Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФЗ 131 Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Поиск

 

1. Статья 18 действующего закона о местном самоуправлении устанавливает, что депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного осуществления полномочий

Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления установлены гл. 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 28 декабря 2004 г.) (далее - УПК РФ). Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ).

Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности. В то же время такие особенности имеются в отношении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.) устанавливает, что зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ (ст. 24).

9. Данная часть должна служить развитием положений предыдущей статьи, также устанавливая гарантии неприкосновенности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако, по нашему мнению, нормы данной части сформулированы крайне неудачно и по сути не предоставляют никаких дополнительных гарантий, кроме уже установленных другими нормативными правовыми актами, в частности УК РФ. Не только депутаты, но и любой гражданин РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им мнение или позицию. Формулировки типа "другие действия, соответствующие статусу депутата", "иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом", использованные в настоящей части, крайне расплывчаты и практически не несут никакой смысловой нагрузки.

10. Комментируемая часть устанавливает перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. По п. 5, 7 см. комментарий к ч. 10 ст. 37. О процедуре отзыва см. комментарий к ст. 71. Существенное значение имеет п. 10 настоящей статьи, предусматривающий, что основания досрочного прекращения полномочий указанных лиц могут устанавливаться только федеральным законом, но не законами субъектов РФ или местными нормативно-правовыми актами.

8. Данная норма является отсылочной к федеральным законам, регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, оперативно-розыскную деятельность. Такой подход представляется обоснованным, учитывая, что в рамках закона о местном самоуправлении невозможно предусмотреть все случаи возможного оказания воздействия на выборных должностных лиц местного самоуправления со стороны правоохранительных органов.

Так, действующий закон о местном самоуправлении (ст. 18 ч. 7) устанавливает, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ. Нормы действующего закона о местном самоуправлении, по нашему мнению, недостаточно полно обеспечивают депутатскую неприкосновенность.

В своей деятельности депутаты и выборные должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами населения муниципального образования. Их независимость определяет и самостоятельность органов местного самоуправления в целом.

2. Установление минимального срока полномочий депутатов и членов выборных органов местного самоуправления также можно отнести к гарантиям, направленным на повышение эффективности их деятельности, стабильности их статуса. Определенный срок нужен, чтобы приспособиться к специфике осуществления депутатских полномочий, особенно если депутат избран впервые. Новый закон о местном самоуправлении в отличие от действующего установил и максимальный срок депутатских полномочий. Данной нормой гарантируются права граждан на местное самоуправление, их возможность влиять на работу местных органов власти, в данном случае определять их состав.

3. Установленные сроки начала и прекращения полномочий депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления обеспечивают непрерывность функционирования представительных и иных органов муниципального образования. Полномочия депутатов и членов выборных органов местного самоуправления начинаются со дня их избрания, хотя, например, представительный орган предыдущего созыва еще некоторое время может функционировать в прежнем составе. За это время депутаты готовятся к правотворческой деятельности, встречаются с избирателями. Для выборных должностных лиц, как правило, для глав муниципальных образований может быть предусмотрена особая процедура вступления в должность.

4. Установленный срок полномочий депутатов и других выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Данную норму также можно расценивать как гарантию стабильности работы указанных лиц, а также как ограничение их возможности самостоятельно продлевать срок своих полномочий.

5. Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности. При этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение. Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так как это позволяет им целиком сосредоточиться на свое работе. В то же время комментируемый закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

6. Установлен запрет на совмещение исполнения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления с занятием ряда должностей, а также депутатскими полномочиями представительных органов государственной власти.

7. Об осуществлении полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления на постоянной основе см. комментарий к ч. 5 настоящей статьи. Депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления, помимо исполнения основных полномочий, могут заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью, но не занимать административные посты в учебных заведениях, учреждениях культуры, науки и т.п.

Вопрос 43

Ограничение деят-ти:

Заним-ся др-й деят-ю

Не м использ свое служеб положение в интересах 3 х лиц

Не имеет права выезжать в командиролвки за счет з х лиц

гарантии:

сохр раб место на весь срок

засчит-ся в общий стаж

отпуска, время отдыха, пенс-е страхование

организац-е гар-ии: раб место-кабинет, право получ-не инф-ции

ФЗ 131 5. Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности. При этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение. Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так как это позволяет им целиком сосредоточиться на свое работе. В то же время комментируемый закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

6. Установлен запрет на совмещение исполнения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления с занятием ряда должностей, а также депутатскими полномочиями представительных органов государственной власти.

7. Об осуществлении полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления на постоянной основе см. комментарий к ч. 5 настоящей статьи. Депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления, помимо исполнения основных полномочий, могут заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью, но не занимать административные посты в учебных заведениях, учреждениях культуры, науки и т.п.

Вопрос 44 гарантии:

сохр раб место на весь срок

засчит-ся в общий стаж

отпуска, время отдыха, пенс-е страхование

организац-е гар-ии: раб место-кабинет, право получ-не инф-ции

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Вопрос 45

Вопрос 46

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Статья 14. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.

2. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.

5. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Вопрос 47

РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 10.11.2000 № 19-4гД(3)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ"

1.1. Депутат городской Думы как представитель населения г. Иркутска в своей деятельности должен руководствоваться интересами населения города, целями социально-экономического и культурного развития территории города Иркутска, сочетая интересы города, области и Российской Федерации.
1.2. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам граждан и города.
1.3. Депутат осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области, Уставом г. Иркутска, Регламентом городской Думы и иными нормативными правовыми актами органов городского самоуправления г. Иркутска.
1.4. Депутат во всей своей деятельности, в том числе не связанной с выполнением депутатских полномочий, должен руководствоваться общепризнанными нормами морали и нравственности.
1.5. Депутат должен воздерживаться от всякой деятельности и поступков, которые могут нанести ущерб авторитету депутата и органов городского самоуправления.
1.6. Депутат должен в равной мере охранять собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан.
ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА В ГОРОДСКОЙ ДУМЕ

2.1. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия.
Депутат должен лояльно относиться к другим депутатам независимо от их социального статуса и политической ориентации.
.2. Депутат должен активно и конструктивно участвовать в работе городской Думы.
2.3. Депутат должен присутствовать на всех заседаниях городской Думы.
2.4. Депутаты должны подчиняться принятому ими порядку работы городской Думы

Участвуя в заседаниях городской Думы, депутатских слушаниях, в работе комиссий и рабочих групп, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам, сотрудникам администрации города и иным лицам, присутствующим на заседании городской Думы.
В соответствии с Регламентом городской Думы выступающий на заседании городской Думы депутат не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения.

В случае нарушения депутатом иных правил депутатской этики, предусмотренных настоящим пунктом, председатель городской Думы либо председатель комиссии по Регламенту и депутатской этике, а в случае его отсутствия - члены комиссии предупреждают депутата о недопустимости таких нарушений.
ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА В ГОРОДСКОЙ ДУМЕ

2.1. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия.
Депутат должен лояльно относиться к другим депутатам независимо от их социального статуса и политической ориентации.
.2. Депутат должен активно и конструктивно участвовать в работе городской Думы.
2.3. Депутат должен присутствовать на всех заседаниях городской Думы.
2.4. Депутаты должны подчиняться принятому ими порядку работы городской Думы

Участвуя в заседаниях городской Думы, депутатских слушаниях, в работе комиссий и рабочих групп, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам, сотрудникам администрации города и иным лицам, присутствующим на заседании городской Думы.
В соответствии с Регламентом городской Думы выступающий на заседании городской Думы депутат не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения.

В случае нарушения депутатом иных правил депутатской этики, предусмотренных настоящим пунктом, председатель городской Думы либо председатель комиссии по Регламенту и депутатской этике, а в случае его отсутствия - члены комиссии предупреждают депутата о недопустимости таких нарушений.
2.5. В случае, если депутат городской Думы имеет финансовую либо иную личную заинтересованность в каком-либо вопросе, который обсуждается в городской Думе в его присутствии, он должен немедленно сообщить об этом и воздержаться от участия в голосовании по данному вопросу.

III. ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
ДЕПУТАТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
3.3. Депутат в установленном порядке отчитывается перед избирателями, периодически информирует о своей работе во время встреч с избирателями и через средства массовой информации. Информация, представляемая депутатом избирателям, должна быть полной, достоверной, объективной.

3.1. Депутат городской Думы поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
Взаимоотношения депутата городской Думы с избирателями строятся на основе взаимного уважения и вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям, жалобам, заявлениям граждан.
3.2. Депутат городской Думы принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них заявления, предложения, жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан.
IV. ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
ДЕПУТАТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
4.1. Депутат городской Думы не должен использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
4.2. Депутат обязан использовать официальные бланки городской Думы г. Иркутска только для официальных запросов и документов, необходимых для осуществления депутатских полномочий.
4.3. Депутат не должен использовать помещение, телефоны, автотранспорт и другие материально-технические средства городской Думы в целях, не связанных с осуществлением депутатской деятельности.
4.4. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны, благодаря осуществлению депутатских полномочий, если эти сведения:
- составляют государственную, коммерческую или служебную тайну;
- связаны с личной или семейной жизнью граждан, с деловой репутацией и деятельностью юридических лиц и доверены депутату при условии их неразглашения.
ЭТИКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕПУТАТА
5.1. Депутат городской Думы, выступая на заседаниях городской Думы, депутатских слушаниях, в средствах массовой информации с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, городского самоуправления, организаций и граждан обязан использовать только достоверные проверенные факты.
5.2. Выступления должны быть корректными, не должны порочить честь и достоинство граждан, должностных лиц, деловую репутацию юридических лиц.
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ
6.1. Контроль за соблюдением депутатами городской Думы г. Иркутска Правил депутатской этики осуществляет комиссия по Регламенту и депутатской этике.
Председатель и члены комиссии по Регламенту и депутатской этике обязаны предпринимать все необходимые меры по соблюдению депутатами Правил депутатской этики

Городская Дума может принять к нарушителю одну из следующих мер воздействия:
- рекомендовать прекратить поведение, нарушающее Правила депутатской этики (и принести извинения);
- довести факты нарушения депутатом норм депутатской этики до сведения избирателей округа через средства массовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.009 с.)