Вопрос 30. Подход к фирме как к организации, позволяющей дать определение некоторым видам экономических отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 30. Подход к фирме как к организации, позволяющей дать определение некоторым видам экономических отношений.



вопрос 31. «Институциональный атлас» предприятия. Дальнейшим шагом после формирования институциональных карт является их объединение в институциональный атлас предприятия на основании связей внутрифирменных институтов, рассматриваемых под определённым углом зрения. В дальнейшим на основании институционального атласа предприятия можно наметить пути реорганизации/создания внутрифирменных институтов для придания институциональной структуре предприятия такого вида, который видится команде управленцев. Так ряд авторов отмечает, что наиболее необходимым институтом, который обеспечит компании долгосрочное позитивное развитие является институт стратегического планирования, который в свою очередь порождает «институциональный куст» (термин предложен Гребенниковым В.Г.). Составляющие этого «институционального куста» взаимодействуют друг с другом и с другими внутрифирменными микроинститутами, что положительным образом сказывается на повышении эффективности деятельности предприятия в целом.

вопрос 32. Организация и группы. Социальная группа. Многие социологи согласны с определением социальной группы как совокупности людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокой степенью сплоченности; отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований. Фазы развития социальной группы:

  • диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
  • группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
  • группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
  • группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).

Функции социальной группы:

  1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
  2. Инструментальная — определяет место и формы работы. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны. Современное общество демонстрирует великое множество социальных групп, которое обусловлено многообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы. Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, более высокий уровень организованности и превращает их в социальную организацию, имеющую свои особенности, выделяющие ее из широкого круга социальных общностей. Другими словами, социальная организация — вид социальной общности, имеющей специфические особенности. Виды социальных групп:
    1)По численности: - малая группа - небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.; - большая группа - многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и др.
    2)По характеру взаимодействия: - первичная группа - группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Примеры социальных групп: группа друзей, сверстников, соседей и др.
    - вторичная группа - группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Примеры социальных групп: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
    3)По факту существования: - номинальная группа (социальная категория) - искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения. Примеры социальных групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.; - реальная группа - группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др. 4) По способу организации и регулирования взаимодействия:
    - формальная (официальная) группа - группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда«Спартак» и др.; - неформальная (неофициальная) группа - группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Примеры социальных групп: поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др. 1. Организация и группы. Анализ организаций и групп во многом заимствован экономистами у социологов. В начале лекции остановимся на основных категориях, используемых в исследованиях. Социальная группа – это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Первичные группы – небольшая ассоциация людей, связанных узами эмоциональной природы. Пример: семья, группа друзей (Кули, Гидденс). Вторичные группы – некоторое количество людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. Организация это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей. На всех уровнях внутри организации создаются неформальные сети (связи), их изучение не менее важно, чем изучение формальных характеристик организации. Почти все крупные организации являются бюрократическими по своей природе. Бюрократия включает в себя четкую иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц, и разделение между задачами должностных лиц внутри организации и их жизнью вне ее. Часто бюрократия в больших организациях приводит к олигархии (или монополизации власти верхушкой организации Роберт Михельс). 2. Традиционная теория групп. Существующая традиционная теория групп, безоговорочно утверждает, что частные группы и ассоциации функционируют согласно принципам, кардинально отличающимся от тех, которые управляют отношениями между фирмами на рынке или отношениями между налогоплательщиками и государством. Традиционная теория групп развивается в двух направлениях: казуальном, формальном. 1) Казуальное направление: частные организации и группы существуют повсеместно, и эта повсеместность является результатом фундаментальной человеческой склонности к вступлению в ассоциации. По утверждению итальянского философа Гаетано Моска: люди обладают инстинктом к собиранию в стада и борьбе с другими стадами. Этот инстинкт лежит в основе формирования всех разделений и подразделений, которые возникают внутри общества и приводят к моральным, а иногда к физическим конфликтам. Повсеместный и неизбежный характер формирования групп в Германии подчеркивался социологом Георгом Зиммелем. 2) Формальный вариант традиционного взгляда на группы не исходит из инстинкта или тенденции объединения в группы, но подчеркивает универсальный характер групп. Приверженцы такого взгляда пытаются объяснить сегодняшнее объединение в группы и ассоциации эволюцией современного индустриального общества из примитивного, предшествующего ему. Первоначально существовали только малые родственные или семейные группы, которые доминируют в примитивном обществе. Благодаря эволюции в обществе происходит социальная дифференциация, возникают новые ассоциации, которые берут на себя функции, до этого выполняемые семейными группами. По словам социолога Толкотта Парсонса «в продвинутом обществе более важную роль играют не родственные союзы, а государство, церковь, университеты, корпорации и профессиональные ассоциации». В рамках формального варианта традиционной теории групп не существует однозначного ответа на вопрос, что является фундаментальным источником формирования малых групп в примитивном обществе и больших групп (добровольных ассоциаций в современности). Одним из объяснений образования групп, в рамках данного направления, является функциональный подход, т.к. благодаря преследуемым и выполняемым ими функциям группы и ассоциации различных типов и размеров могут успешно действовать. Согласно этому подходу в примитивном обществе преобладали малые группы, т.к. они более всего подходили для выполнения функций, требуемых людьми этого общества. В современном обществе наоборот преобладают большие ассоциации, т.к. только они могут выполнять определенные необходимые функции. В рамках традиционной теории групп признается тот факт, что малые и большие группы различаются по уровню (масштабу) осуществляемых функций, но не по природе (степени успеха по осуществлению этих функций и способности привлекать новых членов). Любая группа или организация, большая или малая действует для получения коллективного блага, которое по своей природе будет выгодно всем членам группы, это является фундаментальной причиной возникновения групп. Хотя можно признать, что малые группы во многих случаях успешнее обеспечивают коллективные блага.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.003 с.)