Дайте понятие и значение экологического контроля в рк. Дайте характеристику государственному, производственному и общественному контролю в рк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте понятие и значение экологического контроля в рк. Дайте характеристику государственному, производственному и общественному контролю в рк



Экологический контроль, являясь одним из проявлений экологической функции современного государства, выступает как составная часть механизма реализации и обеспечения эколого-правовых норм.
Экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, государственными комитетами и ведомствами и гражданами требований по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения, изучение и мониторинг состояния окружающей природной среды, проведение экологической экспертизы, а также осуществление других организационно-правовых мероприятий в этой сфере.
Цель - охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений, обеспечение неукоснительной деятельности соответствующих субъектов эколого-правовых отношений по применению экологических предписаний.

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

 

Физические и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование, обязаны осуществлять производственный экологический контроль.

2. Целями производственного экологического контроля являются:

1) получение информации для принятия решений в отношении экологической политики природопользователя, целевых показателей качества окружающей среды и инструментов регулирования производственных процессов, потенциально оказывающих воздействие на окружающую среду;

2) обеспечение соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан;

3) сведение к минимуму воздействия производственных процессов природопользователя на окружающую среду и здоровье человека;

4) повышение эффективности использования природных и энергетических ресурсов;

5) оперативное упреждающее реагирование на нештатные ситуации;

6) формирование более высокого уровня экологической информированности и ответственности руководителей и работников природопользователей;

7) информирование общественности об экологической деятельности предприятий и рисках для здоровья населения;

8) повышение уровня соответствия экологическим требованиям;

9) повышение производственной и экологической эффективности системы управления охраной окружающей среды;

10) учет экологических рисков при инвестировании и кредитовании.

 

Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. В соответствующем разделе учебника мы обращали внимание на дефекты нормативного регулирования такой процедуры в действующем законодательстве РК об окружающей среде. При адекватном правовом регулировании общественных слушаний граждане могут иметь сильные позиции в контроле за подготовкой экологически значимых решений.

То же можно сказать в отношении общественного контроля за принятием экологически значимых решений в рамках общественной экологической экспертизы. При этом важно подчеркнуть, как минимум, два принципиальных обстоятельства. Первое касается того, что реализация прав граждан и общественных формирований выразить свое отношение к отводу земель под экологически опасные объекты, а также реализации экологически опасной деятельности позволяет предупредить появление новых факторов экологической напряженности. Косвенно граждане и общественные формирования имеют возможность контролировать также распоряжение природными ресурсами, находящимися в собственности государства, так как экологические обоснования лицензий на предоставление ресурсов в пользование – объект, по которому может быть проведена общественная экологическая экспертиза.

Второе обстоятельство связано с наличием правовых гарантий защиты прав граждан и общественных формирований и их законных интересов в процессе общественного контроля за выполнением экологических требований. Основная гарантия – право обращения в суд для обжалования незаконных действий и решений, а также бездействия государственных органов, их должностных лиц, предпринимательских структур, если при этом затрагиваются экологические права и интересы граждан.

Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

26. Дайте общую характеристику правовой охраны земель в РК. Распишите общие экологические требования при использовании земель

Неоценимое значение земли для существования биосферы и жизнедея­тельности человека предполагает необходимость ее всесторонней охраны.

Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, на­правленных на обеспечение рационального использования земель, сохране­ние и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к зе­мельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следу­ющие цели:

- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприят­ные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования при­родоохранных технологий производства;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся дегра­дации или нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).

Законодательством предусматривается комплекс мер как предупреди­тельно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственно­сти за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планиро­вание мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельнос­ти других субъектов, при изъятии земель для государственных или муници­пальных нужд и др.

Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законо­дательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъя­тия земель и т. д.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану земли как части окружающей среды, рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.
2. Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования экологически безопасных технологий производства и проведения лесомелиоративных, мелиоративных и других мероприятий;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
3) внедрение в практику экологических нормативов оптимального землепользования.

1. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на:
1) защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
2) защиту от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;
3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, а также в случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.
3. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков и землепользователей в рациональном использовании и охране земель может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах.

 

27)

недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя либо с выходами полезных ископаемых на поверхность, а при отсутствии почвенного слоя - ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса. охрана недр - система мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах инедропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию и снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду.На всех стадиях недропользования, включая прогнозирование, планирование, проектирование, в приоритетном порядке должны соблюдаться экологические требования Экологическим основанием для проведения операций по недропользованию являются положительные заключения государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз контрактов нанедропользование, проектной документации и экологическое разрешение.Недропользователь обязан представить на государственные экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы всю предпроектную и проектную документацию, которая должна включать оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и содержать раздел "Охрана окружающей среды" Требованиями в области рационального и комплексного использования недр и охраны недр являются:1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых, месторождений и участков недр, предоставляемых для проведения операций по недропользованию, в том числе для целей, не связанных с добычей;2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов недр на всех этапах проведения операций по недропользованию;3) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку богатых участков;4) достоверный учет извлекаемых и погашенных в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, в том числе продуктов переработки минерального сырья и отходов производства при разработке месторождений;5) исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, по данным первичной переработки;6) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;7) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений) предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов;9) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений) обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и размещении отходов;11) максимальное использование попутного газа путем его переработки с целью получения стратегически важных энергоносителей либо сырьевых ресурсов для нефтехимической промышленности и сведения до минимума ущерба окружающей среде.Недропользователи при проектировании работ, связанных с пользованием недрами, осуществлении геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых обязаны обеспечить требования по рациональному и комплексному использованию недр и охране недр.

 

28)

Обязательным условием проведения операций по недропользованию является экономически эффективное освоение всех видов ресурсов недр на основе использования высоких технологий и положительной практики разработки месторождений, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья людей. Обязательным условием осуществления права недропользования является обеспечение предотвращения загрязнения недр и снижения вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду. операции по недропользованию - работы, относящиеся к государственному геологическому изучению недр, разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанные с разведкой и (или) добычей Обладатель права недропользования на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу, а также на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, вправе проводить соответствующие операции по недропользованию только в пределах участка недр, определенного соответственно геологическим или горным отводом.Геологический отвод выдается уполномоченным органом по изучению и использованию недр в течение двадцати дней со дня обращения победителя конкурса или лица, которому предоставлено право недропользования без проведения конкурса в случаях, предусмотренных настоящим Законом.Горный отвод выдается уполномоченным органом по изучению и использованию недр победителю конкурса или лицу, которому предоставляется право недропользования без проведения конкурса в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 35 настоящего Закона, не позднее двадцати дней со дня предоставления указанным лицом проекта горного отвода.Обладатель права недропользования на добычу вправе проводить операции по разведке в пределах участка недр, определенного горным отводом. В случае прироста запасов и их подтверждения государственной экспертизой недр в контракт письменным соглашением сторон должны быть внесены соответствующие изменения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан При прекращении операций по недропользованию все производственные объекты недропользователя и земельные участки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья населения и охрану окружающей среды, а последствия деятельности недропользователей должны быть ликвидированы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.При прекращении разведки или добычи, а также строительствами (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, недропользователь обязан безвозмездно передать уполномоченному органу по изучению и использованию недр все документы и иные материальные носители геологической информации Безопасность при проведении нефтяных операций и транспортировке нефти обеспечивается соблюдением установленных требований, выполнением комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья человека и окружающей среды, созданием условий безопасного строительства и эксплуатации наземных и подземных сооружений и оборудования, а также устранением возможных аварий. Все операции по строительству скважин и вводу их в эксплуатацию должны осуществляться в соответствии с проектом строительства скважин. Проекты строительства скважин подлежат согласованию с уполномоченным органомв области промышленной безопасности. Недропользователь, осуществляющий операции по недропользованию в пределах предохранительной зоны, обязан проводить их таким образом, чтобы исключить или максимально снизить загрязнение моря в случае подъема уровня вод.Недропользователь, осуществляющий операции по недропользованию в пределах предохранительной зоны, несет ответственность за ущерб и убытки, нанесенные окружающей среде, физическим или юридическим лицам в случае загрязнения моря с его контрактной территории вне зависимости от вины недропользователя.

 

 

29)

Задачами водного законодательства Республики Казахстан являются регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения, отраслей экономики и окружающей природной среды, охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, укрепление законности в области водных отношений.Водные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним законодательными и иными нормативными актами Республики Казахстан. Земельные и лесные отношения, а также отношения по охране и использованию недр, атмосферного воздуха, растительного и животного миров, регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.В соответствии с Водным Кодексом РК, воды - это природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ Казахстана в поверхностных водных объектах, т. е. поверхностных водотоках и водоемах (реках, водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), внутренних морях, территориальном море РК и подземных водных объектах. Это юридическое понятие вод.Наиболее важные отношения собственности на водные объекты водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным Кодексом РК.Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере является:планирование рационального использования водных объектов;установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;проведение государственной экспертизы предпроектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима и использования территорий их водоохранных зон;осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, запрещается:осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние;осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.Водный Кодекс РК определяет правовой режим целевого ис-пользования водных объектов. При этом регулируется использование водных объектов для питьевого и хозбытового водоснабжения, в целях здравоохранения, для промышленности и энергетики, для сельского хозяйства и лесного хозяйства, для гидроэнергетики, для рыбного хозяйства, для охотничьего хозяйства, для транспорта, для сброса сточных и дренажных вод, для добычи полезных ископаемых, строительных нужд, пожарной безопасности. Строго урегулировано использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содержатся как в Водном Кодексе РК, так и в законодатепьстве РК об охране окружающей среды. ВК РК. в частности, запрещает сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:содержащие природные лечебные ресурсы;отнесенные к особо охраняемым;в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;в первую и вторую зоны округов санитарной охраны курортов;в места туризма, спорта и массового отдыха населения;в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений. Виды права водопользованияПо кругу субъектов выделяются:1) право общего водопользования;2) право специального водопользования;3)право обособленного водопользования;4) право совместного водопользования.По основаниям возникновения выделяются:1) право первичного водопользования;2) право вторичного водопользования.По срокам действия выделяются:1) право постоянного водопользования;2) право временного водопользования.Право общего водопользования для гражданина возникает с момента его рождения и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах.Право специального водопользования возникает с момента получения разрешения, выданного в порядке, установленном настоящим Кодексом. Задачами государственного планирования в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения является обеспечение:научно обоснованного распределения вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения;охраны вод и предупреждения их вредного воздействия.Для государственного планирования в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения составляются водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод, а также разрабатывается прогноз использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики. В составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики разрабатывается прогноз использования и охраны водных ресурсов с экологически допустимым уровнем нагрузки на водные объекты.Прогноз использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики разрабатывается центральными исполнительными органами.Разработанные центральными исполнительными органами прогнозы использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики проходят согласование в уполномоченном органе на предмет допустимого уровня использования водных ресурсов.

 

30)

Задачами лесного законодательства Республики Казахстан являются регулирование отношений по владению, пользованию, распоряжению лесами в целях обеспечения условий для повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, рационального и неистощительного использования лесных ресурсов, их охраны, защиты и воспроизводства, укрепление законности в области лесных отношений. Регулирование лесных отношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющим глобальное экологическое, социальное и экономическое значение, состояние которого определяет условия жизни на Земле. Лесные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним другими законодательными и иными нормативными актами Республики Казахстан. Земельные и водные отношения, а также отношения по охране и использованию растительного (кроме лесов) и животного мира, недр, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Республики Казахстан. Все леса, а также не покрытые лесом земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан. В лесной фонд Республики Казахстан не входят: 1) отдельные деревья и группы деревьев, агролесомелиоративные насаждения и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; 2) защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений; 3) отдельные деревья и озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, кроме городских лесов; 4) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках; 5) плантационные насаждения специального назначения. Использование указанных насаждений, охрана и уход за ними, регулируются иными законодательными актами.В составе земель лесного фонда выделяются: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины, пустыри, несомкнувшиеся лесные культуры и другие); нелесные земли (сельскохозяйственные угодья, дороги, квартальные просеки, противопожарные разрывы и прочие). Границы земель лесного фонда устанавливаются и уточняются при проведении землеустроительных работ на основании материалов лесоустройства. При осуществлении лесопользования на участках государственного лесного фонда лесопользователи обязаны:1) вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания;2) при заготовке древесины соблюдать требования по сохранению оптимальных условий для естественного воспроизводства леса, используя технику и технологии, предусмотренные проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу;3) не оставлять недорубы и заготовленную древесину в местах рубок по истечении установленных сроков ее заготовки и вывозки;4) проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;5) не допускать на отведенных для лесопользования участках государственного лесного фонда незаконных порубок леса и иных нарушений экологического законодательства Республики Казахстан;6) осуществлять при рубках главного пользования на участках государственного лесного фонда воспроизводство на площади, превышающей двукратный размер вырубленной площади, в соответствии с лесоустроительным проектом, включая возобновление леса;7) осуществлять воспроизводство лесов за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате их деятельности уничтожен подрост, погибла древесная и кустарниковая растительность;8) соблюдать правила по обеспечению и улучшению санитарного состояния лесов;9) осуществлять мероприятия по защите участков государственного лесного фонда от вредителей и болезней леса при долгосрочном лесопользовании;10) информировать государственных лесовладельцев о появлении на отведенных им для лесопользования участках государственного лесного фонда вредителей и болезней леса;11) предоставлять информацию, необходимую для ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного лесного мониторинга, определения размеров платы за лесные пользования, уполномоченному государственному органу в области лесного хозяйства и его территориальным органам, местным исполнительным органам областей (города республиканского значения, столицы) и уполномоченному органу в области государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.039 с.)