Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы регулирования отношений, связанные с ниокр и тр военного, специального и двойного назначенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В законодательстве остается нерешенным вопрос о критериях, в силу которых за исполнителем могут быть закреплены права на результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения. Более того, результаты НИОКР и ТР гражданского назначения принадлежат Российской Федерации в лице только заказчика, но не исполнителя. Использование объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения для государственных нужд осуществляется на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком, использование для целей, не связанных с обеспечением федеральных нужд, - на основе лицензионных договоров. Возникает двойственная правовая ситуация, в силу которой Российская Федерация может осуществлять свои права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения только в лице заказчиков, а в отношении результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения такой возможности по каким-то причинам лишена, и с согласия Минюста России и государственного заказчика права на патентоспособные результаты могут быть переданы исполнителю. Следует учитывать, что зачастую исполнитель - частное юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством может отчуждать третьим лицам принадлежащие ему права на патенты и другие результаты интеллектуальной деятельности. Согласно Типовому государственному контракту на выполнение НИОКР и ТР (п. 6.4) независимо от объема прав, предоставленных исполнителю, заказчик вправе в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства поставить вопрос об отнесении всех или части результатов к категории секретных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и (или) об ограничении прав исполнителя в отношении таких объектов. Иными словами, например, заказчик вправе признать патентоспособный результат секретным изобретением. В этом случае с учетом характера ограничения прав исполнителя заказчик обязан компенсировать ему понесенные убытки в связи с засекречиванием и (или) ограничением прав использования. Возникает парадоксальная ситуация, когда из средств бюджета заказчик оплачивает исполнителю работы, передает исполнителю результаты работ, да еще компенсирует понесенные исполнителем убытки в связи с ограничением прав, переданных исполнителю, по существу, безвозмездно. При этом критерии, в силу которых исполнитель может приобрести такие права, в законодательстве не определены. Очевидно, что условие о распределении прав сторон на охраноспособные результаты НИОКР и ТР, созданные за счет средств бюджета, должно однозначно закреплять права Российской Федерации на эти результаты и предусматривать, например, обязанность исполнителя подать заявки на патенты на имя и за счет заказчика. Условие об уровне результатов исследования и условие о распределении права сторон на результаты взаимосвязаны с условием договора об обеспечении сторонами конфиденциальности сведений как о предмете договора, так и о полученных результатах, и не только охраноспособных. Согласно ст. 771 ГК РФ объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется сторонами в договоре. Это условие обязывает каждую из сторон публиковать полученные сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны. По смыслу данного условия договора исполнитель только с согласия заказчика вправе использовать для проведения в интересах других заказчиков в других НИОКР и ТР результаты работ и передавать их. В целях правовой защиты государственных интересов при проведении НИОКР для иностранных заказчиков предусмотрен разрешительный порядок использования исполнителем результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных в ходе выполнения государственных заказов. В соответствии с Приказом Минюста России от 26 декабря 2002 г. №355 Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России проводит экспертизу возможности использования соответствующих результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных в ходе выполнения государственных заказов, при выполнении НИОКР в интересах иностранных заказчиков. Условие договора о конфиденциальности и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. №1132 обязывают исполнителя НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения заключать с работниками гражданско-правовые договоры о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности. Следующее условие договоров - обычное условие о цене, в силу возмездности договоров. На практике для большинства возмездных договоров цена согласовывается сторонами и определяется согласно ст. 709 ГК РФ в смете. Цена договора включает издержки исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. В цене договора заказчик может предусмотреть скидки или надбавки к вознаграждению исполнителя с учетом характеристик достигнутого результата. Так, например, может быть указано, что в случае выполнения работ и получения результатов на охраноспособном уровне исполнителю предусмотрена надбавка к вознаграждению, часть которой в качестве поощрительного вознаграждения причитается непосредственно авторам патентоохранных результатов (в настоящее время - в основном изобретений) после получения патента на имя заказчика. Такое положение договора может дополнительно стимулировать исполнителя, и прежде всего, непосредственно авторов, на выполнение обязанности, уведомлять Минюст России и государственного заказчика обо всех созданных в рамках государственного контракта результатах интеллектуальной деятельности. В договоре может быть отмечено, что, если исполнитель в результате проведения исследовательских, конструкторских, технологических работ использовал охраняемые результаты, прежде всего патенты, третьих лиц, исполнителю к вознаграждению может быть применена скидка, так как заказчику придется в последующем затратить средства на приобретение лицензии на эти результаты. Такое положение договора может гарантировать заказчику добросовестность исполнителя и авторов. Смета договоров НИОКР и ТР может быль твердой или приблизительной, если в договоре об этом прямо указано. Последствия исполнения договоров с приблизительной или твердой сметой определены в пп. 5 и 6 ст. 709 ГК РФ. В договоре обычно предусматривают и порядок расчетов. На практике производят оплату каждого этапа работ с предварительной выплатой аванса. Окончательный расчет производят после подписания акта приемки-сдачи работ. При окончательном расчете могут быть учтены уровень достигнутых результатов, надбавка за него или скидка к вознаграждению исполнителя. Таким образом, можно сделать вывод, что заключение и исполнение договоров на выполнение НИОКР и ТР, кроме ГК РФ, регулируются целым пакетом нормативных актов. Правовое регулирование исполнения договоров имеет отдельные спорные положения, правовая трактовка которых требует дополнительного законодательного урегулирования. Наиболее сложным с правовой точки зрения в договорах данного вида остается урегулирование условия договора о распределении прав сторон на результаты интеллектуальной деятельности, и прежде всего прав на патентоспособные результаты. Особенно это касается договоров на выполнение НИОКР и ТР для государственных нужд. Законодательство, обязывая включить в договор условие о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджета, за Российской Федерацией, создает двойственную правовую ситуацию. Результаты гражданского назначения принадлежат Российской Федерации в лице государственного заказчика, а результаты военного, специального и двойного назначения принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступают Минюст России и государственный заказчик, или с их согласия могут принадлежать исполнителю. При этом в законодательстве не определены критерии, в силу которых исполнителю могут быть переданы такие права. Кроме того, законодательство не ограничивает право исполнителя отчуждать переданные по государственному контракту и принадлежащие ему исключительные права, в том числе - отчуждать эти права иностранным лица. Условие договора о распределении прав сторон на охраноспособные результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения, созданные за счет средств бюджета, должно однозначно закреплять права Российской Федерации на эти результаты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.006 с.) |