Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем является, А чем не является маркетинг страныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Применительно к стране маркетинг территории ориентирован на повышение (поддержание) ее имиджа, притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных -институтов и населения, престижа в международных организациях. Маркетинг страны не связан с изменением ее границ и является неколлмерческим, хотя важнейших опосредованных экономических результатов такого маркетинга можно выделить достаточно иного. Это эффекты реализации геофизических, финансовых, технико-технологических и кадровых ресурсов (использование вне территории внутренних ресурсов и притяжение внешних), рост объемов и активизация внешнеэкономической деятельности, результаты участия в международных проектах и др. Ключевой аспект деятельности в маркетинге страны — целенаправленное формирование, позитивное развитие и продвижение имиджа страны. Имидж страны (как и региона и других территорий) существует на нескольких уровнях осознания — бытовом, социально-экономическом, деловом, финансовом и др. Имидж страны, по определению Всемирной организации по туризму, это совокупность эмоциональных, и рациональных представлений, вытекающих иг сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют при упоминании названия сразу же выстроить целую цепь ассоциаций по отношению к данной стране. СИМВОЛЫ СТРАН Официальная символика. Официальными символами любой страны являются герб, флаг и гимн. Кроме демонстрации на официальных государственных и межгосударственных мероприятиях, по случаям торжественных событий они служат предметом особого почитания гражданами страны. Известно, например, как патриотично относятся к символике своего государства граждане США. Исторически первыми элементами официальной государственной символики России можно считать знаки, регалии царской власти как высшей государственной власти России — инсигнии. К ним во времена первого русского царя Ивана Грозного относились нагрудный крест на золотой цепи, святые бармы (особые наплечники из дорогой ткани с драгоценными украшениями), царский венец— широко известная шапка Мономаха, а также костяной посох или скипетр — жезл, символизирующий государственную власть. Всем этим знакам отводилась важная роль при возведении на престол, настолько важная, что на других официальных государственных мероприятиях часть коронационных инсигнии не использовалась, а хранилась в казне. Первоначально в качестве инсигнии в России использовались дары византийского императора Константина. В XVII в. [*] 50-51 цари Михаил Фёдорович и его сын Алексей Михайлович велели изготовить несколько собственных комплектов инсигнии. Новые скипетры и державы внешне похожие на европейские, корона же по форме повторяла древнюю шапку Мономаха, К XVI в. в европейских государствах уже сложились обряд коронации и набор символов власти, которые громкими названиями и своим видом свидетельствовали о престиже государя, его властных полномочиях. Этот набор традиционно включал корону, скипетр, державу (круглый шар с крестом), меч; кроме них в каждом государстве утвердились и свои собственные инсигнии. В России меч не прижился, зато большое внимание уделялось таким регалиям, как тронное кресло, царская мантия. При Петре I одной из императорских регалий стал уменьшенных размеров государственный флаг— императорский штандарт с черным орлом на золотом фоне. Трон Ивана Грозного — самая дол-гоживушая царская регалия: на него вступали все последующие российские государи и императоры. И сейчас это царское место можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля1. Во время войн и восстаний считалось крайне важным захватить или уничтожить коронационные инсигнии — это означало разбить, унизить само государство, его власть. Отголосок этой традиции — известная в истории процедура низвержения знамен побежденной Германии к подножию мавзолея на Красной площади в 1945 г. В европейских коронациях монарх произносил клятву, которая обязывала его соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Но если вещественные символы власти при этом могли не меняться, как и в целом ритуал возведения на престол, то клятвы монархов 1 Правда, во время инаугурации Президента РФ 7 мая 2000 г. трон российских монархов был тщательно задрапирован. [*] 52-53 могли дополняться новыми обещаниями народу, отражая новые этапы развития государства. В современной процедуре инаугурации— вступления в должность Президента РФ, состоявшееся 7 мая 2000 года, использовались предметы, которые могут быть отнесены к категории инсигнии: удостоверение Президента РФ; президентский штандарт с золотой скобой, на которой нанесена информация о Президенте и сроке его пребывания на посту, поднимаемый над президентской резиденцией в Кремле; церемониальный экземпляр Конституции РФ, на котором Президент приносит присягу; текст присяги: "Клянусь при осуществлении полномочий президента уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу"; знак президентской власти — орден "За заслуги перед Отечеством" I степени с цепью. Церемония проходила в присутствии Государственного флага и герба России, звучал Государственный Гимн России. В парадном строю прошел по главной площади Кремля Президентский полк. Государственные гербовые эмблемы в России, как и во многих странах Европы, появились в эпоху средневековья. Как отметил в "Истории государства Российского" Н.М.Ка-рамзин, первым создателем общегосударственной печати стал великий князь московский Иван III. Ее первый известный оттиск датируется 1497 г. На ней впервые соединены изображения всадника, поражающего копьём дракона, и двуглавого орла с коронами на обеих головах. Существует версия о том, что Иван III, женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, намеренно соединил образ двуглавого орла— основной элемент классической символики Византийской империи — с уже тогда традиционным для Москвы изображением всадника. Впрочем, двуглавый орёл был хорошо из- вестей народам древних цивилизаций Малой Азии — шумерам, хеттам (III—II тыс. до н. э.). Не исключено, что этот символ был нужен московскому князю для заявления своих претензий, демонстрации своей политической силы и самостоятельности на языке уже сложившейся к тому времени европейской символики— именно двухглавая птица в Римской империи символизировала не просто королевскую (королевства могли входить в состав империи), а императорскую власть. Образ Георгия — воина-"змееборца" — традиция уже в те времена прочно связывала с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким, святым покровителем которого являлся Георгий. По мере укрепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты — инсигнии. К XVII в. орлу в лапы были "вложены" скипетр и держава, а в 1625 г., при царе Михаиле Фёдоровиче, появилась третья корона над обеими головами орла. Его указом было объяснено, что три короны "знаменуют" три "великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства", а скипетр и яблоко (держава) "являют" государя. С принятием Петром I титула императора в 1721 г. появляются новые символы власти — императорские, устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский чёрный орёл на золотом (жёлтом) фоне. При Александре II появились, а Александром III в 1882-1883 гг. были утверждены большой, средний и малый государственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисунка Дополненный новыми элементами, герб стал богаче, пышнее. Изменения коснулись и центральной фигуры на груди орла: святой Георгий в рыцарском шлеме, повёрнутый в левую от зрителя сторону, уже нисколько не напоминал русского воина. Современный Государственный герб Российской Федерации, введенный Указом Президента России 30 ноября 1993 г., выполнен по мотивам малого герба Российской импе- [*] 54-55 рии. По Положению, прилагающемуся к Указу, герб России "представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла— скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона". Из всех визуальных элементов официальной государственной символики позднее всех появились государственные флаги: в большинстве стран мира— в XVIII и XIX вв., хотя стяги и знамена военачальников и отдельных отрядов известны с глубокой древности. При торжественном подъёме или выносе государственному флагу, как символу достоинства нации, отдаются воинские почести. Самый "древний", традиционный цвет русского флага — красный: строй "червлёных" русских щитов на поле брани современники сравнивали с зарей. Тысячу лет назад» с принятием на Руси христианства, наши предки стали размещать на багряных стягах лик Спасителя — Иисуса Христа и другие символы христианства. Основными цветами власти великих князей московских и царей были красный, золотой и белый. На белых или алых "гербовых" знаменах в XVII в. изображался герб— золотой или чёрным двуглавый орел. Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Само слово "красный" на Руси издревле был синонимом "красивого" (вспомним: "красна девица", "красно солнышко"), соотносился с храбростью, удалью. Русские казаки одевались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Белыми называл народ свою веру и царя. Красный цвет символизировал материальное начало, синий (голубой, лазоревый) — духовное, белый — божественное, царское. Сама последовательность их размещения на современном флаге России отражает степень возвышенности символизируемых ими начал. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии Пётр I, очень неравнодушный к символике государь, во время походов на Азов в 1695 и 1696 гг. С возникновением Андреевского флага (синий косой крест на белом поле) как символа русского флота бело-сине-красный флаг (как мнемонический инструмент для нижних чинов в российской армии — "бесикр") был передан торговым судам. Вместе с тем бело-сине-красная расцветка русского флага стала основой для национальных флагов славянских народов Австро-Венгрии и Османской империи: сербов, хорватов, словенцев, словаков и чехов (только болгары синюю полосу на своём знамени заменили зеленой). Четверть века, с 1858 по 1883 г., Государственным флагом Российской империи был чёрно-жёлто-белый. Затем бело-сине-красные цвета были вновь признаны государственными. В августе 1914 г. произошла последняя реформа Государственного флага старой России: в верхнем углу бело-сине-красного флага появился императорский штандарт. После Октябрьской революции флагом России становится красное полотнище с буквами "РСФСР" в верхнем углу у древка. Затем надпись была заменена эмблемой союза рабочих и крестьян — золотыми серпом и молотом. В 1954 г. вдоль древка флага РСФСР было решено поместить синюю полосу. 21 августа 1991 г. Верховный Совет России постановил считать "исторический флаг— полотнище из равновеликих горизонтальных... белой, лазоревой и алой полос... официальным национальным флагом Российской Федерации". Указом Президента России от 20 августа 1994 г., "в связи с восстановлением 22 августа 1991 г. исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам" в нашей стране установлен День Государственного флага, отмечаемый 22 августа. [*] 56-57 Одним из самых "молодых" элементов государственной символики является Государственный гимн. Указом Президента РФ в декабре 1993 г. было установлено, что "Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе "Патриотической песни" М.И. Глинки". Гимн исполнялся без слов, поскольку текст к этой мелодии не был утвержден ни президентом, ни парламентом. Нельзя не признать, что мелодия Глинки так и не стала адекватным своему назначению запоминающимся символом российской государственности, который мог бы вдохновить россиян на трудовые, военные и спортивные победы. Будущее Гимна России еще обсуждается в нашем обществе. Но показательно, что, по результатам опроса телезрителей, проведенного каналом ТВ-6 10 марта 1999 г., в день принятия Государственной Думой в первом чтении Закона РФ о Государственном гимне, это событие было признано наиболее значимым на фоне всех остальных, событий дня, хотя многие из них (обострение ситуации вокруг Чечни, повышение тарифов на телефонные переговоры и др.) могли иметь более непосредственное влияние на благополучие граждан России. Значит, и в нашем Отечестве не утрачен интерес к государственной символике1. В какой степени правомерно говорить о государственной символике страны в русле маркетинга? Рассмотрим такой принципиальный атрибут государственности, как конституция (чьим дальним предшественником была клятва монарха). Но не тот аспект проблемы, что россияне плохо знают свою нынешнюю конституцию,— откуда ее и знать-то, если, начиная со школы, отношение к ней уже далеко не трепетное. Посмотрим на конституцию с позиции маркетинга. Возможно ли это? Ока- 1 Относительно всех трех основных элементов российской государственной символики действует требование Конституции РФ; флаг, герб и гимн России и порядок их официального использования должны устанавливаться федеральными конституционными законами. 8 декабря 2000 г. Государственной Думой были в целом приняты Федеральные конституционные законы "О Государственном гимне Российской федерации", "О Государственном флаге Российской федерации", "О Государственном гербе Российской Федерации" и Федеральный закон "О знамени Вооруженных Сил Российской федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск". зывается, да, если страна не просто уважает свою конституцию, но и рассматривает ее как инструмент продвижения страны. 12 января 2000 г. на всемирно известном аукционе Sotheby's состоялись торги по продаже редкого газетного экземпляра Конституции США, отпечатанного буквально сразу же после ее принятия, 226 лет назад. Экземпляр был найден случайно между полотном и рамой малоценной картины, хорошо сохранился, а его начальная аукционная цена была определена на уровне 4 млн долл. Но значимы не сам факт продажи и не астрономическая цена. Аукцион Sotheby's при всей своей мировой известности представляет собой довольно-таки ограниченную в количественном отношении аудиторию. Но она была предельно расширена и демократизирована мастерским приемом: торги прошли в самой большой из возможных на Земле аудиторий — в сети Интернет. Ордена и другие национальные знаки отличия. Орден— это не плата за работу и лаже не награда в строгом смысле слова, это именно знак отличия. В дореволюционной России человек, отмеченный орденом, должен был внести солидную сумму в казну, например, за орден Андрея Первозванного— 500 руб. В голодное советское время государство, начисляя орденоносцам определенные суммы, исподволь спровоцировало народное мнение об орденах как выгодных наградах. По своему основному предназначению орден— это высший отличительный знак за особые заслуги конкретного лица перед государством. Ордена, медали и любые знаки должны создаваться по законам интернационального языка символов, но используемые эмблемы должны отвечать характеру и реальному уровню государственного устройства, Ордена живут и должны жить в стране в течение жизни всей исторической формации — весь феодализм, весь капитализм, весь социализм, справедливо считают профессионалы1. Длительность и стабильность существования как раз и придают орденам, гербам и флагам высокий моральный авторитет и обще- 1 См. Похлебкин В.Степень ордена- это признак бюрократизма // Новая газета. 1999. 17—23 мая. С 21. [*] 58-59 ственный престиж. В России орден Андрея Первозванного существовал 220 лет с— 1698 до 1917 г. Проходили поколения, а орден не менялся, его помнили и предки и потомки. Именно поэтому любая власть должна бережно относиться к статусу и роли орденов и других знаков отличия. В августе 2000 г. президент страны В.В.Путин подписал Указ о восстановлении ордена Святого Георгия и Георгиевского креста — двух самых почитаемых военных наград императорской России. Тем самым он продолжил дело, начатое его предшественником Б.Н.Ельциным, восстановившим в 1998 г. другую российскую награду — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Отныне у России есть два ордена, пользующихся вековым авторитетом. Словесные символы. Уже само название страны вызывает у людей совершенно определенные, хотя и не всегда однозначные ассоциации — бытовые, культурные, экономические. Оно способно приносить определенные дивиденды как бизнесменам, так и стране в целом. Гостиница "Россия" в Москве, кондитерская фабрика "Россия" в Самаре — лишь немногие примеры коммерческого использования названия страны. В 1993 г. был принят Закон РФ "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний". В соответствии с ним все предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые используют в своем названии имя родной страны, платят 0,5% от стоимости реализованных товаров и услуг, а заготовительные, снабженческо-сбыто-вые и торговые организации — сбор в размере 0,05% от оборота1. Действует правительственная комиссия по выдаче разрешений на использование наименований "Россия", "Рос- 1 Сбор должны выплачивать организации, которые используют эти слова в своих названиях. Его не должны платить федеральные органы власти, Центробанк, государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения и организации, которые живут на бюджетные средства. Не платят налог общероссийские общественные и религиозные объединения, редакции средств массовой информации. Впрочем, есть уточнение; орган информации не освобождается от сбора, если имеет эротический или рекламный характер. сийская Федерация". Уже само слово "Россия" до последнего времени приносило тем самым в казну ежегодно порядка 1 млрд. рублей. Однако выдача разрешений и налоговые поступления в данном случае — не самоцель, а рычаг защиты названия страны от недобросовестного использования. Другие символы, образы страны. Ведущие авиакомпании многих стран достаточно давно стали использовать раскраску фюзеляжей и "хвостов" самолетов в цвета национальных флагов. Не так давно их примеру последовали крупнейшие авиаперевозчики России и других бывших республик СССР. Эту традицию учитывают уже при продаже самолетов. Например, все новые самолеты западного производства, поступающие в "Аэрофлот" в последний год, раскрашены в национальные цвета российского авиаперевозчика. Аналогичные региональные мотивы можно проследить в раскраске межрегиональных поездов. Одна из крупнейших мировых авиакомпаний — "British Airways" — осуществляет дизайн-проект под названием "Национальная галерея". Хвостовое оперение самолетов британской компании разрабатывали 56 дизайнеров из разных стран, орнаменты включают фольклорные элементы. С ноября 1997 г. компания взялась за русскую тему. С тех пор рке шесть самолетов с красно-золотым хвостом, расписанным под "хох-лому", летают по всему миру. В компании планируют также использовать лубочную роспись для оформления авиабилетов и буклетов "British Airways", предназначенных для местного рынка. Печально лишь то, что такое использование неофициальной российской символики приносит дивиденды не столько России, сколько "British Airways". Примеру авиаперевозчиков следуют кондитеры, причем тоже далеко не российские. Так, "Cadbury" выпустила в России серию шоколадок "Золотой фонд" с изображением ряда классических российских орнаментов. Похожие обстоятельства сложились и в отношении тематических парков. В японской префектуре Ниигата несколько лет назад был создан тематический парк России. При деятельном участии префектуры, для него был выбран участок, по мере возможностей отражающий основные ландшафты России — поле, луг, лес, река, возвышенности. Построены и действуют православный храм, магазин по продаже русских сувениров и других национальных товаров, ресторан с русской кухней, культурный центр. Так что россиянам привозить туда с собой матрешки, ба- [*] 60-61 лалайки и икру совершенно не нужно. Японцы (несколько десятков тысяч человек в год) с удовольствием посещают тематический российский парк, вполне оправдывая экономические ожидания частного предпринимателя (инициатора создания парка) и префектуры. Вот только Россия в этом участия не принимает. Как в гербе и флаге, так и отдельно могут активно использоваться другие символы страны, чаще всего классические представители флоры и фауны. Среди них — кленовый лист (Канада), трилистник (Ирландия), кенгуру (Австралия), ливанский кедр и др. Ряд стран может символизироваться образами людей — как собирательными, так и имеющими определенный конкретный прототип. Один из таких примеров— американский "дядя Сэм"— старикан с козлиной бородой в звездно-полосатом цилиндре и такой же жилетке. В советской политической карикатуре этот образ без труда опознавался и донецким шахтером, и первоклассником как символ мирового империализма и воспринимался ими исключительно негативно. Но этот образ родился в самой Америке, и сами американцы не видят в звездно-полосатом старичке ничего угрожающего, с гордостью изображают его на открытках, рекламных проспектах, демонстрируют на парадах. Настоящее имя конкретного дяди Сэма — Сэмюэль Уилсон. Во время войны 1812 г. с англичанами этот житель американского городка Троя организовал поставки в армию провианта, на таре которого ставил буквы U.S., т. е. Соединенные Штаты. Эту аббревиатуру армейские остряки и стали расшифровывать как Uncle Sam (дядя Сэм). Маркетинговый имидж-символ США, обогащенный художественной фантазией, и сегодня весьма выгоден для городской экономики. Со всех концов Америки в Трою едут туристы, желающие увидеть город дяди Сэма, познакомиться с его историей. Паб, скотобойня, могила дяди Сэма — все это приносит приличный доход. Вслед за американцами собственным символом обзавелись англичане. Их Джон Буль — типичный британец, румяный любитель пива и завсегдатай паба в жилетке цвета британского флага "Юнион Джек" — весьма популярен в Великобритании и так же известен всему миру, как и дядя Сэм. В отличие от американцев и англичан с их практически неизменными образами типичных жителей, французы периодически обновляют образ своей Марианны, выбирая в качестве модели самую красивую на текущий момент француженку. Подобной чести удостаивались актрисы Катрин Денев, Бриджит Бардо, Изабель Аджани. Популярная столичная газета "Московский комсомолец" уже задала резонный вопрос а чем мы хуже? Образы типа "Рабочий и колхозница" "Ты записался добровольцем?" хорошо знакомы людям, жившим в советское время. Иных пока не появилось. Правда, в "остальном мире", где нас зовут Иванами, давно уже нарисовали в своем воображении несколько иной, карикатурный образ жителя России: борода, алая косоворотка, смазные сапоги — в общем, "купчина толстопузый". Не случайно производители пива, водки, хлеба, колбасы и других продуктов питания отечественного производства рке вовсю эксплуатируют в рекламных целях подобный имидж. В целом неформальная символика играет колоссальную роль как в восприятии любой страны и ее граждан иностранцами, так и в формировании у самих граждан чувства приверженности стране. Кто бы ни пришел к власти в США, кока-кола все равно останется в жизни жителей Америки. Само словосочетание "кока-кола" — это символ товара с маркой "брэнд-нейм", и это не только элемент "узнавания", но и часть жизни. Для американца пить кока-колу — это почти буквально означает быть приверженным гражданским ценностям США, и в первую очередь быть свободным, поскольку в идеологии гражданина Америки именно свобода — неотъемлемая часть его жизни. Сейчас рыночная стоимость акций (капитализация) компании "Кока-Кола" составляет около 40 млрд, долл., в то время как стоимость мощностей по производству напитка — всего 0,5 млрд. долл. Все остальное — это не столько технологические секреты, ноу-хау, сколько усилия психологов, аналитиков, маркетологов, которые изучают жизнь человека и место в ней кока-колы. Для России не менее важно не просто призывать "Покупайте российское!", а создать такие марки товаров и услуг, которые стали бы частью жизни гражданина нашей страны. Важно создать своеобразный "русский стандарт" — марку, узнаваемую во всем мире, отражающую многообразие России, ее европейские и азиатские корни, ее особенную историю и традиции, чтобы с товарами под этой маркой граждане России путешествовали по миру, не отказываясь от нее за границей. И тут неизбежно возникает мысль о русской водке и икре. [*] 62-63 Собственно говоря, те или иные вина, другие алкогольные напитки могут достаточно стойко ассоциироваться с определенными странами (и наоборот) — это относится к шампанскому и виски, к Италии, Франции, Шотландии и др. Что касается России, то, наверное, каждому из читателей, даже непьющему, приходило в голову при поездке за границу прихватить бутылочку-другую водки и баночку икры для подарка заграничным друзьям, а, принимая заезжего гостя, немедленно предложить ему выпить водки. Водка для россиян, как ни дико это звучит, на протяжении столетий— один из принципиальных символов национальной гордости, культ, традиция, спутник радости, горя, избавление от скуки. Непьющий взрослый мужчина до последнего времени чуть ли не повсеместно считался едва ли не юродивым. Причем питие первично, а закуска вторична. Водка в таком случае выступает в качестве овеществленной души России, которой угощают или предлагают в дар в надежде на возможное взаимопонимание1. Водка испокон веков несла в себе вполне определенную, в том числе освященную государством, духовность россиян (вспомним хотя бы классическое "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!". Государственная монополия на водку не только в сфере производства и финансов, но и в сфере идеологии привела к тому, что водка в "социалистической" России могла быть едва ли не только "Столичной" или "Московской", т. е. производиться и разливаться чуть ли не исключительно "под сенью" Кремля. Появившиеся несколько позже "Золотое кольцо" и "Посольская" только умножали державную символичность русской водки. Это очень хорошо почувствовали зарубежные экспортеры 90-х годов. Патриотизм у россиян пробудился в первую очередь в отношении продуктов питания и напитков, особенно горячительных. Названия водки "Кремлевская", "Горбачев", "Ельцин" говорят сами за себя и демонстрируют, как компоненты имиджа страны могут эксплуатироваться для захвата ее рынка. Этому примеру последовали отечественные политики, "радетели за народные интересы" с марками водки "Жириновский", "Брынцалов", "Кирсан" и т.п. Надо сказать, авторы этих "починов" попали в цель — в Государственную Думу, в память народа. Даже защита регионального рынка сейчас происходит по этой схеме, когда водка стала почти единственным продуктом, несущим на себе марку, имя региона, города, а подчас и напрямую — губернатора, мэра. Другой продукт, испокон веков олицетворяющий Россию,— черная икра. К сожалению, на мировом рынке она давно уже перестала считаться исконно русским продуктом. Только иранские промысловики 1 См; Ковалев А. Имя водки //Иностранец. 1999,14 июля. С15. вылавливают теперь больше осетров, чем Россия и другие бывшие союзные республики — Азербайджан, Туркмения и Казахстан, вместе взятые. Дело близится к катастрофе: загрязнение окружающей среды (прежде всего промышленными стоками) и браконьерство могут привести к тому, что экспорт российской черной икры может прекратиться уже в 2000 г. На Каспии, где добывается 90% российской черной икры, российская квота на вылов рыбы в 2000 г. составила 560 т (на 62 т меньше лимита 1999 г.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.012 с.) |