ТОП 10:

Раскройте понятие и особенности водопользования в РК. Распишите виды объектов и субъектов водных отношений.



Водопользование — использование водных ресурсов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для удовлетворения собственных нужд и (или) коммерческих интересов физических и юридических лиц. Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти1. По кругу субъектов выделяются:1) право общего водопользования;2) право специального водопользования;3) право обособленного водопользования;4) право совместного водопользования.2. По основаниям возникновения выделяются:1) право первичного водопользования;2) право вторичного водопользования.4. Право общего водопользования для гражданина возникает с момента его рождения и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах. Объектами водных отношений являются водные объекты, водохозяйственные сооружения и земли водного фонда.2. Водные объекты подразделяются на:1) поверхностные водные объекты;2) подземные водные объекты;3) морские воды Республики Казахстан;4) трансграничные воды.3. В зависимости от видов пользования водные объекты подразделяются на:1) водные объекты общего пользования;2) водные объекты совместного пользования;3) водные объекты обособленного пользования;4) водные объекты особо охраняемых природных территорий;5) водные объекты особого государственного значения;6) водные объекты государственного лесного фонда. В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей. Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах об­щего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, на­ходящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся вод­ные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью .Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обо­собленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве му­ниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты об­щего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении .Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

Понятие и общая характеристика права государственной собственности на объекты природы. Государство – субъект права собственности на объекты природы. Понятие и общая характеристика права частной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела. Право государственной собственности установ­лено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. Соответственно к природным ресурсам РК могут относиться:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению республиканских органов государственной власти;
- земельные участки, занятые энергетическими, транспортными и космическими системами (кроме российских), объектами ядерной энергетики, связи, метеослужбы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в собственности государства;
- земельные участки, водные и иные природные объекты государственных природных заповедников, национальных природных парков, природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий РК;
- виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу РК;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РК, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных актов по их охране;
- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;- водные объекты, расположенные на территории страны, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
- иные природные ресурсы.

Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права муниципальной и частной собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые основания приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например, конфискация или присвоение бесхозяйного земельного участка). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы носит всеобъемлющий характер, так как, будучи одновременно политическим органом и собственником, государство само, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены правомочия, и в каких формах они будут осуществляться.Объектом права государственной собственности на недра выступает государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входит часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов, месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения полезных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Объектом права собственности государства на воды выступает государственный водный фонд, который составляют все воды (водные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды, внутренние моря .

Право собственности распространяется не на все существующие в природе воды вообще, а лишь на те воды, которые могут быть индивидуализированы, т.е. на водные объекты. Объектом права собственности государства на леса выступают все лесные массивы в пределах территории РК, которые не переданы в коммунальную или частную собственность.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.003 с.)