Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды выбора как предмет микроэкономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод микроэкономики
Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки. Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика. Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей, следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы. Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэкономику и макроэкономику. Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов. Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными госструктурами) в условиях редкости Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы, совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём выборам: - что - как - кто - для кого «Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа «либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что». Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью производительных ресурсов. Они делятся на 3 категории: - труд (рабочая сила - капитал - природные ресурсы Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способностей (физических, умственных, нервных) человека к труду. Капитал – это средство производства, деньги, производственная инфраструктура, которые созданы людьми и используются ими в производственном процессе. Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть использовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, биомасса в воде, рыбные запасы). Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость». Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов. Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производстве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан с проблемой эффективности производства. Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некое количество другого товара. Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал (фирмы, региона, Украины и т.д.). В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и предпринимательство. Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности производства. Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях повышения эффективности производства. Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда. Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается в результате научной организации труда. «Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Проблемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить. Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах координации действий миллионов людей в рамках двух моделей. Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти. Вторая модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на информации и стимулах своего непосредственного окружения. Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании. Специфические методы микроэкономики: - метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов) - метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая производственных возможностей) - эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных) - метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то модели, прогнозировать будущее развитие) - метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)
16 Февраля 1999 г. Лекция №2 Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.008 с.) |