Договор поручения в туризме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор поручения в туризме.



Правовые особенности договора поручения установлены главой 49 ГК РФ. Определение договора поручения дано в статье 971 ГК РФ, согласно которой по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. В сфере туризма, поверенным выступает турагент, а доверителем туроператор.

Таким образом, по договору поручения поверенный (турагент) обязуется от имени и за счет доверителя (туроператора) совершить определенные действия. Поверенный выполняет конкретные указания доверителя, поэтому права и обязанности по такой сделке возникают у туроператора.

Главным условием того, чтобы договор поручения состоялся, является выдача туроператором турагенту доверенности на совершение действий, обусловленных договором поручения. Это обязательное правило определено пунктом 1 статьи 975 ГК РФ. Турагент может быть признан как уполномоченный представитель туроператора третьими лицами только в том случае, если он предъявит соответствующую доверенность. Садиков О.Н. Договор и закон в новом гражданском праве России // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2

Из пункта 2 статьи 971 ГК РФ следует, что договор поручения может заключаться как с указанием срока его действия, так и без такового.

Лицо, выдавшее доверенность, может в любой момент отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее.

Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, в данном случае - турагента, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для туроператора в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность. С прекращением доверенности теряет силу и передоверие.

Из вышеизложенного следует, что договор поручения как документ призван регулировать взаимоотношения его сторон, то есть туроператора и турагента. Его наличие или отсутствие не играет решающей роли во взаимоотношениях турагента с третьими лицами, когда последний выступает от имени туроператора. Другими словами, договор поручения - это внутренний документ, в то время как доверенность - документ, предназначенный для третьих лиц.

Поскольку документом, адресованным третьим лицам, является доверенность, то при наличии противоречий между условиями договора поручения и доверенностью приоритет имеет доверенность.

Как правило, при договоре поручения в соответствии со статьей 974 ГК РФ турагент обязан лично исполнять данное ему поручение. Однако турагент вправе передоверить исполнение возложенного на него поручения. Такая возможность при договоре поручения предусмотрена статьей 976 ГК РФ. Садиков О.Н. Договор и закон в новом гражданском праве России // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2

То есть гражданское законодательство предусматривает возможность передоверия, однако только в том случае, если это предусмотрено доверенностью, выданной турагенту туроператором. В противном случае, даже если возможность передоверия предусмотрена договором поручения, турагент может исполнить поручение только лично.

Таким образом, если договором поручения предусматривается возможность передоверия, то данное условие в обязательном порядке должно быть включено в текст доверенности. Если доверенность не содержит никаких указаний насчет возможности или запрета передоверия, то считается, что турагент не может передоверить исполнение.

В договоре поручения доверенность имеет приоритет над договором, поэтому, если в тексте договора отсутствуют условия о передоверии, то таковые могут быть установлены доверенностью. В этом случае турагент получает возможность передать свои обязанности (или их часть) заместителю.

Ответственность между туроператором и турагентом, в связи с действиями заместителя турагента, осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 976 ГК РФ: если заместитель поверенного поименован в договоре поручения, поверенный не отвечает ни за его выбор, ни за ведение им дел.

Если право поверенного передать исполнение поручения другому лицу в договоре не предусмотрено либо предусмотрено, но заместитель в нем не поименован, поверенный отвечает за выбор заместителя.

За оказанные услуги туроператор обязан начислить турагенту вознаграждение. В какой момент возникает такая обязанность у туроператора, стороны договора поручения должны отметить в договоре. Туроператор и турагент могут договориться, что обязанность начислить вознаграждение турагенту возникает в момент:

· совершения сделки с третьим лицом (например, заключение договора купли-продажи или возмездного оказания услуг);

· передачи турпутевок туроператором;

· поступления оплаты от покупателей.

На практике, как правило, используется первый из перечисленных вариантов, то есть обязанности турагента считаются исполненными после совершения им сделки с третьим лицом. При этом оформляется акт об оказанных услугах.

Исполнив свои обязательства по договору поручения, турагент оказал туроператору услугу; фактом подтверждения оказания услуги может служить акт об оказании услуг, который подписывается и туроператором, и турагентом.

Рассматривая договор поручения, нужно сказать, что он применяется не только в предпринимательских целях, но и в большинстве других гражданских правоотношений, то есть сторонами по договору поручения могут выступать любые дееспособные граждане и юридические лица. Что касается коммерческих представителей, гражданским законодательством установлено, что в их роли могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной России происходят значительные процессы по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при оказании туристических услуг. Для многих российских предпринимателей в области туристической деятельности, а также в государстве и обществе в целом, начинается процесс интенсивного экономического развития. В ближайшие годы нашу страну ждут события международного масштаба, такие как, например, Олимпийские игры в Сочи, в связи с чем, на мой взгляд, ожидается и развитие туристической инфраструктуры. Перед российской туристической индустрией стоит задача успешно конкурировать на международном туристическом рынке в условиях глобализации, открытости национальной экономики. Важнейшим условием конкурентоспособности России является современное и стабильное законодательство.

На сегодняшний день, Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму готовится проект нового Федерального закона N 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации». Наряду с принятием данного закона ждут своего разрешения на федеральном и региональном уровне не менее важные вопросы государственной политики: включение туризма как самостоятельной отрасли в долгосрочные социально-экономические программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках государств России и СНГ, России и ЕС и т.д. Существует необходимость в серьезном совершенствовании существующего порядка статистического учета и отчетности. Туристическая индустрия нуждается в новых стандартах, нормах и системах классификаций, которые отвечали бы международным требованиям и в частности требованиям Всемирной торговой организации. Законодательство о финансовых расчетах -- пока еще практически чистая страница в туристическом бизнесе. Необходимы механизмы защиты национального туристского рынка.

Проведенное исследование проблем правового регулирования туристической деятельности как вида предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие главные выводы и предложения:

· По договору оказания услуг по туристскому обслуживанию исполнитель обязуется оказать заказчику комплексную туристическую услугу, организованную исполнителем заранее либо по индивидуальному заданию Заказчика, а Заказчик обязуется указанную услугу оплатить.

· Исполнителем по договору туристического обслуживания, является турагент, который заключил договор оказания услуг по туристскому обслуживанию или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, предоставляются услуги по туристскому обслуживанию (или часть их) туроператором либо третьим лицом - субъектом туристической индустрии.

· Заказчиком является потребитель (турист), а такжеиное лицо, заказывающее услуги по туристскому обслуживанию с целью последующей передачи прав на их использование потребителю (туристу).

· Договором может быть предусмотрена возможность возложения исполнения туроператором части или всех своих обязательств по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию на третьих лиц - субъектов туристической индустрии. Возложение туроператором исполнения обязательств на третьих лиц не освобождает туроператора от ответственности перед туристом за оказание всех услуг, входящих в комплексную туристическую услугу.

· Договор оказания услуг по туристскому обслуживанию является публичным договором, так как для него характерны два признака: во-первых, он может быть заключен только туристской фирмой и, во-вторых, деятельность туристической фирмы является публичной.

· К отношениям по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию с участием заказчика - потребителя, не урегулированные Гражданским кодексом а также Законом О туристской деятельности, применяется Закон О защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

· Особенности договора на туристическое обслуживание обусловлены комплексным характером его содержания - обязанностью исполнителя (туроператора, турагента) оказать заказчику (туристу) на возмездной основе различного вида услуги, составляющие в совокупности туристическую услугу (пакет услуг).

· Услуги, предусмотренные договором на туристическое обслуживание оказываются, как правило, не лично исполнителем (туроператором, турагентом), а третьими лицами, с которыми исполнитель (туроператор) заключает договоры (перевозки, об оказании гостиничных, экскурсионных и др. услуг) с исполнением третьим лицам (туристам).

· Туристическая услуга носит комплексный характер и представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей туриста, обусловленных особенностями и целью путешествия;

· Договор на туристическое обслуживание является по своей природе договором возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (туроператор, турагент) обязуется оказать другой стороне (туристу) туристическую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона (турист) обязуется уплатить установленную денежную сумму.

· Отношения по договору туристического обслуживания, регулируется нормами главы 39 ГК РФ и Федеральными законами О туристской деятельности и Законом О защите прав потребителей. В связи с изложенным, понятия «туристический продукт» и «тур» предлагается исключить из Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», заменив их понятием «туристическая услуга».

В силу своей возросшей социальной и экономической значимости туристическую деятельность следует, включить в Общероссийский классификатор как отдельную отрасль экономической деятельности.

Развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой сфере. Конкретные предложения по изменению и дополнению нормативных правовых актов, регулирующих туристическую деятельность, требуют глубокой проработки и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.

На сегодняшний день необходимо принятие федеральной программы развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер. Для успешного создания и реализации программ развития туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, осуществляющий мониторинг использования туристических ресурсов на территории Российской Федерации, который позволит получить информацию о загруженности туристического ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и т.п.

В конце дипломной работы, хотелось бы напомнить один из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года), суть которого в следующем: туризм должен планироваться на государственном уровне, поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности. Для этого требуется создание подлинной национальной туристической политики и принятие парламентами государств отдельного законодательства о туризме, а если потребуется - Кодекса туриста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.01 с.)