Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление через договор франчайзинга.

Поиск

Этимологически термин «франчайзинг» имеет французские корни (franchise – привилегия, льгота, освобождение от налога, взноса) и означает в современном понимании систему договор­ных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на про­изводство и реализацию от имени и под торговой маркой круп­ной фирмы определенного вида товаров и услуг. Производные слова от «franchise», в зависимости от фонетических особеннос­тей языков, имеют различные звучания. Поэтому в литературе наряду с термином «франчайзинг» используются термины «франшизинг», «договор франшизы» и «франчайз».

Наиболее развернутое определение франчайзинга дает Меж­дународная ассоциация франчайзинговых организаций. Она определяет франчайзинг как длящиеся во времени взаимоотно­шения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставля­ет защищенное законом право заниматься определенной пред­принимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за воз­награждение от франчайзи (франшизополучателя).

Франчайзинг является очень сложным и комплексным по­нятием.

Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно готовит для заинте­ресованных лиц документы, наиболее важным из которых явля­ется Стандартный пакет франчайзингового предложения(UFOC – Uniform Franchise Offering Circular). Этот документ предостав­ляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем явля­ется франчайзер, какой характер носит осуществляемый им биз­нес. Обычно в стандартном пакете оговариваются следующие моменты:

- квалификация руководящего состава франчайзера;

- финансовое состояние предприятия;

- стоимость лицензии;

- роялти;

- общая сумма вложений франчайзи;

- возможность предоставления финансирования;

- помощь, оказываемая франчайзи;

- обязанности сторон;

- территория деятельности франчайзи;

- «юридическая история» франчайзера (судебные процессы, в которых принимала участие компания);

- дополнительное оборудование, которое франчайзи должен приобрести в случае заключения договора.

Правоотношения между франчайзером и франчайзи закреп­ляются подписанием договора. В каждом договоре франчайзин­га франчайзер предоставляет франчайзи право использования своего фирменного знака, технологии и методов работы, систе­мы резервирования, отработанных маркетинговых процедур, си­стемы скидок и т.д. Обычным условием является участие в ры­ночной стратегии франчайзера.

Условия, оговариваемые в договоре франчайзинга, должны быть едиными для всех франчайзи. Более того, если кому-то из франчайзи удается добиться изменений в его договоре, то дру­гие франчайзи будут рассматривать свой договор как не совсем справедливый.

Важнейшим элементом договора франчайзинга является со­гласование форм оплаты. В практике франчайзинга используют­ся

1) вступительный взнос (первичный взнос или стоимость фран­шизы),

2) регулярные отчисления, называемые роялти,

3) плата за маркетинговые услуги.

С гостиниц, кроме того, взимается плата за пользование централизованной системой бронирования.

Взнос является единовременной фиксированной выплатой за предоставленные права и оказанные услуги. Как правило, он включает стоимость комплекта проектных документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, повы­шения квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучения обслуживающего персонала до открытия предприятия, а также стоимость периодической подготовки персонала обслу­живания в течение всего времени действия договора.

Первичный взнос по договору франчайзинга может высту­пать в форме частичной предоплаты и оплаты оставшейся сум­мы либо незамедлительно после подписания договора, либо рав­ными долями не позднее трех месяцев после начала работы.

В дополнение к вступительному взносу франчайзи обязан осуществлять роялти (текущие отчисления), выплачиваемые франчайзеру на постоянной основе на содержание франчайзин­говой системы, управление и обязательные услуги с его сторо­ны. В договоре оговаривается методика расчета и порядок вы­платы роялти. В международной практике текущие платежи представляют собой определенный процент от валового дохода или прибыли. В ресторанном бизнесе роялти в среднем состав­ляют 4-7% от валового дохода Для гостиниц теку­щие платежи зависят от числа номеров. Они, как правило, определяются по минимуму и колеблются в пределах от 30 до 600 $ за номер в год, что составляет около 5% дохода от продажи но­меров.

Многие франчайзинговые договоры предусматривают выпла­ты определенных сумм в общий рекламный фонд, которые обыч­но не превышают 1-5% валового дохода. Гостиничная цепь Holiday Inn предусматривает отчисление на рекламные цели в раз­мере 2,5% валового дохода от продажи номеров, цепь рестора­нов Subway – 3,5%.

В договоре франчайзинга указываются средства распростра­нения рекламы, оговаривается порядок контроля за расходами на рекламные цели, устанавливаются формы отчетности фран­чайзера перед франчайзи за расходы по этой статье.

Важнейшим пунктом договора франчайзинга является ука­зание срока его действия. Обычно он колеблется в пределах от 5 до 20 лет. За франчайзи сохраняется право на продление дого­вора, если во время его действия со стороны франчайзи не было допущено серьезных нарушений.

Большую часть договора франчайзинга занимает детализация положений, оговаривающих обязанности франчайзера и фран­чайзи. Для каждого конкретного случая обязанности могут раз­личаться. Однако общим является то, что их выполнение способ­ствует успешному росту (развитию) франчайзинговой системы.

Обязанности франчайзера:

1. Установка всех видов выплат.

2. Передача деловой и технической информации, лежащей в ос­нове бизнес-концепции, через систему обучения и поддержки.

3. Документирование всех правил и положений для стандар­тизации всех процедур и гарантии качества.

4. Контроль качества для поддержания репутации франчай-зинговой системы.

5. Обеспечение постоянной поддержки каждого франчайзи, включая повышение квалификации, помощь в управлении и опе­ративные услуги по требованию.

6. Уточнение графика развития и условий для тех франчай­зи, которые хотят владеть более одной франшизой.

7. Предоставление защищенной территории. Это делается для гарантии того, что на оговоренной территории не будет открыто других франчайзи этой же марки.

8. Определение условий разрыва и продолжения контракта.

Обязанности франчайзи:

1. Совершение всех видов выплат.

2. Конфиденциальность информации.

3. Использование фирменной марки.

4. Следование стандартам качества и программе франчайзе­ра и др.

Договор франчайзинга предусматривает также условия его рас­торжения. Потенциальные причины расторжения договора мо­гут быть различными. Наиболее часто встречаются случаи, когда:

1) невозможно достичь уровня стандартов, установленных франчайзером;

2) имеются отклонения от установленных технологий обслу­живания, набора услуг, меню в ресторане;

3) отсутствуют платежи по договору.

Практика показала, что неуплата платежей и невыполнение иных финансовых обязательств по договору были главными при­чинами расторжения договоров франчайзинга предприятиями общественного питания. Для гостиничной индустрии более ха­рактерной причиной расторжения договоров франчайзинга бы­ло нарушение качественных показателей.

Наряду с классической моделью франчайзинга получили раз­витие такие его варианты, как региональный франчайзинг и развивающийся франчайзинг.

Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географичес­кий район, которым может быть столичная область, штат или страна в целом. Франчайзер, осознавая, что не обладает сред­ствами и коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хо­телось бы, опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только присое­динить новых франчайзи в избранном географическом рай­оне, но и обеспечивать их первоначальное обучение, а также оказывать прочие услуги, которые обычно делает сам фран­чайзер.

Главный франчайзи включен в разделение платежей и, зача­стую, взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми пре­имуществами, которые обычно дает франчайзинг. Для этого он также платит непосредственно франчайзеру необходимые взно­сы и отчисления.

Контракт с франчайзером устанавливает, что ожидается от каж­дой стороны и какой определенный период главный франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В ответ на первона­чальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исклю­чительной территории рынка главный франчайзи в будущем по­лучает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему.

При развивающемся франчайзинге функции глав­ного франчайзи выполняет группа, обладающая исключитель­ными правами на развитие территории (региона).

Система франчайзинга содержит для обеих сторон – фран­чайзера и франчайзи – как преимущества, так и недостатки.

Преимущества франчайзинга для франчайзи:

1. Пакет планов и спецификаций, помощь в период начала деятельности.

2. Реклама по всей стране, миру.

3. Централизованная система бронирования.

4. Возможность пользоваться скидками при приобретении ме­бели, оборудования и других товаров, используемых при обслу­живании гостей.

Недостатки франчайзинга для франчайзи:

1. Необходимость осуществления выплат франчайзеру.

2. Необходимость строго соответствовать стандартам, уста­новленным франчайзером.

3. Возможность приобретения негативного имиджа в случае неудовлетворительной работы франчайзера.

Преимущества франчайзинга для франчайзера:

1. Возможность более глубокого проникновения на рынок, расширения бизнеса с минимальными инвестициями.

2. Дополнительный доход от получения выплат от франчайзи.

Недостатки франчайзинга для франчайзера:

1. Доход ограничивается только выплатами от франчайзи.

2. Опасность приобретения негативного имиджа в случае не­соблюдения франчайзи установленных стандартов качества.

Несмотря на имеющиеся недостатки, форма управления пред­приятиями индустрии гостеприимства через договор франчай­зинга является одной из наиболее перспективных. Исследова­ния, проведенные американскими учеными, свидетельствуют, что половина новых компаний прекращает свое существование уже через 2–3 года после открытия, а через 5 лет уровень бан­кротств достигает 70%. Для компаний, работающих в системе франчайзинга, верны другие данные. Закрытие предприятий-франчайзи в первые пять лет их работы составляет 4%. Общее исследование, проведенное Международной организацией франчайзинговых организаций, показало, что среди ее членов коли­чество банкротов составляет менее 1%.

Аренда.

Как организационная форма управления предприятиями ин­дустрии гостеприимства аренда стала популярной в 1950–1960-е годы. В настоящее время она применяется значительно реже. Сущность аренды состоит в том, что отель берется внаем на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%). Например, международная экспансия американских отелей началась с аренды компанией Hilton одного из оте­лей в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Особую популярность сдача в аренду государственных предприятий приобрела в развивающих­ся странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.008 с.)