Правовая характеристика института аттестации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая характеристика института аттестации.



Анализ нормативных правовых актов, судебной практики и специальной научной литературы, посвященных аттестации, позволяет говорить о многогранности этого явления, ставшего предметом изучения нескольких отраслей права. Прежде всего, трудового и административного права, т.е. тех отраслей, которые в предмет правового регулирования включают отношения, связанные с регулированием труда работников.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. attestātioсвидетельство, подтверждение) — определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям (продукция, технические устройства, рабочие места); отзыв, характеристика.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых, можно выделить государство в лице специально уполномоченных органов, осуществляющих аттестацию, и иные органы, в отношении которых данная аттестация проводится.

Это в свою очередь позволяет сделать вывод, что сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, с одной стороны заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство же, с другой стороны, вводит соответствующую систему контроля, за качеством их деятельности с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, аттестация, выступая, как форма государственно общественного контроля, является по своей сути одним из средств административно-правового воздействия государства на определенный круг общественных отношений, возникающих в процессе аттестации, а это в свою очередь позволяет выделить ее в качестве самостоятельного института административного права.

Институт аттестации представлен комплексом системообразующих материально-правовых и процессуально-правовых норм. Материально-правовые нормы определяют цели, задачи, функции аттестации, а также административно-правовой статус субъектов аттестационных отношений. Процессуально-правовые нормы обеспечивают исполнение материальных норм, устанавливая процедуру аттестации.

Основными принципами аттестации являются:

законность, проведение аттестации должно в полной мере соответствовать нормам права;

гласность, т.е. широкое ознакомление работников с порядком и методикой проведения аттестации;

демократизм, предполагающий широкое участие представительных органов работников в аттестационных процедурах;

результативность, означающая обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;

объективность, проявляющаяся в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, беспристрастно и в возможности обжалования решений комиссии.

В настоящее время в российской практике сложились следующие виды (типы) аттестации: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников, аттестация персонала организации, аттестация рабочих мест по условиям труда.

В лекции мы рассмотрим институт аттестации на примере аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). Следует заметить, что аттестация рабочих мест является одним из инструментов в системе охраны труда для обеспечения безопасных условий труда для работников.

В последнее время значение аттестации рабочих мест по условиям труда при организации трудовых отношений на предприятии резко возросло. Это связано с рядом факторов. В первую очередь для работодателей проведение аттестации рабочих мест - это возможность избежать уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве, а также административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехназдора и Прокуратуры.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:

- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Требование об обязательном проведении аттестации рабочих мест по условиям труда установлено статьями 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан за свой счет обеспечить аттестацию рабочих мест.

Проводить аттестацию должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):

- юридические лица;

- индивидуальные предприниматели.

На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестации подлежат рабочие места на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

Аттестационная комиссия:

осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации,

присваивает номер каждому рабочему месту;

заполняет и подписывает карты аттестации;

по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

травмоопасности рабочих мест;

обеспеченности работников СИЗ;

условий труда на рабочих местах (комплексная).

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Итоги аттестации.

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ).

Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).

Для предпринимателей (без образования юридического лица) штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Для юридических лиц штраф составит 30 000 - 50 000 руб., или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Аттестация рабочих мест в системе охраны труда может повлечь как положительный, так и отрицательный эффекты для работодателя и для государства (общества в целом), рисунок 1.

 

Работодатель Государство (общество в целом)
Положительный Негативный Положительный Негативный
-повышение производительности труда; -уменьшение налогооблагаемой базы; - получение скидок к страховым тарифам; - обоснование льгот и компенсаций для работников занятых на вредных и (или) опасных условиях труда затраты на проведение аттестации каждого рабочего места с привлечением аттестующей организации -способствует соблюдению выработки мер по обеспечению безопасности труда работников; -своевременное информирование работников; -снижение издержек по выплатам излишнее администрирование системы

 

Рисунок № 1. Положительные и негативные эффекты аттестации рабочих мест

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.034 с.)