Раскройте понятие экологического права как отрасли права. Раскройте понятие экологического права как науки. Дайте понятие и предмет экологического права рк. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте понятие экологического права как отрасли права. Раскройте понятие экологического права как науки. Дайте понятие и предмет экологического права рк.



Раскройте понятие экологического права как отрасли права. Раскройте понятие экологического права как науки.Дайте понятие и предмет экологического права РК.

Экологическое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Особенности экологического права вытекают из предмета его регулирования, иначе говоря, из регулируемых им общественных отношений.

Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании они способны умножать богатства человеческого общества. Правовой режим природных ресурсов всецело определяется их экономическим значением как основных средств производства.

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основных средств производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требование эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Объектами экологических общественных отношений выступают: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная древесно-кустарниковая растительность, дикий животный мир, находящийся в состоянии естественной свободы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, а также такие особо охраняемые природные объекты, как государственные природные заповедники,национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрарии, государственные природные заказники.памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а равно находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и места их обитания.

Дайте понятие и классификацию источников экологического права. Охарактеризируйте Конституцию РК как источник экологического права.Дайте общую характеристику Экологического кодекса РК как основного источника экологического права.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей Республике, имеет свои собственные источники, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование общественных, экологических, природоохранных отношений.

Источниками экологического права Республики Казахстан могут быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или имеют чисто экологическую, природоохранную направленность и характер.

К источникам экологического права Республики Казахстан относятся нормативно-правовые акты и документы и в первую очередь Конституция Республики Казахстан 1995 г. Эколого-правовой характер имеют ст.ст. 6, 31 и 38. В них впервые утверждена и введена в действие новая экологическая, природоохранная концепция, суть которой состоит в том, что "государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека", что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом" (статья31). Вней есть и такая основополагающая норма: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам" (статья 38).

В системе природоохранного законодательства, включающей Экологический Кодекс и отраслевые акты — Земельный, Водный, Лесной кодексы, первенство принадлежит первому, ибо Экологический Кодекс есть комплексный нормативный акт, призванный широко охватить вопросы пользования и охраны всех видов природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод и животного мира. Его основные положения должны найти отражение в законодательных актах по использованию и охране отдельных видов природных ресурсов.

Экологический кодекс был принят 9 января 2007 года. Экологический кодекс состоит из 9 разделов, 47 глав и 326 статей. Он регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Понятие и общая характеристика права государственной собственности на объекты природы. Государство – субъект права собственности на объекты природы. Понятие и общая характеристика права частной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела. Право государственной собственности установ­лено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. Соответственно к природным ресурсам РК могут относиться:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению республиканских органов государственной власти;
- земельные участки, занятые энергетическими, транспортными и космическими системами (кроме российских), объектами ядерной энергетики, связи, метеослужбы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в собственности государства;
- земельные участки, водные и иные природные объекты государственных природных заповедников, национальных природных парков, природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий РК;
- виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу РК;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РК, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных актов по их охране;
- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;- водные объекты, расположенные на территории страны, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
- иные природные ресурсы.

Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права муниципальной и частной собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые основания приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например, конфискация или присвоение бесхозяйного земельного участка). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы носит всеобъемлющий характер, так как, будучи одновременно политическим органом и собственником, государство само, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены правомочия, и в каких формах они будут осуществляться.Объектом права государственной собственности на недра выступает государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входит часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов, месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения полезных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Объектом права собственности государства на воды выступает государственный водный фонд, который составляют все воды (водные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды, внутренние моря.

Право собственности распространяется не на все существующие в природе воды вообще, а лишь на те воды, которые могут быть индивидуализированы, т.е. на водные объекты. Объектом права собственности государства на леса выступают все лесные массивы в пределах территории РК, которые не переданы в коммунальную или частную собственность.

27)

недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя либо с выходами полезных ископаемых на поверхность, а при отсутствии почвенного слоя - ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса. охрана недр - система мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах инедропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию и снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду.На всех стадиях недропользования, включая прогнозирование, планирование, проектирование, в приоритетном порядке должны соблюдаться экологические требования Экологическим основанием для проведения операций по недропользованию являются положительные заключения государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз контрактов нанедропользование, проектной документации и экологическое разрешение.Недропользователь обязан представить на государственные экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы всю предпроектную и проектную документацию, которая должна включать оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и содержать раздел "Охрана окружающей среды" Требованиями в области рационального и комплексного использования недр и охраны недр являются:1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых, месторождений и участков недр, предоставляемых для проведения операций по недропользованию, в том числе для целей, не связанных с добычей;2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов недр на всех этапах проведения операций по недропользованию;3) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку богатых участков;4) достоверный учет извлекаемых и погашенных в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, в том числе продуктов переработки минерального сырья и отходов производства при разработке месторождений;5) исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, по данным первичной переработки;6) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;7) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений) предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов;9) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений) обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и размещении отходов;11) максимальное использование попутного газа путем его переработки с целью получения стратегически важных энергоносителей либо сырьевых ресурсов для нефтехимической промышленности и сведения до минимума ущерба окружающей среде.Недропользователи при проектировании работ, связанных с пользованием недрами, осуществлении геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых обязаны обеспечить требования по рациональному и комплексному использованию недр и охране недр.

 

28)

Обязательным условием проведения операций по недропользованию является экономически эффективное освоение всех видов ресурсов недр на основе использования высоких технологий и положительной практики разработки месторождений, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья людей. Обязательным условием осуществления права недропользования является обеспечение предотвращения загрязнения недр и снижения вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду. операции по недропользованию - работы, относящиеся к государственному геологическому изучению недр, разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанные с разведкой и (или) добычей Обладатель права недропользования на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу, а также на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, вправе проводить соответствующие операции по недропользованию только в пределах участка недр, определенного соответственно геологическим или горным отводом.Геологический отвод выдается уполномоченным органом по изучению и использованию недр в течение двадцати дней со дня обращения победителя конкурса или лица, которому предоставлено право недропользования без проведения конкурса в случаях, предусмотренных настоящим Законом.Горный отвод выдается уполномоченным органом по изучению и использованию недр победителю конкурса или лицу, которому предоставляется право недропользования без проведения конкурса в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 35 настоящего Закона, не позднее двадцати дней со дня предоставления указанным лицом проекта горного отвода.Обладатель права недропользования на добычу вправе проводить операции по разведке в пределах участка недр, определенного горным отводом. В случае прироста запасов и их подтверждения государственной экспертизой недр в контракт письменным соглашением сторон должны быть внесены соответствующие изменения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан При прекращении операций по недропользованию все производственные объекты недропользователя и земельные участки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья населения и охрану окружающей среды, а последствия деятельности недропользователей должны быть ликвидированы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.При прекращении разведки или добычи, а также строительствами (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, недропользователь обязан безвозмездно передать уполномоченному органу по изучению и использованию недр все документы и иные материальные носители геологической информации Безопасность при проведении нефтяных операций и транспортировке нефти обеспечивается соблюдением установленных требований, выполнением комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья человека и окружающей среды, созданием условий безопасного строительства и эксплуатации наземных и подземных сооружений и оборудования, а также устранением возможных аварий. Все операции по строительству скважин и вводу их в эксплуатацию должны осуществляться в соответствии с проектом строительства скважин. Проекты строительства скважин подлежат согласованию с уполномоченным органомв области промышленной безопасности. Недропользователь, осуществляющий операции по недропользованию в пределах предохранительной зоны, обязан проводить их таким образом, чтобы исключить или максимально снизить загрязнение моря в случае подъема уровня вод.Недропользователь, осуществляющий операции по недропользованию в пределах предохранительной зоны, несет ответственность за ущерб и убытки, нанесенные окружающей среде, физическим или юридическим лицам в случае загрязнения моря с его контрактной территории вне зависимости от вины недропользователя.

 

 

29)

Задачами водного законодательства Республики Казахстан являются регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения, отраслей экономики и окружающей природной среды, охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, укрепление законности в области водных отношений.Водные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним законодательными и иными нормативными актами Республики Казахстан. Земельные и лесные отношения, а также отношения по охране и использованию недр, атмосферного воздуха, растительного и животного миров, регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.В соответствии с Водным Кодексом РК, воды - это природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ Казахстана в поверхностных водных объектах, т. е. поверхностных водотоках и водоемах (реках, водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), внутренних морях, территориальном море РК и подземных водных объектах. Это юридическое понятие вод.Наиболее важные отношения собственности на водные объекты водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным Кодексом РК.Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере является:планирование рационального использования водных объектов;установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;проведение государственной экспертизы предпроектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима и использования территорий их водоохранных зон;осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, запрещается:осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние;осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.Водный Кодекс РК определяет правовой режим целевого ис-пользования водных объектов. При этом регулируется использование водных объектов для питьевого и хозбытового водоснабжения, в целях здравоохранения, для промышленности и энергетики, для сельского хозяйства и лесного хозяйства, для гидроэнергетики, для рыбного хозяйства, для охотничьего хозяйства, для транспорта, для сброса сточных и дренажных вод, для добычи полезных ископаемых, строительных нужд, пожарной безопасности. Строго урегулировано использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содержатся как в Водном Кодексе РК, так и в законодатепьстве РК об охране окружающей среды. ВК РК. в частности, запрещает сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:содержащие природные лечебные ресурсы;отнесенные к особо охраняемым;в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;в первую и вторую зоны округов санитарной охраны курортов;в места туризма, спорта и массового отдыха населения;в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений. Виды права водопользованияПо кругу субъектов выделяются:1) право общего водопользования;2) право специального водопользования;3)право обособленного водопользования;4) право совместного водопользования.По основаниям возникновения выделяются:1) право первичного водопользования;2) право вторичного водопользования.По срокам действия выделяются:1) право постоянного водопользования;2) право временного водопользования.Право общего водопользования для гражданина возникает с момента его рождения и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах.Право специального водопользования возникает с момента получения разрешения, выданного в порядке, установленном настоящим Кодексом. Задачами государственного планирования в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения является обеспечение:научно обоснованного распределения вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения;охраны вод и предупреждения их вредного воздействия.Для государственного планирования в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения составляются водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод, а также разрабатывается прогноз использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики. В составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики разрабатывается прогноз использования и охраны водных ресурсов с экологически допустимым уровнем нагрузки на водные объекты.Прогноз использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики разрабатывается центральными исполнительными органами.Разработанные центральными исполнительными органами прогнозы использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики проходят согласование в уполномоченном органе на предмет допустимого уровня использования водных ресурсов.

 

30)

Задачами лесного законодательства Республики Казахстан являются регулирование отношений по владению, пользованию, распоряжению лесами в целях обеспечения условий для повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, рационального и неистощительного использования лесных ресурсов, их охраны, защиты и воспроизводства, укрепление законности в области лесных отношений. Регулирование лесных отношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющим глобальное экологическое, социальное и экономическое значение, состояние которого определяет условия жизни на Земле. Лесные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним другими законодательными и иными нормативными актами Республики Казахстан. Земельные и водные отношения, а также отношения по охране и использованию растительного (кроме лесов) и животного мира, недр, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Республики Казахстан. Все леса, а также не покрытые лесом земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан. В лесной фонд Республики Казахстан не входят: 1) отдельные деревья и группы деревьев, агролесомелиоративные насаждения и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; 2) защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений; 3) отдельные деревья и озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, кроме городских лесов; 4) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках; 5) плантационные насаждения специального назначения. Использование указанных насаждений, охрана и уход за ними, регулируются иными законодательными актами.В составе земель лесного фонда выделяются: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины, пустыри, несомкнувшиеся лесные культуры и другие); нелесные земли (сельскохозяйственные угодья, дороги, квартальные просеки, противопожарные разрывы и прочие). Границы земель лесного фонда устанавливаются и уточняются при проведении землеустроительных работ на основании материалов лесоустройства. При осуществлении лесопользования на участках государственного лесного фонда лесопользователи обязаны:1) вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания;2) при заготовке древесины соблюдать требования по сохранению оптимальных условий для естественного воспроизводства леса, используя технику и технологии, предусмотренные проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу;3) не оставлять недорубы и заготовленную древесину в местах рубок по истечении установленных сроков ее заготовки и вывозки;4) проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;5) не допускать на отведенных для лесопользования участках государственного лесного фонда незаконных порубок леса и иных нарушений экологического законодательства Республики Казахстан;6) осуществлять при рубках главного пользования на участках государственного лесного фонда воспроизводство на площади, превышающей двукратный размер вырубленной площади, в соответствии с лесоустроительным проектом, включая возобновление леса;7) осуществлять воспроизводство лесов за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате их деятельности уничтожен подрост, погибла древесная и кустарниковая растительность;8) соблюдать правила по обеспечению и улучшению санитарного состояния лесов;9) осуществлять мероприятия по защите участков государственного лесного фонда от вредителей и болезней леса при долгосрочном лесопользовании;10) информировать государственных лесовладельцев о появлении на отведенных им для лесопользования участках государственного лесного фонда вредителей и болезней леса;11) предоставлять информацию, необходимую для ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного лесного мониторинга, определения размеров платы за лесные пользования, уполномоченному государственному органу в области лесного хозяйства и его территориальным органам, местным исполнительным органам областей (города республиканского значения, столицы) и уполномоченному органу в области государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Государственный механизм обеспечения рационального использования и охраны животного мира. Дайте общую характеристику Закона РК «Об охране воспроизводстве и использовании животного мира» и иное законодательство в этой области.

Пользование животным миром - пользование объектами животного мира, их полезными свойствами с изъятием или без изъятия их из естественной среды обитания. Основными принципами государственного управления в области использования животного мира являются: обеспечение охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с принципами гуманности; недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира; отделение права пользования животным миром от права пользования землей, водами, растительным миром и другими природными ресурсами; платность специального пользования животным миром; государственное регулирование и государственный контроль в области охраны, воспроизводства использования животного мира; неотвратимость ответственности за нарушение законодательства в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; участие граждан и общественных объединений в решении задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Охрана животного мира осуществляется путем: установления и соблюдения правил и норм по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира; установления ограничений и запретов на пользование животным миром; охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; предотвращения нарушений установленных правил пользования животным миром; организации охраны среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных; закрепления территорий, акваторий за пользователями животным миром с возложением на них обязанностей по охране объектов животного мира; создания особо охраняемых природных территорий; искусственного разведения объектов животного мира; оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин; организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; пропаганды идей охраны и устойчивого использования объектов животного мира; стимулирования деятельности физических и юридических лиц по охране животного мира; воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру.

 

33. Дайте понятие и общую характеристику правового режима использования и охраны животного мира в РК. Распишите экологические требования при общем пользовании животным миром.

Охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение животного мира, среды его обитания, биологического разнообразия, устойчивое использование и воспроизводство объектов животного мира, а также комплекс мероприятий по профилактике и борьбе с правонарушениями в области охраны, воспроизводства и использования животного мира. Пользование животным миром - пользование объектами животного мира, их полезными свойствами с изъятием или без изъятия их из естественной среды обитания. Пользование животным миром осуществляется в порядке общего и специального пользования. Объекты животного мира предоставляются в пользование в соответствии с требованиями настоящего Закона и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. К специальному пользованию животным миром относится пользование объектами животного мира и продуктами их жизнедеятельности с изъятием из среды обитания. К общему пользованию животным миром относится пользование объектами животного мира, а также их полезными свойствами без изъятия из среды обитания. Общее пользование животным миром осуществляется на безвозмездной основе. Пользование животным миром в государственном лесном фонде и особо охраняемых природных территориях осуществляется с учетом требований лесного законодательства и законодательства в области особо охраняемых природных территорий. Запрещается использование объектов животного мира в качестве биологического оружия. Охрана животного мира осуществляется путем: установления и соблюдения правил и норм по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира; установления ограничений и запретов на пользование животным миром; охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; предотвращения нарушений установленных правил пользования животным миром; организации охраны среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных; закрепления территорий, акваторий за пользователями животным миром с возложением на них обязанностей по охране объектов животного мира; создания особо охраняемых природных территорий; искусственного разведения объектов животного мира; оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин; организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; пропаганды идей охраны и устойчивого использования объектов животного мира; стимулирования деятельности физических и юридических лиц по охране животного мира; воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру. Экологические требования при общем пользовании животным миром таковы: животный мир для специального пользования предоставляется на основе разрешений на пользование животным миром, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; на осуществление специального пользования животным миром, за исключением любительской (спортивной) охоты и рыболовства, научных исследований, необходимо получение экологического разрешения в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан; общее пользование животным миром осуществляется без каких-либо разрешений.

Объектами экологоправонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Природа или окружающая среда выступает в качестве предмета экологического правонарушения. Следовательно, в Экологическом кодексе объектом экологического правонарушения служит окружающая природная среда.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды в РК, находящейся под ее юрисдикцией.

Административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную ответственность с 18 лет. С этого возраста лицо становятся полностью дееспособным.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а)противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологическою вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

Лица, совершившие экологические правонарушения, обязаны возместить причиненный ими ущерб в соответствии с настоя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.036 с.)