Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие персонала организации; необходимость, сущность и составляющие элементы. Методы обучения персонала. Оценка потребности в обучении и оценка эффективности обучения персонала.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие персонала является важным условием успешной деятельности любой организации. Это особенно актуально на современном этапе, когда ускорение научно-технического прогресса ведет к быстрым изменениям и требований к профессиональным знаниям, умений и навыков. Персонал в современных условиях должен быть высокообразованным, обладать высокой общей культурой, стратегическим мышлением и эрудицией. Организация профессионального развития стала одной из основных функций управления персоналом. Развитие персонала (РП) - комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации. Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития. Задачи развития персонала: 1) повышение квалификации с целью выпуска новой продукции, правильного использования, техобслуживания и ремонта средств производства; подготовка и переподготовка кадров, обучение современным технологиям; 2) способность к коммуникации, работе в группе; 3) осознание значения возрастающей роли трудовой, технологической, финансовой, производственной рабочей дисциплины в смысле точного выполнения действий, обеспечивающих безошибочную работу станка, установки, подразделения или предприятия. Сюда же относятся критическое отношение работника к рабочим предписаниям, его предложения по оптимизации процессов труда и отношений с клиентом; 4) формирование ответственности как системного качества сотрудника и развитие ее видов. Предпосылки развития персонала: - чего хочет компания и какой персонал для этого необходим; - какова ситуация сейчас; - насколько персонал подвержен обучению; - поможет ли обучение улучшить результаты деятельности работников; - способна ли фирма наладить обучение и развитие персонала. Факторы развития персонала: - серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики; - бурное развитие новых информационных технологий; - системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации; - необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации; - участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации; - наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов и т.п. Методы развития персонала: а) методы формирования и развития кадрового потенциала организации (методы развития персонала предприятия как совокупного работника): - методы организационного развития, совершенствования организационных структур, составления штатного расписания; - методы улучшения фирменного стиля управления; - методы конфликтного менеджмента, содействующие межличностным коммуникациям и созданию благоприятного микроклимата; - техника групповой работы менеджера. б) методы развития потенциала каждого сотрудника: - методы подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей; - методы повышения квалификации за пределами организации; - фирменные однодневные или недельные семинары; - конференции, групповые дискуссии; - индивидуальные менеджмент-тренинги (решение совместно с учеными конкретных хозяйственных задач); - модерация, или методы решения проблем в процессе творческой дискуссии без права вето у модератора, т.е. у человека, который ведет дискуссию, как, например, это делается в популярных телепередачах; - система методов содействия развитию творчества (эвристические методы, деловые игры). Под системой РП следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников. Элементы системы развития персоналом: 1) элементы развития кадрового потенциала (штатное расписание, ротация, профессиональная карьера, замещение должностей); 2) элементы развития личностного потенциала (переквалификация, повышение квалификации); 3) информационные элементы (анализ рынка образования, анализ предложения и спроса на образование внутри организации, персонифицированная система данных о развитии кадров, результаты аттестации и оценки работы персонала). Анализ элементов системы позволяет определить последовательность развития персонала: 1) основополагающая кадровая политика, 2) сбор информации и необходимость в ней, 3) мероприятия и инструменты, 4) орг-ция как заказчик и исполнитель развития персонала, 5) затраты и бюджет, 6) контроллинг. Стратегическое развитие персонала, трудовых ресурсов представляет собой «развитие, происходящее от четкого представления о способностях и потенциале, которое работает в стратегической структуре бизнеса в целом» (Р. Харрисона). Стратегия развития персонала – это особый набор приоритетных направлений инвестирования в человеческий капитал. В ней могут использоваться следующие показатели: - численность штата, - компетенции, которые необходимо развивать, - уровень производительности труда, - виды деят-ти, которые требуется передать на аутсорсинг либо, наоборот, выполнять внутри компании, - состав и уровень компенсаций. Стратегия развития персонала – это задача первых лиц компании. Обучение персонала позволяет решать основные задачи как в интересах организации – повышение эффективности и качества труда, так и в интересах человека повышать уровень жизни, создавать возможность для реализации своих способностей. Профессиональное обучение – это процесс целенаправленного формирования у сотрудников специальных знаний, развитие необходимых навыков и умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности. Основные виды обучения рабочих: 1) Подготовка новых рабочих – первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие, ранее не имевших профессии. 2) Переподготовка рабочих и обучение второй (смежной) профессии – обучение персонала, который меняет свою профессию с учетом потребностей производства, а также обучение сотрудников, которые не могут по тем или иным причинам работать по своим профессиям. 3) Повышение квалификации, подтверждение присвоенного разряда – это профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся у рабочих профессий. Повышение квалификации может осуществляется на следующих курсах: 1) на производственно-технических курсах; 2) на курсах целевого назначения; 3) на курсах бригадиров. Кроме традиционного, используют следующие формы обучения персонала: – модульное обучение; – дистанционное обучение; – мультимедийное обучение. Различают два основных типа обучения: 1) Поддерживающее обучение – это процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержку и воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. 2) Инновационное обучение – процесс и результат такой образовательной деятельности, которая предусматривает внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения не только поддерживает традиции, но и приводит к активному отклику на проблемные ситуации. Методы обучения персонала: 1) обучение на рабочем месте (или внутрипроизводственное): - производственный инструктаж, - ротация, - целенаправленное приобретение опыта, - наставничество (коучинг), - secondment (стажировки, ротации); 2) обучение вне рабочего места (или непроизводственные): - программные курсы обучения, - деловые игры, - решение кейсов, - лекции, семинары, тренинги, - рабочие группы, - решение производственно-экономических проблем. Названные методы обучения не исключают друг друга, потому что обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Оценка эффективности обучения может проводиться с использованием тестов, опросников, экзаменов и т.п. Оценку эффективности обучения могут осуществлять как обучающиеся, так и преподаватели, эксперты или специально созданные комиссии. Развитие персонала имеет три уровня: - индивидуальное (повышение квалификации, образования); - групповое; - организационное. Иначе говоря, стратегическое развитие персонала является и развитием организации через развитие коллектива (группы) и сотрудника (личности), а также включается в стратегию и культуру предприятия, охватывает его внешнюю среду, а также внутреннюю ситуацию и зависит от организаторских способностей руководителей наладить систему учебы в коллективах. Повышение квалификации - это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности. Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации: 1) факторы окружающей среды: - рынок сбыта - изменение поведения потребителей или путей реализации, - рынок рабочей силы - изменения в системе обучения или структуре рабочей силы и т. п., - технология - новые методы производства, - правовые и общественные типовые условия - новые законы, измененные представления о ценностях; 2) внутренние факторы: - персонал - изменяется структура, возрастает образовательный ценз, меняется отношение к труду, представление о ценностях, поведение, текучесть кадров, показатель несчастных случаев и т.п., - техника - капиталовложения, новые материалы, - организация - изменения рабочих процессов, концепции управления и т.п. Формы и организация повышения квалификации: 1) В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации - внутрифирменное и внешнее. Преимущества внутрифирменного повышения квалификации: - лучший учет потребностей в специфическом для данной фирмы виде повышения квалификации; - активизация внутрифирменной кооперации за счет обмена опытом между коллегами; - развитие соответствующего «духа фирмы»; - относительно однородный состав участников; - меньшие расходы и лучшие возможности контроля. Повышение квалификации за пределами фирмы имеет смысл в том случае, если число участников слишком мало, чтобы стоило затевать внутрифирменные программы, или если необходимо привлечь извне идеи для инноваций, или если особенно важна атмосфера раскованности в процессе обучения. 2) В зависимости от характера связи с практической деятельностью - на рабочем месте и вне рабочего места. Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (семинары, курсы, коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенденциям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения. Обучению на рабочем месте отводятся следующие задачи: ознакомление и приобретение навыков в работе на конкретном рабочем месте, претворение в жизнь новых идей, полученных в результате повышения квалификации на курсах и семинарах, а также восприятие проблем, обсуждавшихся на занятиях. Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте: + относительная дешевизна места + возможность сохранить за сотрудником выполнение служебных обязанностей + возможность оперативной проверки достижения результатов - большая вероятность потери обучающего начала Преимущества и недостатки обучения вне рабочего места: + методическая и дидактическая проработка материалов + отсутствие давления дефицита времени при отработке навыков + возможность обмена опытом между сотрудниками различных организаций или подразделениями одной организации - относительно высокая стоимость обучения 3) В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации - организованное и неорганизованное. 4) В зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации - в профессиональной области, отработку поведения, проблемно-ориентированное повышение квалификации. 5) В зависимости от целевых групп - повышение квалификации руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы (технических специалистов и специалистов экономических отделов фирмы, мастеров, молодых сотрудников, идущих на повышение) и открытые программы повышения квалификации (для всех сотрудников без ограничений, которые могут быть рассчитаны даже на членов их семей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.013 с.) |