Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая природа договора возмездного предоставления гостиничных услуг в Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Садардинова Л. К.) ("Туризм: право и экономика", 2006, N 6) Текст документа ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Л. К. САДАРДИНОВА Садардинова Л. К., соискатель Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Гостиницы и иные средства размещения создают основную базу туристской индустрии. Развитие туризма как отрасли в мировой экономике невозможно без развития гостиничной сферы, что предполагает строительство новых, современных гостиниц, отвечающих требованиям нового времени, модернизацию уже действующих гостиниц, повышения уровня качества гостиничных услуг, соответствующих мировым стандартам. К 2020 году Россия войдет в первую десятку стран по приему туристов (47,1 млн. туристов в год; 2,9% - доля в мировом потоке туристов; 6,7% - среднегодовой рост доходов за период с 1995 по 2020 год), также только в г. Москве к 2010 году запланировано увеличение гостиничных мест до 170 - 200 тысяч, т. е. в 2,5 - 3 раза по отношению к существующему количеству <1>. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что гостиничная деятельность динамично развивается, но ее правовое регулирование оставляет желать лучшего. В настоящее время: отсутствует легальная дефиниция договора возмездного предоставления гостиничных услуг, его содержание, отсутствует однозначное наименование сторон, не определен круг лиц, которые вправе предоставлять гостиничные услуги, какие требования предъявляются к должнику данного договора, к качеству гостиничной услуги, не раскрываются в полном объеме права и обязанности сторон. -------------------------------- <1> Постановление Правительства г. Москвы от 18 июля 2006 г. N 516-ПП "О неотложных мерах по стимулированию развития гостиничного хозяйства города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 43. Внесение изменений в уже действующие правовые акты или принятие новых позволит восполнить пробелы в правовом регулировании отношений в гостиничной деятельности, избежать разночтений как в научной, так и в правоприменительной практике. В научной и учебной литературе можно выделить различные взгляды по вопросу правовой природы договора предоставления гостиничных услуг, данный вопрос является дискуссионным в юридической науке. Действующее гражданское законодательство договор предоставления гостиничных услуг относит к группе договоров по оказанию услуг. Об этом свидетельствует анализ правовых норм ГК РФ: гл. 39 "Возмездное оказание услуг", ст. 426 и др., а также принятие правового акта "Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" <2>. -------------------------------- <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 693, от 1 февраля 2005 г. N 49) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 18. Ст. 2153; 2000. N 39. Ст. 3871; 2005. N 7. Ст. 560. Договор предоставления гостиничных услуг можно рассматривать как самостоятельный договор, так и в рамках договора туристического обслуживания, который относится к договору возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" <3> дает легальное определение двух взаимосвязанных понятий, составляющих суть туристкой деятельности: "турпродукт" и "тур". Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, а турпродукт - это право на тур, предназначенное на реализацию туристу (ст. 1). Законодатель не закрепил легального определения туристской услуги, но предполагается, что основной ее чертой является комплексность, т. е. наличие двух и более услуг в составе. Так, размещение почти всегда является одной из ее составляющих. Законодатель закрепил термин "размещение", а не предоставление гостиничных услуг в связи разнообразием объектов отдыха и наличием отличительных черт каждого из них. Найдем тому подтверждение в ГК РФ: п. 5 ст. 925 "Хранение в гостинице" предусматривает, что правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях и других подобных организациях. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст. 5491; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607. М. И. Брагинский считает: "...договор по поводу проживания в гостинице является смешанным, включающим в себя, помимо прочего, непосредственное оказание различных по характеру услуг, в том числе и тех, о которых идет речь [хранение в гостинице]" <4>. Он полагает, что договор предоставления гостиничных услуг включает в себя элементы договоров оказания услуг и договора хранения. -------------------------------- <4> Брагинский М. И. Договор хранения. М.: Статут, 1999. С. 152. Е. Л. Писаревский под договором о предоставлении гостиничных услуг понимает договор "(договор гостиничного обслуживания), по которому одна сторона - гостиница, в соответствии со своей категорией, обязуется предоставить другой стороне - постояльцу (гостю) оборудованное мебелью и иными удобствами жилое помещение, предназначенное, как правило, для временного проживания (пребывания), а также комплекс услуг, состоящий из услуг общественного питания, связи и бытового обслуживания, а постоялец обязуется оплатить эти услуги, а также соблюдать установленные правила проживания" <5>. Автор рассматривает данный договор как смешанный договор с элементами договора коммерческого найма жилого помещения и договоров возмездного оказания услуг (услуги общественного питания, услуги связи, услуги бытового обслуживания). -------------------------------- <5> Писаревский Е. Л. Договор на предоставление гостиничных услуг // Юрист. 2001. N 1. С. 41. Существует мнение, что в основе гостиничного обслуживания лежит предоставление помещения для временного проживания граждан. Это основная обязанность лица, осуществляющего данный вид деятельности. Услуги, предоставляемые гражданину при проживании в гостинице, являются по своему характеру дополнительными. Их характер, перечень, качество зависят прежде всего от самого помещения. Объект договора предоставления услуг является комплексным, поэтому отнесение его к типу обязательств по возмездному оказанию услуг представляется не бесспорным. Предлагается отнести данный договор к числу непоименованных в ГК РФ договоров, а в будущем возможно закрепить такие договоры и в ГК РФ <6>. По логике автора, можно сказать, что гостиничное обслуживание может ограничиться только предоставлением помещения для временного проживания, остальные же услуги, связанные с гостиничным номером, могут и не оказываться, они ведь не являются основными. -------------------------------- <6> Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 89 - 90. Е. Л. Писаревский и Л. В. Санникова относят договор возмездного предоставления гостиничных услуг к смешанным договорам с элементами договоров найма жилого помещения (ст. 671 ГК РФ) и договора возмездного оказания услуг. Акцент делается именно на предоставление во временное пользование определенного помещения. Не согласимся с их точкой зрения, так как в данном случае стороны могли бы заключить иной договор, который не предусматривает обслуживание номера, например договор аренды (ст. 606 ГК РФ). Договор коммерческого найма жилого помещения не может быть заключен, так как гостиничный номер в соответствии с действующим законодательством не является объектом договора найма жилого помещения (как коммерческого, так и социального), он не входит в жилищный фонд, не предназначен для постоянного проживания (ст. 16, 19 Жилищного кодекса РФ <7>). "Помещение, передаваемое по договору коммерческого найма, должно быть пригодным для постоянного проживания. Не может быть передано временное строение либо строение, предназначенное для сезонного проживания (например, летний дачный дом, гостиничный номер)" <8>. В отношении гостиничного номера не распространяется правовой режим жилого помещения. Соответственно нельзя рассматривать договор возмездного предоставления гостиничных услуг как смешанный договор с элементами договора возмездного оказания услуг и договора коммерческого найма жилого помещения. -------------------------------- <7> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14; 2006. N 1. Ст. 10. <8> Свит Ю. П. Договор коммерческого найма жилого помещения // Закон. 2005. N 6. С. 68. Перечисленные выше высказывания не позволяют установить сущность, специфику договора возмездного предоставления гостиничных услуг. Гостиничная услуга является комплексной услугой, многогранна, ее нужно рассматривать как единую сложную услугу. Многие юристы пытаются расчленить ее, выделить составляющие, определяя, какие компоненты данной услуги являются основными, а какие дополнительными. Договор предоставления гостиничных услуг нельзя представить только в виде гостиничного номера и комплекса услуг, прикрепленных к нему, немаловажную роль играет качество обслуживания персоналом клиента: быстрота, доброжелательность, гостеприимство и т. п. Как уже было сказано ранее, действующее законодательство не содержит легального определения понятия договора предоставления гостиничных услуг. Гражданско-правовая дефиниция представляет собой понятие, которое отражает основные положения, существенные признаки предмета гражданско-правового регулирования, позволяющие отличать и разграничивать их друг от друга. Согласимся с мнением И. В. Москаленко, считающего, "что любая гражданско-правовая дефиниция, по существу, представляет собой правовую оценку и интерпретацию объективно существующих элементов предмета гражданско-правового регулирования" <9>. В настоящее время принимаются правовые акты, носящие узкоспециальную направленность в связи с расширением круга общественных отношений и их специализации - появилась потребность в четких правовых дефинициях. Предложим свой вариант правовой дефиниции договора предоставления гостиничных услуг. -------------------------------- <9> Москаленко И. В. Некоторые аспекты понятия гражданско-правовых дефиниций // Юрист. 2003. N 5. С. 9. Договор возмездного предоставления гостиничных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (гостиница) обязуется оказать другой стороне - постояльцу (потребителю) гостиничные услуги своими средствами в соответствии с присвоенной ей категорией, а другая сторона обязуется их оплатить. Отметим также, что ГК РФ устанавливает особые правила хранения вещей постояльца (ст. 925 ГК РФ). Исследуем, является ли договор предоставления гостиничных услуг консенсуальным, взаимным, возмездным, публичным, двусторонним. 1. Договор предоставления гостиничных услуг является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, установленным ГК РФ и Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, и облекли такое соглашение в письменную форму. В разных консенсуальных договорах минимальный круг существенных условий различен, за исключением обязательного для любого договора условия о предмете (данный вывод основан из п. 1 ст. 433 ГК РФ). К существенным условиями относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе и иных правовых актах, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ч. 2 ст. 432 ГК РФ). Предметом данного договора выступает гостиничная услуга. Гостиничная услуга - разновидность объекта гражданского права - услуг, которые были впервые выделены в ст. 128 ГК РФ. Отсутствие правовой дефиниции гостиничной услуги в качестве объекта гражданско-правовых отношений приводит к неоднозначности ее определения и толкования, что не может отразиться на ее юридической характеристике. Дадим свое определение: гостиничная услуга - это совокупность действий исполнителя (гостиницы) для удовлетворения индивидуальной потребности потребителя (постояльца) во временном проживании в гостиничном номере и получения различных услуг, которые как включены в цену номера, так и являются дополнительными. Помимо предмета существенным условием выступает и цена данного договора. Согласимся с мнением В. В. Витрянского: "Цена - существенное условие всякого возмездного договора" <10>. Цена договора зависит от перечня услуг, которые входят в цену номера (места в номере). В силу специфики гостиничной сферы потребитель может в зависимости от индивидуальных потребностей предъявить дополнительное требование к гостинице, например ее месторасположение (вид на море, удаленность от пляжа, наличие спортивного зала, расположение над уровнем моря и т. п.). В данном случае эти условия также будут приравниваться к существенным. Если сторонами не будет достигнуто согласие и не будут выражены существенные условия в самом договоре, "который в противном случае не считается заключенным" <11>. -------------------------------- <10> Витрянский В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. N 7. С. 4. <11> Иоффе О. С. Избранные труды: В 4 т. Т. III. Обязательственное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 80. 2. Договор предоставления гостиничных услуг является взаимным: у каждого из его участников имеются субъективные права и корреспондирующие им субъективные обязанности: права гостиницы соответствуют обязанностям постояльца, и наоборот, права постояльца противостоят обязанностям гостиницы. 3. Договор предоставления гостиничных услуг является возмездным договором. Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Законодатель указывает, что договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает другое (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Характеристика данного договора как возмездного вытекает из легального определения, закрепленного в ч. 1 ст. 779 ГК РФ, в котором содержится специальное указание на обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги. Будучи разновидностью договора возмездного оказания услуг, договор возмездного предоставления гостиничных услуг также является возмездным, что вытекает из его определения. 4. Договор предоставления гостиничных услуг является публичным. Данное положение основано на ст. 426 ГК РФ: публичным договором признается договор, заключенный гостиницей и устанавливающий ее обязанности по оказанию гостиничных услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого потребителя, который к ней обратится. Режим публичных договоров является исключением из положений, которые вытекают из принципа "свободы договора". Указанное исключение представляет собой один из случаев действия публичного начала в гражданском праве и призвано в первую очередь защитить более слабую сторону договора: потребителя, нуждающегося в товарах, работах, услугах, - которая обращается за ними к коммерческим организациям, которые занимают заведомо экономически более сильные позиции на рынке, диктуют свои условия. "Предоставление законом определенных преимуществ потребителю как экономически слабой и зависимой стороне преследует своей целью недопущение недобросовестной конкуренции и создание реальных гарантий в соответствии со ст. ст. 19 и 34 Конституции РФ соблюдения принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" <12>. -------------------------------- <12> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А. Ю. Веселяшкина и Н. П. Лазаренко" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 10. Ст. 1254. 5. Договор предоставления гостиничных услуг является договором присоединения. Такой договор является одной из новелл ГК РФ. Все гражданско-правовые договоры в зависимости от степени участия стороны при заключении договора в определении его содержания могут быть подразделены на договоры с взаимосогласованным содержанием и договоры присоединения. Основной критерий выделения договора присоединения из других гражданско-правовых договоров - способ заключения договора. Договоры присоединения особенно характерны для правоотношений с участием потребителей. Участник гражданского оборота, который продает определенные товары, выполняет работы или оказывает услуги, занимается данной деятельностью профессионально и постоянно по общему правилу. Соответственно в его интересе предусмотреть возможное развитие отношений с потребителем, поэтому он заранее закрепил условия договора, права и обязанности сторон и др. в формулярах, типовых договорах. "Применяя стандартные условия, более сильная сторона стремится переложить свои собственные риски на контрагента, определяя в формулярах условия, по которым контрагент лишается многих обычных прав, а также условия, ограничивающие собственную ответственность доминирующей стороны на случаи нарушения договора и пр." <13>. -------------------------------- <13> Цыпленкова А. В. Некоторые особенности договоров присоединения // Юридический мир. 2001. N 3. С. 28. В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены гостиницей в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной - постояльцем - не иначе как путем присоединения к предложенному договору. 6. Договор предоставления гостиничных услуг является двусторонним: в соответствии со ст. 779 ГК РФ его сторонами (участникам) являются исполнитель - лицо, обязанное по заданию другой стороны оказать гостиничные услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), и заказчик - лицо, по заданию которого действует исполнитель. 7. Договор предоставления гостиничных услуг характеризуется особым субъектным составом. В силу профессионального характера гостиничной услуги к ее исполнителю предъявляются особые, повышенные требования, свидетельствующие о его специализации. Пункт 1.1 Приказа Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года N 86 "Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения" <14> предусматривает, что Системе классификации гостиниц присваивается категория "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда". Высшая категория средства размещения - "пять звезд", низшая - "одна звезда" (п. 7.2.3). Если гостиница соответствует всем требованиям, предъявляемым к категории "пять звезд", то ей присваивается данная категория, и т. п. Оценка соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения, а аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы организацией, уполномоченной Ростуризмом (п. 1.3). К каждой из этих категорий законодатель предъявляет ряд обязательных требований, которым они должны соответствовать для получения звездности. Второй стороной по договору выступает заказчик - потребитель (постоялец), которому будут оказаны гостиничные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. -------------------------------- <14> Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г. N 86 "Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения" // Российская газета. N 216. 2005. ------------------------------------------------------------------ Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 С изменениями и дополнениями от: 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г., 6 октября 2011 г., 13 марта 2013 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. N 669 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 871); последний абзац постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 199 "О внесении изменений в решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 948).
Председатель Правительства В.Черномырдин
Приложение
Правила С изменениями и дополнениями от: 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г., 6 октября 2011 г., 13 марта 2013 г. ГАРАНТ: См. справку о Правилах оказания услуг в различных сферах деятельности I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140) и регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг (далее именуются - услуги). Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 693 в пункт 2 настоящих Правил внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают: "гостиница" - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг; "потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "исполнитель" - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
II. Информация об услугах, порядок оформления
3. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. Исполнитель - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104 в пункт 4 настоящих Правил внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 4. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация размещается в помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке включает в себя: настоящие Правила; сведения об исполнителе и номер его контактного телефона; свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если категория присваивалась; сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший); извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг; цену номеров (места в номере); перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере); перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату; сведения о форме и порядке оплаты услуг; предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем; перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; порядок проживания в гостинице; сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.; сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется; сведения о вышестоящей организации. Исполнитель обязан обеспечить наличие в каждом номере информации о порядке проживания в гостинице, правил противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами. Указанная информация должна доводиться до сведения потребителей на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. 5. Исполнитель обязан обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, которым такие льготы предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами. 6. Исполнитель вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя. В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди. 7. Исполнитель - коммерческая организация обязан заключить с потребителем договор на предоставление услуг, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг, в том числе если учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, предусмотрена обязанность исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги соответствующей категории лиц. 8. Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя. При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать: наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); фамилию, имя, отчество потребителя; сведения о предоставляемом номере (месте в номере); цену номера (места в номере); другие необходимые данные по усмотрению исполнителя. 9. Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей. Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. N 206 Правила дополнены пунктом 9.1 9.1. На территории муниципального образования город-курорт Сочи в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и периоды проведения мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2010 г. N 1841-р, исполнитель не вправе устанавливать минимальный срок проживания в гостинице или ином средстве размещения. 10. Исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее. Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 693 в пункт 11 настоящих Правил внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 11. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Запрещается обуславливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг. Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 693 в пункт 12 настоящих Правил внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 12. Цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливаются исполнителем. Исполнителем может быть установлена посуточная или почасовая оплата проживания. Исполнитель определяет перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере). Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме услугу после принятия ее потребителем. С согласия потребителя услуга может быть оплачена им при заключении договора в полном объеме или путем выдачи аванса. 13. Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается. В случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке: не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата; от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток; от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты). При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки независимо от расчетного часа. Исполнитель с учетом местных особенностей вправе изменить единый расчетный час.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.019 с.) |