Раскройте понятие и цели экологической экспертизы в РК. Дайте общую характеристику государственной экологической экспертизы. Дайте общую характеристику общественной экологической экспертизы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте понятие и цели экологической экспертизы в РК. Дайте общую характеристику государственной экологической экспертизы. Дайте общую характеристику общественной экологической экспертизы.



экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий;

Экологическая экспертиза проводится в целях:

1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.

В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

1) предпроектная и проектная документация намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями, определенными статьей 37 настоящего Кодекса;

2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

3) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;

4) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических, документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

5) проекты контрактов на проведение операций по недропользованию;

6) проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории;

7) биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира;

8) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;

9) материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;

10) проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан;

11) документация по применению технологий, техники, за исключением транспортных средств, и оборудования, перемещаемых (ввозимых) в Республику Казахстан.

Объекты государственной экологической экспертизы проходят повторную государственную экологическую экспертизу в случаях:

1) доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

3) на основании судебного решения.

Общественная экологическая экспертиза - вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.

Общественная экологическая экспертиза рассматривает любую хозяйственную и иную деятельность на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.

Выбросы парниковых газов не являются объектом общественной экологической экспертизы, за исключением выбросов веществ, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, в качестве загрязняющих.

Инициатором общественной экологической экспертизы могут выступать физические лица или общественные объединения, интересы которых затрагиваются в случае реализации объекта общественной экологической экспертизы.

6 Понятие и функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Дайте общую характеристику экологическим нормативам, предельно допустимым нормам. Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на бла­гоприятную окружающую среду проявляется прежде всего, в про­цессе реализации соответствующих правовых предписаний. Функция управления представ­ляет собой постоянное направление деятельности по обеспече­нию охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания. К таким относятся: 1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;2) экологическое нормирование;3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды;4) государственную экологическую экспертизу;5) выдачу экологических разрешений;6) государственный экологический контроль;7) систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий;7-1) квотирование выбросов парниковых газов;7-2) инвентаризацию парниковых газов;7-3) установление рыночных механизмов сокращения выбросов и поглощения парниковых газов;7-4) систему мониторинга фактических объемов выбросов и поглощения парниковых газов;8) государственный экологический мониторинг;9) государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;10) экологическое образование и просвещение. Экологическое нормирование - система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степени воздействия на нее; Целью экологического нормирования являются регулирование качества окружающей среды и установление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия.В процессе экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов. качество окружающей среды - характеристика состояния окружающей среды;нормативы качества окружающей среды - показатели, характеризующие благоприятное для жизни и здоровья человека состояние окружающей среды и природных ресурсов;К нормативам качества окружающей среды относятся:1) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций, включая радиоактивные вещества, ориентировочно безопасных уровней химических веществ;2) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиоактивности, тепла и иных физических воздействий;3) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов, которые регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, гигиеническими нормативами:бонитет почв, содержание гумуса, показатели водной и ветровой эрозии почв, их заболачивания, засоления, осолонцевания и другие почвенные характеристики земель;лесистость и облесение территории, захламленность леса, санитарное состояние лесов, другие количественные и качественные показатели отдельных участков лесного фонда;нормативы качества воды для использования в питьевых и иных целях;иные нормативы состояния природных ресурсов, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;4) иные нормативы качества окружающей среды, пред-ные закон-ом РК. Предельно допустимые нормы - это своего рода вынужденный компромис, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

7 Дайте общую характеристику экологических нормативов, предельно допустимые нормы. Дайте общую характеристику экологического мониторинга. В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие — лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды. Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения. Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.Норма — это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.Нормативы качества — предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.). Предельно допустимые нормы — это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека. Экологический мониторинг - систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействия на нее; Государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, растительный и животный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов — многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Содержание Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов составляют следующие подсистемы мониторинга:1) мониторинг состояния окружающей среды;2) мониторинг природных ресурсов;3) специальные виды мониторинга. Мониторинг состояния окружающей среды включает в себя следующие виды:1) мониторинг состояния атмосферного воздуха;2) мониторинг состояния атмосферных осадков;3) мониторинг качественного состояния водных ресурсов;4) мониторинг состояния почв;5) метеорологический мониторинг;6) радиационный мониторинг;7) мониторинг трансграничных загрязнений;8) фоновый мониторинг. Мониторинг природных ресурсов включает в себя следующие виды:1) мониторинг земель;2) мониторинг водных объектов и их использования;3) мониторинг недр;4) мониторинг особо охраняемых природных территорий;5) мониторинг горных экосистем и опустынивания;6) мониторинг лесов;7) мониторинг животного мира;8) мониторинг растительного мира. К специальным видам мониторинга относятся:1) мониторинг военно-испытательных полигонов;2) мониторинг ракетно-космического комплекса «Байконур»;3) мониторинг парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществ;4) санитарно-эпидемиологический мониторинг;5) мониторинг климата и озонового слоя Земли;6) мониторинг зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;7) космический мониторинг.

8 Дайте понятие и особенности юридической ответственности за экологические правонарушения в РК. Дайте общую характеристику административной ответственности за нарушение экологического законодательства в РК. Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере – экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды). Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие. Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение. В соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое данным Кодексом предусмотрена ответственность. Административная ответственность наступает лишь за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного КоАП РК. В частности, Кодекс РК об административных правонарушениях предусматривает такие нарушения, как:нарушение правил проведения операций по недропользованию, а также условий контрактов на недропользование;нарушение установленных стандартов, норм и иных экологических требований по охране окружающей среды;уклонение от проведения мер по ликвидации последствий экологического загрязнения;

превышение нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу либо выброс загрязняющих веществ без разрешения;невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы;невыполнение требований природоохранного режима использования земель;нарушение сроков возврата временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;проведение работ по геологическому изучению недр без заключения контракта;нарушение правил по учету состояния недр и наличия запасов полезных ископаемых;нарушение правил по приведению горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее их сохранность и безопасность населения.Пределы санкций за экологические административные правонарушения для физических лиц (должностных лиц) ограничиваются штрафом в размере до тридцати месячных расчетных показателей. Для юридических лиц устанавливается ответственность в виде штрафов в размере до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.При этом Налоговый кодекс РК за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов предусматривает десятикратное увеличение ставок платы.

9 Раскройте особенности и виды юридической ответственности за экологические правонарушения в РК. Дайте общую характеристику уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства в РК. Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:· противоправность поведения;· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.Виды юр.ответ-ти: 1.Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами.2. Материальная ответственность также регулируется ТК РК.Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением..3 Административная ответственность наступает лишь за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного КоАП РК.4 Гражданско-правовая ответственностьПомимо административной и уголовной, законодательство Казахстана предусматривает и применение гражданско-правовой ответственности. Данная ответственность выражается в возмещении ущерба, причиняемого природной среде незаконными действиями граждан и юридических лиц.

5Уголовная ответственность. В случае, если последствия экологического правонарушения носят довольно значительный характер, и предусматривают признаки уголовно наказуемого деяния, тогда к виновному лицу возможно применение уголовной ответственности. При этом уголовная ответственность может быть наложена только на физическое лицо.Уголовный кодекс предусматривает применение ответственности за такие виды нарушений, как:нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации различных объектов;нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха;нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;

уклонение от проведения или ненадлежащее проведение дезактивирующих или иных восстановительных мероприятий в местностях, подвергшихся экологическому загрязнению, лицами, на которых возложена обязанность проведения таких мероприятий, повлекшие смерть человека, либо массовые заболевания людей, либо иные последствия для окружающей среды.

В уголовном законодательстве за экологические преступления наказание предусматривает санкции в виде штрафов до одной тысячи месячных расчетных показателей, лишение права занимать определенные должности, либо лишение свободы на срок до восьми лет. Также за данное нарушение предусмотрена санкция в виде исправительных работ на срок до двух лет.

10 Раскройте понятие и цель экологической безопасности в РК. Дайте понятие и общую характеристику мер по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду; Целью государственной политики в области экологической безопасности является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:снижение антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя Земли;сохранение биоразнообразия и предотвращение опустынивания и деградации земель;реабилитация зон экологического бедствия, полигонов военно-космического и испытательного комплексов;предупреждение загрязнения шельфа Каспийского моря;предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;ликвидация и предотвращение исторических загрязнений, загрязнения воздушного бассейна, радиоактивного, бактериологического и химического загрязнений, в том числе трансграничного;сокращение объемов накопления промышленных и бытовых отходов;предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераРешение поставленных задач достигается путем:совершенствования и систематизации законодательства Республики Казахстан, экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля и экологического мониторинга;оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы;развития научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, экологической статистики, экологического образования, экологической пропаганды и участия общественности;расширения международного сотрудничества. Экологически безопасное развитие государства базируется на следующих принципах:экосистемный подход к регулированию всех общественных отношений для устойчивого развития государства путем внедрения научно обоснованного комплекса ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов и обеспечивающих сбалансированное управление качеством окружающей среды;подчиненность региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз;обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека (платят природопользователи и загрязнители);эколого-экономическая сбалансированность развития и размещения производственных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования);обязательность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с последующими экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизами;обеспечение доступа населения к экологической информации и его участия в решении экологических проблем;партнерство в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права. Меры по обеспечению экологической безопасности -действия, снижающие уровень экологической опасности или направленные на снижение потенциальной возможности возникновения экологической опасности. М по о..э.б. включают в себя комплекс экологических, экономических, юридических и социальных законов и нормативов, обеспечивающих снижение экологической опасности, а также деятельность по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Основными направлениями обеспечения экологической безопасности является экологизация экономики, законодательства и общества. Экологизация экономики заключается в обеспечении устойчивого экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно-экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшение воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии. Экологизация законодательства Республики Казахстан заключается в учете экосистемного принципа в правовом регулировании общественных отношений и достигается путем совершенствования и систематизации законодательства Республики Казахстан. Экологизация общества - это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.016 с.)