В1. Становление и развитие бирж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В1. Становление и развитие бирж.



В2. Виды и типы бирж.

В3. Основные операции товарной биржи.

Биржи являются важнейшей составляющей рыночной структуры.

Становление бирж, как формы рынка ресурсных факторов производства, начинается со становления капитализма, но некие предшествующие формы оптовой торговли относятся еще к средневековью.

Биржа – регулярно функционируемый и специализируемый рынок, особого рода торговое учреждение, в котором совершается соглашение о купле – продаже партий различных товаров, ценных бумаг, валют.

Биржа – своеобразный аукцион, где всегда есть определенное количество предметов купли – продажи, где действуют ответственные продавцы и платежеспособные покупатели, которые могут вести переговоры, заключать договора, совершать оптовые сделки.

Первые биржи, были товарными и вытеснили торговлю из рук в руки.

Формы современных бирж появились с зарождением капитализма, со становлением рыночных отношений.

Первой официально известной биржей, явилась английская биржа (1531г.) в Ливерпуле.

В 1796г. – первая в Украине в Одессе.

Вопрос2.

Типы бирж отличаются по степени вмешательств в работу бирж:

- частные

- публичные

- с ограниченным гос. вмешательством.

Частные (Амстердамская) – хозяева – учредители, государство не вмешивается.

Публичные (Парижская) – основывает государство, управляет такой биржей бюро, состав бюро устанавливает государство. На публичной бирже гарантируется доступ всем клиентам.

С ограниченным гос. вмешательством – преобладающий тип, здесь государство устанавливает правила игры, устанавливает унификацию и стандартизацию, а также выступает гарантом выполнения обязательств.

Виды бирж:

- товарные биржи

- фондовые биржи

- валютные биржи

- биржи труда

Формы бирж:

- открытые – контракты заключают как клиенты, так и брокеры.

- закрытые – заключают контракты, только брокера

- специализированные – специализируются на одной группе товаров

- универсальные – торгуют всем

- национальные

- международные

Цели биржевой торговли:

1) Продать или купить реальный товар

2) Осуществить спекулятивную операцию, т.е. получить прибыль от сделки покупки и продажи контрактов на поставку товаров, за счет разницы цен

3) Хеджирование (выполнение биржевых страховых операций).

Хеджирование связано с минимизацией потерь покупателя – продавца в следствии скачков цен.

Для выполнения операций спекулятивного характер, биржа должна иметь 3 категории брокеров:

1) Обычные

2) Брокеры быки

3) Брокеры медведи

Брокеры медведи – работают со средствами массовой информации, для снижения цены.

Брокеры быки – то же, но на повышении цены.

Вопрос 3.

На товарной бирже совершаются операции по оптовой купле продаже партий товаров.

Работа товарной биржи характеризуется:

- На бирже покупают (продают) не партии товаров, а контракты на их поставку.

- Все контракты строго стандартизируются по партиям

- Регулярность торгов в виде биржевого расписания.

- Свободная купля – продажа контрактов в условиях широкого выбора и конкуренции.

- Биржевые цены складываются под влиянием соотношений реального спроса и предложения.

- Биржевые торги проводятся по единым, стабильным и известным правилам.

- Биржа характеризуется наличием и непосредственным участием брокеров.

- Все контракты типизированы.

- Сделки на реальный товар (трех видов): а) типа КЭШ – сделки на реализованный товар, находящийся на складах биржи с немедленной поставкой. б) типа СПОТ – сделки на реализованный товар, поставляемый немедленно со склада товаропроизводителя. в) типа Форвард – сделки на поставку товара в известные обусловленные сроки, сами форвардные сроки указаны в контракте и являются типовыми.

- Фьючерсные сделки: купля-продажа прав на товар, которого еще существует.

-Фьючерсные сделки с хеджированием.

Кроме указанных операций на биржах выполняются следующие операции:

1) котировка биржевых цен – фиксация цен с подачей их комиссии биржи. Цены на крупных биржах котируются ежедневно

2) устанавливаются стандарты партии товаров

3) утверждаются типовые контракты

4) фиксируются биржевые обычаи: 1) торговля голосом (США, Англия), 2) торговля шепотом (Восток)

5) участниками являются представители фирм, но в основном брокеры.

Брокеры получают биржевой вознаграждение. Размер – от 0,25% до 3% от сделки. В Украине – сколько душеньке угодно.

Рынок ценных бумаг

1. Ценные бумаги.

2. Рынок ценных бумаг.

3. Механизм движения ценных бумаг.

 

Ценные бумаги являются обязательным и непременным атрибутом рыночной экономики. Рынок ценных бумаг выступает как часть финансового рынка – это рынок банковских ссудных кредитов. Для Украины где вся банковская система работает только в режиме краткосрочного кредитования, ценные бумаги являются формой долгосрочного кредитования.

Рынок ценных бумаг включает в себя такие категории как объекты рынка ценных бумаг, спрос, предложение и равновесная цена.

Объектами рынка ценных бумаг являются ценные бумаги. Спрос на ценные бумаги существует со стороны физических и юридических лиц, которые имеют свободные деньги. Предлагают ценные бумаги прежде всего государство, затем фирмы.

Равновесная цена на рынке ценных бумаг выступает как курсовая цена этих бумаг.

Ценные бумаги это денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между эмитентом и их владельцем, и как правило, предусматривают выплату дохода в виде дивидендов или процентов. В мировой практике используется обширный перечень ценных бумаг.

В экономике Украины функционируют следующие ценные бумаги:

- акции

- облигации

- инвестиционные сертификаты

- имущественные, приватизационные сертификаты

- компенсационный приватизационный сертификат

- закладные

- право

- казначейские обязательства государства

- сберегательные сертификаты, векселя.

Акция – это ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в акционерном обществе, членство в нём, дающая право на участие в управлении, в получении дивидендов, в распределении и присвоении части имущества акционерного общества при его ликвидации. Акции есть именные и на предъявителя, простые и привилегированные. Именные акции учитываются на счетах акционерного общества. Простые отличаются от привилегированных тем, что по привилегированным акциям устанавливается некий гарантированный размер дивиденда, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Количество привилегированных акций не должно превышать 10%. Реквизиты акции:

- название акционерного общества

- его юридический адрес

- номер

- серия

- дата выпуска

- вид

- номинал

- номер эмиссии

- размер уставного фонда

- количество выпущенных акций данной эмиссии и общее количество

- сроки выплаты дивиденда

- подпись председателя акционерного общества и его печать.

К простой акции на предъявителя прилагается купонный лист. В нём дублируется номер акции, краткие данные об этой акции, номер купона, указание года.

Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение её подающим денежных средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить держателю её номинальную стоимость в указанный срок с выплатой процента или без такового. Виды облигаций: именные и на предъявителя; процентные и беспроцентные; дисконтные облигации, свободного обращения и не обращаемые, международного займа, внутреннего государственного займа, местного займа, облигации предприятия, фирмы.

Облигации – не более 25% от уставного фонда после реализации всей эмиссии акций. Процентный доход меньше чем по акциями.

Инвестиционный сертификат – это ценная бумага, которая выпускается под инвестиционные проекты с гарантией некоего процентного дохода по завершении этого проекта.

Приватизационные и компенсационные имущественные сертификаты – ваучеры.

Закладные – это ценные бумаги, в которых обозначен предмет залога, стоимость залога, указаны условия залога.

Право – это обязательство эмитента продать владельцу права ценные бумаги следующей эмиссии по их номинальной, а не по курсовой цене.

Казначейские обязательства государства – это ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые с целью привлечения средств в государственный бюджет на долгосрочной основе с выплатой процентного дохода.

Сберегательные сертификаты – это документы, свидетельствующие о размещении вкладов в банках и т.д.

Векселя – это ценные бумаги, удостоверяющие безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить в определённый срок определённую сумму денег владельцу векселя, т.е. векселедержателю. Есть простые, переводные.

 

Вопрос №2

Процедура спроса и предложения и факторы те же.

Рынок ценных бумаг – первичный (эмиссия ценных бумаг и распространение), вторичный (движение ценных бумаг без участия эмитента) 2-х видов:

- уличный (из рук в руки)

- фондовый (на фондовом рынке)

курсовая цена ценной бумаги

На фондовой бирже – операции покупки ценных бумаг.

Тема №18 Институциональные аспекты рыночного хозяйства

1. Трансформация собственности в условиях перехода к рынку.

2. Внешние эффекты в рыночном хозяйстве.

3. Общественные блага в рыночном хозяйстве

1.

Характеристики экономических институтов, которые играют важную роль в рыночном механизме, относятся:

1) Собственность, которая выступает стержнем рыночной экономики, ибо с собственностью связаны экономические интересы субъектов рынка, а интересы выступают как побудительные мотивы предпринимательства;

2) Внешние эффекты, которые исключительно важны в определении истиной, а не кажущейся стоимости и рыночной цены;

3) Общественной благо, которое является непременным атрибутом рыночной экономики, материальной основой социального мира и согласия, в то же время превалирование в рыночной структура внешних эффектов и общественных благ может быть причиной фиаско рынка.

Важнейшим институтом рынка является собственность.

Собственность в микроэкономике:

1) как экономическая категория;

2) как юридическая форма;

3) как экономический процесс.

Как экономическая категория, собственность – это совокупность отношений между людьми по поводу присвоения и использования, как ресурсных факторов производства, так и производственного продукта.

Как юридическая форма, собственность – это законодательное, зафиксированное право владения, пользования, распоряжения, присвоения и управления объектами отношения собственности.

Как экономический процесс, собственность – это присвоение благ конкретной, социально-определенной формы.

Собственность детерминирует форму соединения рыночных факторов производства, форму распределения, форму дохода.

Выделяют два направления понимания и реализации права собственности:

1) континентальное;

2) англосаксонское.

Континентальное направление абсолютизирует концентрацию прав собственности на объект присвоения у одного владельца.

Классическое выражение этого направления «кодекс Наполеона», по которому «… собственность не только священная и неприкосновенная, но и единая и неделимая, т.е. абсолютизируемая и отождествляемая с одним лицом».

По континентальному направлению существуют другие подходы к пониманию собственности.

Континентальное направление теории собственности идеально соответствует мелкотоварному, капиталистическому товарному производству, где идеальной фигурой был один человек.

С развитие рыночного капитализма, капитализма свободной конкуренции, с перерастанием его в монополистический и олигополистический капитализм, т.е. появления АО, монополий, конгломератов, ТНК, неизбежно увядают и теряют свою актуальность.

На смену ему приходит англосаксонское направление, в котором расщепление собственности на правомочие нескольких или многих лиц, рассматривается не как эрозия частной собственности, а как нормальное состояние рыночной экономики, преследующая цель извлечение максимальной выгоды и прибыли, с использованием ресурсов и благ.

В рамках англосаксонской концепции доказывается неэффективность в современных условиях абсолютной частной собственности.

В современной практике собственность означает:

1) право владения;

2) право пользования;

3) право распоряжения;

4) право управления;

5) право на доход и его присвоение;

6) право определения судьбы объектов собственности, т.е. вещей;

7) право на отчуждение, потребление;

8) право уничтожения;

9) право на иммунитет экспроприации;

10) право на завещание и наследование;

11) право на бессрочность прав;

12) правовое запрещение вредного для других объектов собственности;

13) право объектов по взысканию;

14) право обязанности возврата переданных на срок полномочия по управлению собственности.

2.

Основополагающий в рыночном механизме является то, что рыночные цены отражают величину альтернативной стоимости данного товара, если цена будет ниже, то производитель не будет предлагать свой товар.

В условиях рынка возникает ситуация, когда действие товаропроизводителей оказывает взаимодействие на третьих лиц, т.е. людей ни производящих, ни покупающих.

Внешние эффекты – направлены на третьих лиц и ни как не отражаются в ценах.

Для возмещения нанесенного ущерба требуются затраты, которые несут третьи лица. С точки зрения общества, национальной экономики это внешние эффекты также являются частью альтернативной стоимости производства товара.

Существование внешних эффектов требует определенных экономических действий по их нейтрализации:

1. Экологический мониторинг – изучение внешних эффектов;

2. Государственное экономико-правовое регулирование природопользования;

3. Установление ПДК;

4. Установление стоимости санкций за превышение ПДК;

5. Осуществление проблем эколого-защитных мероприятий и технологий.

Загрязнение снижается только тогда, когда затраты на борьбу с ним меньше, чем наносимый ущерб.

В цивилизованной рыночной экономике снижение влияния негативных внешних эффектов делает одинаково заинтересованных всех лиц.

Теорема Коуса (1969 г.)

Проблема внешних эффектов при отсутствии внепроизводственных затрат эффективно решается посредством заключения частного соглашения вне зависимости от изначальной принадлежности прав собственности участников соглашения.

3.

Все товары и услуги в условиях рынка имеют два свойства:

1) исключение – лицо, предлагающая свой товар, самостоятельно решает, что кому этот товар предлагать, а кому – нет;

2) соперничество – использование данного товара (услуги) конкретными лицами ограниченно (сообща) исключая возможность использования его другими.

Однако существую товары, не обладающие такими свойствами. Общественное благо – товары и услуги, не обладающие свойством исключения, и не могут быть предоставлены тек, чтобы не предоставить их всем другим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.043 с.)