Тема № 11: «Институты регистрации, учета и отчетности » 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11: «Институты регистрации, учета и отчетности »



Нормы, закрепляющие основные начала правового регулирования - принципы регистрации

Вопрос о принципах государственной регистрации является важнейшим в структуре института государственной регистрации. Рассмотрев цели и значение регистрации, можно выделить основные принципы регистрационной деятельности. Под принципами в теории права понимают основные начала правового регулирования, закрепленные в правовых нормах[30]. Например, В.Н. Хропанюк определяет принципы права как «основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни»[31]. Нормативные акты, регулирующие общественные отношения в области регистрации прав не закрепляют основные принципы государственной регистрации. Вместе с тем систематический анализ этих нормативных актов показывает, что регулирование рассматриваемых правоотношений основано на следующих основных принципах:

· Принцип законности.Законность является основой регистрационной деятельности. В качестве ее элементов можно выделить:

1) наличие законов, регулирующих соответствующие общественные отношения. На сегодняшний день процедура регистрации урегулирована множеством подзаконных актов, но детально лишь несколькими Федеральными законами. Вот наиболее важные из них:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[32].

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[33].

3. Указ Президента Российской Федерации №1315 от 13 октября 2004 года "Вопросы Федеральной регистрационной службы"[34].

4. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса РФ».

 

2) обеспечение прав граждан и законных интересов юридических лиц в процессе осуществления регистрационной деятельности. Гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[35].

3) соблюдение закона всеми участниками регистрационного процесса.

Принцип законности регулирования общественных отношений, возникающих при государственной регистрации, предполагает, с одной стороны, законность действий граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, и, с другой стороны законность деятельности органов государственной регистрации[36].

Упоминая о работе территориальных органов Федеральной регистрационной службы РФ, следует отметить, что 5 июля 2005 года состоялось первое расширенное заседание Совета Главного управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве.

В работе Совета принял участие министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка.

На Совете была проанализирована деятельность Главного управления по реализации государственной политики в сфере регистрации прав на недвижимость и сделок с нею, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере адвокатуры, нотариата и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В докладе руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве А. Э. Буксмана было отмечено, что за отчетный период реализован комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию и совершенствование процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возросло число обращений для государственной регистрации общественных и религиозных объединений, изменений в их учредительных документах.

 

· Принцип достоверности записей в Едином государственном реестре прав. В соответствии с этим принципом информация, содержащаяся в реестре, признается достоверной. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

· Принцип приоритета ранее зарегистрированных прав. При проведении государственной регистрации проверяется отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными. Наличие таких противоречий является основанием для отказа в государственной регистрации, так как записи в реестре признаются достоверными[37].

· Принцип единства. К специальным принципам государственной регистрации следует отнести единство системы регистрации, процедуры регистрационных действий и реестра прав не зависимо от объекта и региона регистрации.

В отличие от конституционного принципа национального языка судопроизводства, для обеспечения единства системы государственной регистрации единые реестры прав или другие учетные документы во всех субъектах Российской Федерации ведутся на русском языке. Государственная регистрация отдельного вида правоотношения должна производиться единым, уполномоченным на то государственным органом, либо его филиалами, созданными в пределах регистрационных округов.[38]

· Принцип гласности. Этот принцип служит достижению экономической и социальной цели государственной регистрации- обеспечению законности и открытости. Он основан на доступности информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав, всем заинтересованным лицам. Например, в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорится: «сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков»[39].

Паспортные данные физических лиц и идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

· Принцип платности. Этот принцип можно отнести к специальным принципам. Плата за регистрацию является одним из источников создания системы регистрации и обеспечения государственной гарантии, зарегистрированных прав. Регистрационная процедура начинается только при документальном подтверждении оплаты. Конкретные размеры взимаемой платы устанавливаются отдельно для каждого вида объекта регистрации соответствующими нормативными актами.

· Принцип общеизвестности. Это принцип, в соответствии с которым любое лицо считается на основании публикации в официальном источнике осведомленным о внесении предпринимателя в торговый реестр, что лишает контрагента возможности ссылаться на незнание содержащихся в реестре сведений. Данный принцип более известен зарубежному законодательству, в Российской Федерации пока не получил своего закрепления, поскольку его реализация напрямую связана с решением проблемы открытости данных регистраций.

Классификация по органам, осуществляющим регистрацию

· По вертикали. Регистрирующие органы РФ и субъектов РФ. Например, Федеральная регистрационная служба РФ.

· По горизонтали. Соответствующие отраслевые государственные органы.

Тема № 11: «Институты регистрации, учета и отчетности »

 

Специальности: 030501 – юриспруденция,

030505 – правоохранительная деятельность.

 

Подготовил:

доцент кафедры АП

кандидат юридических наук,

капитан милиции Бондарь Е.О.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

20 апреля 2006 г, протокол № 11

 

Москва - 2006

ВОПРОСЫ:

1) Правовая природа и назначение института регистрации

2) Материально-правовые признаки регистрации

3) Виды правоотношений, обслуживаемые институтом регистрации

4) Эффективность института регистрации как

технологического явления

5) Централизованная система учета и статистической отчетности

6) Понятие процедуры реализации учета и отчетности в деятельности ОВД.

 

7) Цели, задачи, функции института отчетности. Стадии и субъекты процедуры реализации института учета и отчетности в деятельности ОВД.

 

Список используемой литературы:

 

1.Большая советская энциклопедия. М., 1958. Т.23.

2. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. –М.: Юристъ,2000.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2000.

4. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации. Автореф. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2002.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3594.

6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ.

7. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2000.

8. Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М., 1997.

9. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2001.

10. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.

11. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

12. Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Научно-практическое пособие. – М.,2001.

13. Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации. "Журнал российского права", N 7, 2002.

14. Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации. Дисс… докт. юрид. наук. М., 2003.

15. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2001.

16. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федер. закон. Принят Гос. Думой 13 июля 2001 г. Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. (СЗ РФ, 2001, № 33, ч. 1, ст. 3431) В ред. ФЗ: от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ, ... от 23 дек. 2003 г. № 185-ФЗ (Рос. газ., 27 дек. 2003 г. № 261) . -М.: Ось-89, 2004.

17. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федер. закон: Принят Гос. Думой 17 июня 1997 г. Одобрен Советом Федерации 3 июля 1977 г. (В ред. ФЗ от 05.03.2001 № 20-ФЗ, от 12.04.2001 № 36-ФЗ, от 11.04.2002 № 36-ФЗ, от 09.06.2003 № 69-ФЗ): Офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2004.

18. Ст. 6.ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об актах гражданского состояния".

19. Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 988 (ред. от 11.02.2003) "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий", "Собрание законодательства РФ", 01.01.2001, N 1(часть II), ст. 124.

20. Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 396 (ред. от 17.11.2000) "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации", "Российские вести", N 96, 21.05.1993.

21. Федеральный Закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О Государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". "Российская газета", N 145, 01.08.1998.

22. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 07.05.2003, с изм. от 10.10.2003) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 22.08.1994, N 17, ст. 1999.

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (ред. от 14.08.2002)"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", "Российская газета", N 144, 27.07.1995.

24. Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 18 ноября 1994 г. N 11 "О введении системы государственной регистрации и государственного контроля качества дезинфекционных средств".

25. Указ Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 2002 г.).

26. Постановление Госгортехнадзора РФ от 3 июня 1999 г. N 39 "Об утверждении Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра" (с изменениями от 20 июня 2002 г.)

27. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 (ред. от 06.09.1998, с изм. от 27.08.1999) "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции". "Собрание законодательства РФ", 29.07.1996, N 31, ст. 3755,

28. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1030 (ред. от 27.08.1999) "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья". "Российская газета", N 163, 23.08.1997.

29. Кирсанов А.Р. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2002.

30. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Отечество, 1993.

31. В редакции Федеральных законов от 5 марта № 20–ФЗ, 12 апреля 2001 года № 36–ФЗ, 11 апреля 2002 года № 36–ФЗ) № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3094; 2001. № 12. Ст.997; № 16. Ст.1533; 2002. № 15.Ст.1377.

32. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ. Российская газета. 2001г. 10 авг.

33. Гражданский кодекс Российской Федерации.

34. Кирсанов А.Р. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2002.

35. «Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утверждено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998года №288.

36. П.1.ст.6 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

37. Федеральный Закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О наркотических средствах и психотропных веществах". "Российская газета", N 7, 15.01.1998.

38. Черепанова И.В. Регистрация граждан по документам, удостоверяющим личность. Дисс... канд. юрид. .наук, М.,1999.

39. Уткин Д.В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.: Дисс... канд. юрид. .наук, М., 2001.

40. Диаковская Н.В. Правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимость. Дисс... канд. юрид. .наук, М., 2001.

41. Давиденко Н.Ф. Государственно-правовое регулирование товарного знака в России. Дисс... канд. юрид. .наук, М., 1996.

42. Дмитриев А.В. Государственная регистрация прав на землю в городе Москве. Дисс... канд. юрид. .наук, М., 2000.

43. Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт. Дисс... канд. юрид. .наук, Саратов, 1999.

44. Лазарев И.М. Алминистративные процедуры в сфере взаимоотношений граждан. Дисс... канд. юрид. .наук, М., 2002 г.

45. Кононов П. И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Монография. Киров, 2001.

46. Шмалий О.В. Регистрация как форма государственного управления. Дисс... канд. юрид. .наук, Ростов-на-Дону., 2004.

47. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах президента Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 171.

48. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 26 ноября 1998 года N 182-ФЗ, от 8 июля 1999 года N 139-ФЗ). См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 799 "Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации", Собрание законодательства РФ, 12.01.2004, N 2, ст. 126.

49. Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 396 (ред. от 17.11.2000) «О регистрации кино- видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации». "Российские вести", N 96, 21.05.1993.

50. "Российская газета", N 71, 12.04.2003.

51. Экономика и жизнь", N 21, 1996.

52. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 N 120 "О государственной регистрации генно - инженерно - модифицированных организмов ", "Российская газета", N 41, 24.02.2001.

52. "Российские вести", N 105, 08.06.1995.

53. Актуальные проблемы административного и административно-процессульного права. Сборник тезисов статей. М.: МосУ МВД России, 2003.

54. О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»: Федеральный закон от 21 марта 2002 г. // Рос.газета, 2002, 26 марта

55. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319// Рос.газета, 2002, 22 мая.

56. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 года. № 190// СЗ РФ, 2002, №14, ст.1298

57. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование: Постановление Правительства от 11 февраля 2002 года. №135//СЗ РФ, 2002, №9, ст.928.

58. Административное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. докт.юрид. наук, проф. В.А.Юсупова; канд.юрид.наук, доц. В.Д.Симухина.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

59. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»/ Под общей ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.

60. Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности: Закон РФ от 13 мая 1992 года №2761-1 (с последующими изменениями)// Российская газета.-1992.- 4 июля.

61. Об утверждении Положения о Государственном комитете РФ по статистике: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 года № 85// СЗ РФ. 2001. № 7. Ст.652.

62. Административное право. Учебник для вузов. Под ред д.ю.н., профессора В.Я.Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

63. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях».

64. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса РФ».

 

1. Правовая природа и назначение института регистрации

В переводе с латинского слово «регистрация» (позднелат. registratio, от registrum) означает список, перечень. Это юридический факт, с наступлением которого административно-правовая норма связывает возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений.

Определение регистрации содержится, в частности, в Большой советской энциклопедии[1], где регистрация трактуется, как взятие на учет, занесение в реестр лиц, актов гражданского состояния, учреждений, материальных ценностей и других объектов; в ракурсе государственно-управленческой деятельности существует регистрационная система – форма государственного учета, состоящая в обязательной регистрации уполномоченными на то органами каких либо событий, юридических актов и так далее.

Данное определение на сегодняшний момент является неполным, поскольку представляет государственную регистрацию как материально-техническое действие.

Как определяют его ученые - правоведы?

Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов относят регистрацию, наряду с лицензированием и порядком принятия правовых актов управления к административно-процедурному производству. Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий… и служит целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований[2].

Профессор Д. Н. Бахрах считает, что регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете[3]. Ее осуществление возложено на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

И.М. Лазарев отмечает, что регистрация является одним из видов административных процедур, осуществляемых органами исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями. Регистрационные административные процедуры включают в себя деятельность органов исполнительной власти, урегулированную административно-процессуальными нормами, в ходе которых решаются вопросы об официальном признании законности существования определенных материальных объектов и юридических фактов[4].

Одним из первых, понятие регистрации было дано Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[5].

Согласно ст. 2 указанного выше закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Естественно, что в этом Федеральном законе понятие регистрации является слишком узким и охватывает лишь особенности механизма регистрации недвижимого имущества.

Далее были попытки раскрыть понятие регистрации и в других нормативных актах, посвященных отдельным видам регистрационных процедур. Например, Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[6] В нем понятие регистрации трактуется следующим образом: «Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом».

В российском законодательстве государственная регистрация является сравнительно новым правовым явлением. Несмотря на то, что термин «регистрация» и производные от него понятия прочно вошли в научный оборот и практику, сущность, роль и место этой правовой реалии в механизме регулирования общественных отношений нуждаются в дальнейшем изучении и находятся в центре внимания исследователей.

Раскрытию сущности и выяснению критериев регистрации посвящены работы многих ученых-административистов. До сих пор нет единого мнения о том, входит ли государственная регистрация в понятие «разрешительное производство».

Д. Н. Бахрах считает, что государственная регистрация во многом схожа с разрешительной системой. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. Так при регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т.д. не принимается административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете, а выдача разрешений с последующим надзором связана с определенными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов[7].

А. Б. Агапов напротив считает, что регистрация является одной из форм государственной разрешительной политики вместе с лицензированием и сертификацией, так как их реализация влечет за собой существенные правовые последствия для субъектов правоотношений[8].

Ю. А. Тихомиров относит регистрацию наряду с лицензированием и сертификацией к учетно-легализующим режимам, как одной из подгрупп административно-правовых режимов[9]. Но, несмотря на это все авторы сходятся во мнении, что применение регистрации, как одного из методов административно-правового регулирования в большем объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где регистрационная процедура недостаточно регулируется правом, возникают волокита, произвол, злоупотребление властью, и коррупция. Нередки случаи, когда сотрудники налоговых инспекций, осуществляющие регистрацию юридических лиц, преднамеренно ведут прием граждан очень медленно, искусственно создавая большие очереди, тем самым, направляя граждан на решение проблемы в «обход».

Неурегулированность процедуры регистрации законами, на местах пытаются компенсировать региональным нормотворчеством. Принимаемые в субъектах Российской Федерации акты зачастую противоречат не только действующему законодательству, но и друг другу.

Такое положение, естественно, подрывает и без того нестабильную нормативно-правовую основу процедуры регистрации, способствует возникновению коллизий и противоречий, затрудняет работу регистрирующих структур, приводит к возрастающему потоку писем, жалоб и обращений в судебные органы.

Регистрация служит важным средством управленческого воздействия, «отдельные права и обязанности появляются лишь в связи с наличием ненормативного акта, каким является акт-разрешение»[10]. Он служит индивидуальным регулятором общественно значимого поведения.

Необходимо отметить, что существенное расширение института регистрации в Российской Федерации (по сравнению с советским периодом), было обусловлено переменами в характере воздействия государства на общественные отношения, складывающиеся, прежде всего в сфере экономики.

Осуществление регистрации является одной из мер со стороны государства, призванной обеспечить публичный интерес. Смысл реализации данной меры состоит в сбалансировании определенным образом публичного и частного интереса.

Регистрацию можно отнести к числу правовых форм исполнительной деятельности, поскольку она оформляется и осуществляется на основе правового акта (свидетельство о регистрации), в результате которого наступают юридические последствия.

Юридические последствия выражаются в возникновении административно-правовых отношений между заявителем и органом исполнительной власти, осуществляющим процедуру регистрации

Таким образом, регистрация является формой исполнительной деятельности, выраженной в санкционировании, официальном признании за определенными субъектами прав или правового статуса, в тех случаях, когда необходимо регулирование со стороны государства конкретных общественных отношений, а также осуществление контроля за фактически осуществляемыми действиями.

Внешнее выражение регистрация получает в выдаче свидетельства о государственной регистрации, содержащего достаточные сведения о зарегистрированном праве и самом субъекте регистрации. Эти свойства составляют «субстанциональное ядро самостоятельно существующего»[11] государственно-управленческого феномена регистрации.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права, общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти[12]. Регистрационные правоотношения являются разновидностью административных правоотношений и обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Вот основные из них:

· обязанности и права сторон этих отношений напрямую связаны с деятельностью регистрирующих органов;

· регистрационные правоотношения возникают по инициативе заинтересованной стороны, чаще всего заявителя;

· регистрационные правоотношения возникают на основе норм составляющих институт регистрации;

· в большинстве своем эти отношения имеют обязательный характер;

· за малым исключением, регистрационные правоотношения осуществляются на платной основе.

Регистрация является средством исключительно административного воздействия. Какой бы орган не занимался регистрацией – исполнительные органы, Банк России – они осуществляют административно-правовую деятельность.

Говоря о назначении регистрации, важно определить цели и задачи этого административно-правового института. Цели регистрации бывают различные.

Так, например, Т.В. Закупень определяет, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, проведением налогообложения, получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставления всем заинтересованным лицам информации о зарегистрированных правах[13].

По мнению Спектор Е.И., перечень объектов, подлежащих регистрации, велик. По своему характеру все эти объекты разноплановы, но единственное, что их объединяет - цели государственной регистрации. Во-первых, посредством регистрации и ведения унифицированного учета государство обеспечивает общественную и государственную безопасность, а, во-вторых, признает правоспособность субъектов в определенной сфере деятельности[14].

Более широко определяет цели государственной регистрации П.И. Кононов:

1. обеспечение физическому или юридическому лицу возможности использования принадлежащих ему имущественных и личных неимущественных прав;

2. обеспечение исполнения физическим или юридическим лицом возлагаемых на него юридических обязанностей;

3. обеспечение правовой охраны прав физического или юридического лица;

4. обеспечение возможности осуществления государственного контроля за законностью реализации физическими и юридическими лицами предоставленных им прав и исполнением возложенных на них обязанностей[15].

Обобщая мнения приведенных выше, а также других ученых можно представить основные цели государственной регистрации в следующем порядке.

· Имеет правоустанавливающее значение и обеспечивает приоритет их прав правообладателей.

· Предоставляет возможность получения достоверной информации о регистрируемых правах.

· Обеспечивает упорядочение сбора налогов (фискальная).

· Обеспечивает соблюдение законности и защиту прав и законных интересов всех участников регистрационного процесса.

Каким образом реализуются перечисленные цели государственной регистрации тех или иных объектов в действующем законодательстве покажем в следующем параграфе.

Проведенный нами системный анализ не только научных публикаций на эту тему, но и действующих нормативно-правовых актов, составляющих институт регистрации, позволяет сформулировать общественно значимые и иные позитивные цели регистрации, как метода правового регулирования:

· Защита права (собственности, авторских прав, свободы передвижения и т.п.).

· Легитимация (легализация) субъекта права (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

· Обеспечение безопасности в обществе (регистрация оружия, ядовитых веществ, транспортных средств и т.п.).

· Охрана государственных интересов (регистрация актов гражданского состояния).

· Обеспечение контроля (производство этилового спирта, ввоз новых медикаментов и др.).

Если сама регистрация препятствует реализации конституционных прав и свобод граждан и других субъектов регистрационных правоотношений, то такая процедура вредна для общества и государства.

По нашему мнению, осуществление тех или иных видов регистрации оправдано, если регистрация решает хотя бы одну из задач, а именно:

· защита прав и законных интересов граждан;

· осуществление государственного регулирования оборота отдельных видов продукции, которые создают опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ними со стороны государства;

· упорядочение материальных объектов носящих массовый характер, использование которых может являться опасным для жизни и здоровья неограниченного круга лиц;

· официальное признание имущественных и неимущественных прав граждан, возникновение, изменение и прекращение которых невозможно без государственного подтверждения;

· обеспечения необходимых условий для реализации финансового контроля объектов, которые, в соответствии с Налоговым кодексом РФ являются налогооблагаемыми на территории Российской Федерации.

В настоящее время многие законы и подзаконные акты, составляющие институт регистрации, не содержат норм, в которых отражается назначение соответствующей процедуры. Поэтому, для правильной реализации данного института административного права большое значение имеет законодательное закрепление целей и задач регистрации. Если цели регистрации не закреплены в законах, то возможна ситуация, когда некоторые органы исполнительной власти, издавая «удобные» им соответствующие подзаконные нормативные акты, зачастую искажают истинный смысл регистрации того или иного объекта.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать что, институт регистрации использует единую целевую установку – защиту прав граждан и обеспечение безопасности гражданского общества и государства.

 

2. Материально-правовые признаки регистрации

Институт регистрации представлен материально-правовыми и процессуально-правовыми нормами.

К группе материально-правовых норм института регистрации, прежде всего, относятся следующие виды:

а) определяющие цели, задачи, функции института регистрации;

б) закрепляющие основные начала правового регулирования - принципы регистрации;

в) определяющие критерии, при наличии которых институт регистрации необходим;

г) характеризующее содержание регистрации, в чем она должна выражаться, какой результат может свидетельствовать о свершившемся факте регистрации;

д) определяющие правовой статус (права и обязанности) участников регистрационных отношений;

е) устанавливающих ответственность сторон регистрационных отношений;

ж) нормы-дефиниции.

Проще говоря, эти нормы устанавливают юридические границы, объем правового регулирования, определяют права и обязанности субъектов правоотношений.

Предложенная нами классификация материальных норм по некоторым позициям схожа с классификацией административно-правовых норм по критерию способа правового регулирования поведения в деятельности субъектов, разработанной Ю.А. Тихомировым[16]. По его мнению, приведенная ниже классификация норм имеет большой практический смысл, поскольку позволяет правильно готовить проекты административно-правовых актов по их отдельным элементам.

· Нормы-задачи содержат нормативную ориентацию развития отраслей, сфер управления и регулирования, других объектов, а также выступают ориентиром деятельности субъектов административного права.

· Нормы-принципы выражают устойчивые сущностные характеристики, как субъектов, так и объектов управления.

· Нормы-дефиниции дают нормативное определение, обязательные к применению в тексте закона или иного правового акта.

· Нормы общекомпетенционные очерчивают статус, права обязанности и ответственность субъектов административного права. Чаще всего они содержатся в положениях об органах, должностных лицах.

Рассмотрим некоторые группы материально-правовых норм наиболее слабо представлены в действующем регистрационном законодательстве.

Нормы, определяющие цели, задачи, функции института регистрации В настоящее время эта группа норм зачастую представлена не в полной мере. Так, например, отсутствуют цели и задачи в Федеральном Законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[17] и Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[18]. На наш взгляд, это существенная недоработка законодателя. Тем более что, другие блоки материально-правов





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.62.78 (0.011 с.)