Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное регулирование в условиях рынка.

Поиск

В1. Антимонопольное законодательство и экономическая политика государства.

В2. Регулирование естественных монополий.

В3. Регулирование конкурентных отраслей.

Важнейшими элементами рыночной системы являются производство и конкуренция.

Однако, в практической деятельности может складываться ситуация поражения рынка: фиаско рынка - это ситуация, при которой невозможно дальнейшее координирование процессов экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить наибольшую эффективность использования ресурсов.

Существуют три основных причины фиаско рынка:

1. углубление внешних эффектов

2. углубление и развитие общественных благ

3. недостаток конкуренции - ситуация, когда в условиях монополии и олигополии цены на товары и услуги является непомерно высокой, значительно выше альтернативной стоимости товаров и услуг.

 

Недостаток конкуренции приведёт к существованию "ножниц цен", то есть устранению монопольно высоких цен и монопольно низких (монопсония) на ресурсные факторы.

В характеристике недостатков конкуренции базируются на монополии, исходя из:

1. монополии и рынок плохо совместимы, чаще несовместимы

2. образование монополий и олигополий - это неизбежный объективный процесс

3. рынок как стихийный процесс невозможен без государственного регулирования

4. Государственное регулирование является стержнем и важным средством экономической политики государства (ЭПГ).

5. составной частью государственного регулирования (а значит и ЭПГ) является антимонопольное регулирование.

 

Антимонопольное регулирование - процесс сложившийся, в его характеристике необходимо выделить 3 основные направления:

1. организация антимонопольного законодательства

2. регулирование естественных монополий

3. регулирование конкурентных отраслей

 

Антимонопольное законодательство - представляет собой систему законов, номративных актов, направленных на регулирование действий монополий и олигополий на рынке с целью пресечения тех их действий, которые являются эгоистичными по отношению к общественным экономическим интересам и нечестными по отношению к потребителю.

1890- закон Шермана, США, 1 антимонопольный закон, в соответствии с ним (с 1 поправкой от 1974г):

- любое монополизирование, осуществляемое путём тайного сговора, считается тяжким преступлением;

- запрещается явное монополизирование, если оно пойдёт во вред потребителю;

- государство может привлекать к ответственности как монополии, так и конкретные физические лица;

- наказания: штрафы, судебный запрет на деятельность,тюремное заключение, принудительное дробление;

- лица, пострадавшие от монополии, могут подавать судебные иски и при признании правоты получают возмещение ущерба в 3-екратном размере.

 

1914г. - появляется закон Клейтона, расширяющий сферу действия:

- установление запрета ценовой дискриминации

- запрет на продажу товаров с принуждением

- запрет на слияние фирм путём покупки акций конкурента

- запрет на перектрёстный директорат

 

В 1914г. принят закон о Федеральной Торговой комиссии (ФТК):

- определяет кто монополист;

- устанавливает имели ли место факты монополизма;

- наблюдает за рекламой

- по её инициативе возбуждаются дела по разбирательству конкретных дел

ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ КЛЕЙТОНА:

1936г.- поправка Робинвона-Патшена об усилении борьбы с ценовой дискриминацией

1950г.- поправка Селлера об ужесточению действий, препятствующих слиянию фирм

 

ФИКСАЦИЯ ЦЕН:

незаконно любой сговор по фиксации цен, квотам и разделении рынка.

СЛИЯНИЕ ФИРМ:

запрещается любое горизонтальное слияние.

Критерии по слиянию:

индект Герфиндаля (не более 1000)

Однако, закон разоешает и более высокие значения, но требуется заключение ФТК. Можно, если товары субституты, если за слиянием идёт технологическое перевооружение, нельзя, если это тайный сговор, можно, если одной из фирм грозит банкротство.

 

ПО ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ:

запрещается необоснованное адресное уменьшение торговых скидок. Дифференцация торговых скидок - только в международных оперциях.

 

УКРАИНА

18 февраля1992г. - закон "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности"

РАЗДЕЛ2: классификация правонарушения:

- навязывание условий договоров

- ограничение производства

- искусственное создание дефицита

- дискриминация цен

- раздел рынка

- недопуск конкурентов на рынок

 

РАЗДЕЛ3: недобросовестная конкуренция:

- подделка товара

- воровство товарного знака

- копирование упаковки

- распространение клеветы и дезинформации конкурента

- добыча и разглашение коммерческой тайны конкурента

РАЗДЕЛ4: АМКУ в составе председателя, и 10 уполномоченных (7 лет и не более 2 сроков)

АМКУ определяет:

- монопольное положение

- факты злоупотребления

- решение о дроблении

- может штрафовать и подавать в суд

РАЗДЕЛ5: меры влияния

- штрафы

- изъятие монопольной прибыли

 

 

19.2. Главное в регулировании естественных монополий - установление государственных запретов на повышение цен и сокращение товаров. Государство устанавливает верхний предел цены.

19.3. В практической деятельности существует межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция.

Транспорт: авто, ж/д, морской, трубопроводный.

Более эффективный подход: государство бдительно следит за недопущением тайного сговора. Остальное регулирует рынок.

В Украине - государство устанавливает тарифы, этот путь малоперспективный.

ЛЕКЦИЯ №24. Международная торговля и торговая политика.

Теория сравнительного преимущества.

Внешнеторговая политика.

Проблема внешнеторговой политики в Украине.

Вопрос 1.

Внешняя торговля, выход фирм на мировой рынок – объективный процесс, обусловленный МОРТ, специализацией производства, различиями в природно-климатических условиях регионов и стран, географическим положением стран, экономической политикой государства.

Целью внешней торговли является развитие национального производства; утверждение национального экономического суверенитета, повышение уровня жизни.

Это достигается:

- путем извлечения выгоды из разницы издержек производства в разных странах.

- Путем развития производства в такой мере, что ему становится тесно в национальных рамках.

Внешняя торговля в современных условиях развивается достаточно противоречиво, т.к. в условиях рыночной экономики, национальная экономика становится все более открытой и на нее оказывают все большее влияние мировые закономерности формирования, спрос и предложение, издержки и цена. В тоже время, внешнеторговая деятельность обязательно регулируется государством, т.к. государство должно решать задачи занятости, бюджета, ростанациональной экономики. Все это связано с реализацией экономической политики государства.

Критериями формирования и развития внешней торговли являются следующие:

1. принцип сравнительного преимущества. Впервые о нем высказался Д. Рикардо. В 1817 он издал свой труд «О экономии и налогообложении». Важным разделом этой работы было исследование внешней торговли. На базе цифровых фактических данных он показал почему Англии выгодно экспортировать шерсть и импортировать вино. Эта выгода обусловлена:

- различным географическим положением Англии и Португалии

- различными природно-климатическими условиями

- особенностями развития национальных экономик

- различными по своей величине затратами труда на килограмм шерсти и вина в Англии и Португалии.

Рикардо в этой работе доказал, что для достижения и удовлетворения национальных экономических интересов необходимо, чтобы Англия увеличивала производство шерсти, а Портулалия – вина. В теории преимуществ различают два типа преимуществ:

1. абсолютное – для получения определенной совокупности товаров в данной стране требуется меньше затрат труда, чем в других странах.

2. Сравнительное – в данной стране для получения конкретных товаров требуется меньше затрат труда чем в других.

Из указанных преимуществ на практике возникают три концепции внешнеторговой деятельности:

1. концепция эффективного экспорта – экспортировать нужно все то, национальные издержки производства чего ниже интернациональных издержек производства.

2. Концепция эффективного импорта – эффективным считается покупка за рубежом тех товаров и услуг, издержки производства которых ниже издержек национального производства на идентичный товар и услугу, т.е. импортировать нужно такие товары, издержки которых в национальном производстве выше, чем интернациональные издержки.

3. Концепция критического импорта – импортирование таких ресурсных факторов, без которых национальная экономика нормально развиваться не сможет.

Теория Рикардо в 20 веке получила свое дальнейшее распространение. Появилась теория Фекшена-Олена: в сравнительном преимуществе участвует не один фактор – труд, а два – труд и капитал. Вывод: страны с обильной рабочей силой и недостатком капитала имеют сравнительное преимущество в трудоемкости товаров, а страны с болшим капиталом имеют сравнительное преимущество по высокосложным, капиталоемким товарам.

50-е годы Леонтьев вывел перечень факторов сравнительного преимущества довел до пяти.

1. финансовый капитал

2. человеческий капитал

3. неквалифицированный ьруд

4. земельные угодья

5. естественные ресурсы.

В современных условиях теория сравнительного преимущества дополняется такими важными слагаемыми:

- спрос

- конкурентоспособность

- финансовые операции

- внешенторговый баланс

- обменные валютные курсы

Вопрос 2.

Внешнеторговая политика представляет собой государственную политику в области МТ и поведения субъектов внешнеторговой деятельности.

Виды:

1. политика фритредерства – свободная внешнеторговая деятельность.

2. Политика протекционизма – политика государственных ограничений во внешнеторговой деятельности субъектов.

Эти виды имеют свои модификации и блоки ограничений.

Политика фритредерства – с 50-х годов 20 века. В 1954 был создан МВФ с целью стабилизации мировой финансовой системы. Между членами МВФ было заключено генеральное соглашение по торговле и тарификации, по которому все страны-члены МВФ обязались соблюдать единые налоги (10%). Запрещено введение квот на импорт. ГАТТ предусматривает установление статуса наиболее благоприятствующего для торговой политики; запрет имбарго, вмешательство и внешнеторговую дискриминацию.

Политика протекционизма – политика препятствования и ограничения по отношению к другим странам с целью защиты и ограничения национального товаропроизводителя.

Различают:

- классический протекционизм – введение высоких ограничивающих налогов на импорт и налоговые льготы и субсидирование национального экспорта.

- Неопротекционизм – система межгосударственного политического давления на заключаемые договора с установлением квот и ограничений. Составной частью политики неопротекционизма выступает антидемпинговая практика.

Целью является нарочитое установление и стандартизация.

На предмет качества, экологической чистоты импортных товаров, т.е. признаются все правила фритредерства, нго вводятся свои национальные критерии.

 

Вопрос 3.

1. проблема интеграции Украины в мировое хозяйство на равноправной основе

2. проблема приобретения статуса наибольшего благоприятствования в странах партнерах

3. проблема технологической конкурентоспособности

4. проблема изменения структуры внешней торговли

5. проблема поиска ниши сравнительно преимущественно в рамках МЭ интеграции на мировой рынок

6. проблема выбора эффективной для национальной экономики внешнеторговой политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.187 (0.011 с.)