Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потебителей туристического обслуживанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), впервые провозгласил, что «право на туризм» имеет каждый человек, а туристические ресурсы принадлежат всему человечеству. В соответствии с Кодексом «право на туризм» включает в себя: · право на создание более справедливого и, отвечающего интересам всех государств, нового международного политического и экономического порядка; · право на отдых и развлечения; · право на разумное ограничение рабочего времени и предоставление оплачиваемых отпусков; · право на свободу путешествий и передвижений; · право на безопасность, защиту и уважение достоинства туристов; · право на сохранение культурной самобытности наций и народностей Земли; · право на неиспорченную естественную культурную и человеческую окружающую среду. Право на отдых и право на свободу передвижения являются основополагающими правовыми категориями для всего законодательства о туризме. Развитие туризма было бы невозможно без создания для граждан определенных гарантий: сокращения рабочего времени и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 37). Писаревский Е.Л., Губенко Н.Н.: «Законодательство о туризме в Российской Федерации и за рубежом. Состояние и перспективы», М.,-2005г. То есть, можно сказать, что установление гарантий является предпосылкой для возникновения «права на туризм», в состав которого можно включить право на отдых и право на свободу передвижения. Право на отдых посредством занятия туризмом, не может быть реализовано без конституционных положений о свободе передвижения (ст. 27 Конституции): каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27 Конституции). Вместе с тем, «право на туризм» вытекает также из иных конституционных норм. В процессе совершения туристической поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также право на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции). Неотъемлемым условием туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация об ее состоянии (ст. 42 Конституции). «Право на туризм» не может быть обеспечено без гарантий статья 61 Конституции. Она определяет, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. С правом потребителя на безопасность услуги неразрывно связано его право на информацию, так как во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет туристическая фирма при заключении договора. К факторам риска в туризме относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках. За последние несколько лет, вступили в силу важные поправки, внесенные в Закон О защите прав потребителей. Поэтому целесообразно рассмотреть как эти изменения повлияли на права и обязанности туриста в связи с оказанием туристических услуг. Изменен пункт 4 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей", где установлено, что клиент не обязан компенсировать фирме фактически понесенные расходы, если он отказывается от договора (ранее звучало "при расторжении договора"). То есть фирма не может удерживать фактически понесенные расходы по договору в случае отказа потребителя от его исполнения. Однако это положение применяется лишь тогда, когда туристическая фирма нарушила сроки исполнения своих обязательств по договору. Например, организовала туристу путешествие, скажем, с 15 сентября вместо установленного в договоре срока 10 сентября. Если же туристическая фирма выполняет свои обязательства в срок, а турист по своим причинам отказывается от договора, то в этом случае он обязан возместить туристическая фирме фактически понесенные ею затраты. Эта норма прописана в статье 782 Гражданского кодекса РФ. В прежнем законодательстве штраф больше в два раза, чем установленный в новой редакции закона, однако суд мог решать, взыскивать такой штраф или нет. Теперь же штраф будет взыскиваться в обязательном порядке. Мохов Г.А, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в туристической деятельности", N 3, III квартал 2005 г. Изменения, внесенные в Закон "О защите прав потребителей", в основном расширили права граждан и возможность защиты их интересов при возникновении конфликта с фирмами. Защита прав потребителей при оказании туристических услуг имеет ряд особенностей: во-первых, источником правового регулирования данных отношений выступают одновременно 2 закона: Закон О защите прав потребителя и Закон о туристской деятельности; во-вторых, действует претензионный порядок предъявления требований к качеству туристического продукта. Здесь важно отметить, что несоблюдение данного порядка может послужить основанием для оставления судом заявления потребителя о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством туристического продукта, без рассмотрения (ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ). Злобина Л.В. Невыполнение туристическая фирмой договорных обязательств перед партнерами Содержание претензии законодательством не определено, однако именно от обоснованности претензионных требований зависит решение, как туристической организации, так и судебных органов; в-третьих, потребители по искам о защите судом их нарушенных прав освобождаются от уплаты государственной пошлины. В статье 10 Федерального закона О туристской деятельности, выделены следующие существенные условия договора на оказание туристических услуг: информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристического продукта; информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристического продукта; дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристического продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом. Вероятно, закрепление в качестве существенных условий договора столь подробной информации имело целью защиту прав туриста. Поскольку акцептом признается только полное и безоговорочное согласие туриста заключить договор на предложенных в оферте условиях, несогласование какого бы то ни было из существенных условий свидетельствует о том, что это существенное условие отсутствовало в оферте или организатор путешествия уклоняется от заключения договора. И в том, и в другом случае для организатора путешествия это может повлечь соответственно признание договора незаключенным, применение последствий недействительности сделки, понуждение к заключению договора, возмещение убытков (при необоснованном уклонении). По смыслу законодательных актов, какими бы ни оказались впоследствии фактически предоставляемые услуги, в случае заключения договора на основе неполной или недостоверной информации сразу же возникает проблема несоответствия воли туриста его волеизъявлению. При возникновении спора решающее значение будет иметь субъективный критерий - предположение об отсутствии у туриста-потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках туруслуги, обеспечение или не обеспечение возможности компетентного ее выбора. Я.В. Вольвач,"Адвокат", N 8, август 2004 г. Российским законодательством установлен принцип буквального толкования содержащихся в договоре слов и выражений (ч. 1 ст. 431 Гражданского кодекса РФ) то есть, потребитель будет вправе требовать предоставления только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре. Одновременно с этим следует учитывать, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16 Закона О защите прав потребителей). Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Законодательство к существенным изменениям обстоятельств относит: · ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия; · недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось; · непредвиденный рост транспортных тарифов; · введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; · резкое изменение курса национальных валют. К.А. Филатов,"Адвокат", N 12, декабрь 2004 г. Заслуживает отдельного упоминания ответственность организатора путешествий за ненадлежащую информацию. В соответствии со ст. 8-10 Закона О защите прав потребителей, потребитель вправе получить от организатора путешествия информацию о самом организаторе путешествия, режиме его работы, оказываемых им услугах. Причем в качестве надлежащей Закон рассматривает информацию, удовлетворяющую и количественному, и качественному критериям: необходимость, достаточная полнота, достоверность, обеспечение возможности правильного выбора. Закон о туристской деятельности содержит специальное положение о невозможности освобождения организатора путешествия от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору во всех случаях, кроме одного: если он докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Таким образом, в изъятие из общего правила, действующее законодательство не предусматривает вину (умысел, неосторожность) в качестве необходимого условия ответственности организатора путешествия (за исключением ответственности за причинение морального вреда). Особенностью отношений по туристскому обслуживанию является участие в исполнении оговоренных услуг третьих лиц (отелей, туристических клубов и т.д.). При этом в туристических договорах, как правило, не содержится указания, что должник (организатор путешествия) перелагает исполнение обязанностей по договору на третьих лиц. В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за действия избранного им для исполнения обязанностей по договору третьего лица. Вместе с тем в силу определенного указания в законе третье лицо само несет ответственность перед стороной в договоре, занимая позицию должника в соответствующем обязательстве. Закон о туристской деятельности не содержит специального положения о том, что ответственность несет третье лицо - непосредственный исполнитель и не допускает регулирования этого положения диспозитивной нормой. Зинченко С., Газарьян Б. Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. - 1997. - N 2. - С. 123; На мой взгляд, целесообразно было бы установить ответственность лица, с которым турист заключает договор на оказание туристических услуг. По общему правилу ответственность за причинение морального вреда возникает при наличии вины правонарушителя. Статья 15 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом в соответствии со ст. 401, 1064 ГК РФ бремя доказывания своей невиновности возложено на организатора путешествия. При определении размера компенсации необходимо принимать во внимание ненадлежащее действие (бездействие) организатора путешествий, степень (существенность) его несоответствия условиям договора и последствия, которые возникли по вине организатора путешествия (с учетом степени вины). Таким образом, основаниями ответственности организатора путешествия, являются: · необоснованный отказ от заключения основного договора при наличии заключенного предварительного договора; · необоснованный отказ от заключения публичного договора туристического; · предоставление туристу ненадлежащей информации о турпродукте; · неисполнение или ненадлежащее исполнение туристического договора; · виновное причинение морального вреда; · причинение вреда личности или имуществу туриста. Кроме того, необходимо отметить еще два основания ответственности организатора путешествия, непосредственно указанные в законе: нарушение сроков устранения недостатков услуг по требованию туриста (ст. 30 Закона О защите прав потребителей); нарушение сроков удовлетворения требований, заявленных туристом (ст. 31 Закона О защите прав потребителей). Ответственность исполнителя услуг по туристскому договору - частный случай ответственности исполнителя услуг по договору возмездного оказания услуг. По сравнению с общими положениями об ответственности исполнителя услуг, отличия ответственности исполнителя услуг по туристскому договору связаны с особенностями отношений по туристскому обслуживанию: возложением организатором путешествия исполнения туристического обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, не находясь при этом в правовой связи с туристом; ответственностью организатора путешествий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение. Зинченко С., Газарьян Б. Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. - 1997. - N 2. - С. 123; У туристов, помимо охраняемых законодательством прав, существуют и обязанности. К таковым, в частности, относятся (ст. 7 Закона о туристской деятельности): 1. соблюдение законодательства страны (места) временного пребывания, уважения ее социального устройства, обычаев, традиций, религиозных верований. Это, на мой взгляд, в большей степени зависит от предварительного ознакомления с особенностями страны пребывания. 2. сохранение окружающей природной среды, бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; 3. соблюдение правил въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; 4. соблюдение во время путешествия правила личной безопасности; 5. в случае планирования совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой турист может подвергнуться Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.) АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР В ТУРИЗМЕ В туристической отрасли в последнее время сложилась инфраструктура, в которой трудно представить себе продвижение и реализацию путевок без участия сети турагенств. Турагенты ближе к потребителю, имеют клиентские базы, могут рассказать о направлениях и маршрутах путешествия и т. д. Агентства работают за проценты от продажи туров или за комиссионное вознаграждение. При этом взаимоотношения сторон регулируются агентским договором. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 26 июня, 19, 24 июля 2007 г.), ст. 1005 Агентский договор является консенсуальным и возмездным. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (ст.1006 ГК РФ). Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения. Это означает, что агентский договор считается заключенным и тогда, когда в нем отсутствуют условия о размере и порядке выплаты вознаграждения. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. - М.:Инфра-М, 1995 По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Исходя из определения, следует, что сторонами по агентскому договору выступают агент (исполнитель) и принципал (заказчик). Для туристической деятельности: агент - турагент, принципал - туроператор. По агентскому договору турагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора. В зависимости от того, как заключен агентский договор, различаются права и обязанности каждой из сторон договора. По сделке, совершенной турагентом с третьим лицом от своего имени и за счет туроператора, приобретает права и становится обязанным турагент, хотя бы туроператор и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае к отношениям, вытекающим из агентского договора, применимы правила главы 51 «Комиссия» ГК РФ, то есть правила договора комиссии. По сделке, совершенной турагентом с третьим лицом от имени и за счет туроператора, права и обязанности возникают непосредственно у туроператора. В данном случае применимы правила главы 49 ГК РФ. Следует иметь в виду, что если агентское соглашение реализовано по схеме договора поручения, то к нему, так же как и к договору поручения, применяются общие нормы о представительстве, установленные главой 10 ГК РФ. То есть агентский договор представляет собой форму посреднического договора, который включает в себя элементы договора поручения и комиссионного договора. В рамках одного договора на турагента могут быть возложены разного характера поручения: одни он исполняет, выступая от своего имени, другие - от имени своего туроператора. Туроператор уплачивает турагенту вознаграждение в размере и в порядке, определенных в агентском договоре. Это положение установлено статьей 1006 ГК РФ. Агентский договор, так же как и договор комиссии, предполагается возмездным. Вне зависимости от того, выступает турагент от имени туроператора или от своего имени, туроператор обязан уплатить вознаграждение, даже если положение об оплате упущено в договоре. Агентский договор может ограничивать права туроператора и турагента. Такое положение закреплено в статье 1007 ГК РФ: 1. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. 2. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. - М.:Инфра-М, 1995
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.43 (0.012 с.) |