Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Могоа Будапешт Прага Бухарест Варшава Софн Вильнюс Алма-Ата Баку КшиневСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рисунок 16. Валовой городской и национальный продукт на душу населения в странах с переходной экономикой, тыс. долл. Примечания к рис. 16 и 17 Светлым тоном обозначен городской продукт, темным тоном — валовой национальный продукт. Все данные приводятся в ценах 1993 г. Данные по городскому продукту на душу населения получены из Всемирной базы данных по индикаторам состояния городов Центра ООН по изучению поселений человека (UNCHS). Данные по ВНП на душу населения получены из годового доклада (1997) Программы ООН по развитию (UNDP. New York: Oxford University Press. 1997)1. Маркетинг в сфере коммунальных услуг. Если аэропорты, вокзалы, морские порты — это визитные карточки городов, запоминающиеся первоочередно как места, с которых начинается и заканчивается любой город, то комфорт пребывания в нем, и особенно проживания во многом определяется уровнем коммунального обслуживания. В России в значительной степени тормозом в обеспечении действенности коммунальных аргументов городского маркетинга выступает традиционная антимаркетинговая ориентация в организации коммунального обслуживания. Как отмечают специалисты2, сейчас потребитель коммунальных благ пользуется ими: • почти даром (дотации превышают прямые выплаты); • недифференцированно (качество услуги слабо зависит от • в фиксированном объеме (объем трудно или невозможно • бесконтрольно (услуга может долго поставляться без оп Тем самым практически на уровень неделимых общественных благ, наряду с государственной безопасностью и охраной общественного порядка, попадают в той или ной степени все коммунальные блага (газ, вода, тепло, канализация, муниципальный транспорт), кроме телефона. Антимаркетинговые подходы пока еще сильны и в отношении производителя к потребителю. Производитель почти независим от потребителя, поскольку получает оплату за коммунальные услуги: • не от потребителя, а от городской администрации; • без эффективного контроля объема и качества блага, дос- 1 Эра Городов. 1998. Лето. С. 23. 2 См. Норкин К.Б. Рыночная экономика большого города. Путем ошибок к процветанию. 186-187 • без экономической заинтересованности в снижении производительных затрат. Для преодоления такого положения дел в правительстве Москвы, в частности, находят поддержку рекомендации в адрес органов управления сосредоточить усилия на предоставлении конечному потребителю возможности индивидуального выбора уровня потребления и организации таких форм оплаты услуг, чтобы она строго соответствовала количеству и качеству услуг при неизбежности лишения услуги при отсутствии оплаты.
Разработана поэтапная система соответствующих мер с учетом сложности ее одновременного повсеместного внедрения — по отраслям, в порядке убывания эффективности их работы. В частности, сначала инвестиции могут пойти в водоснабжение и водосброс, затем в теплоснабжение и уборку мусора. Первый критерий очередности преобразований — это степень перехода от принудительно унифицированного потребления услуги к возможности для потребителя индивидуально выбирать качество и количество потребления предоставляемой услуги (критерий управляемости потребления услуги со стороны потребителя, см. схему на рис. 18). Второй критерий, важный с точки зрения городского управления,— возможность получения услуги населением без соответствующей оплаты. Этот критерий характеризует как степень контролируемости потребления со стороны городских служб, возможность успеха попытки несанкционированного доступа пользователя к услуге, так и степень освобождения индивидуального потребителя от оплаты при предоставлении услуги. Этот критерий также может быть упорядочен, но шкала измерений оказывается /весьма грубой. Крайние случаи здесь — полная недоступность услуги без адекватной оплаты и полная доступность ее без оплаты (см. ту же схему). В любом случае видно, что инструменты маркетинга (в частности, позиционирование товаров и услуг) могут существенно облегчить проблемы реформирования городского хозяйства. Но более четкое позиционирование коммунальных услуг по параметрам качества и цены может быть объективным только при условии налаживания действенной обратной связи с самим населением, потребителями этих услуг. Главное условие выбора критериев оценки имеет абсолютно маркетинговый характер: критерий должен отражать желание или потребность граждан. Критерий должен быть понятен, увязан с ответственностью местных органов власти. Затраты на сбор данных должны быть обоснованы, сама информация — собираться достаточно быстро, так чтобы принимаемые меры исходили из актуальной, неустаревшей информации. Важнейшим способом получения соответствующей информации являются опросы, которые могут проводиться как по почте, так и путем персональных интервью, устно. Вместе 188-189 Власти ряда городов США попытались разработать меры и внедрить показатели эффективности деятельности таких отраслей и сфер коммунального хозяйства, как сбор и уничтожение мусора, работа парков и других мест отдыха, предотвращение преступности, предупреждение и определение ущерба от пожаров, функционирование общественного транспорта, системы водоснабжения, рассмотрение жалоб и предложений граждан. Какова здесь может быть технология сбора информации? Как, например, можно собирать информацию о степени удовлетворенности граждан услугами парков и других мест отдыха? Американские исследователи признают: большинство местных органов власти соотносят эффективность служб парков и мест отдыха в основном с размерами территории, количеством различных развлечений, услуг, числом выставок картин, и ремесел, а не с численностью обслуживаемых людей и их удовлетворенностью парковым сервисом. Руководство парков не знает ответов на многие вопросы, которые являются для них принципиальными. Почему одни услуги пользуются спросом, а другие нет? Насколько удобно расположен парк? В какой степени неудобства влияют на его посещаемость? Какими потенциальными возможностями располагает парк, чтобы удовлетворить запросы отдельных граждан? Исследователи подчеркивают: при проектировании сбора и анализа информации надо исходить из того, что основная цель парков и мест отдыха— обеспечить всем гражданам разнообразные возможности для приятного, безопасного, хорошо организованного отдыха в обстановке раскованности, отсутствия скученности. Парк, планируя свою деятельность, должен исходить из состава населения, которое он обслуживает. Другими словами должны быть учтены такие факторы, как место жительства, возраст, пол, доход, этническое происхождение, образование тех, кто пользуется парком; подходы к парку для городского транспорта и автомобилей следует сделать удобными. Местные власти при организации досуга в парке могут исходить, например, из 4-6 групп населения по доходам, из шести возрастных групп, рассчитывая свои мероприятия на людей до 6 лет, от 6 до 13, от 14 до 19, от 20 до 34, от 35 до 64 и от 65 и более лет. Для того, чтобы основная цель работы парка как места отдыха была достигнута, следует: 1. Выявить долю домохозяйств, которые удовлетворены находящимся 2. Выявить долю посетителей парка, которые удовлетворены теми воз 3. Выявить число домохозяйств, члены которых посещали (или не по 4. Подсчитать общее количество посещений. 5. Определить долю посетителей, считающих, что в парке слишком 6. Выяснить долю лиц, не посещающих парк по причине его много 7. Определить время наибольшей посещаемости, "часы пик" парка. 8. Выявить долю посетителей, которые считают парк привлекатель 9. Выявить долю тех, кто не посещает парк потому, что он непривлека 10. Определить долю посетителей, а также сторонних наблюдателей, 11. Насколько посетители парка удовлетворены обслуживанием в его 12. Определить рейтинг отдельных компонентов парка: беседки, игро т.п. 13. Собрать статистические данные о серьезных травмах (на 10 тыс по 14. Местные правоохранительные органы должны собрать статистичес 15. Определить путем опроса доли: а) жителей города, которые живут в пределах 15-30 минут поездки до парка; б) посетителей, считающих, что добраться до парка нетрудно; в) не посещающих парк по причине его отдаленности; г) посетителей, удовлетворенных временем работы, отношении работников парка к посетителям; д) число жителей, не посещающих парк по причине неудоб- 190-191 Большая часть этих данных собирается методом опроса жителей, часть — путем определения рейтинга специально обученным персоналом. К посетителям парка относят тех, кто хотя бы один раз в течение трех месяцев посетил парк. Поскольку наименее обеспеченные семьи вообще могут не ходить в парк, посещаемость — недостаточный показатель качества отдыха в парке. Некоторые местные власти собирают данные о причинах непосещаемости парков, которые связаны не с качеством обслуживания, отдаленностью и т.п., а с причинами личного характера опрашиваемых (нездоровье, большая занятость и т.п.). Ко всей полученной информации предлагается относиться осторожно, считать ее лишь приблизительной. Полезным признается составление картосхем, на которых показана отдаленность парка от жилых кварталов и плотность населения на прилегающей территории, что можно определить по данным переписи населения. Опросы домохозяйств относительно работы парков и мест досуга следует проводить в течение всего года, опрашивая по очереди, например, по 100 домохозяйств в каждое время года. Опросы производятся административными органами парков. В некоторых парках и местах отдыха опросы посетителей проводятся во время посещения ими парка, а не по месту жительства. Такие опросы имеют свои преимущества, обходятся дешевле, но они не позволяют выявить мнения тех, кто в парк не ходит. Респонденты, а также специальный персонал должны давать ответы в следующем виде: "прекрасно", "хорошо", "посредственно", "плохо" или отвечать на некоторые вопросы по следующей шкале: "нет проблем", "есть некоторые проблемы", "много проблем". Инспектирование парков рекомендуется проводить специально обученным персоналом. Для обучения достаточно одного-двух дней. К инспектированию привлекают муниципальных служащих, студентов в летний период, а также добровольцев. Предпочтительно проводить инспектирование двумя лицами, а не одним. Полученная и обработанная информация отражает эффективность услуг, которые предоставляют местные органы власти. Ее необходимо сопоставить с другой имеющейся информацией и с опытом менеджеров1. 1 Насколько эффективно функционируют ваши общественные услуги: Процедура измерения их качества. №1. М. RTI (Рисерч трайэнгл инститьют) и Союз российских городов, 1996. С. 8-10. АРГУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ Любой действующий подъемный кран на городской стройке — это весомый аргумент развития города. Но если, как в Бангкоке в 1998 г., линию горизонта "украшают" неподвижные подъемные краны, — это сигнал о том, что экономика города переживает тяжелые времена. Разорение застройщиков, пустующие дома, перманентное снижение ставок арендной платы, пустующие магазины с объявлениями о грандиозных скидках, замусоренные кварталы, рост цен на продовольствие, постоянное снижение курса национальной валюты и обилие "блюстителей порядка" — все это, безусловно, негативно характеризует состояние и динамику национальной и региональной экономики, но проявляется прежде всего непосредственно в городах. Так, важнейшими аргументами притягательности Москвы ее мэр ЮЛужков не без оснований считает: общую стабильность социально-экономического развития, и прежде всего динамику и результаты градостроительной деятельности; рыночную инфраструктуру, пригодную для развития финансовой экономической активности; интеллектуальный потенциал в научной, технической, образовательной и культурной областях. Дополнительные функции и аргументы притягательности столичного города — услуги, связанные с функционированием федеральных органов управления. Многие аргументы, ресурсы столицы, несмотря на всю свою значительность, оказались весьма уязвимыми в переходный период; они испытывают потрясения в результате инфляционных процессов, межбанковских "войн", попыток законодательно перераспределить финансовые потоки, все еще доминирующего остаточного принципа финансирования науки, "утечки мозгов", деградации преподавательского потенциала воспроизводства кадров специалистов. Противодействие этим угрожающим факторам имеет принципиальное значение для маркетинга столицы России. Стратегической задачей правительства Москвы на 1999 г. стало выполнение всех долговых обязательств. По данным департамента финансов города, даже в кризисном 1998 г. Москва в полном объеме и без задержек обслуживала свой долг. 192-193 • создание налогово-правовой среды, стимулирующей раз • повышение экономической эффективности приватиза • поддержка инвестиций исключительно в высокопроиз МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ГОРОДОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ В России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании, как отмечают специалисты1, определяется следующими обстоятельствами. • Меняется философия, принципы, цели развития городов. • Если раньше городская власть отвечала преимуществен 1 См Власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика // Управленческое консультирование. 1999. № 3.
становится работа по смягчению последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. При этом местная власть становится главным лицом, ответственным за социально-экономическое развитие города, включая его благоустройство, безопасность граждан, социальную защиту горожан и т. д. • Города начинают реально конкурировать друг с другом и • Сами горожане постепенно становятся реальными участ Стратегия развития города — это результат выбора целей и пути развития, русла, в котором должен развиваться данный объект, причем выбора, осуществляемого на основе неких принципов, составляющих базу для принятия управленческих решений. Главная проблема — разработать, принять и реализовать такую стратегию, которая не просто соответствовала бы приоритетам и интересам определенных групп лоббирования, а объективно нацеливалась бы на перспективные цели городского развития с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры. На решение этой задачи нацелена концепция ключевых факторов успеха (ключевых компетенций) городов и территорий, развиваемая в последние годы рядом западных исследователей на основании разработок профессора Гарвардского университета Р.М.Кантера, В соответствии с этой концепцией для успеха городских сообществ в условиях глобализированной рыночной экономики решающее значение имеет формирование совокупности "твердых" и "мягких" системных факторов, обеспечи- 194-195 • компетенция мастерства, т.е. способность производить • компетенция знаний, т.е. способность создавать и прода • компетенция связей, т.е. способность создавать и прода • компетенция эффективного управления городом как • компетенция сотрудничества, т.е. способность эффек • компетенция жизнеобеспечения, т.е. способность Стратегия рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состояния системы и внешних условий и позволяет: • оценить условия, в которых будет проходить развитие го • четко определить согласованные в территориальном со
• оптимально сочетать политику продукта с политикой • скоординировать программы городского развития; • получить ориентиры и инструменты для измерения и Единой методики стратегического планирования развития города пока что не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов составления стратегического плана1. Возможная схема пошагового процесса стратегического планирования развития города представлена в конце главы в приложении 1. Уже на этапе постановки целей развития целесообразно сформулировать так называемый девиз города, отразив в нем главную цель сообщества. Важно, чтобы она отражала ориентацию на удовлетворение потребностей жителей, но при этом вызывала симпатии и понимание и субъектов, внешних для территории. Часто девизы городов в рыночных странах декларируют стремление обеспечить потребное качество и количество предоставляемых городом возможностей для налогоплательщиков при минимально возможных уровнях налогообложения. Затем проводится SWOT-анализ (см. главу 1) города, включая анализ внешних и внутренних факторов и возможностей. К внешним по отношению к городу факторам можно отнести как факторы общего действия, традиционные и существенные для страны в целом, так и специфические региональные факторы, включая факторы его взаимодействия с соседствующими муниципальными образованиями. Анализ внешней среды дополняется подробным анализом внутренних характеристик города, его сильных и 1 Gordon G. Strategic Planning for Local Government ICMA.USA.1993. 196-197 Следующим маркетинговым инструментом стратегического планирования развития города выступает его позиционирование. В его ходе определяется положение (в том числе в сравнении с городами— основными конкурентами), в котором город находится сейчас, а также (и это не менее важно) то положение (также в сравнении с конкурентами), в которое город намерен переместиться в будущем. Определяемые при этом основные сроки и средства зависят от того, выберет ли город стратегию постепенного движения к новому состоянию с сохранением имеющихся преимуществ (например, самодостраивание экономики), или решается на резкое изменение существующей структуры экономики (радикальное переструктурирование и беспощадная конкуренция с другими городами), или же будет стараться сочетать различные пути (включая, например, выборочное целевое стимулирование ускоренного развития отдельных направлений, форм, структур хозяйствования. Вот какая форма позиционирования пяти взаимодействующих муниципальных образований предложена отделом маркетинга г. Ржева (Тверская область). Муниципальные образования сопоставлены по ресурсным составляющим будущей стратегии (см. рис. 19). На базе результатов, полученных на всех этих этапах, формируется собственно стратегия и составляется план развития города (см. приложение 1.) Примечание. Интенсивность штриховки соответствует степени обеспеченности муниципального образования ресурсами конкретного вида, Рисунок 18. Ресурсный потенциал развития и сотрудничества пяти муниципальных образований Тверской области1 Этап реализации стратегического плана и оценки его выполнения является не менее важным, чем этап его составления. Для этого необходима разработка так называемых частных стратегий в виде взаимосвязанных программ. Такие программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс конкретных мероприятий, направленных на решение определенной проблемы, достижение одной из поставленных целей. Только преобразование долгосрочных целей в конкретные промежуточные задачи и разбивка стратегии действий на четкие программы могут создать предпосылки для получения практических результатов. Под каждую программу разрабатывается частный план — опреде- 1 Кудрявцев Ю.Н., Харченко А.В.Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник ВНТИЦ. 1999. №4. 198-199 Как только принимается решение о стратегическом планировании, работники местной администрации должны быть готовы вести всю необходимую административную работу. Необходимо определить орган, который будет отвечать за формализацию процесса планирования, составление расписания встреч, установление форм взаимодействия между всеми участниками процесса, обеспечение последующих шагов стратегического планирования. Некоторые органы местного самоуправления за рубежом нанимают для этих целей независимого консультанта, например авторитетного и компетентного представителя местного бизнеса или научного сотрудника из местного университета, В российских условиях скорее всего могут создаваться особые рабочие группы, желательно— сетевые организационные структуры (см следующую главу) по разработке стратегии. Дело в том, что для решения задач развития и маркетинга города требуется создание принципиально новой информационно-статистической базы планирования, позволяющей анализировать, прогнозировать и выражать в качестве конкретных заданий содержание таких понятий, как образ жизни, уровень жизни и здоровья населения, налоговая база города и т.д. Таким образом, стратегический план содержит ряд важных компонентов, блоков: аналитический, прогнозный и блок мероприятий по реализации плана. Однако в каждом конкретном случае структура плана может варьировать. Например, стратегический план Санкт-Петербурга содержит следующие основные разделы1: 1 Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб. 1998.111с 1Конкурентные возможности Санкт-Петербурга. Здесь рассматривается место и роль Санкт-Петербурга в миро-вой экономике и в экономике России; содержится анализ внутренних и внешних факторов развития города с помощью SWOT-анализа. 2.Главная цель и стратегические направления. Главной целью является стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города, которая конкретизируется следующим образом: формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Эта цель в свою очередь распадается на подцели. Соответственно в качестве стратегических направлений выбраны: создание благоприятного хозяйственного климата; интеграция в мировую экономику; улучшение городской среды; формирование благоприятного социального климата. З.Цели, задачи и меры. Этот раздел полностью увязан с предыдущими разделами, в нем частные цели, задачи и меры сгруппированы по выдвинутым ранее стратегическим направлениям. 4.Механизм реализации и механизм обновления стратегического плана. 5.Ожидаемые результаты реализации стратегического плана. Типичные ошибки. При выборе стратегии экономического развития местные власти часто допускают определенные ошибки, что может быть связано с их стремлением двигаться вперед как можно быстрее и так же быстро достичь нужных результатов. Наиболее типичными просчетами являются следующие. 1.Слишком большая зависимость от правительственных (государственных) программ, стремление всеми силами захватить в них некоторый "кусок". Это часто присуще 200-201 2.Смешение, подмена стратегии отдельными конкретными процедурами, инструментами, способами ее реализации. Инструменты — инновационные парки, помощь малому предпринимательству, центры бизнес-информации, налоговые льготы и т.д. — выдаются за стратегию (или комплексный план), хотя на самом деле являются лишь отдельными ее частями, компонентами, приоритеты и последовательность реализации которых остаются не определенными из-за отсутствия целостной стратегии. З.В разработке и оценке вариантов не участвуют все заинтересованные слои сообщества, субъекты, представляющие конкретные группы основных потребителей результатов реализации стратегии. 4.Отсутствует четкость в формулировках приоритетов целей, и сроков их достижения. Формулировки "желательно", "нужно достигнуть" и т.п. не дают ясных ориентиров, их достижение и, что особенно существенно, недостижение невозможно зафиксировать, проконтролировать. З.Процесс стратегического планирования часто считается завершенным на стадии разработки и особенно утверж- дения плана. Не надо бояться публичного обсуждения плана как до его принятия, так и после. Стратегическое планирование, и особенно маркетинговое— это непрерывный и гибкий процесс. Стратегические планы и программы должны непрерывно обновляться и корректироваться на основе анализа хода их выполнения и с учетом изменившейся конъюнктуры, соотношения спроса и предложения на основные товары и услуги региона, конкурентной ситуации. 6.Ставка неоправданно делается на наиболее "внешне привлекательные", модные (в том числе у городов-конкурентов) направления, такие как, например, туризм, высокие технологии, в то время как в действительности у территории для развития данных направлений может не быть необходимых особых черт, условий, управленческих возможностей и т.п. Так, для российских городов в начале 1990-х гг. была популярной идея развития туризма как приоритетной сферы экономики города. К сожалению, такая модель мало где сработала1. Проблема заключалась в неразвитости инфраструктуры, сферы развлечений, в высокой конкуренции московских фирм, перехватывающих клиентов и оттягивающих доходы. 7.Авторы планов могут не обратить внимания на то, что даже самая удачная стратегия не может быть одинаково выгодна, полезна для всех членов сообщества. Зарубежный опыт показывает, что улучшение ситуации для города в целом и выдвижение его на мировой арене не всегда улучшают, а порой и ухудшают положение малообеспеченных групп населения. Так, реализация новой экономической стратегии в Гамбурге сопровождалась значительным ростом цен на жилье. К началу 90-х гг. осталась высокой — на уровне 12% — безработица. В целом весьма богатый город, с наиболее высокой долей миллионеров в Герма- 1 Нефедова Т., Трейвиги А. Пути выживания российских городов // География. 1999. №20. С. 8-11. 202-203 8.Стратегический план излишне многопланов, "неподъемен". При всей необходимости и даже обязательности комплексного подхода план развития города должен быть обозримым и реально выполнимым. Иначе под сомнение ставится целесообразность самой идеи стратегического планирования. Как на практике может быть подготовлена, разработана и осуществляться та или иная маркетинговая стратегия города? Рассмотреть этот вопрос предлагается в конце главы на примере небольшого дальневосточного города Артема (см. Практикум).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.021 с.) |