющую гл. роль в процессе социализации личности. М. г. характеризуется двусторонней структурной организацией: с одной стороны, она имеет свою собств. внутр. структуру, элементы к-рой – отд. члены, находящиеся в определ. взаимоотношениях, с другой – она выступает в качестве элемента более сложного социального организма. Поэтому, обладая нек-рой относит. самостоятельностью, м. г. зависит от более общих социальных структур. Первичный производств. коллектив и семья – малые социальные группы, к-рые служат связующим звеном между личностью и обществом, определяя осн. особенности ее жизнедеятельности и выступая проводниками идей, установок, ценностей и норм данного общества. В немарксистской социологии основы теории м. г. были заложены в работах Зиммеля, Дюркгейма, Кули, Тённиса. По Зиммелю, исходя из критерия взаимодействия, любая м. г. – общество в миниатюре. Кули ввел понятие первичных групп. Широкое изучение м. г. в бурж. социологии в США, Англии, Франции, ФРГ, Японии и др. странах было связано с попытками ликвидации классовых, нац. и расовых конфликтов, с задачами повышения морального духа в армии и эффективности пропаганды, борьбы с преступностью, разложением семьи, ростом психич. заболеваний и т.п.

вопрос 35. Контрактная теория фирмы: формальная форма, неформальные договоры. Контрактная теория фирмы берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения. Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами - контрактами. Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов). В институциональной теории фирмы - фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками) Трансакционные из­держки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными из­держками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта. Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрак­тов. Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче­редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис­тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен­них контрактов. В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокуп­ный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под­разделений и множества работников. В результате теряется непосред­ственная связь между трудом и его результатом, характерная для мел­кого производства. И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не ска­зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудить­ся не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятель­ности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фир­ма, тем выше оказываются эти издержки контроля.Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издер­жками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе. Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки. М-форма - (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела. Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.004 с.)