Правовая характеристика института лицензирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая характеристика института лицензирования



Появление лицензирования обусловлено теми изменениями, которые произошли в социально-экономической сфере современной России. Прежде всего, это связано с предоставлением свободы субъектам предпринимательства в выборе сфер деятельности.

Лицензирование отдельных видов деятельности означает предоставление физическим и юридическим лицам права заниматься этими видами деятельности путем выдачи им специального документа, называемого лицензией.

Понятие лицензии имеет латинское происхождение – licentia, что в переводе означает - свобода, право. В словарях это трактуется как разрешение[48].

Перечень подлежащих лицензированию видов деятельности содержится в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[49] и является исчерпывающим. Обязательному лицензированию подлежат такие виды деятельности, как деятельность кредитных организаций, страховая деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, торговля оружием и патронами к нему, производство лекарственных средств.

Кроме того, в Законе о лицензировании устанавливаются основные понятия и принципы лицензирования, критерии определения лицензируемых видов деятельности, полномочия Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти при осуществлении лицензирования, регламентируется порядок предоставления лицензий, приостановления и прекращения их действия и др.

Необходимость принятия отдельного, специального законодательного акта о лицензировании отдельных видов деятельности обусловлена не только особой управляемой органами исполнительной власти сферой и возникшими в ее пределах отношениями, но непосредственным указанием на существование института лицензирования и его законодательное закрепление в ГК РФ, п. 1 ст. 49 которой гласит: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ), в то время как право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т.е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. Причем, даже получив это разрешение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель остаются подконтрольными субъектами административно-лицензионных отношений с органами исполнительной власти, ибо они обязаны соблюдать все лицензионные требования и условия[50].

К лицензированию надо относиться как административно-правовому институту, который, по сути, является системой правообеспечительных мер, способствующих самореализации гражданина.

На существование института лицензирование указывает наличие широкого круга общественных отношений, сложившихся в данной сфере, регулируемых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами, детализирующими и конкретизирующими положения законов.

Таким образом, институт лицензирования представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения между субъектами административной власти и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В свою очередь, лицензирование отдельных видов деятельности выражается в мероприятиях по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[51].

Исходя из этого, мы можем определить сущность института лицензирования, его характерные признаки.

1. Правоотношения в сфере лицензирования регулируются широким кругом нормативных правовых актов, как на законодательном уровне, так и на подзаконном. Причем, принимаются они органами федеральной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Это, например, "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"; Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте"; Приказ Минтранса России от 26.07.2012 N 276 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов"; Постановление Правительства Москвы от 22.08.2006 N 578-ПП "О лицензировании деятельности по международному информационному обмену" и др.

2. Методом правового регулирования правоотношений в сфере лицензирования является императивный метод, т.е. метод властных предписаний. Субъект управления предписывает алгоритм поведения субъекту предпринимательской деятельности, запрещает либо ограничивает его в осуществлении определенных действий.

3. Лицензирование - это одна из функций органов исполнительной власти, которая призвана организовать поведение субъектов в тех областях экономики, где требуется неукоснительное соблюдение требований, предписанных государством, т.к. их невыполнение может нанести ущерб безопасности обществу, жизни и здоровью граждан.

4. Лицензионная деятельность – это пример косвенного управления экономикой, способствующий развитию конкуренции при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. По существу, данное управленческое воздействие ведет к демонополизации в предпринимательской сфере, что является положительным фактором в рыночных отношениях.

5. Правовой режим института лицензирования исключает неоправданное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. С помощью лицензированию установлены общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом лицензиат заинтересован в соблюдении, предъявляемых к нему требований и условий, так как это способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности.

6. Лицензионная деятельность представляет собой длящийся процесс, т.е. постоянно осуществляемую органами исполнительной власти деятельность, которая включает в себя не только предоставление лицензии, но и приостановление действия лицензий, возобновление или прекращение ее действия, аннулирование лицензий, контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

7. Лицензирование выступает формой контроля над приобретением специального правового статуса, фактическим выполнением обязательных лицензионных условий, прекращением деятельности в качестве субъекта лицензионных правоотношений. В случае невыполнения установленных требований и условий лицензиат может быть привлечен к ответственности.

8. Получая лицензию, субъект управленческого воздействия таким образом получает специальный правовой статус, среди элементов которого преобладают обязанности.

9. Несмотря на то, что лицензия предоставляется конкретному субъекту предпринимательской деятельности, целью института лицензирования является не его частный интерес. В основе данного административно-правового института лежит публичная цель – обезопасить общество от выпуска некачественных товаров, работ, услуг, от некомпетентной деятельности, способной нанести ущерб государству, жизни и здоровью граждан.

10. С правовой точки зрения лицензия представляет собой юридический документ, выдаваемый органом исполнительной власти дающий право на осуществление того или иного вида деятельности, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

У каждого института административного права есть свое предназначение - цель, ради которой этот институт создан и функционирует.

Впервые в ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена цель института лицензирования. Она заключается в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможности нанесения которого связаны с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Особо отмечено, что в иных целях осуществление лицензирования не допускается.

В связи с этим определен критерий отнесения отдельных видов деятельности к лицензируемым. К ним относятся только те, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следует сказать, что данное положение является законодательным отражением реализации конституционных принципов и норм, сформулированных в наиболее общем виде в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[52].

На реализацию поставленной цели направлены задачи института лицензирования. Их всего три:

- предупреждение,

- выявление;

- пресечение нарушений требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Прежде всего, они включают в себя требования к созданию юридических лиц и их, а также индивидуальных предпринимателей деятельности в соответствующих сферах, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

2) наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие системы производственного контроля;

4) соответствие требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные федеральными законами.

Так, например, Банк России имеет право устанавливать в порядке, установленном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.

При производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции дополнительными лицензионными требованиями являются требования о соблюдении режима охраны помещений (территорий), используемых для осуществления такой деятельности, порядка учета защищенной от подделок полиграфической продукции, а также технических требований и условий ее изготовления, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в данной сфере[53].

В то же время к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, а также требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

 

 

Содержание института лицензирования наглядно проявляется в его функциях, в числе которых можно выделить легитимационную, элиминативную, регулирующую, контрольно-надзорную, защитно-обеспечительную, информационно-статистическую.

Легитимационная функция (от лат, legitimus — «законный») означает придание лицензируемым видам деятельности законного основания. Лицензирование, наряду с государственной регистрацией, является фор­мой легитимации деятельности хозяйствующих субъектов. Сущность легитимации заключается в подтверждении органами государственной власти за­конности осуществления той или иной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Следовательно, посредством лицензиро­вания организации (индивидуальному предпринимателю) придается соответствующий правовой статус, а ее деятельности — законный характер.

Элиминативная функция выражается в отборе субъектов, предполагающих осущест­влять отдельные виды деятельности, посредством установления системы требований правового характера для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), ходатайствующих о получении соответствующей лицензии.

Регулирующая функция устанавливает условия и требования, которые ор­ганизации (индивидуальные предприниматели) обязаны соблюдать в процессе работы.

Контрольно-надзорная функция закономерно вытекает из предыдущей - соблюдение лицензионных требований и условий в процессе деятельности хозяйствующих субъектов необходимо контролировать, с возможностью применения соответствую­щих мер принудительного воздействия к нарушителям.

Защитно-обеспечительная функция призвана гарантировать интересы потребителей товаров, работ, услуг. Эта функция неразрывно связана с приостановлением деятельности организации (индивидуального предпринимателя) и отзывом лицензии.

Информационно-статистическая функция представляет собой учет выданных (отозванных) лицензий в специальном реестре, предоставление информации заинтересованным лицам.

Институт лицензирования базируется на ряде принципов. Принципы института лицензирования установлены в ст.4 Закона о лицензировании. Эта статья определяет основополагающие начала механизма лицензирования, называя семь основных принципов:

1. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2. установление единого перечня лицензируемых видов деятельностифедеральным законом;

3. установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

4. установление исчерпывающих перечнейлицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5.открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено;

6. недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечисленные принципы условно можно поделить на конституционные, межотраслевые и принципы института лицензирования.

Так, принципы законности и единства экономического пространства можно отнести к конституционным принципам, поскольку данные постулаты закреплены в Основном Законе нашего государства. Принцип гласности (открытость и доступность информации о лицензировании) - межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Однако если рассматривать указанные принципы через призму Закона, то, по сути, все они являются основополагающими началами института лицензирования. Кроме того, следует отметить в рамках исследуемого института: все перечисленные в принципы тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены, что порождает определенного рода систему принципов лицензирования. Принципы осуществления лицензирования отражают правовую природу института лицензирования, являющегося федеральной законодательной мерой ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[54].

Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Применительно к институту лицензирования единство экономического пространства выражается прежде всего в свободе осуществления лицензионных видов деятельности на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Единство экономического пространства характеризуется и одинаковым на всей территории Российской Федерации размером лицензионного сбора, невозможностью установления каких-либо иных административных или экономических препятствий, требовании и условий, за исключением тех, что установлены федеральным законодательством о лицензировании. В то же время, ныне действующее законодательство о лицензировании само является гарантом единства экономического пространства Российской Федерации.

Единство экономического пространства России требует единства законодательства как в целом, так и в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Из этого вывода органически проистекают такие принципы лицензирования, как установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности[55].

Принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности призван обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свободу предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации, исключить возможность создания бюрократических барьеров на пути к осуществлению лицензионных видов деятельности.

Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности, в частности, в федеральном лицензионном законодательстве четко указано, какие органы уполномочены выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии, прописан механизм совершения перечисленных действий, определены перечни документов, необходимых для получения лицензий, закреплены лицензионные требования, прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне также позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.

Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 29.11.2006 N 3-Г06-12 указал, что заявление о признании недействующим Закона Республики Коми от 06.03.2006 N 3-РЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Коми" удовлетворено правомерно, поскольку установление дополнительных условий и требований для организаторов игорных заведений законом субъекта РФ противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий субъекта РФ.

В правовой литературе высказано мнение, что существует множественность порядков лицензирования, поскольку существует определенный перечень лицензируемых видов деятельности, не входящий в предмет регулирования рассматриваемого Закона, который предполагает особый порядок лицензирования конкретных видов деятельности[56]. Как представляется, данное утверждение обоснованно, однако рассматриваемым нормативным актом установлен единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности.

Принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Истории лицензирования в России известен негативный опыт регулирования лицензионных правоотношений множеством разноуровневых нормативных актов, поэтому принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности играет важную роль в правоприменительной лицензионной практике, позволяя хозяйствующим субъектам эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, тем самым обеспечивая соблюдение прав и свобод граждан и интересов государства.

Вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны с принципом открытости и доступности информации о лицензировании, поскольку для того, чтобы действовать в соответствии с единым порядком лицензирования, руководствоваться лицензионными требованиями и условиями, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о них. В силу чего содержание рассматриваемого принципа включает несколько уровней. Первый уровень определен ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Следовательно, принцип гласности и открытости лицензирования предполагает, что все нормативные акты в сфере лицензирования должны быть опубликованы. Более того, лицензирующие органы обязаны бесплатно предоставлять соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

Второй уровень - это возложение на лицензирующие органы обязанности по ведению реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно этому конституционному положению, информация, содержащаяся в реестре лицензий, является доступной и открытой для ознакомления с ней для физических и юридических лиц. При этом важно отметить, что круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в реестрах, не ограничен, т.е. за выпиской из реестра может обратиться любой гражданин или организация, а не только соискатель лицензий или лицензиат[57].

Принцип недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, базируется на принципах открытости и доступности информации о лицензировании, а также законности осуществления этой функции государства. Порядок и размеры взимаемых государственных пошлин устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения соответствующих статей[58] Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов[59].

Принцип открытости и доступности информации о лицензировании является гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении лицензирования, благодаря которому возможно осуществление контроля за деятельностью как лицензирующих органов, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принцип законности при осуществлении лицензирования коррелирует с другими вышеперечисленными принципами лицензирования, поскольку данный принцип предполагает неукоснительное соблюдение Конституции РФ, рассматриваемого Закона и иных нормативных правовых актов, касающихся сферы лицензирования отдельных видов деятельности всеми без исключения субъектами лицензионных правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы. Данный постулат означает, что перечисленные субъекты должны: "во-первых, выполнять веления Конституции и законов и не препятствовать их выполнению; во-вторых, не нарушать содержащихся в них запретов и не способствовать их нарушению"[60].

Как было сказано ранее, институт лицензирования представляет собой регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с предоставлением, приостановлением и аннулированием лицензии. Охарактеризуем правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления лицензионной деятельности. Как и все правоотношения, они состоят из трех элементов – объекта, субъектов и содержания этих правоотношений.

Объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 12 рассматриваемого Закона, а именно 50 видами деятельности (ранее было 87). Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования[61].

Так, например, не требуется лицензии для осуществления деятельности в сфере строительства жилых объектов. Особый же порядок лицензирования предусматривается для использования атомной энергии; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности, связанной с защитой государственной тайны; деятельности кредитных организаций, страховой и клиринговой деятельности и др.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

 

 

Предметом рассматриваемыхправоотношений является лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Действие лицензии имеет свои особенности. Прежде всего, лицензия предоставляется отдельно на каждый вид деятельности. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Если лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, то данный вид деятельности может осуществляться на территориях и других субъектов Российской Федерации, но при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок уведомления установлен Правительством Российской Федерации[62].

Действие лицензии начинается со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день осуществляемых одновременно действий:

− внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий,

− присвоения лицензии регистрационного номера и

− регистрации приказа руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

В настоящее время лицензия действует бессрочно, что свидетельствует об упрощении процедуры лицензирования. Согласно ранее действующему Закону, срок действия лицензии составлял не менее пяти лет и продлевался по заявлению лицензиата. И лишь в ряде случаев могло быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Содержание лицензионных правоотношений представляет собой совокупность прав и обязанностей субъектов, реализуемых ими при лицензировании отдельных видов деятельности. Возникают, изменяются и прекращаются лицензионные правоотношения на основании юридических фактов. К ним относятся действия (бездействия) субъектов лицензионных правоотношений, либо события и явления, не зависящие от их воли. Причем деяния субъектов лицензионных правоотношений могут быть как правомерными (подача в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии), так и неправомерными (нарушение лицензионных требований).

Субъектов, участвующих, в рассматриваемых правоотношениях можно разделить на два вид. С одной стороны – это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование и именуемые в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующими органами. Данные органы, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утверждение порядка предоставления электронных документов, утверждение типовой формы лицензии и др.

 

В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен круг полномочий лицензирующих органов и ответственность их должностных лиц. В соответствии с данным Законом лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.05 с.)