Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и роль социологии в обществе

Поиск

Как и другие науки, социология выполняет многообразные функции. В них проявляется ее общественная роль.

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология расширяет и конкретизирует знания о сущности общественных процессов, структуре, закономерностях, формах и механизмах функционирования общества и его различных составляющих. Социология, используя как теоретические, так и эмпирические методы, накапливает объективные знания об обществе, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, вырабатывает методологические принципы познания социальных процессов.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Практическая направленность социологии выражается, в частности, в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем, т. е. выполняет прогностическую функцию. Социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Социология, как и любая социогуманитарная наука, не может быть «чистой наукой», свободной от всякой идеологии, т. е. она всегда выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию.(Однако, разумеется прежней тотальной идеологизации быть не должно). Ангажированность социологов выражается в том, что они выполняют определенные социальные заказы. Известно, что результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. В то же время разговоры о «продажности» социологов сильно преувеличены. Большинство представителей социологического сообщества строго следуют кодексу профессиональной чести.

Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми и, в конечном счете, совершенствованию общественных отношений. А потому социология призвана способствовать формированию идеологии.

Функции социологии определяют место социолога в обществе. Социологи изучают общество. Проводят различные опросы для выявления общественного мнения, участвуют в составлении рейтингов популярности политических деятелей, партий, движений. Во многих странах управленческие решения не принимаются без учета социологических исследований, рекомендации социологов. Диагностика состояния общества, изучение проблем возникающих по мере его развития — это важная задача социолога.

Социологическая составляющая есть во многих современных профессиях.

Социолог сегодня выступает сегодня не только как диагност, но и как социальный технолог и инженер, способный целенаправленно изменять организационные структуры, определяющие человеческое поведение и обеспечивающие контроль над ним. Сегодня специалисты в области социальной инженерии в основном занимаются социальными проблемами производства, но сфера их деятельности с необходимостью будет расширяться.

Большим потенциалом обладают социологи также в области управленческого консультирования.

В принципе социологическое видение мира — это инструмент, с помощью которого можно добиться успеха в любой сфере деятельности.


6. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЕГО ПРИЗНАКИ И УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Общество можно определить как устойчивую систему и универсальный cпocoб организации социальных связей, отношений и социальных взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей, поддерживаемый силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей; общество является самодостаточной, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системой.

Признаки общества:

1) территория, на которой происходит консолидация социальных связей;

2) способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей;

3) автономность и высокий уровень саморегуляции;

4) общество отличает большая интегрирующая сила.

Общество возникает по мере упорядочивания, упрочнения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

По мнению современного американского социолога Э. Шилза, обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Онопополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имееттерриторию, которую считает своей собственной.

5. У него собственноеназвание и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

 

Понятие «общество» близко по значению понятиям «государство» и «страна». Однако между ними есть существенные отличия. Общество — это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, в то время как государство — искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие «страна» описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы. Таким образом, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Следовательно, страны — результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад.

Уровни организации общества. Общераспространенным представлением в социологии является деление общества на микро- и макроуровни.

Изучением макроуровня занимается макросоциология, которая; сосредоточена на рассмотрении крупных социальных процессов, анализе больших социальных групп и систем, таких, как общество, цивилигация и т.д.

Микросоциология ориентируется на изучение социальных явлений и процессов в относительно небольших социальных системах (например, семье), составляющих микросоциальный уровень.

Можно говорить также и об объективном и субъективном уровнях социальной реальности. Объективный уровень означает, что то или иное социальное явление существует или, говоря словами Дюркгейма, является "вещью". Это действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты и т.д. Субъективный уровень относится к явлениям, которые не имеют материального существования (умственные процессы, социальные установки, нормы ценности и т.д.). Однако существуют социальные явления, которые невозможно отнести только к объективным или только к субъективным. Так, семья, с одной стороны, это объективное (материальное) явление, а с другой стороны, она основывается на определенной совокупности норм, ценностных ориентаций, социальных установок и т.д.

Существует еще один подход к выделению уровней общества как системы. Он основывается на функциональном анализе общества Т. Парсонса, который изучал общество не как совокупность структурных элементов, прежде всего как совокупность функциональных зависимостей функциональной зависимостью он называл то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Определив необходимые социальные функции, которые должна выполнять система, чтобы не погибнуть, Парсонс на этой основе искал реальных исполнителей этих функций в обществе. В качестве таких исполнителей он выделил четыре полсистемы (экономика, политика, культура и родство), затем указал те социальные институты, которые Осуществляли реальные социальные процессы (заводы, банки, школа; семья) и разработал теорию социальных ролей, которые человек должен выполнять в рамках каждой из подсистем.

В нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему (производство товаров для удовлетворения материальных потребностей); духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ, и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

Нормально функционировать общество может только при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального предназначения. Умаление или возвышение любой из них чревато негативными последствиями (недооценка роли экономики ведет к снижению уровня потребления, преуменьшение роли духовности - к социальной энтропии и т.д.).

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Поскольку общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, то здесь невозможна какая-либо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных для общества, выбирать часть, делать их типообразующими и на этой основе создавать свою типологию.

 

Если в качестве главного признака выбрать наличие письменности, то все общества можно разделить на дописьменные, т.е. обладающие лишь устной традицией трансляции культуры и опыта, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях (клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах. газетах, компьютерах). Письменность возникла около 10 тыс. лет назад у финикийцев. Однако до сих пор существуют племена, не имеющие ее.

 

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в нем религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество.)

 

Если за основу выбрать уровень управления и степень социальной дифференциации, то общества можно разделить на простые и сложные.

Простые общества возникли около 40 тыс. лет назад. Для них характерны следующие признаки: 1) эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство, 2) относительно небольшие размеры объединения, 3) приоритет кровно-родственных связей, 4) низкий уровень разделения труда и развития техники.

В сложных обществах существует несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, различающихся доходами и отношением к власти. Социальное неравенство закреплено юридически, экономически, идеологически и политически. Если простые общества являлись догосударственными образованиями, то сложные общества возникли вместе с образованием государств (примерно 6 тыс. лет назад).

 

Одним из вариантов типологии общества является марксистская теория общественно-экономических формаций. Категория общественно-экономической формации является целостной характеристикой исторически определенной ступени человеческого общества. Она характеризуется определенным способом производства, составляющим материальную основу ее развития как целого, специфическим экономическим базисом и соответствующей ему надстройкой. На основе категории общественно-экономической формации создается историческая типология обществ: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (коммунистическое).

 

Дж. Ленски и Г. Ленски классифицировали общество в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; в обществе охотников и собирателей растений каждый знает кому что полагается. Политической структуры в этом обществе практически не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сформировались.

2. Садоводческие общества. Впервые возникли на Ближнем Востоке примерно четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы, в настоящее время сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; работники используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется: иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимоотношениями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3. Аграрные общества. Впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочной сельскохозяйственной продукции явилось предпосылкой возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Начали формироваться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

4. Промышленные общества. Возникли в современную эпоху в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем - атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сформировались высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

 

Еще одним вариантом типологизации общества является выделение индустриального и постиндустриального общества.

Предшественником индустриального общества было традиционное общество. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Примитивность, отсталость и крайне низкие темпы развития производства, большая инерционность и невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями функционирования, являются его характерными чертами. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые считаются незыблемыми. Свобода личности, являющаяся условием инновационного процесса в обществе, подавлена интегрирующими функциями социальных институтов.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу общества. Позже эту идею развивали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Турен и др. Индустриальное общество — это сложное, развитое общество на промышленной основе с гибкими структурами, допускающими и даже требующими непрерывную модификацию, и способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Этот тип общества обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Капитализм является лишь его ранней, переходной формы, ограниченной обществами Европы XIX и начала XX в., т.е. периода временного совпадения собственности и управления и власти. Впоследствии же это совпадение уничтожается за счет роста и масштаба индустрии. Конфликты и напряжения в индустриальном обществе имеют тенденцию уравновешиваться.

Развитием системы идей индустриального общества стала теория постиндустриального общества как наиболее развитого общества на информационной основе с приоритетом структур образования и коммуникации, несущего в себе противоречивые возможности как обеспечения более высокого уровня свободы личности, так и появления новых, более сложных, скрытых форм социального контроля над ней.

Возможны и иные варианты названий тех же самых понятий. К. Поппер, например, использует понятия закрытого и открытого общества, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, — открытое общество.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.011 с.)