Вопрос 25 Система местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25 Система местного самоуправления



Систему местного самоуправления допустимо определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что:

a) основывается на демократических принципах организации местного самоуправления;

b) строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных традиций;

c) определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно;

d) все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;

e) разграничением предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.

В рамках данной системы одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями подотчетности, подконтрольности и ответственности. Между ними существует тесная организационно-правовая связь.

Система местного самоуправления основывается на следующих принципах:

a) Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Местное самоуправление признается в качестве самостоятельного уровня и самостоятельной формы осуществления народовластия. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

b) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, которое связано:

•с федеративным устройством России;

•многонациональным составом населения России, что вызывает необходимость учета исторических и иных местных традиций, в том числе, в выборе форм осуществления местного самоуправления;

•с конституционной возможностью самого населения избирать приемлемую для себя организационную модель местного самоуправления.

c) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

Законодательство предъявляет единственное требование – коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления.

d) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением.

Она проявляется в использовании населением муниципального образования разнообразных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Основания и виды ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования.

В отличие от единой системы государственных органов в пределах всего государства, местное самоуправление образует единую систему только в рамках отдельного конкретного муниципального образования. Системы местного самоуправления различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.

 

Вопрос 26 организационные основы местного самоуправле­ния

Понятие «организационные основы местного самоуправле­ния» характеризует: а) структуру органов местного самоуправле­ния; б) порядок, формы принципы их деятельности; в) органи­зацию муниципальной службы.

Организационные основы местного самоуправления как инсти­тут муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы

В развитии организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить 4 периода.

    1. Первый период охватывает время с 1990-1991 гг. по осень 1993 г., до начала процесса реформирования местного самоуправ­ления.

В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. местными органами власти в районах, городах, поселках, сельсоветах являлись соот­ветствующие Советы народных депутатов. Органами управления названных выше административно-территориальных единиц вы­ступала местная администрация*, осуществляющая исполнитель­но-распорядительные функции.

Местные Советы народных депутатов - представительные органы местного самоуправления - избирались населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Законодательство о выборах устанавливало следующие предельные нормы численного состава местных Советов:

в районный Совет - до 75 депутатов;

в городской Совет городов краевого, областного, окружного подчинения - до 200 депутатов;

в районный в городе Совет - до 100 депутатов;

в районные в городах Москве и Ленинграде - до 200 депу­татов;

в поселковый, сельский Совет - до 50 депутатов.

Основной формой работы местного Совета являлась сессия.

Пред­седатель Совета подписывал решения, принимаемые Советом на сессии. Очередные сессии Совета созывались не реже двух раз в год.

Совет из числа депутатов избирал постоянные комиссии на срок своих полномочий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета

Для организационного и правового обеспечения деятельности Совета, оказания помощи постоянным комиссиям и депутатам в подготовке необходимых материалов Совет был вправе образо­вывать свой аппарат.

Состав местных Советов был достаточно многочисленным. Депутаты осуществляли свои полномочия, как правило, на общественных началах, на непостоянной основе.

Верховный Совет РСФСР установил, что до проведения выборов в местные Советы нового созыва районные, городские, районные в городах Советы народных де­путатов должны избрать из своего состава малый Совет. Посел­ковые, сельские Советы вправе были избирать из своего состава малый Совет. Он образовывался, как правило, по норме - одна десятая от числа депутатов данного Совета.

Местный Совет вправе был отменять решения своего малого Совета.Он руководил деятельностью местной администрации и осуществлял свои полномочия на принципах единоначалия.

Местная администрация являлась органом управления. Она была подотчетна соответствующему Совету, а также вышестоя­щим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции.Возглавлял местную администрацию глава администрации.

2 Этап Начавшийся осенью 1993 г. и до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

в этот период существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, кото­рый согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 октября 1994 г. «О реформе местного самоуправления» стал именоваться главой местного самоуправления.

Глава администрации в соответствии с Законом Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации (1991 г.) должен был избираться населением сроком на пять лет

Президент Российской Федерации своим Указом от 22 де­кабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Россий­ской Федерации» установил, что: «По решению главы админи­страции (правительства) края, области, города федерального зна­чения, автономной области, автономного округа могут быть про­ведены выборы ранее назначенных глав местного самоуправле­ния соответствующих территорий одновременно с выборами представительного органа местного самоуправления.

Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации (1991 г.), как уже отмечалось, закрепил определенную «систему сдержек и противовесов» во взаимоот­ношениях местного Совета и местной администрации.

выводы, характеризующие организацию работы представительных органов местного самоуправления в данный период:

а) резко сократился численный состав представительных органов местного самоуправления по сравнению с прежними мест­ными Советами: он колебался от 5 до 25 представителей в зави­симости от численности населения данной территории;

б) представительные органы местного самоуправления стали именоваться по-разному: собрание представителей, дума, мест­ный Совет (например, в Омской области), и др.;

в) представители (депутаты) работали, как правило, на непо­стоянной основе. Количество депутатов, работающих на постоян­ной основе, определялось представительным органом самостоя­тельно;

г) кворум заседаний обеспечивался или двумя третями членов Собрания представителей от установленной для него численности (например, в Московской области), или более чем половиной членов данного органа самоуправления (например, в Хабаровском крае)*;

д) созывал заседания представительного органа и представительствовал на них глава местного самоуправления. Он же под­писывал решения представительного органа местного самоуправ­ления. Не исключалась возможность и избрания из числа пред­ставителей председателя данного представительного органа (на­пример, в Омской области). Порядок ведения заседаний и при­нятия решений регулировался регламентом и другими внутрен­ними документами представительного органа;

е) полномочия данного представительного органа местного самоуправления конкретизировались в Уставе соответствующей территории. Проект Устава вносил глава местной администрации. В случае отклонения представительным органом проекта Устава глава местного самоуправления имел право внести проект Устава на местный референдум;

ж) глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могли быть членами соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Этап 1995-2003

ФЗ 1995 г основываясь на признании организационной самостоятельности мсу в решении?-в структуры омсу, предоставил муниц-м образ-м возможность выбора разных организ-х схем формир-я своих орг-в. При этом он требовал обяз-го наличия в струк-ре омсу лишь выборного органа. Уставы многих мо признавали право главы мо и председателя представительного органа. Омсу признавались юридич-ми лицами в соотв с уставом мо, з-н не содержал треб-й о их гос регистр-ии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.025 с.)