ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ



Введение

Актуальность работы заключается в социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям. Им всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, которые определяют темпы и эффективность развития национальной экономики, становления рыночных отношений.

Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.

Земля - главный национальный ресурс, который относится к длинным активам. Нигде в мире земли (особенно сельскохозяйственные) не обращаются свободно на рынке, обязательно во всех странах введены определенные ограничения, чем ценнее земля по местоположению, тем больше ограничений. Практика землепользования России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в пригородных и курортных зонах, а также в населенных пунктах, привело к возникновению феномена огромного теневого рынка земли.

Проблема организации системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в обеспечении рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, в формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, в поиске оптимальных организационных структур и форм управления данными процессами. Эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой, инвестиционной активности и повышение эффективности использования земельной собственности, которая как объект предпринимательской деятельности служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с соответствующим доходом, что в условиях рынка является определяющим для каждого землевладельца и землепользователя.

На этой основе целью выпускной квалификационной работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть понятие управление земельными ресурсами;

· изучить зарубежный опыт управления земельными ресурсами;

· рассмотреть развитие системы ипотечного кредитования сделок с землей

· изучить Нормативно-правовую базу, регулирующую земельные отношения в России

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе управления земельными ресурсами.

Объект исследования - земельные ресурсы РФ

Теоретическую базу исследования составили Земельный Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, а также научные работы и материалы российских экономистов, содержащиеся в периодической печати. К ним можно отнести Арзуманян А.В., Афонина А.В., Румянцева Ф.П., Тихомирову М.Ю., Чубукову Г.В., Эйриян Г.Н. и др. Информационную базу составили такие периодические издания, как «Налоговый вестник», «Финансы», «Теория и практика управления» и др.

Методологическая база исследования - В научном исследовании использованы общенаучные методы (системный, сравнительного анализа, структурно-функциональный, историко-логический), а также частные методы (экономико-статистический, графический, сопоставительный). Названные методы использовались в различных комбинациях на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и решаемых задач.

Эмпирическая база работы: положения и концепции, обоснованные и представленные в работах российских и зарубежных экономистов в сфере земельных отношений, статистические материалы официальных органов статистики Российской Федерации, Интернет-ресурсы.

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в России

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них - адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка и отдельных его сегментов.[3]

Помимо Земельного кодекса РФ к действующим федеральным законам относятся федеральные законы от 24 июля 2010 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 18 июня 2011 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 10 января 2011 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и другие. В развитие указанных федеральных законов принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов. В числе наиболее важных следует назвать постановления Правительства РФ от 15 ноября 2011 года № 689 «О государственном земельном контроле», от 28 ноября 2012 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» и другие. Кроме этого, на уровне субъектов РФ действует более ста земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения. Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершает объемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формирование земельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренне взаимосвязанную нормативную правовую базу.

Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 2012 года, которая в ст. cт. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, иные формы. Государственную и муниципальную, называют также публичной собственностью. В соответствии с Конституцией РФ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) законодательно закрепил указанные формы собственности и других прав на землю в главе 17, которая вступила в силу лишь с принятием Земельного кодекса РФ. Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты федеральные законы:

Градостроительный кодекс РФ;

Земельный кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Федеральный закон РФ от 08.03.2015 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 31.12.2014 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,

Федеральный закон РФ от 01.04.2015 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон РФ от 23.06.2014 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Федеральный закон от 02.01.2015 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

Федеральный закон РФ от 06.04.2015 года № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

Федеральный закон РФ от 21.06.2014 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

Федеральный закон РФ от 28.02.2015 года «О введении в действие Жилищного кодекса»;

Федеральный закон РФ от 30.03.2015 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

Федеральный закон № 208-ФЗ от 22.12.2015 года «Об акционерных обществах»;

Федеральный закон РФ от 04.11.2014 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

Федеральный закон РФ от 13.05.2014 года № 87-ФЗ «О землеустройстве»;

 

 

Заключение

Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами - главная современная стратегическая задача.

Многообразие региональных особенностей России, неравномерность социально-экономического развития ее территорий объективно обусловливают необходимость смещения центра тяжести земельных преобразований в регионы. Степень этого смещения будет увеличиваться по мере развития федерализма и углубления процесса разграничения полномочий по предметам совместного ведения между Федерацией и ее субъектами. Речь идет о делегировании реализации соответствующих государственных исполнительных функций в области землепользования на уровень субъектов Федерации при условии их строгой координации на общенациональном уровне.

В методологическом аспекте региональная специфика земельных преобразований определяется сложившимся в регионе характером землепользования, природно-климатическими условиями, структурой производства, системой расселения населения, степенью урбанизации территорий и развития инфраструктуры. В управленческом аспекте важно обеспечить при этом следующее: приблизить управленческие органы к населению, хозяйствующим субъектам; вовремя удовлетворять потребности в сфере землепользования населения; жестко построить «вертикаль» и «горизонталь» управления; наделить органы управления необходимыми финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.

Главным связующим звеном реализации указанных выше задач между федеральным уровнем (центром), региональным и муниципальным уровнями должен выступить федеральный округ как территориально-организационное звено центральной власти, ее управленческая опора на местах, а также Министерство регионального развития Российской Федерации. Формирование работающего рыночного механизма управления и регулирования земельно-имущественных отношений на современном этапе является базисом реформирования и социально-экономической основой стабильности государства.

В результате проведенного анализа (по данным, предоставленным «Управлением по земельным ресурсам администрации городского округа города Уфа») можно сформулировать следующие проблемы:

рынок земли пока не сформирован;

создание нормативно-правовой базы, осуществляемой администрацией города в пределах своих полномочий в соответствии с нормами земельного законодательства идет активно, но недостаточно;

сделки с землей затронули незначительную часть земельного фонда города, и носят заявительный характер;

разграничения по формам собственности не произошло, поэтому земли не введены в оборот;

нет фактического учета земельных участков (реестра), медленно производится инвентаризация земель, межевание, хотя расходы на эти цели ежегодно предусмотрены местным бюджетом

рыночные отношения формируются в основном, в сегменте земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства;

отсутствует утвержденный Генеральный план города Уфы;

низкие базовые показатели кадастровой оценки земли;

налоги на землю остаются символическими, не стимулируют активное использование - необходимо совершенствование законодательства по налогообложению.

Основным условием использования земельных ресурсов в качестве инструмента социально-экономической политики на муниципальном уровне является их активное вовлечение в хозяйственный оборот, что приведет к реальному пополнению бюджета.

Библиографический список

 

I. Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 51-ФЗ

2. Федеральный закон от 24 июля 2010 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

3. Федеральный закон от 18 июня 2011 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»

4. Федеральный закон от 10 января 2011 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель»

5. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2011 года № 689 «О государственном земельном контроле»

6. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2012 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»

 

II. Учебная литература:

1. Управление земельными ресурсами/ Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В. – Питер, 2010, – 382 с.

2. Земельные ресурсы: учебник / Фидотов В.Д. – М.: Фонд «Правовая культура», 2014. – 64 с.

3. Земельные отношения в России: учебник / Горемыкин В.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010. – 260 с.

4. Рынок земли, Курицын А.В., Штапова И.С.: учебник – М.: КноРус, 2014. – 281 с.

5. Управление земельными ресурсами в РФ.: учебник/ Петросенко А. В., Феофилактов А.С., Изд. СПИв, 2013г. – 210 с.

 

6. Рынок земли на Западе, Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш.,: учебник / М.: ТЕИС, 2012г. – 43 с.

7. Англосаксонская правовая теория и практика: учебник/ Чубукова Г.В., Тихомирова М.Ю., М: Питер Пресс, 2013г. – 98 с.

8. Новое в правовом регулировании земельных отношений: учебник / Афонина А.В. Егорова К. В. Изд.ЮмоРт, 2012г. 35 с.

9. Нижегородский опыт реформирования аграрных отношений на современном этапе земельной реформы: учебник / Ф.П. Румянцев, Кандакова Е.С. М: ИГП – 2010 г. – 220 с.

10. Земельно имущественные отношения: учебник / Вяземцнв И.В., Любимов С.Т., 2012г. – 34 с.

11. Сделки с землей: учебник / Котянов А.Б., Домиров С.Ю, М: ЮМорт, 2013г.- 100с.

12. Ипотека за рубежом: учебник \ Дистергефт Л.В., Выварец А.Д. – Екатеринбург: УГТУ, 2010. – 30 с.

13. Земельная политика: учебник / Бузырев С.В., Балабанов С.В., СПб.:Питер, 2013 – 80 с.

14. Нормативно-правовая база залога земли: учебник / Решетов С.В, Киплир Э.В., Саратов, 2010Гг. – 44с.

15. Земельная политика: учебник / Сарычев Ю.К., Маников В.Г, М: ВИН, 2012г. – 210 с.

16. Руководство по земельно –имущественным отношениям: учебник / Беренс В., Хавренек П. / М.: «Инфра-М». – 2010 – 54 с.

17. Сделки с землей: учебник / Домиров В.Г, Голиченко О.Г, М:Юрайт, 2013. – 54 с.

18. Земельно – имущественные отношения: учебник / Крутик А.Б., Игнатов С.Л., М: Юрайт, 2012 – 28 с.

19. Система кредитных услуг, Касарев Е.Н., Балабанов А.Н., М: МИКХиС, 2013 – 220

20. Нормативно – правовая база залога земли: учебник / Новиков Б.Д., Киселев И.В. М.: «Экзамен», 2014 – 283 с.

21. Земля и инфраструктура: учебник / Чекалин В.И., Смагин В.Н., 2014- 46 с.

22. Операции по ипотечному кредитованию: учебник / Любарская Т.В., Маликова В.И. – М: Дело, 2012 – 123 с.

23. Кредитование в земельно – имущественых отношениях: учебник / Т.В. Демидова Л.С., Калачева С.А., Изд. СПбГИЭУ, 2013 – 89 с.

24. Зарубежный опыт земельными ресурсами: учебник// Репин С.Г., Кулачева Т.Ю., М.: Дело, 2012 – 70 с.

25. Стратегическое управление земельными ресурсами: учебник / М.А.Любина, Т.В.Семенова - СПб.,2012 – 150 с.

26. База регулирующая земельные отношения: учебник / Потапова В.А, Горбунов Ю.М. – 2014 – 23с.

27. Условия на ипотечном рынке: учебник / Ростов – 2013 – 34с.

28. Ипотека земель: учебник / М.:ИНФРА-М – 2013 – 398с

29. Биржа земельного рынка: учебник / Новосибирск: НГАСУ, 2010 – 118с.

30. Использование земельных ресурсов за рубежом: учебник / М:МГТУ – 2012 – 34с.

 

III. Периодические издания:

1. Петросенко А. В. Управление земельными ресурсами в РФ. //«Экономика и жизнь». 2010. №9

2. Хорватов Р. Н. Проведение земельной реформы. // «Земля». 2012. №7

3. Самолетов А. С. Учет земель – базовая функция государственного регулирования земельных отношений. // «Кадастровый вестник». 2011. №1

4. Дудников Ю. З. Новая система налогообложения земельных участков. // «Кадастровый вестник». 2010. №2

 

 

IV. Интернет источники:

1. ИПС консультант + // [web-сайт] < http://www.consultant.ru/

2. ИПС гарант // [web-сайт] < http://www.garant.ru/


[1] Управление земельными ресурсами: учебник для вузов/ Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В. – Питер, 2010, – 382 с.

[2] Земельные ресурсы: учебник / Фидотов В.Д. – М.: Фонд «Правовая культура», 2014. – 64 с.

 

[3] Земельные отношения в России, учебник / Горемыкин В.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010. – 260 с.

 

[4] Рынок земли, Курицын А.В., Штапова И.С. – М.: КноРус, 2014. – 281 с.

 

[5] Управление земельными ресурсами в РФ: учебник/ Петросенко А. В., Феофилактов А.С., Изд. СПИв, 2013г. – 210 с.

[6] Рынок земли на Западе: учебник, Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., М.: ТЕИС, 2012г. – 43 с.

[7] Рынок земли на Западе, Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш.,: учебник / М.: ТЕИС, 2012г. – 43 с.

 

[8] Практика регулирования арендной платы: учебник / М.: Питер, 2012г. – 29стр.

[9] Англосаксонская правовая теория и практика: учебник / Чубукова Г.В., Тихомирова М.Ю., М: Питер Пресс, 2013г. – 98 с.

[10] Новое в правовом регулировании земельных отношений: учебник/ Афонина А.В. Егорова К. В. Изд.ЮмоРт, 2012г. 35 с.

[11] . Нижегородский опыт реформирования аграрных отношений на современном этапе земельной реформы.: учебник \ Ф.П. Румянцев, Кандакова Е.С. М: ИГП – 2010 г. – 220 с.

[12] Ипотека за рубежом: учебник \ Дистергефт Л.В., Выварец А.Д. – Екатеринбург: УГТУ, 2010. – 30 с.

 

[13] Земельная политика: учебник / Бузырев С.В., Балабанов С.В., СПб.:Питер, 2013 – 80 с.

[14] Земельная политика, Сарычев Ю.К., Маников В.Г, М: ВИН, 2012г. – 210 с.

Введение

Актуальность работы заключается в социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям. Им всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, которые определяют темпы и эффективность развития национальной экономики, становления рыночных отношений.

Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.

Земля - главный национальный ресурс, который относится к длинным активам. Нигде в мире земли (особенно сельскохозяйственные) не обращаются свободно на рынке, обязательно во всех странах введены определенные ограничения, чем ценнее земля по местоположению, тем больше ограничений. Практика землепользования России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в пригородных и курортных зонах, а также в населенных пунктах, привело к возникновению феномена огромного теневого рынка земли.

Проблема организации системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в обеспечении рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, в формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, в поиске оптимальных организационных структур и форм управления данными процессами. Эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой, инвестиционной активности и повышение эффективности использования земельной собственности, которая как объект предпринимательской деятельности служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с соответствующим доходом, что в условиях рынка является определяющим для каждого землевладельца и землепользователя.

На этой основе целью выпускной квалификационной работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть понятие управление земельными ресурсами;

· изучить зарубежный опыт управления земельными ресурсами;

· рассмотреть развитие системы ипотечного кредитования сделок с землей

· изучить Нормативно-правовую базу, регулирующую земельные отношения в России

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе управления земельными ресурсами.

Объект исследования - земельные ресурсы РФ

Теоретическую базу исследования составили Земельный Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, а также научные работы и материалы российских экономистов, содержащиеся в периодической печати. К ним можно отнести Арзуманян А.В., Афонина А.В., Румянцева Ф.П., Тихомирову М.Ю., Чубукову Г.В., Эйриян Г.Н. и др. Информационную базу составили такие периодические издания, как «Налоговый вестник», «Финансы», «Теория и практика управления» и др.

Методологическая база исследования - В научном исследовании использованы общенаучные методы (системный, сравнительного анализа, структурно-функциональный, историко-логический), а также частные методы (экономико-статистический, графический, сопоставительный). Названные методы использовались в различных комбинациях на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и решаемых задач.

Эмпирическая база работы: положения и концепции, обоснованные и представленные в работах российских и зарубежных экономистов в сфере земельных отношений, статистические материалы официальных органов статистики Российской Федерации, Интернет-ресурсы.

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.019 с.)