Понятие рынка и его основные функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рынка и его основные функции.



Рыночная экономика ее принципы и элементы.

Государственное регулирование рынка.

 

1.

 

Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по законности товарного производства и товарно-денежного обращения.

Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:

- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное регу­лирование.

Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.

Основные функции рынка:

- обеспечение связи между производителями и потребителями;

- обеспечение пропорциональности в структуре общественного производ­ства;

- признание общественно необходимых затрат труда на производство това­ров;

- формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложе­ния, как выражение предельной полезности данного товара;

- стимулирование издержек производства;

- ускорение НТП.

Рынок выступает в двух формах:

- рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, раз­гулом спекуляции, развитием инфляции;

- рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производите­лей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитно­стью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.

Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государствен­ного администрирования, то рынок покупателя нормально функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.

Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего поражения, которое называется фиаско рынка.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффек­тивное использование ресурсов.

Причины фиаско рынка:

- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;

- возрастание общественного блага;

- недостаточная конкуренция.

 

2.

 

Рыночная система - представляет собой ассоциации свободных товаропроиз­водителей, работающих в условиях экономической свободы и риска, само­стоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности, само­стоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно распоря­жающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и оп­латы труда.

Основные характеристики рыночной системы:

- углубление общественного разделения труда;

- высокая степень развития общественных отношений;

- денежная форма обменных отношений;

- высокий уровень развития частных предприятий;

- высоко развитая технология;

- косвенное, регулирующее воздействия государства.

Основные принципы рынка:

- свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический ин­терес);

- свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника ре­сурсов);

- свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках предель­ной полезности товаров и услуг);

- свобода экономических интересов;

- максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на вне­дрения новых технологий, роста производительности труда;

- максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;

- максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;

- конкуренция как состязательность всех участников рынка;

- система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного про­цесса.

Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная струк­тура, состоящая из:

- рынок средств производства;

- рынок капиталов, рынок интеллектуального продукта, рынок ценных бу­маг;

- рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).

Рыночная инфраструктура:

- коммерческая, банковская система;

- биржевая система;

- страховая система;

- аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие инфор­мационные центры, аудиторские компании, холдинги;

- уровень и состояние общественного сознания;

- государственное регулирование.

 

3.

 

Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не иде­альны, т.е. имеется:

- неизбежность инфляционных процессов;

- неизбежность безработицы;

- усиление неравенства в распределение доходов;

- сужение сферы общественного блага;

Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регули­рующего вмешательства государства в рыночные процессы.

Однако сущест­вуют две концепции:

- классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория са­морегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (миро­вая депрессия);

- государственное регулирование экономики (теория разработана Д. Кейн­сом):

Два вида методов:

- прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);

- косвенные (финансово-кредитные рычаги).

Государство должно осуществлять:

- структурную политику;

- инвестиционную политику;

- инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика; политика денежных доходов;

- политика формирования фондов; политика изменения структуры расходов населения;

- финансовая политика и налоги.

Тема3. Основы анализа спроса и предложения.

Спрос и предложение.

Взаимодействие спроса и предложения.

Эластичность спроса и предложения.

 

В1.

Рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, кото­рый выступает как модель стихийного порядка, в основе которого лежит ры­ночное регулирование модели спроса и предложения.

СПРОС - желание, возможность и платежеспособность людей покупать то­вары и услуги.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание, способность и платежеспособность произво­дителей и продавцов предоставлять товары и услуги на рынке.

Спрос и предложение подчиняются действию фундаментального закона спроса.

Закон спроса – принцип, в соответствии с которым, при прочих равных ус­ловиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар. Это означает тенденцию роста спроса при падении цен и падение спроса при росте цен. Это тенденция обуслов­лена 2 причинами:

1. если цена одного товара падает, а по другим товарам неизменна, то воз­никает желание замещать дешёвым товаром те, которые использовались раньше.

2. если доход потребителя неизменным, цены по всему массиву товаров – также неизменны и лишь по одному товару цена снижается, человек чув­ствует себя богаче, повышается его покупательная способность и может подняться спрос на другие виды товаров.

Таким образом, закон стоимости характеризует взаимоотношения между количеством товара, который люди желают и могут купить и ценой этого товара при прочих равных условиях.

Действие закона стоимости может иметь следующую интерпретацию.

 

Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости ме­жду ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот то­вар.

Поскольку кривая спроса выражает обратно пропорциональную связь ме­жду ценой и объё­мом спроса, постольку она всегда имеет отрица­тельный наклон.

Передвижение по кривой спроса из точки А в точку В и из В в А – изменение величины спроса.

При цене 40 грн. спрос 10 тыс. При цене 20 грн. величина спроса изменяется до 15 тыс.

Падение цены обусловливает рост спроса.

Кривая спроса АВ выражает зависимость только двух переменных: цены и объёма спроса на товар.

Однако, в рыночной кроме важнейшей переменной (уровня цены) сущест­вуют 2,3,4,n-ная переменные, к которым относятся доходы потребителя, ожидания покупателей, вкусы, мода, предпочтения, инфляция и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.021 с.)